Коррекционно-развивающая работа, особенности работы с леворукими детьми
рабочая программа по психологии
Коррекционно-развивающая работа
Особенности работы с «леворукими» детьми
Часто, чтобы адаптировать ребенка в жизни, взрослые стремятся «подогнать» его под общие стандарты. Больше других такому перевоспитанию подвергаются леворукие дети. Правильно ли это? Надо ли их переучивать? Как и чем в первую очередь необходимо помочь леворукому ребенку?
Большинство людей на Земле — праворукие, и только часть — не такие, как все. Они пишут, шьют, едят и делают еще множество дел левой рукой. Так им удобнее, легче. Однако заметив, что ребенок активнее действует левой рукой, родители начинают волноваться.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korrektsionnaya_i_razvivayushchaya_rabota.docx | 33.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Коррекционно-развивающая работа
Особенности работы с «леворукими» детьми
Часто, чтобы адаптировать ребенка в жизни, взрослые стремятся «подогнать» его под общие стандарты. Больше других такому перевоспитанию подвергаются леворукие дети. Правильно ли это? Надо ли их переучивать? Как и чем в первую очередь необходимо помочь леворукому ребенку?
Большинство людей на Земле — праворукие, и только часть — не такие, как все. Они пишут, шьют, едят и делают еще множество дел левой рукой. Так им удобнее, легче. Однако заметив, что ребенок активнее действует левой рукой, родители начинают волноваться.
СЛОВАРЬ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА
Межполушарная асимметрия — функциональная специализированность полушарий головного мозга: при осуществлении одних психических функций ведущим является левое полушарие, других — правое.
Что это — боязнь проблем в будущем или нежелание понять ребенка, неловкость от того, что он «другой»? Чаще всего это непонимание ситуации, нелепые предрассудки или просто незнание. Леворуким всегда было неуютно в «праворуком мире». Иначе как объяснить существующие в разных языках и культурах негативные значения слов «левый», «леворукий»? В латинском, греческом, французском, немецком, английском языках синонимы слова «левый» — «фальшивый», «незаконный», «неловкий», «неумелый», «неуклюжий» и даже «злой», «подлый», «нечестный».
Не настороженность, а интерес, стремление понять леворуких, узнать о них больше, осмыслить различия — это путь цивилизованного отношения к феномену леворукости в наше время.
Переучивать или не переучивать леворуких детей?
Преимущественное владение той или другой рукой определяется не желанием или капризом ребенка, а особой организацией его центральной нервной системы. Поэтому заставлять левшу писать правой рукой — значит вмешиваться в сформировавшуюся, сложную функциональную систему и перестраивать ее без достаточных на то оснований.
В ряде случаев переучивание приводит к развитию невротических расстройств и других форм патологии, например, к возникновению признаков «зеркального» мышления, для которого характерно перевернутое справа налево написание букв или целых слов.
Необходимость переучивать леворуких детей в дошкольных учреждениях и школах в СССР законодательно отменена в 1986 году.
Если принуждать ребенка действовать и писать правой рукой, в его психике могут появиться ранее несвойственные ему признаки астенического состояния: повышенная утомляемость, снижение работоспособности, жалобы на вялость, на «усталость в правой руке», головные боли. Учитывая все сказанное, необходимо четко понимать, к каким негативным последствиям может привести переучивание леворуких детей.
Существует несколько способов выявления ведущей руки. Однако любой опросник — это самооценка, а специальные исследования доказали, что она не всегда совпадает с объективной оценкой рукости. Особенно сложно использовать опросники в работе с детьми. Поэтому предпочтительно проводить комплексную диагностику в ходе непосредственного наблюдения за деятельностью ребенка, отмечая, какая рука более активна, чаще используется, выполняет движения более ловко и точно. Можно использовать систему тестов для определения ведущей руки, разработанную М.Г. Князевой и В.Ю. Вильдавским (приложение).
Тестирование проводится один на один в спокойной, благожелательной обстановке. Не следует акцентировать внимание ребенка на том, что взрослый что-то проверяет. Кроме того, эффективность тестирования во многом зависит от соблюдения некоторых условий. Важно все: где сидит исследователь, что он делает, что говорит и т. п. Наблюдение проводится один на один в спокойной, благожелательной обстановке. Не следует акцентировать внимание ребенка на том, что взрослый что-то проверяет. Начать тестирование можно следующими словами: «Сейчас мы с тобой поиграем» или «Давай-ка мы поработаем вместе, я буду давать тебе задания, а ты постарайся их выполнить».
Как организовать работу с леворукими детьми?
Организуя игровую деятельность, педагог должен учитывать особенности темперамента леворуких детей: повышенную эмоциональность, часто сочетающуюся с ослаблением тормозных процессов и излишней подвижностью. Таких детей надо вовлекать в подвижные игры, давать им разнообразные поручения, требующие переключения внимания, и т. д.
Фактически это зеркальное отражение движений правой руки. При этом ребенок может не осознавать зеркальность в ходе движения, но зеркально написанный текст читает без особого труда, словно он написан правильно. Иногда зеркально он пишет только некоторые буквы или слова и фразы.
У леворукого ребенка можно наблюдать и зеркальное рисование. Особенно это проявляется при копировании одной или нескольких фигур. Части фигуры или сами фигуры он меняет местами: правые — налево, левые — направо. При этом, как и при письме, может не осознавать, что неправильно рисует.
Важно помнить: письмо, почерк — своеобразный индикатор состояния нервной системы ребенка. Интересно, что при ухудшении функционального состояния, при утомлении у неустойчивых правшей, как и у леворуких, «вдруг» может вновь появиться зеркальное письмо. Кроме того, оно часто появляется у переученных левшей.
Способность писать зеркально может сохраняться всю жизнь.
В силу доминирования правого полушария у леворуких школьников ослаблена способность регуляции собственной деятельности, поэтому необходимо чаще проводить сюжетно-ролевые игры, учить соблюдать правила. Игры по правилам не только формируют коммуникативные навыки, но и развивают умения планировать свою деятельность, координировать ее с действиями других детей, помогают ребенку осознать себя среди сверстников, сформировать определенное отношение к себе, своим поступкам.
Когда ребенок учится правильно держать карандаш, ручку, пытается писать, необходимо, чтобы он выполнял эти сложные действия ведущей рукой.
Существуют две манеры леворукого письма. Наиболее распространенная — когда рука находится в положении, аналогичном тому, при котором пишут правой рукой. Лист бумаги располагается вдоль левой руки с наклоном вправо, при этом рука пишущего находится под строкой. В другом случае лист бумаги наклонен влево, а рука и ручка — над строкой, кисть повернута в сторону груди пишущего. Ребенок должен сам избрать ту манеру письма, которая для него более удобна и позволяет не отставать в скорости письма от сверстников. Нередко в самом начале обучения письму ребенок путает правую и левую стороны листа и начинает строку справа. В таких случаях желательно маркировать цветным карандашом левую сторону листа.
Следует помнить: решающее значение в становлении самооценки ребенка имеет оценка взрослых.
В 6–7 лет ребенок еще только учится различать свое эмоциональное состояние, начинает прислушиваться к себе, своим ощущениям, адекватно оценивать себя. Поэтому важно, чтобы оценка, которую сам ребенок приобретает во время деятельности, общения, не расходилась с оценкой взрослых, как это часто бывает в семьях, где неадекватно относятся к леворукости. Оцениваться должен не ребенок как «плохой» или «хороший», а его поступок, результат его работы и т. п.
Низкую самооценку порождают запутанные и противоречивые требования взрослых. От леворукого ребенка часто можно услышать: «я неловкий, неуклюжий», «у меня все плохо получается» и даже «у меня все друзья нормальные, один я — левша». Неудовлетворенность собой, неверие в свои силы, в возможный успех приводят к апатии, нежеланию стараться.
Как готовиться к школе
В школе леворукий ребенок может столкнуться с многими проблемами. Но если в дошкольном детстве взрослые уделяли внимание его полноценному психическому развитию, то серьезных осложнений при овладении учебной деятельностью не будет.
Ребенка с ведущей левой рукой следует учить, опираясь на его врожденную интуицию, эмоциональность, образное мышление, обращая его особенности в достоинства. С возникшими проблемами нужно справляться поэтапно, использовать разнообразные способы обучения и индивидуальный подход.
Следует помнить — леворукий ребенок быстро и по пустякам обижается, переживает из-за любого резко сказанного слова, очень чувствителен к обидам и непониманию сверстников. Он склонен к уединению, испытывает трудности в общении со сверстниками и взрослыми!
Подготовку можно проводить в разных формах: мини-уроки, различного рода игры (в том числе компьютерные), любые другие варианты повседневного общения ребенка со взрослыми. Например: вы вернулись с прогулки — попросите ребенка нарисовать то, что он видел, вылепить из пластилина цветок, дерево, куст. Спросите, что между ними общего, в чем различия.
Занятия должны быть короткими — 1–15 минут (способность ребенка удерживать внимание ограничена), и регулярными — это обеспечит непрерывность обучения. Организуя занятия, следует помнить, что леворукий ребенок эмоционально чувствителен, отличается сниженной работоспособностью, повышенной утомляемостью, ранимостью и тревожностью.
За столом его надо посадить с левой стороны, чтобы он не сталкивался с правым локтем соседа. На занятиях аппликацией важно продумать технику безопасности, например, приготовить ножницы для леворуких. В домашних условиях рабочее место необходимо организовать так, чтобы свет из окна или от настольной лампы падал с правой стороны.
Необходимо учитывать особенности функционального развития леворукого ребенка: он лучше опознает вербальные (словесные) стимулы, чем невербальные (схемы, модули); хуже справляется со зрительно-пространственными заданиями, чем со словесными, путает правую и левую стороны, иногда — верх и низ. Эти понятия он быстро усвоит, например, в игре с мячом: мяч над головой (сверху), мяч у ног (внизу), бросаем вправо (влево), вперед (назад) и т. д. Ребенок легко выполнит подобные задания.
При этом важно зафиксировать его внимание на пространственных категориях.
Специальные исследования свидетельствуют о том, что при проблемном обучении и приобщении к художественному творчеству левши демонстрируют большой творческий потенциал. Поэтому следует поощрять ребенка, когда при рисовании, лепке, в процессе обучения письму и трудовым навыкам он использует левую руку.
Следует учитывать особенности формирования учебных навыков, в первую очередь — навыков письма. Необходимо снизить требования к каллиграфической стороне почерка ребенка. Не требовать правонаклонного письма.
Не стоит настраивать леворукого ребенка только на успехи в школе — возникшие трудности станут для него большим разочарованием. Неудачи могут сломать, вызвать отрицательное отношение к учебе. Все это не только нарушит процесс адаптации в школе, но и приведет к школьному неврозу.
Необходимо разъяснять родителям, что леворукость не может быть препятствием для достижения успеха в жизни. История знает много выдающихся левшей: Гай Юлий Цезарь, Жанна д’Арк, Наполеон,
В. Маяковский, М. Ганди, Ч. Чаплин, С. Эйзенштейн, П. Маккартни, Б. Обама и др. Главное — придерживаться рекомендаций, воспитывая леворукого ребенка.
Памятка для родителей
1. Никогда, ни при каких обстоятельствах не показывайте ребенку негативное отношение к леворукости.
2. Старайтесь придерживаться единой тактики во взаимодействии с ребенком. Раздоры в семье и несогласованность требований родителей всегда осложняют ситуацию.
3. Внимательно наблюдайте за ребенком, старайтесь видеть и различать его состояния, понимать причины огорчений и радостей, его проблем, помогать ему их преодолевать.
4. Помните, что леворукость — индивидуальный вариант нормы, поэтому трудности, возникающие у левши, совсем необязательно связаны с его леворукостью, такие же проблемы могут быть и у праворукого ребенка.
5. Не пробуйте научить ребенка работать правой рукой, тем более настаивать на этом. Переучивание может привести к серьезным нарушениям здоровья.
6. Определить ведущую руку целесообразно в 4–4,5 года и не менять ее, даже если качество письма и рисования не удовлетворяет вас.
7. Научите леворукого ребенка правильно сидеть за рабочим столом, держать ручку, располагать тетрадь. Помните, свет при работе должен падать справа.
8. При обучении письму используйте прописи для леворуких детей. Помните, что методика безотрывного письма в данном случае неприменима.
9. Не заставляйте ребенка читать, если он отказывается, даже если вы уверены, что он знает все буквы. Складывайте буквы из элементов, пишите буквы, играйте с ними — эта работа облегчит ребенку их распознавание и процесс обучения чтению.
10. Ваш ребенок нуждается в особом внимании и подходе, но не потому, что он леворукий, а потому, что каждый ребенок уникален и неповторим. От вашего понимания, любви, терпения, умения вовремя помочь зависят успехи малыша.
Система включает игровые задания, подобранные с учетом способов манипулирования, свойственных детям дошкольного и младшего школьного возраста.
Для большей объективности необходимо соблюдать следующие условия:
1. Ребенок не должен знать, что взрослый что-то проверяет, поэтому предложите ему позаниматься или поиграть.
2. Игра должна быть по правилам: взрослому следует сидеть строго напротив ребенка, а все приспособления, пособия, предметы нужно класть перед ребенком на середину рабочего стола, на равном расстоянии от правой и левой руки. Лучше, если коробочки, бусины, мяч, ножницы и т. п. будут разложены рядом на низком столике, чтобы ребенок не видел их и не отвлекался.
ЗАДАНИЕ 1. РИСОВАНИЕ
В этом задании нужно сравнить качество выполнения рисунков.
Инструкция. Положите перед ребенком лист бумаги и карандаш (фломастер), предложите ему нарисовать то, что он хочет. Не торопите ребенка. После того как он закончит рисунок, попросите его изобразить то же самое другой рукой.
Часто дети отказываются: «я не умею», «у меня не получится». Успокойте ребенка: «Я знаю, что трудно нарисовать такой же рисунок правой (левой) рукой, но ты постарайся». Подбодрите его, скажите, что он делает все верно. Проследите за тем, чтобы ребенок правильно и удобно держал ручку или карандаш, не напрягался при выполнении задания, правильно сидел.
Примечание. Во всех заданиях, приведенных ниже, ведущей рукой следует считать ту, которая выполняет более активное действие. Чтобы не держать в уме результаты в
Задание | Левая рука | Обе руки | Правая рука |
1. | + |
|
|
2. |
| + |
|
3. |
|
| + |
ЗАДАНИЕ 2. ОТКРЫВАЕМ НЕБОЛЬШУЮ КОРОБОЧКУ
Используйте спичечный коробок или коробочки со счетными палочками.
Инструкция. Предложите ребенку несколько коробков, чтобы повторение действия исключило случайность в оценке этого теста.
Задача — найти спичку (фигуру) в одной из коробочек. Ведущей считается та рука, которая открывает и закрывает коробочки.
ЗАДАНИЕ 3. СТРОИМ КОЛОДЕЦ
Инструкция. Предложите ребенку построить колодец из палочек или спичек. Сначала из палочек выстроить четырехугольник, затем выложить второй и третий ряды.
ЗАДАНИЕ 4. ИГРА В МЯЧ
Используйте небольшой мяч (например, теннисный), который можно бросать и ловить одной рукой.
Инструкция. Положите мяч на стол прямо перед ребенком и попросите его бросить вам мяч. Задание нужно повторить несколько раз. Можно бросать мяч в цель, например, в корзину, ведерко, круг.
ЗАДАНИЕ 5. ВЫРЕЗАЕМ НОЖНИЦАМИ РИСУНОК ПО КОНТУРУ
Используйте любую открытку, из которой можно вырезать цветок, зайчика, узор и т. п.
При выполнении задания более активной может быть и та рука, которой ребенок держит ножницы, и та, которой он держит открытку. Ножницы могут быть неподвижны, а открытку ребенок будет поворачивать, облегчая процесс вырезания.
Результат может быть неверным, если размер и форма ножниц не соответствуют руке ребенка. Задание можно заменить, например, предложить ребенку разложить карточки из детского лото.
Инструкция. Все карточки (10–15 шт.) стопкой положите строго на середину стола перед ребенком. Сформулируйте задание: «Возьми все карточки в одну руку, а другой разложи их перед собой».
Ведущей будет рука, которой ребенок раскладывает карточки.
Примечание. Чтобы ему было интереснее, попросите называть то, что нарисовано на карточках.
ЗАДАНИЕ 6. НАНИЗЫВАНИЕ
Инструкция. Предложите ребенку нанизывать бисер или пуговицы на иголку с ниткой или шнурок.
ЗАДАНИЕ 7. ВРАЩАТЕЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ
Инструкция. Предложите ребенку открыть несколько флаконов, баночек (2–3 шт.) с завинчивающимися крышками.
Учтите, что ребенок может держать флакон или баночку за крышку, а крутить сам пузырек.
ЗАДАНИЕ 8. УЗЕЛКИ
Заранее завяжите неплотно несколько узлов из шнура средней толщины.
Инструкция. Предложите ребенку развязать узелки. Ведущей считается та рука, которая развязывает узел.
В этом задании бывает трудно выделить ведущую руку, т. к. развязывание узелков — довольно сложный для ребенка процесс, в котором участвуют, как правило, обе руки.
Можно предложить ребенку составить цепочку из скрепок. В этом случае ведущей рукой он будет присоединять скрепку, а другой рукой держать всю цепочку.
ЗАДАНИЕ 9. СТРОИМ ИЗ КУБИКОВ
Инструкция. Предложите ребенку построить из кубиков дом, ограду, башню, мост и т. п. Ведущей является рука, которой ребенок чаще берет, укладывает и поправляет кубики. При их складывании используются в основном обе руки.
Это привычный вид деятельности для любого ребенка, поэтому можно продублировать задание и предложить конструктор, мозаику с конкретным заданием.
ЗАДАНИЕ 10. ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Задание позволит получить данные о семейной леворукости.
Если в семье есть леворукие родственники (родители, братья, сестры, бабушки, дедушки), поставьте плюс в графу «Левая рука», если нет — в графу «Правая рука». Если в графе «Левая рука» больше 7 плюсов, то ребенок скорее всего леворукий.
Анализ результатов. Если все плюсы в заданиях 2–9 оказались в графе «Левая рука», а в первом (рисование) — в графе «Правая рука», значит, бытовые действия ребенок лучше выполняет левой рукой, а графические — правой. В этом случае, выбирая руку для письма, следует учесть преимущество правой при выполнении графических заданий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа коррекционно-развивающей направленности для индивидуальных занятий дефектологов с детьми с ТМНР
Программа относится к программам социально-педагогической направленности и основана на ведущих положениях общеобразовательной программы, дополнительной общеобразовательной и общеразвивающей адап...
Коррекционно–развивающие технологии в системе работы воспитателя с детьми с ОВЗ
Доклад на методобьединении....
Итоговое психолого-логопедическое коррекционно-развивающее занятия "Я особенный"
В 2016 – 2017 учебном году в ГБОУ "Школа в Капотне" в корпусе Кузнецкий был организован класс педагогической поддержки, для обучающихся с особыми образовательными потребностями.По итог...
КОНСПЕКТ коррекционно-развивающего занятия по развитию связной речи с детьми старшего возраста «Весенние посиделки»
Занятие посвящено знакомству дошкольников с народными промыслами нижегородского края и автоматизации звука ц в связной речи....
Публикация "Коррекционно – развивающие возможности физкультурно-оздоровительной работы с детьми с умственной отсталостью"Лучшие практики воспитания. Дошкольное образование. В 3 частях. Ч. 3: сборник статей
Статья на тему: "Коррекционно – развивающиевозможности физкультурно-оздоровительной работы с детьми с умственной отсталостью....
Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий для обучающихся с ОВЗ и детьми-инвалидами для 1-4, 5-9 классов «Движение к успеху»
Коррекционно-развивающая программа "Движение к успеху" для обучающихся с ОВЗ разработана для началной школы (1-4 классы) и основной школы (5-9 классы), является составной частью образо...
Конспект занятия "Дефектологическое коррекционно-развивающее занятие во 2-ом классе с детьми с ОВЗ"
Конспект деффектологического занятия учителя- дефектолога...