Методика работы с одарёнными детьми в инновационных центрах
статья по психологии (6 класс)
Предварительный просмотр:
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«САРАТОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО»
Факультет психологии
УТВЕРЖДАЮ
Декан факультета
д.пс.н. Аксеновская Л.Н.
_____________________
“_____”__________20__г.
Отчет о прохождении учебной ознакомительной практики
Магистранта
Направление 44.04.03 «Педагогика одаренности»
Ф.И.О. Щипанова Валерия Андреевна
Курс I
Группа 103
Фора обучения заочная
(очной/заочной/очно-заочной)
Проходившего практику в Государственном бюджетном учреждение дополнительного образования «Ленинградский областной центр развития творчества одаренных детей и юношества «Интеллект»».
(Полное наименование учреждения)
с____09.03.2021_____ по____07.03.2021_____
_______ _______ ________ __________________
Оценка дата подпись фамилия
Руководитель практики от кафедры педагогики
(Наименование кафедры)
ФПСГУ Евдокимова Елена Гершечевна
(ФИО руководителя практики)
Саратов 2020 г.
Задание 1. Составление индивидуального плана прохождения производственной практики.
ФИО студента(ки): Щипанова Валерия Андреевна.
Факультет психологии.
Направление: педагогика одарённости.
1 курс, 103 группа.
Место прохождения практики: Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования «Ленинградский областной центр развития творчества одаренных детей и юношества «Интеллект»».
Адрес учебного заведения: 197755, г. Санкт-Петербург, пос. Лисий Нос, ул. Новоцентральная, д. 21/7.
ФИО директора: Рочев Денис Игоревич.
ФИО руководителя прохождения практики в центре «Интеллект»: заведующая заочной математической школой, Мурова Татьяна Александровна.
Ссылка на сайт учебного заведения: https://center-intellect.ru/.
Электронная почта учебного заведения: info@center-intellect.ru.
Индивидуальный план студента-практиканта.
Таблица 1. Индивидуальный план прохождения практики
№ | Вид работы, выполняемой студентом-практикантом | Сроки выполнения | Выполнение работы |
1. | Составление индивидуального плана прохождения учебной практики. Изучение сайта и документов учебного заведения. Выполнение задания 3. | с 9.03.21 по 15.03.21 | |
2. | Ознакомление с основными направлениями работы образовательного центра. Выполнение задания 2. | с 16.03.21 по 21.03.21 | |
3. | Участие в весенней сессии для одаренных детей 6-8 классов в центре «Интеллект». Изучение методов и приёмов работы с одарёнными детьми, а также используемых технологий обучения и воспитания. Выполнение задания 4. | с 22.03.21 по 30.03.21 |
Таблица 1. Продолжение
4. | Анализ документов учебной организации. Знакомство с её структурой и действующими направлениями развития одарённых детей. Выполнение задания 5. | с 31.03.21 по 18.04.21 | |
5. | Участие в качестве члена жюри и организатора математической регаты в областном этапе математического ежегодного турнира «Шаг в математику» на базе образовательного центра «Интеллект». | 04.05.21-05.05.21 | |
6. | Анализ полученных теоретических и практических данных. Написание отчёта по учебной практике. Выполнение задания 6. | с 19.04.21 по 07.05.21 |
Руководитель практики от
факультета ________________________________________ Евдокимова Е.Г
Руководитель практики от образовательного
учреждения________________________________________ Мурова Т.А.
Задание 2. Ознакомление с основными направлениями научно-исследовательской работы преподавателя в образовательных организациях, ориентированных на работу с одаренными детьми, подростками и молодежью (в лицеях, гимназиях), в системе дополнительного образования, в учреждениях социальной сферы и культуры, в университете (краткое описание работы, 2-3 абзаца).
В Ленинградском областном центре развития творчества одаренных детей и юношества «Интеллект» на сегодняшний день существуют следующие направления исследовательской работы преподавателей, ориентированные на работу с одарёнными детьми:
1. Совершенные и разнообразные учебные программы, адаптированные для работы с одарёнными детьми.
2. Ежемесячные конференции, вебинары и семинары, приводящиеся как для преподавателей центра «Интеллект», так и для учителей Ленинградской области.
3. Выездные семинары для учителей Ленинградской области, а также непосредственное взаимодействие с педагогами всех районов Ленинградской области.
4. Проведение ежегодных олимпиад, соревнований и турниров, как для детей, так и для учителей Ленинградской области.
5. Разноплановый подход к обучению и развитию одарённых детей: очная и заочная школа; постоянная поддержка со стороны педагогов; индивидуальный подход к каждому учащемуся.
6. Сотрудничество с образовательным центром «Сириус», а также международное сотрудничество.
7. Работа на базе центра «Интеллект» постоянно действующей площадки для обмена опытом учителей региона, в особенности молодых педагогов.
Задание 3. Реферативный обзор (на 1,5 листа или 2-3 листа) научных исследований об истории и современном положении дел по проблеме одаренности в контексте темы своей ВКР.
Вопрос о проблеме одарённости очень обширен, а история изучения этого понятия весьма объёмна. Поэтому в данной практической части я решила подробно рассмотреть прежде всего развитие термина «одарённость» и плавно перейти к «интеллектуально одарённости», что будет очень важно для написания теоретической части моей ВКР.
Вопрос одаренности не может быть рассмотрен без обозрения темы способностей, поскольку эти понятия очень тесно связаны друг с другом: чаще всего встречается следующая классификация уровней развития способностей: способность, одаренность, талант, гениальность.
Одним из первых углублялся в тему определения способностей Теплов Б.М.. Он определил способности как индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от др., определяющие успешность выполнения деятельности или ряда деятельностей, не сводимые к знаниям, умениям и навыкам, но обусловливающие легкость и быстроту обучения новым способам и приемам деятельности.
Шадриков В.Д. подразумевал под способностями свойства психологических функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, имеющие индивидуальную меру выраженности и проявляющиеся в успешности и своеобразии усвоения и реализации той ли иной деятельности.
С.Л. Рубинштейн же говорил так: «Под способностью в более специальном смысле слова обычно разумеют сложное образование, комплекс психических свойств, делающих человека пригодным к определенному, исторически сложившемуся виду общественно полезной деятельности».
Развитие одарённости плавно начиналось с изучения понятия «способности» и плавно переходило в обособленное понятие «одарённость».
На протяжении нескольких десятков лет многие учёные давали разнообразные определения одарённости. Рассмотрим несколько определений от педагогов-психологов внёсших немаловажный вклад в развитие понятия «одарённости».
Одаренность является следующим уровнем развития способностей. Одаренностью называют своеобразное сочетание способностей, которое обеспечивает человеку возможность успешного выполнения какой-либо деятельности. От одаренности зависит не успешное выполнение деятельности, а только возможность такого успешного выполнения. (А.Г. Маклаков)
Общая одаренность - интегральный уровень развития специальных способностей, который связан с их развитием, но достаточно от них независим. (Ф. Гальтон)
Общая одаренность - уровень развития общих способностей, определяющий диапазон деятельностей, в которых человек может достичь больших успехов. Общая одаренность является основой развития специальных способностей, но сама представляет собой независимый от них фактор. Впервые предположение о существовании общей одаренности выдвинул в середине XIX в. английский ученый Ф. Гальтон. (В. Н. Дружинин)
Хочется отметить, что проблемой одарённости очень вовлечённо занимались такие педагоги-психологи, как: Д.Б. Богоявенская, Л.С. Выгодский (преимущественно детская одарённость), А.М. Матюшкин, П.В. Тюленева (про интеллектуальную одарённость).
Проблема одаренности стала интенсивно разрабатываться в русской психологии в начале XX века. В развитие знаний о детской одаренности существенный вклад внесли многие русские ученыетого времени: М.С. Бернштейн, П.П. Блонский, А.П. Болтунов, С.Г. Геллерштейн, А.П. Нечаев, Г.И. Россолимо, Н.И. Рыбников, П.П. Соколов, И.П. Шпильрейн, А.М. Шуберт, В.М. Экземплярский и др. В это время были переведены на русский язык работы ряда европейских специалистов в этой области: Ф. Гальто- на, Э. Клапареда, Э. Мэймана, В. Штерна и др. Как правило, их книги сопровождались статьями научных редакторов из числа известных русских специалистов в области детской психологии. Например, авторизированный перевод с немецкого книги В. Штерна, изданной в России в 1915 году, был сделан приват-доцентом Московского университета А.П. Болтуновым, а позже, в 1927 году, предисловие к книге Э. Клапареда подготовил научный редактор перевода, профессор Л.Г. Оршанский.
Из русских разработок наибольшую известность в мире получила концепция и методика оценки детской одаренности Григория Ивановича Россолимо. Диагностические методики Г.И. Россолимо предполагали изучение и измерение основных функций: мышления, внимания, воли, восприимчивости, запоминания. В целом, предложенная им система предполагала изучение 11 основных процессов.
Эта диагностическая система была создана в соответствии с представлением Г.И. Россолимо об умственной одаренности. Примечательно, что в сокращенном варианте методики автор делает акцент на три группы процессов, считая их основными. В первую он объединяет внимание и волю; во вторую — точность и прочность восприимчивости; третью составляет система ассоциативных процессов (мышление).
Таким образом, работы данных авторов будут применяться для написания ВКР в контексте определения общей и интеллектуальной одарённости.
Задание 4. Реферативный обзор (на 2-3 листа) истории и современном положении дел о технологиях обучения и воспитания одаренных детей, подростков и молодежи, в контексте темы своей ВКР.
Так как тема моей ВКР преимущественно ориентирована на изучение интеллектуальной одарённости школьников, на практике я присутствовала на занятиях по математике и обществознанию, изучая методы, приёмы и технологии, а также особенность их применения при работе с одарёнными детьми.
Во-первых, хочется отметить, что работа с одарёнными детьми особенна и многогранна. Если в школе это один-два человека из класса, а то и из самой школы, то в центре их достаточно много. Всего на учебной сессии, на которой я присутствовала, было примерно 50-70 человек, включая преподавателей. На самом деле деятельность центра «Интеллект» охватывает более 800-ста детей (примерно как в обычной образовательной школе) со всей Ленинградской области, и это только та часть «уникальных» детей, которую смогли выявить и направить работники данного центра. Работать с ними крайне сложно, обычные методы и приёмы здесь не помогут. Находясь неделю с ними на очной сессии, я прочувствовала насколько одарённые дети разносторонние и многогранные, каждый из них по-своему уникален и важен.
Во-вторых, хотелось бы дать краткое описание образовательного учреждения. Ленинградский областной центр развития творчества одаренных детей и юношества «Интеллект» был создан в 2003 году, когда резко начала чувствоваться нехватка талантов, одарённый и уникальных кадров. На сегодняшний день данный центр сотрудничает со многими организациями для развития одарённых детей, в том числе и заграницей. Большую поддержку центру также оказывают вузы Ленинградской области, в особенности города Санкт-Петербург. В центре преподают исключительно лучшие учителя, преподаватели вузов, в составе работников центра также имеется огромное количество воспитателей. Так как помимо обучения важной частью работы данного центра является не только интеллектуальное развитие одарённых детей, но и их нравственное развитие, организация их досуга и отдыха. На данный момент по всей стране, в том числе и в Ленинградской области идёт активный поиск и развитие одарённых детей. Открываются специализированные учебные заведения, тесно взаимодействующие с Сириусом и с учебными заведениями за рубежом. В Ленинградской области также важным на данный момент проектом является открытие «точек роста» во всех школах региона, направленных прежде всего на интеллектуальное развитие и выявление одарённых детей (например, в нашей школе это специализированный шахматные кружок и лаборатория робототехники).
Поговорим подробнее о современных технологиях обучения и воспитания одарённых детей, а конкретно о тех технологиях, которые применяются в образовательном центре «Интеллект». Я буду рассматривать исключительно направления, связанные с интеллектуальной одарённостью, чтобы применить потом данную информацию для написания своей ВКР.
Главной задачей центра является:
Повышение качества образовательной деятельности Центра «Интеллект» на основе обновления программно-методического комплекса и формирования развивающей образовательной среды.
Решение данной задачи осуществляется путем реализации обновленных образовательных программ и дальнейшего насыщения образовательной среды учреждения новыми образовательными программами, развитием педагогических технологий работы с одаренными детьми.
Образовательная деятельность будет направлена на реализацию следующих дополнительных общеобразовательных программ (конкретно интеллектуальной одарённости):
1. Естественно-научная направленность: «Математика +» (6-8 кл.); «Углубленная олимпиадная и исследовательская математика»; «Математические идеи и методы»; «Хорошая физика»; «Экспериментальная физика»; «Мир взаимодействий от молекулы до биосферы»; «Окружающий мир: структура и функции»; «Учение о химическом процессе»; «Синтез и анализ-основа современной химии».
2. Техническая направленность: «Математические основы программирования»; «Информатика и программирование».
Для реализации данных программ имеется совокупность следующих образовательных форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств:
1. Деятельность по развитию новых форм интерактивнодеятельностного образовательного формата работы с обучающимися: тренинги, игровые образовательные модули, выездные интерактивные школы; практики тьютерства/наставничества, образовательные экскурсии; исследовательские школы, лаборатории, клубы по интересам, сообщества, мастерские.
2. Обновление/разработка дополнительных образовательных программ в соответствии с методическими рекомендациями ОЦ «Сириус».
3. Совершенствование технологий дистанционного обучения по профильным программам и программам подготовки олимпиадных команд.
4. Разработаны образовательные программы подготовки олимпиадных команд по предметам: математика, химия, русский язык, литература, обществознание, право, география, экономика, английский язык, ОБЖ. Приоритетным направлением при реализации программ подготовки к участию в олимпиадах станет:
- более широкое применение в межсборный период опыта дистанционного обучения;
- привлечение к реализации программ подготовки высокопрофессиональных тренеров;
- расширение спектра методических приемов и форм организации работы по подготовке олимпиадных команд, таких как: лекции учёных, занятия в мастер-классах и мастерских известных учителей; творческие встречи, пробные туры (тренировочные олимпиадные работы) проверить работу по критериям ВсОШ и индивидуально разобрать с каждым участником, провести индивидуальные консультации по ним);
- формирование у школьников представления о структуре олимпиады по предметам, типах заданий, особенностях критериев;
- предоставление школьникам возможность написать одну большую
аналитическую работу проверить работу по критериям ВсОШ;
- занятия по решению творческих олимпиадных задач;
- подготовка школьниками устных выступлений; выслушивание каждого обучающегося, оценивание его выступления по критериям олимпиады;
- организация группового взаимодействия школьников и работы в командах с целью снижения узко утилитарного подхода к олимпиаде;
- изучение и использование опыта подготовки олимпиадников в других образовательных центрах;
- организация участия членов олимпиадных команд в программах подготовки других образовательных центров.
Это общие технологии работы с одарёнными детьми. Хочется также немного рассказать о технологиях и методах, которые я пронаблюдала, находясь на весенней сессии в ЗМШ. Учатся в математической школе дети как показавшие хорошие результаты на ежегодной математической олимпиаде, так и дети имеющие математические и интеллектуальные способности. На сессию приезжают учащиеся 6-8 классов и находятся неделю в центре «Интеллект», с полным проживанием. Занятия организованны в виде пар (по 1,5 часа). В день проходит примерно по 3-4 пары, а занятия длятся с 9:00 до 16:30 с перерывами на обед и отдыхом.
Занятия проходят по определённым, ранее назначенным темам. Причём программа, по которой занимаются одарённые математики не идёт вразрез с основной школьной программой, она лишь дополняет её и даёт детям развиваться в интеллектуальном направлении. На рисунке 1 представлено расписание одного из учебных дней и темы лекций.
Рисунок 1
Занятия обычно начинаются с разбора олимпиадных задач (1-2 пары), затем начинается активная практика на ту же самую тему. Практика проходит в виде различных математических игр и соревнований: математическая регата; математический хоккей; математическая драка и так далее.
В конце каждой пройденной темы учащимся даётся контрольная работа, и каждому участнику проставляются баллы. Так как большинство преподавателей на протяжении недели также находятся в центре, то ребята могут приносить решённые задачи даже вечером. Каждое задание разбирается индивидуально. Занятия проходят в достаточно свободной форме, но тем не менее дети достаточно заинтересованы и вовлечены в процесс.
После пар у детей есть свободное время, которое они могут потратить на отдых, либо на решение задач. С 16:30 начинает активно работать команда воспитателей цента. Хотелось бы выдели, что многие дети самостоятельно организовываю тематические площадки и кружки (по желанию) для остальных учащихся (например кружок программирования, творческий кружок и так далее). Так называемые «детские мастерские» дают возможность одарённым детям реализовывать свой талант, а также потребность в важности и признании.
С 19:00 и примерно до 22:00 в актовом зале проходят разнообразные мероприятия. Мне удалось поприсутствовать на тематическом вечере живой музыки, где ребятам также рассказывали интересные басни и повести. Несомненно, подобные мероприятия благотворно влияют на формирование нравственных ценностей детей.
Таким образом, хочется сделать вывод о том, что на данный момент формы и технологии обучения и воспитания одарённых детей обширны, интересны и разнообразны. А образовательные центы для развития одарённых детей направляют свою деятельность не только на интеллектуальное, творческое развитие, но и в большей степени также на нравственное.
Задание 5. Реферативный обзор (на 2-3 листа) диагностического инструментария, позволяющего оценить результативность применения технологий обучения и воспитания одаренных детей, подростков и молодежи, в контексте темы своей ВКР.
Современные методики для диагностики одарённых детей рационально можно разделить на три группы:
1. Для выявления одаренности детей.
2. Для оценки склонностей педагога к работе с одаренными школьниками.
3. Для выявления и распознавания способностей у детей родителями.
Системой работы с одаренными детьми в дополнительном образовании является совместная продуктивная и творческая деятельности педагога и ребенка, педагога и группы, педагога и родителей.
Перечислим несколько основных современных методик, применяемых для диагностики одарённости:
1. Методики самодиагностики. Для этого применяются разнообразные тесты-опросники. Удобство методики в том, что преподаватель и ученик могут самостоятельно определить наличие степень одарённости детей. Рекомендуется применять протестированные тесты-опросники.
2. Тесты-опросники для анализа левого и правого полушария учащегося. Данная методика требует серьёзного и ответственного подхода от учителя-наставника.
3. Методика «Характеристика ученика». Предлагаемая методика разработана в США и используется в школах для одаренных детей. Она создана для того, чтобы помочь учителю систематизировать собственные представления о различных сторонах развития ребенка. Информация, полученная о ребенке по результатам данной учительской оценки, представляет безусловный интерес как для школьного психолога, так и для самого учителя.
4. Методика «Интеллектуальный портрет». Методика адресована педагогам. Она направлена на то, чтобы помочь им систематизировать собственные представления об умственных способностях детей. Параметры, по которым проводится оценка, характеризуют основные мыслительные операции и характеристики мышления, наблюдаемые в ходе взаимодействия с ребенком. Данная методика, как и все методики диагностики одаренности для педагогов и родителей, не исключает возможности использования классических психодиагностических методик, а, напротив, должна рассматриваться как одна из составных частей общего с психологом комплекта психодиагностических методик.
5. Опросник для выявления одаренных учащихся (по Е.Н. Задориной). Предлагаемый опросник может быть использован для выявления одаренных учащихся, начиная с первого класса, так как индивидуальные особенности проявляются у учеников с первых дней пребывания в школе. Периодическое оценивание учащихся позволит проследить за развитием их способностей.
6. Опросник для выявления одаренных школьников (по А.А. Лосевой).
7. Методика оценки общей одаренности. Методика «Карта одаренности» (по А.И. Савенковой).
8. Тест интеллекта «Нарисуй человека» (Ф. Гудинаф).
9. Тест на математические способности Г. Айзенк.
Существует множество разнообразных тестов, методик диагностики одарённости, мною были приведены уже встречающиеся.
В контексте своей ВКР мне бы хотелось начать с самодиагностики, чтобы понимать общий уровень развития школьников, с которыми предстоит работать (а также определение направленности одарённости).
Также в своей работе я могу применить опросник для выявления одаренных учащихся по Е.Н. Задориной. Для моей работы он будет полезен тем, что благодаря ему можно выявить как творческие, так и интеллектуальные способности, а именно:
•способность к анализу и логическому мышлению; абстрактное мышление (способность к обобщениям); математические способности;
•способность к естественным наукам (физике, химии, биологии и т.д.);
•языковые способности (богатый словарный запас, свобода выражения мыслей, легкость овладения иностранными языками);
•учебные способности (быстрая сообразительность, хорошая память, безошибочное воспроизведение, активность);
•технические и конструкторские способности;
•знания, выходящие за рамки школьной программы, в одной или нескольких областях науки, искусства и так далее.
Для оценки и анализа преимущественно математических способностей одарённого ребёнка удобно применить тест на математические способности Г. Айзенка. Хочется отметить, что у него также есть тесты на общую одарённость.
Мне этот тест будет полезен, так как за основу я беру математическую интеллектуальную одарённость.
Задание 6. Составление индивидуального отчета по практике.
Выполнено.
Директор образовательного учреждения
___________________________________________________ Рочев Д.И.
Руководитель практики от образовательного
учреждения________________________________________ Мурова Т.А.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика работы с одарёнными детьми при подготовке к олимпиадам по экономике.
В данной работе, предназначенной для подготовке одарённых детей из профильных социально-экономических классов к творческим проектам, олимпиадам школьного, городского и областного уровня. В данной разр...
МЕТОДИКА РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ОЛИМПИАДАМ ПО ЭКОНОМИКЕ
В статье освещаются вопросы отбора одарённых детей, работа с ними как на уроках, так и во внеурочное время, ньюансы работы с одарёнными именно по экономике....
Работа с одарёнными детьми: опыт, методики, достижения. "Городской математический праздник "Математическая перестрелка" в рамках городской системы работы с одарёнными детьми"
Выступление на 1 съезде учителей математики Самарской области "Реализация концепции развития Российского математического образования", 20.04.2016Выступление на окружной конференции педагогов "Реализац...
Положение о работе с одарёнными детьми в Муниципальном учреждении дополнительного образования центре детского творчества
1. Общие положения.Одарённые дети – это дети, обладающие врождёнными высокими интеллектуальными, физическими, художественными, творческими, коммуникативными способностями...
«Возможности учебного кабинета в образовательном пространстве школы при организации работы с одарёнными детьми. Издательский центр «Пилигрим»
Представление учебного кабинета...
Система работы с одарёнными детьми в рамках общеобразовательного пространства школы, инновационные стратегии поиска и выявления одарённых детей
Глобальные социально-экономические преобразования в нашем обществе выявили потребность в людях творческих, активных, неординарно мыслящих, способных нестандартно решать поставленные задачи и на основе...
Презентация "Содержание и методика работы с одарёнными детьми"
Презентация "Принципы работы с одарёнными детьми"...