Лекция для студентов. Методология педагогики и методы научно-педагогического исследования.
план-конспект занятия по теме

Шибаева Анна Петровна

В данной лекции представлен материал о методологии педагогики, раскрыто понятие "методы научно-педагогического исследования", представлена характеристика методов.

На данном занятии используется ИКТ и технология В.Ф.Шаталова (опорные схемы).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема.  Методология педагогики и методы научно-       педагогического исследования.

Цели:

1) формировать у студентов представление о методологии и методах научно-педагогического исследования;

2) способствовать развитию профессиональных и общих компетенций, саморефлексии,  познавательных психических процессов;

3) способствовать формированию мировоззрения обучающихся.

Основные понятия: метод, методология, теоретические методы, эмпирические методы, наблюдение, опрос, анкетирование, беседа, эксперимент, тестирование, индуктивные и дедуктивные методы, математические методы, статистические методы, методы теоретического анализа.

Технологии обучения: ИКТ,  технология опорных сигналов (схем) В.Ф.Шаталова

Оборудование: опорные схемы, карточки с заданиями, презентация «Методы научно-педагогического исследования».

Вид занятий:  лекция

Литература:

1)  Подласый И. П. Педагогика. – М.: ВЛАДОС, 2004 с. 44-69

3)  Педагогика: учеб./ Под ред. Л. П. Крившенко.- М.: Проспект, 2008 с. 54-60

4) Коджаспирова Г. М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах.- М.: Айрис-прес, 2006 с. 46

5) Сластенин В.А. Педагогика. – М.: Академия, 2002 с. 80-100

Ход занятия.

1. Организационный момент. Постановка задач.

2. Повторение пройденного материала.     Фронтальный опрос.

  1. Что изучает педагогика?
  2. Каковы задачи педагогики?
  3. Назовите предмет изучения педагогики.
  4. Назовите объект изучения педагогики.
  5. Назовите основные педагогические категории.
  6. Что называют воспитанием?
  7. Что такое обучение?
  8. Что такое ЗУН, дайте определение каждому компоненту.
  9. Что такое образование?
  10.  Что такое развитие личности?
  11.  Что называют формированием?
  12.  С какими науками тесно связана педагогика?
  13.  Назовите основные отрасли педагогики.

4. Сообщение темы.

5. Изучение нового материала.

Показ презентации «Методы научно-педагогического исследования»  (Слайд 1)

План лекции (Слайд 2)

  1. Понятие о методологии педагогики.
  2. Понятие о методах педагогического исследования.
  3. Классификация  и общая характеристика методов педагогики.

3.1 Эмпирические (практические) методы.

3.2. Теоретические методы.

  1. Практическое использование методов педагогики.

  1. Понятие о методологии педагогики

     Наука может развиваться лишь в том случае, если она будет пополняться все новыми и новыми фактами. Точность полученного знания зависит  прежде всего от выбора методологии исследования.

     Методология педагогики  (слайд 3)

-  от греч. methodos – путь исследования или познания, теория, учение  и logos – слово, понятие.

- это учение о принципах построения, формах и способах научно – познавательной деятельности.  (Виталий  Александрович Сластенин)

- это система знаний об основных положениях педагогической теории, а также путях внедрения добытых знаний в практику воспитания, обучения и образования.        (Галина Михайловна Коджаспирова)

- это учение о принципах построения, формах и способах научно – исследовательской деятельности.  (Павел Иванович Пидкасистый)

     Методология науки дает характеристику компонентов исследования: объекта и предмета, цели и задач исследования, совокупности методов исследования.

     Самым важным признаком методологической культуры учителя остается умение и желание пользоваться научными педагогическими знаниями для анализа и совершения своей работы.

     Методологическая грамотность – это предпосылка плодотворной работы.

Учителю важно представлять, как связаны педагогическая наука и практика, какое место занимает педагог в этой связи, какое применение могут найти методы исследования в его практической работе.

  1. Методы педагогического исследования.

     При проведении педагогического исследования используются определенные научные методы.

     (Слайд 4) Метод - от греч. methodos – путь исследования или познания.

- это сами способы изучения педагогических явлений (воспитание, обучения, образования, ЗУН, формирование, развитие и т.д.)   (Виталий  Александрович Сластенин)

- это способы познания объективной реальности (Павел Иванович Пидкасистый)

- это способы получения научной информации с целью построения научной теории. (Лина Поликарповна Крившенко)

     В педагогике широко применяются как собственно педагогические методы, так и методы, привлекаемые из других наук: психологии, социологии, физиологии, математики и др.

3. Классификация методов педагогики (Слайд 5)

     Методы условно можно разделить на  два уровня:  эмпирические (практические) и теоретические.

 Эмпирические методы служат средством сбора научно-педагогических фактов, которые подвергаются теоретическому анализу.

 Эмпирические (практические)  методы (Слайд 6) – позволяют получить конкретные данные, практический материал для исследования.

  1. Методы сбора и накопления данных

 (наблюдение, беседа, анкетирование, интервьюирование, тестирование)

Наблюдение – целенаправленное систематическое изучение определенного педагогического явления. Это наиболее доступный и распространенный метод. Может являться основным методом и вспомогательным.

Условия проведения наблюдения:

- длительность;

- систематичность т.е. не ограничиваться разовым «снимком» наблюдаемого, обнаруживать изменение и развитие и развитие наблюдаемого за определенный период;

- целенаправленность наблюдения т. е. из общей картины наблюдатель выделяет отдельные стороны, которые анализирует, оценивает и объясняет;

- комплексность наблюдения т. е. следует не выпускать из поля зрения ни одной существенной стороны наблюдаемого;

Этапы наблюдения:

  1. Определение задач и цели (для чего и с какой целью ведется наблюдение)
  2. Выбор объекта предмета и ситуации (что наблюдать)
  3. Выбор способа наблюдения (как наблюдать)
  4. Выбор способа регистрации (как вести записи)
  5. Отработка и интерпретация полученной информации (каков результат)

Как любой метод, наблюдение имеет свои позитивные и негативные стороны.

Достоинство этого метода состоит в том, что позволяет:

- изучить предмет в целостности;

- в естественных условиях;

Недостаток этого метода в том, что:

- не позволяет охватить большое количество лиц, явлений;

- требует много времени;

- существует вероятность ошибок, связанных с личностью наблюдателя.

Задание (Слайд 7)

Какое наблюдение можно отнести к  методу научного исследования?

  1. Дежурный учитель наблюдает за порядком  в столовой.
  2. Педагог ведет наблюдение за развитием школьников при изучении отдельных тем курса с помощью компьютерных программ
  3. Классный руководитель наблюдает за опрятностью одежды школьников
  4. На экскурсии учитель биологии вместе с учениками наблюдают за поведение муравьев
  5. Молодой учитель наблюдает за действиями опытного коллеги при изложении трудного учебного материала

 (Слайд 8) Методы опроса – беседа, интервью, анкетирование.

Беседа как метод исследования позволяет выяснять мнение и отношение, как воспитателей, так и воспитуемых, что может составить более глубокое представление о сущности и причинах этих явлений.

Требования к беседе.

- предварительная подготовка

- умение вызвать собеседника на откровенность

- нецелесообразность постановки вопросов «в лоб»

- четкость вопросов, тактичность, доверительность.

Беседа проводится по заранее намеченному плану, ответы не записываются.

Задание ( Слайд 9)

Какие из приведенных ниже бесед можно назвать методом научно-педагогического исследования? Почему?

  1. Беседа классного руководителя о воспитании детей в семье
  2. Беседа учителя с опоздавшими на урок учениками
  3. Беседа с учениками о правилах поведения в общественных местах
  4. Беседа  учителя с учениками, в процессе которой выясняется, как они понимают правила техники безопасности
  5. Беседа с учителем, в процессе которой выявляются эффективные приемы стимулирования интереса школьников к изучаемому материалу
  6. Беседа директора школы с мальчиком, обидевшим девочку
  7. Беседа классного руководителя о правах и обязанностях школьника.

     Разновидностью беседы является интервьюирование (Слайд10)

Исследователь придерживается заранее намеченных вопросов, задаваемых в определенной последовательности. Ответы можно открыто записывать

Недостаток с помощью этих методов ученые получает сравнительно ограниченное количество данных, относящихся к небольшому числу обследуемых.

Нередко возникает необходимость провести массовое изучение тех или иных вопросов. В этих случаях используется метод анкетирования.

Анкетирование (Слайд 11) – метод массового сбора  материала с помощью специально разработанных опросных листов (анкет). Применяются различные типы анкет:

- открытые, требующие самостоятельного конструирования ответа

- закрытые, в которых приходится выбирать один из ответов

- полузакрытые (полуоткрытые) – даются готовые ответы и можно добавлять собственные ответы

- именные, требующие указывать фамилию испытуемого

- анонимные – без указания автора ответов

   

Задание (Слайд 12)

Проанализируйте составленную учителем анкету для школьников. Какие вопросы в ней лишние? Предложите свой вариант.

  1. В какой школе ты учишься?
  2. Какой последний кинофильм ты посмотрел?
  3. Что движет твоими поступками?
  4. Как часто ты чистишь зубы?
  5. Нравится ли тебе профессия учителя?
  6. Тебе нравится история или география?
  7. Сколько книг ты читаешь в месяц?
  8. Сколько времени у тебя уходит на выполнение задания по физике?
  9. В котором часу, по–твоему, должен начинаться первый урок?
  10.  Чем ты занимаешься после школы?

Тестирование (Слайд 13) – целенаправленное, одинаковое для всех обследование, проводимое в строго контролируемых условиях, позволяющее объективно измерять изучаемые характеристики педагогического процесса.

Тест (от англ. test – испытание, исследование) Обычно состоит из относительно коротких испытаний, в качестве которых могут выступать различные задачи, вопросы, ситуации. Случайно подобранный набор заданий нельзя назвать тестом.

Виды тестов

- тесты успеваемости

- тесты элементарных умений

- тесты для диагностики уровня обученности – выявление степени выраженности ЗУН

- итоговый тест – содержит большое число вопросов и предлагается после изучения крупного раздела учебной программы.

2. Методы контроля и измерения (Слайд 14)

(шкалирование, срезы)

Шкалирование -  присвоение баллов или других цифровых показателей исследуемым характеристикам.

Срезы

  1. Методы обработки данных (Слайд 15)

Математические

Статистические

Графические

Табличные

  1. Методы оценивания (Слайд 16)

Самооценка

Рейтинг

Педагогический консилиум

5. Методы внедрения результатов исследования в педагогическую практику (Слайд 17)

Педагогический эксперимент  (слайд 18)

Это специально организованная проверка того или иного метода

Виды эксперимента

Естественный – в условиях обычного образовательного процесса

Лабораторный – это создание искусственных условий для проверки того или иного метода обучения, когда отдельные учащиеся изолируются от остальных.

     В зависимости от решаемых задач лабораторный и естественный эксперимент может быть:

Констатирующий – выявляет существующие педагогические факты на данный момент времени.

Формирующий (обучающий, преобразующий) – это активное формирование чего – то.

Контрольный – позволяет выявит количественные и качественные изменения произошедшие в ходе проведения опытной работы.

Этапы эксперимента

  1. теоретический (постановка проблемы, определение цели, объекта и предмета исследования, его задач и гипотез)
  2. методический (разработка методики исследования и его плана, программы)
  3. собственно эксперимент (проведение серии опытов, создание экспериментальной ситуации, наблюдение)
  4. аналитический – количественный и качественный анализ, интерпретация полученных фактов, формулировка выводов и практических рекомендаций.

Опытное обучение

Масштабное внедрение

Анализ результатов деятельности учащихся (Слайд 19): письменных, графических, творческих, контрольных работ, рисунков, тетрадей по отдельным дисциплинам и т.д. Эти работы могут дать необходимые сведения об индивидуальности учащегося, о его достигнутом уровне ЗУН по изучаемому предмету.

Изучение школьной документации (личных дел, медицинских карт, классных журналов, ученических дневников и т. п.) все это вооружает исследователя некоторыми объективными данными.

 

Изучение и обобщение педагогического опыта (Слайд 20) Этот метод направлен на анализ состояния практики. Выделяют 2 вида передового опыта:

Педагогическое мастерство – это рациональное использование рекомендаций науки и практики.

Новаторство – это методические находки.

 

    Теоретические методы (Слайд 21)  - позволяют уточнить, систематизировать научные факты, объяснить явления, установить взаимоотношения между различными понятиями и гипотезами, выделить из низ наиболее главные и второстепенные.

 Охарактеризуем некоторые теоретические методы.

Анализ – мысленное разложение изучаемого явления на отдельные признаки и качества.

Синтез – мысленное соединение признаков и свойств явления в целое.

Анализ и синтез тесно взаимосвязаны между собой в любом научном исследовании.

Сравнение – установление сходства и различия между рассматриваемыми явлениями. При сравнении необходимо определить основу сравнения – критерий.

Абстрагирование – мысленное отвлечение какого-либо свойства или признака предмета от других его признаков, свойств, связей.

Конкретизация -  мысленное воссоздание вычлененных предметов.

Обобщение -  выделение в процессах и явлениях главных черт.

Моделирование – исследование процессов и явлений при помощи реальных или идеальных моделей.

Индукция – движение мысли от частных движений к общему выводу.

Дедукция – движение мысли от общего суждения к частному выводу.

6.Повторение изученного  материла (использование опорных схем)

Повторите материал  по опорной схеме и постарайтесь его воспроизвести. Выслушиваю ответы нескольких обучающихся.

7.Практическая направленность занятия.

  Практическое применение методов исследования учителем.

Приведите примеры  использования учителем методов исследования.

8. Задание на дом.

    Составьте опорную схему по теме «Методы научно-педагогического  исследования».

9.Итог занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно - педагогическое исследование. Учебно - методический комплекс "ГЕО".

Научно - педагогическое исследование. Учебно-методический комплекс «ГЕО», как средство повышения уровня знаний студентов по Геодезии и Автоматизированной обработке землеустроительной информации.[...

Методы научно-педагогического исследования

Презентация к выступлению о методах научно-педагогического исследования...

Научное педагогическое исследование

Презентация к выступлению о научном педагогическом исследовании...

Лекция для студентов.Педагогика как наука

Лекция предназначена для студентов педагогических специальностей...

Лекция для студентов. Понятие о педагогике как науке

Данная лекция раскрывает понятие о педагогике, объект и предмет педагогики,функции ее и задачи....

Лекция для студентов. Инновационные технологии обучения.

Лекция предназначена для студентов и педагогов....

Лекция для студентов. Методы воспитания

В данной лекции представлен материал о методах воспитания, дано понятие о методах воспитания, представлена классификация методов воспитания,их краткая характеристика.  Лекция предназначена для об...