классный час "Одаренность и талант"
классный час по психологии
Конспект классного часа "Одаренность и талант"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
классный час с психологом | 741.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Делать легко то, что для других трудно, — это талант,
делать то, что для таланта невозможно, — это гений.
А. Амиель
Талант не передается по наследству, иначе в искусстве царили бы династии. Нередко от мудреца родится глупец, а сын глупца вырастает мудрым человеком.
Тема: «Одаренность и талант»
Цель: сформировать в доступной форме понятие об одаренности, таланте, способностях, задатках.
Задачи:
1) сформировать понятие об одаренности, таланте, задатках;
2) способствовать желанию развивать в себе одаренность;
3) познакомить учащихся с биографиями одаренных людей;
4) расширить кругозор детей в области психологических знаний.
Оборудование:
- интерактивная доска;
- слайды для демонстрации.
План мероприятия:
- Организационный момент.
- Вводная беседа.
- Основная часть.
- Рефлексия.
- Работа с памяткой.
- Подведение итогов классного часа.
Ход мероприятия.
1. Организационный момент.
Звучит композиция «Sacral Nirvana» — OLIVER SHANTI, ведущие зачитывают стихотворения
Певец в песню душу вложит,
Танцор в танце весь живёт,
Поэт стих о счастье сложит,
В нём душа его поёт.
А художник в буйстве красок,
На холсте мир отразит.
И сюжетом, что из сказок,
В детей, взрослых превратит.
Во всех нас частичка Бога,
Есть во всех талант творить.
Он нам дан как дар в дорогу,
Чтобы легче было жить.
Он — талант, у нас всех разный,
Нужно лишь его открыть.
И поймёшь что мир прекрасный,
И счастливым сможешь быть.
Счастья не бывает много,
Если есть с кем поделить.
Дан талант нам всем от Бога.
Чтобы радость в мир дарить!
2. Вводная беседа.
Вступительное слово классного руководителя.
Здравствуйте дорогие ребята, учителя и гости, которые пришли на наше мероприятие. Ребята! Итак, у каждого человека, помимо учебы, труда, есть свое хобби или любимое занятие. Расскажите, пожалуйста, о своем хобби, любимом деле. (Ответы учащихся)
Одаренным, умным человеком всегда называли того, кто был способен к выдающимся достижениям, мог найти интересный, неожиданный выход из сложных ситуаций, создать что-то принципиально новое, легко приобретал новые знания, делал то, что другим недоступно.
Тема нашего сегодняшнего классного часа «Одаренность и талант».
3. Основная часть.
- Послушайте, пожалуйста, сказку «О цветах способностей».
Сказка о цветах способностей.
В Волшебном Саду Способностей в три разных горшка садовник посадил по одному семени. Это были, конечно, необычные семена: из них должны были вырасти Цветы Способностей.
Из первого - Способность Рисовать, из второго - Способность к Математике, а из третьего - Музыкальная Способность.
Едва только попав в почву, семена начали спорить, кто из них станет самым лучшим цветком.
- Способность Рисовать расцветет пышнее всех, - заявило первое семя. - Я в этом уверено.
- Нет! Думаю, что ты не право, - возразило второе семя. - Цветок самой правильной формы вырастет из меня. Вы скоро в этом убедитесь, ведь во мне заложена Способность к Математике.
- Ах, ну о чем тут спорить, - усмехнулось третье. Только Музыкальная Способность будет поражать своей красотой всех, кто придет в наш Волшебный Сад.
Прошло немного времени, и спор семян разрешился сам собой: в первом горшке красовался изумительный цветок с разноцветными лепестками. Здесь расцвела Способность Рисовать.
(В цветочный горшок «Способность рисовать» поместить цветок из цветной бумаги)
Во втором горшке, где было посажено семя Математической Способности, торчал пока только стебелек с еще нераспустившимся бутоном.
(В цветочный горшок «Способность к математике» вставить стебелёк из цветной бумаги)
А в третьем горшке не взошло ничего. Музыкальная Способность так и осталась зарытой в землю.
(В цветочный горшок «Музыкальная способность» без ничего)
-Как же так? - горестно вздыхало семя Музыкальной Способности. - Почему так получилось?
Эти вздохи услышал веселый садовник и подошел к клумбам.
-Почему? - улыбаясь, спросил он. Почему одна способность расцвела, другая еще никак не раскроется, а третья вообще не дала ростков? Я могу объяснить.
-Неужели? Расскажите, почему так случилось! - откликнулись все три семени.
-Я садовник. А зовут меня Интерес.
(Табличка «Садовник интерес»)
Меня с самого начала привлекло семя Способности Рисовать. Поэтому я больше занимался выращиванием именно этого цветка. Именно я заставил моего помощника Садовника Трудолюбие чаще поливать именно этот цветок.
(Табличка «Садовник трудолюбие»)
Но Трудолюбие в нашем Королевстве — еще малыш, многого не успевает сделать, и поэтому мало занималось остальными Цветами Способностей. Вот и получилось, что благодаря мне - Интересу - и Трудолюбию Способность Рисовать так расцвела.
-Но ведь Способность к Математике дала росток. А я нет. Почему все-таки? - послышался обиженный голосок семени Музыкальной Способности.
-Видно, тут еще и другое повлияло, - ответил садовник. - У Музыкальной Способности меньше внутренней силы к росту, а у Математической этой силы было больше, и Способность дожидается своего часа, чтобы привлечь и меня, и Трудолюбие. Тогда уж и этот цветок расцветает во всем великолепии.
-А как же я? - опять печально спросило третье семя. Садовник Интерес почесал в затылке.
-Надо, наверное, нам и тобой заняться. Растить, развивать. А то ведь не дело это - совсем пустая клумба.
Анализ сказки «О цветах способностей»
-Вспомните начало сказки. Чем первоначально является способность прежде, чем она разовьется (Семенем)
-Все ли способности выросли из семян?
(Совсем не выросла Музыкальная Способность. Способность к Математике дала только росток.)
- Кто так помог расцвести Способности рисовать?
(Садовники Интерес и Трудолюбие)
-Почему, несмотря на отсутствие помощи, все-таки выросла Способность к Математике?
(У нее было больше внутренней силы, чем у Музыкальной способности)
-Отчего Музыкальная способность не смогла взойти из семени?
(У нее не было ни внутренней силы к росту, ни помощи со стороны Интереса и Трудолюбия)
-Итак, на что же похожа способность, которая вырастает и развивается из семени благодаря Интересу и Трудолюбию?
(На цветок)
-Здесь зашифрована волшебная формула способностей:
Семена (Задатки) + Интерес +Трудолюбие = Способности
- Давайте теперь расшифруем, что же означает само слово «Способности».
СПОСОБНОСТИ – это что-то особенное, своеобразное у человека.
-Способным может быть человек к чему-то конкретному: к рисованию, к математике, к литературе, к танцам, к музыке, к спорту.
-Итак, мы побывали в волшебном Саду Способностей и узнали их формулу. Давайте повторим.
-Ребята, каждый человек рождается с какими-либо задатками чему-либо, будь то рисование, музыка, спорт. А что же такое задатки?
ЗАДАТКИ - это зачатки каких-нибудь способностей, качеств.
-Если человек проявляет интерес к своим задаткам, то есть развивает их, то вскоре у него могут появиться способности. Но, однако, необходимым условием в развитии способней является трудолюбие. Трудолюбие и способности могут подарить человеку одаренность. Что же такое одаренность? Как вы понимаете это слово?
ОДАРЕННОСТЬ - это наиболее высокий уровень развития способностей.
-Одаренность человека может привести к таланту. Что же такое талант? Как вы понимаете слово талант? (Свободные высказывания детей)
ТАЛАНТ - это наивысший уровень развития способностей
Что же такое талант? Обратимся к словарю.
Талант — присущие от рождения определённые способности и умения, которые раскрываются с приобретением навыка и опыта.
Два тысячелетия назад под этим словом понималось совсем не то, что мы знаем сейчас.
Талант (τάλαντον, «та́лантон») – в переводе с греческого «весы» или «груз».
Так называлась мера веса, которой в античные времена активно пользовались в Древнем Египте, Греции, Риме, Вавилоне, Персии и других странах. Во времена Римской империи талант равнялся объёму одной амфоры, наполненной до краёв.
Кроме измерения веса, талант использовался и как расчётно-денежная единица в торговле. Постепенно она стала самой крупной в античном мире.
Талант человека со временем стали измерять талантами – и, соответственно, называть – особые качества человека, позволяющие ему заниматься каким-либо делом с любовью, непринуждённостью и удивительным, ни на что не похожим результатом.
- Как вы думаете можно ли стать талантливым, не трудясь? (Свободные высказывания детей)
Беседа об одаренных людях.
- Во всем мире очень много одаренных и талантливых людей. Это и ученые, и музыканты, и актеры, и спортсмены, и писатели.
- Все вы знаете известного скрипача Паганини
Его отец в детстве заметил, что сын проявляет интерес к музыке, что у него есть музыкальный слух. И отец заставлял маленького мальчика по 8 часов в день играть на скрипке. А это ведь очень тяжело. Несомненно, у мальчика были определенные способности к музыке, но маленький Паганини трудился и именно поэтому стал известным всему миру.
- Как вы думаете, можно ли считать талантливым русского поэта Сергея Есенина?
Сергей Есенин — русский поэт. Он родился и вырос в селе Константинове, под Рязанью, на берегу красивой русской реки Оки. Поэт очень любил русскую природу и воспел ее в своих стихах.
Послушайте одно из его стихотворений «Черемуха» и постарайтесь представить себе картину, описанную автором в стихотворении.
«Черемуха» С. Есенин
Черемуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри завила.
Кругом роса медвяная
Сползает по коре,
Под нею зелень пряная
Сияет в серебре.
А рядом, у проталинки,
В траве, между корней,
Бежит, струится маленький
Серебряный ручей.
Черемуха душистая,
Развесившись, стоит,
А зелень золотистая
На солнышке горит.
Ручей волной гремучею
Все ветки обдает
И вкрадчиво под кручею
Ей песенки поет.
-Поделитесь своими мыслями и впечатлениями. (Свободные высказывания детей)
-Согласны ли вы с тем, что такое красивое стихотворение мог написать поистине одаренный человек?
-Все вы знаете великого русского композитора Петра Ильича Чайковского.
Петр Ильич Чайковский родился 25 апреля 1840 года в Предуралье, в заводском поселке Воткинске. Его отец был горным инженером, начальником завода. С раннего детства будущий композитор горячо полюбил родную природу и русскую песню.
-Давайте прослушаем одно из его музыкальных произведений, наверняка вы его знаете и сможете его назвать.
(Звучит композиция «Вальс цветов»)
-Можно ли П.И. Чайковского назвать одаренным человеком? Почему?
- Великий русский художник Василий Дмитриевич Поленов
Был весьма талантливым живописцем. Посмотрите на экран (Картина на экране). Внимательно рассмотрите картину «Заросший пруд». Ее мог нарисовать поистине талантливый человек. Тем более что эту картину художник писал не с натуры, а по этюду. Какая красота! Погруженные в тень, торжественно предстоят перед зрителем вековые деревья, объятые покоем и тишиной. Их густая, словно посеребренная временем зелень не пропускает солнечных лучей, а лишь отбрасывает темную тень на зеркальную поверхность пруда. Вся картина проникнута спокойствием и умиротворенностью. Так и хочется попасть в этот нетронутый уголок природы.
-Понравилась ли вам эта картина? (Свободные высказывания детей)
- Но есть и спортивная одаренность. Каких известных спортсменов вы знаете?
(Свободные высказывания детей)
- Один из спортсменов, о котором я бы хотел вам рассказать - это фигурист, Евгений Плющенко
Несомненно, это одаренный человек. Евгений является Олимпийским чемпионом Турина, многократным чемпионом мира и Европы. Этот человек побил мировой рекорд, набрав наибольшее количество баллов за свое выступление. Однако, когда у него брали интервью, то он сказал, что никогда бы не достиг таких успехов, если бы не труд и упорные тренировки.
- Итак, ребята, какой же вывод мы можем?
Все вы правы. Мы видим, что для того, чтобы стать талантливым человеком, нужно не только иметь способности и быть одаренным человеком, но и много и упорно трудиться. То есть талант — это одаренность плюс труд.
Стоит отметить, что современные учёные выделяют восемь типов таланта, которыми обладают люди в той или иной степени. Ознакомившись с ними и примерив их признаки на себя, мы даже сможем сделать вывод о том, какая профессия нам подходит:
- Вербально - лингвистический (отвечает за способность писать и читать, присущ журналистам, писателям и юристам) ПУШКИН (Демонстрация слайда)
- цифровой (характерен для людей науки) ГАЛИЛЕЙ (Демонстрация слайда)
- слуховой (музыканты, лингвисты, языковеды) МОЦАРТ (Демонстрация слайда)
- пространственный (присущ дизайнерам и художникам) ШИШКИН (Демонстрация слайда)
- физический (им наделены спортсмены и танцоры, эти люди легче обучаются на практике) Месси (Демонстрация слайда)
- личностный (его также называют эмоциональным; отвечает за то, что человек говорит сам о себе) ИСПАНКА (Демонстрация слайда)
- межличностный (люди с этим талантом часто становятся политиками, ораторами, торговцами, актерами) АНТОНИО БАНДЕРАС
(Демонстрация слайда)
- талант окружающей среды (этим талантом бывают наделены дрессировщики, земледельцы) БРАТЬЯ ЗАПАШНЫЕ
(Демонстрация слайда)
Классный руководитель: Большинство талантливы людей проявляли свои способности в своих увлечениях. Увлечения были у многих великих людей. Например, знаменитый хирург Николай Васильевич Склифосовский увлекался садоводством и даже вывел новые сорта яблонь и груш. Еще один врач, Сергей Петрович Боткин, увлекался игрой на виолончели и до 50 лет брал уроки музыки.
Некоторые великие люди прославились именно своими увлечениями. Например, прекрасный врач Владимир Иванович Даль любил собирать русские слова, пословицы, сказки. И прославился он своим толковым словарем, который всем известен сейчас как Словарь Даля. Великий русский композитор Александр Порфирьевич Бородин, автор оперы «Князь Игорь», по профессии был химиком.
А у некоторых великих людей увлечение стало профессией. Известный русский поэт Александр Блок с ранних лет сочинял стихи, а великий Вольфранг Амадей Моцарт с трех лет уже был влюблен в музыку. Известная женщина-математик Софья Ковалевская с детства увлекалась формулами и числами. Петр I был страстным нумизматом. Он собрал большое количество монет. Король Швеции Густав V увлекался вышивкой. Королева Дании – Маргарет увлекалась рисованием. Арнольд Шварйнеггер собирает машинки марки Hammer. Знаменитый академик Ферсман и ученый Альберт Боковиков собирали камни.
Классный руководитель:
Библейская притча о талантах (Демонстрация слайда)
Один богатый вельможа отправляясь в далекую чужую страну, призвал рабов своих, не наемных служителей, а собственных рабов, с которых мог строго взыскать за неисправность, и поручил им имение свое , отдал им на руки свои капиталы: и одному , более ревностному и способному, дал он пять талантов ,другому два , иному один , каждому по его силе и способностям, с тем, чтобы они пустили эти деньги в оборот; и тотчас отправился . В отсутствии господина каждый раб мог действовать свободно, как хотел. Так и было: рабы честные, добросовестные немедленно принялись за дело. Получивший пять талантов пошел , употребил их в дело , пустил их в оборот, и приобрел трудами своими другие пять талантов; точно так же поступил и получивший два и приобрел другие два . Но не так поступил третий: получивший же один талант пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего . Ему не хотелось трудиться, обременять себя заботами, – он хотел воспользоваться отсутствием господина, чтобы предаться праздности на свободе.
«Зарывать свой талант в землю». Как вы понимаете это крылатое выражение?
Давайте теперь немного поиграем, я вам называю характеристику, а вы говорите имя того, кто в нашем классе самый подходящий.
- В нашем классе самым талантливым является…
- Часто меня приятно удивлял своими возможностями……
- Самая одаренная личность в нашем классе – это…
- Лучше всех умеет в классе выслушать, понять и поддержать…
- Если в классе скучно, то значит, в нем отсутствует…
- Мне интересно наблюдать, как у доски отвечает…
- Возможно, мы очень скоро увидим в отличниках…
- Чаще всего мне будет сниться…
- Лучше всех в классе поет…
- Лучше всех танцует…
- Самым добрым человеком в классе, можно назвать…
- Лучше всех в классе рисует…
- Лучше всех в классе читает стихи…
Талант
Талант нуждается в усильях,
На то, чтобы его развить,
Зато потом с ним, как на крыльях,
По жизни можно воспарить.
Когда талантлив - всё отлично:
Ты смел, удачлив и силён.
И совершенно безразлично,
Каким талантом наделён.
Так пусть талант растёт и зреет,
Велит умнеть – не по годам,
И ежедневно душу греет
И сердце радует всем нам.
Александр Котлин
Таланты могут проявляться не только к рисованию, музыке, иностранным языкам, танцам, но и к тем качествам, которые таит в себе человеческая душа. Это доброта, милосердие, честность, умение любить и понимать окружающих нас людей.
В первую очередь в школе, готовясь к урокам, когда мы выполняем домашнее задание, мы уже проявляем свои таланты.
4. Рефлексия
Упражнение «Мои таланты и увлечения в лучах солнца!»
Каждому ученику выдаётся лист бумаги. В центре листа в круге написано «Я МОГУ!». Ученики рисуют лучи солнца, вдоль которых записывают то, что они могут сделать не просто, а талантливо. Листы прикрепляются на доску и некоторые надписи зачитываются.
Человек может иметь в себе разные таланты – к рисованию, пению, танцам, но давайте не будем забывать и о других талантах – тех сокровищах, которые таит в себе человеческая душа. Это доброта, милосердие, честность, умение любить и понимать окружающих нас людей.
5. Работа с памяткой.
(Демонстрация слайда)
- Больше читайте.
- Будьте любознательными: находите ответы у учителя, родителей, в книгах.
- Посещайте музеи, театры, выставки.
- Интересуйтесь всем, что происходит вокруг.
- Старайтесь уделять больше времени развитию своих способностей.
- Будьте старательны и трудолюбивы.
- И помните: «Терпение и труд - все перетрут».
- И в конце нашего занятия я бы хотела рассмотреть с вами памятки, в которых вы найдете практические рекомендации и советы, как стать талантливыми людьми. И кто знает, может именно из вас вырастет второй Есенин или Чайковский.
6. Подведение итогов.
- С какой темой мы познакомились?
- Как вы поняли, кто такой талантливый человек?
- Оценка классного часа учащимися.
Заключительное слово учителя:
Как мы убедились с вами – каждый человек индивидуален. Каждый талантлив по-своему и, талант, напоминает цветок: (Демонстрация слайда)
У кого-то талант раскрывается сразу, для кого-то нужно время. Создайте свой цветок с лепестками желаемых достижений. И достигая цели, разгибайте каждый лепесток. Распускайтесь! Цветите и пахните! Не зарывайте талант в землю! (Демонстрация слайда)
Я пожелать хочу ребята,
Открыть свой собственный талант.
Занятие любимым делом
Вам много пользы принесёт.
Пусть Вы не станете известным
На всю огромную страну,
Но в жизни может пригодиться
Умение искать, творить, дерзать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Не зарывайте свои таланты" (презентация)
Классный час рассчитан на школьников 5-7 классов. Презентация содержит интересные задания по различным областям знаний: биология, история, география,математика и др....
Классный час в 6 классе на тему "Талант и труд"
Классный час в 6 классе на тему "Талант и труд"...
Презентация к классному часу "Талант, помноженный на мужество"
Презентация к классному часу "Талант, помноженный на мужество"...
Классный час "Наши таланты"
В классе провели мероприятие и познакомились с творчеством ребят....
Классный час "Талант и воля".
В этом учебном году нам предложили 1 сентября провести классный час на тему " Я талантлив".На классном часе мы постараемся поговорить о талантливых людях, о талантливых детях нашего класса...
Презентация к классному часу на тему "Я и мои таланты"
Материал содержит беседу о том, что в каждом человеке природой заложены потенциальные возможности к творческой деятельности, которые необходимо развивать...
Классный час «Калейдоскоп талантов» (6 класс)
Учащиеся знакомятся со значением слова «талант», историей фразеологизма «зарыть талант в землю, интересными историческими фактами. Мероприятие способствует развитию творческих ...