Классный час «Калейдоскоп талантов» (6 класс)
классный час (6 класс) на тему
Учащиеся знакомятся со значением слова «талант», историей фразеологизма «зарыть талант в землю, интересными историческими фактами. Мероприятие способствует развитию творческих способностей учеников,
формирует правильное представление о трудовой деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas._kaleydoskop_talantov.docx | 31.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №3
города Суража Брянской области
Классный час в 6 классе
«Калейдоскоп талантов»
Выполнила
учитель русского языка
и литературы
Кузьменок О. С.
Сураж
2015
Классный час «Калейдоскоп талантов» (6 класс)
- Познакомить учащихся со значением слова «талант», историей фразеологизма «зарыть талант в землю, интересными историческими фактами.
- Формировать у учащихся навыки работы в группе.
- Способствовать развитию творческих способностей учащихся.
- Формировать правильное представление о трудовой деятельности.
Оборудование: презентация, раздаточный материал, выставки работ учащихся (рисунки, поделки, вышивки и т. д.)
- Словарная работа
Калейдоскоп – 1. Оптический прибор – трубка с зеркальными пластинками и цветными стёклышками, при поворачивании складывающимися в разнообразные узоры. 2. Перен. Быстрая смена разнообразных явлений. (книжн.)
Талант – 1. Выдающиеся врождённые качества, особые природные способности. Т. актёра. Музыкальный т. 2. Человек, обладающий такими качествами. Молодые т.
(С. И. Ожегов и Н. Ю. Шведова. «Толковый словарь русского языка»)
- Беседа
- Какое устойчивое сочетание со словом талант вы знаете? (Зарыть талант в землю)
- Что оно обозначает?
(Зарыть талант в землю – не дать развиться таланту, дать ему заглохнуть.)
(С. И. Ожегов и Н. Ю. Шведова. «Толковый словарь русского языка»)
- Каково происхождение этого фразеологизма?
Сообщение учащегося
«Это выражение интересно тем, что в одном слове талант здесь содержатся … два слова, различных не только по значению, но и по происхождению».
В евангельской притче рассказывается о том, как один из рабов некоего господина – в отличие от других, пустивших деньги в ход и умноживших их, - зарыл данный ему талант в землю, так как не хотел обогащать далее хозяина своим трудом. Эта притча и легла в основу устойчивого сочетания слов в переносно-метафорическом значении «погубить свои способности». Здесь слово талант имело вначале своё исходное значение «крупная денежная единица». (Н. М. Шанский. «В мире слов»)
- Великий философ, известный архитектор древности Микеланджело писал: «Статуя есть в каждом камне. Надо только уметь её высечь».
Как вы понимаете эти слова? Согласны ли вы с ними?
- Как вы считаете, люди талантливыми рождаются или становятся?
- Нужно ли развивать свои способности?
- Слово учителя
Мечта может стать жизнью. Примером может служить жизнь немецкого археолога Генриха Шлимана.
Он родился в 1822 году в Северной Германии в семье священника. С детства он страстно любил читать. Из всех книг, собранных отцом, его особенно потрясли «Илиада» и «Одиссея» - поэмы, в которых древнегреческий поэт Гомер примерно в 900 году до нашей эры описал события Троянской войны и героические деяния древних греков. Генрих – ему тогда было около десяти лет – ни минуты не сомневался в действительности того, о чём повествовал Гомер, и он решил, когда вырастет побывать в городе Троя.
Когда он рассказал взрослым о своём плане, они снисходительно посмеялись над ним. «Разве ты не знаешь, - сказали ему, - что история Троянской войны – не более чем легенда и что города Трои никогда не существовало? Это доказано научно! За многие десятилетия от Трои не было найдено ни единого камня, и всё это лишь фантазия Гомера. Поначалу это разочаровало мальчика. Однако чем чаще он перечитывал оба великих творения, тем больше в нём крепло убеждение, что взрослые (и учёные тоже), скорее всего ошибаются. Постепенно он стал мечтать уже не о путешествии в Трою, а о поиске Трои. Генрих замыслил найти Трою и доказать, что в поэмах Гомера описываются действительно происходившие когда-то события, причём не в общих чертах, а в мельчайших подробностях.
Однако долгое время план казался неосуществимым: Генрих очень рано потерял родителей. Оставшись сиротой, он пошёл работать учеником в лавку своего дяди. Когда мальчик сновал между бочками с селёдкой и мешками с картошкой, ему казалось, что Троя даже дальше Луны. Замечтавшись, порой, о благородном Одиссее и сокровищах Приама, он не раз получал подзатыльники от своего дяди, которому важнее был вес мешков с картошкой, чем фантазии его «помешавшегося на Древней Греции» племянника. Шлиман посещал школу недолго, но сумел самостоятельно изучить древнегреческий язык, чтобы читать произведения Гомера в подлиннике, а не в переводе на немецкий. Кроме того, он собрал все книги по археологии, которые сумел раздобыть, и изучил по ним основы этой науки, но при этом выяснил, что археологические раскопки стоят очень дорого. Он же был беден, поэтому первым делом решил стать богатым, иначе Трою смог бы увидеть только во сне.
Шлиман ушёл из дядюшкиной лавки и поступил продавцом в один из торговых домов Амстердама. Будучи человеком трудолюбивым, настойчивым и смекалистым, он быстро рос по служебной лестнице и, накопив некоторую сумму денег, основал собственные фирмы в России и Америке. Наконец, в 41 год он стал обладателем огромного состояния, после чего полностью отошёл от дел и посвятил остаток жизни исключительно осуществлению своей детской мечты: найти и откопать Трою. Как закончилась эта сказочная история известно всем: Шлиман нашёл город, которого, по мнению учёных, никогда не существовало, как раз на том месте, где он, судя по описаниям Гомера, и должен был находиться. Но это ещё не всё. Среди руин города он обнаружил «легендарные» сокровища троянских царей, о которых так часто мечтал среди бочек и мешков в лавке своего дядюшки.
- Чему учит история Генриха Шлимана?
Вывод. Мы рассказали историю Генриха Шлимана, чтобы убедить тебя в том, что ты можешь, несмотря на все сложности и преграды, добиться осуществления своей мечты, если только не откажешься от своих замыслов, не опустишь руки при первых трудностях.
(И. Добротворский. Как развивать свои способности? // Саляхова Л. И. Настольная книга классного руководителя: личностное развитие, учебная деятельность, духовное и физическое здоровье школьника. 5-9 классы. – М.: Глобус, 2008. – с.305-306.)
- Проверка домашнего задания
Люди, которые станут совершенствовать этот мир завтра, пока ещё молоды и никому не известны. Может быть, это вы?
Много есть средь вас талантов:
Живописцев, музыкантов,
Математиков, артистов,
И певцов, и футболистов.
Может каждый отличиться
И известности добиться.
Сегодня у вас есть уникальная возможность проявить свои таланты.
Выступления учащихся
- Слово учителя
Среди вас есть много талантливых ребят, но не все проявили себя: кто-то стесняется признаться, а кто-то ещё не обнаружил в себе особых дарований, находится в поиске.
Сейчас мы с вами попробуем развивать свои способности.
Запомните:
- Не надо постоянно со всеми и каждым соглашаться!
- Не нужно всё и всех отрицать!
- Не становитесь попутчиком!
- Не скрывайте свои таланты, развивайте их!
Способности обнаруживаются только в деятельности. Нельзя говорить, например, о способности человека к рисованию, если его ещё не учили этому. Проявляясь в конкретной деятельности, способности в ней же и формируются.
Поэтому перейдём к деятельности. Предлагаем вам попробовать свои силы в разных областях, испытать радость открытий!
«Эврика!» - это чувство, которое объединяет и Архимеда, и Колумба, и обыкновенного школьника, который решил задачу, и человека, нашедшего интересный факт в океане информации.
- Практическая часть
- Интеллектуальный конкурс
Получив задание, не пугайтесь!
«Вы должны научиться думать только положительно. Утверждение – это отрицание наших убеждений. Освободите себя от отрицательных мыслей и обратите внимание на то, что вы действительно хотите в вашей жизни», - советует психолог Луиза Хей.
Позитивное сознание даёт позитивные результаты! Удачи!
Задание. Решите головоломки
1. | Найдите лишнее слово. ОКАЗ РАНБА СОФАРЕМ ДОЛЬША |
2. | Вставьте в скобки пропущенное число. 234 (333) 567 345 (…) 678 |
3. | Составьте из двух трёхбуквенных фрагментов название вечнозелёного кустарника. ВЕР, ПАД, РЯБ, МАГ, ИНА, ЕСК |
4. | Продолжите числовой ряд: 7, 13, 24, 45, … |
5. | Из пословицы выпали гласные буквы. Расставьте их по местам. Ч т п с ш ь т п ж н ш ь |
6. | Какое число продолжает ряд? 4, 7, 13, 25, 49, … |
7. | Вставьте пропущенную букву. БДЖ ВЕК ГЗ… |
8. | Сложите два четырёхбуквенных фрагмента так, чтобы получилось название танца. ФОКС, ПОЛО, ОВЯК, БАДА, ОНЕЗ, АНГО, КРАК, ЛЬКА. |
9. | Вставьте пропущенное число: 2 8 5 6 8 … 11 |
10. | Какое слово можно поставить перед этими словами, чтобы получились новые слова? СОЛЬ, ТАКТ, ВЕРСИЯ, ВЕКТОР, ВОЙ, ТЕКСТ, ТРАКТ. |
Ответы
- Семафор (коза, баран, лошадь)
- 333 (это разность двух крайних чисел)
- Вереск
- 86 (7*2-1=13; 13*2-2=24; 24*2-3=45; 45*2-4=86)
- Что посеешь, то и пожнёшь.
- 97 (4*2-1=7, 7*2-1=13…)
- Н (разница в 2, потом в 3, затем в 4 буквы)
- Краковяк
- 4 (числа 2, 5, 8, 11 образуются прибавлением тройки, а числа между ними – 8, 6, 4 – вычитанием двойки)
- Кон
Учитель:
- Понравилось ли вам решать головоломки?
- Хочется закрепить успех или испытать себя в более трудных заданиях?
Такие задания развивают наше мышление, логику, интеллект. Это игры для ума. Когда мы сами решаем задачу, которая кажется нам неразрешимой, мы испытываем ни с чем не сравнимое чувство радости. Головоломки, которые вы решали, есть в книге под интересным названием «1000 оригинальных тестов на проверку вашей гениальности». В названии, конечно, есть доля шутки: гениальность – это высшая творческая способность человека. Очевидно, авторы хотели подчеркнуть, что любой человек может почувствовать озарение, испытать радость от работы своего ума. Помните, «никогда не поздно поумнеть», считал английский сатирик Д. Дефо.
- Спортивный конкурс
Физкультминутка (проводят подготовленные ученики)
Чтоб успешно развиваться,
Нужно спортом заниматься.
От занятий физкультурой
Будет стройная фигура.
Нам полезно, без сомненья,
Всё, что связано с движеньем.
Вот поэтому, ребятки,
Будем делать мы зарядку.
Задание. Пантомима
Покажите указанный вид спорта: метание диска, прыжки с шестом, бег с препятствиями,
фигурное катание, стрельба из лука.
- Художественный конкурс
Задание. Создать групповую картину за 3 минуты. Каждый ученик рисует 1 предмет. Свой шедевр прокомментировать.
Учитель. Учёные, изучающие природу творчества, выделили 2 стадии творческого процесса: 1. - длительное наблюдение, размышление, поиск, 2. – озарение, открытие, интуитивно принятое решение. Но чтобы получился этот миг озарения, приходится долго и упорно работать.
- Актёрский конкурс
Задание. Разыграть сценки. На подготовку даётся 3 минуты.
1. Подготовьте инсценировку
Учитель: О, вся троица в сборе! Почему не были три недели в школе?
Ученик 1: Ой, потому что всегда так приятно НЕ прийти туда, где тебя так ждут!
Учитель: Ну а ты что скажешь?
Ученик 2: Так я ж в прошлый понедельник в школе был!
Учитель: Правильно, только прошлый понедельник был в январе, а сейчас уже апрель! (Обращается к третьему ученику.) А что это у тебя за ниточка? (Тянет за верёвочку, которая торчит из кармана ученика, вытягивает гранату.)
Учитель: Ага, так вот кто бросил гранату в кабинет химии!
Ученик 3: Да я просто хотел узнать, есть там урок или нет!
2. Подготовьте инсценировку
Папа: Ну, дочурка, покажи дневник. Что ты сегодня принесла из школы?
Дочка: Да нечего показывать, там всего одна двойка.
Папа (огорчённо): Всего одна?
Дочка: Не волнуйся, папа, я завтра ещё принесу!
3. Подготовьте инсценировку
Внучка: Бабуля, купи собачку!
Бабушка (вяжет на спицах): Да куда я её девать буду?
Внучка: Ну, купи!
Бабушка (не отрываясь от работы): Да чем я её кормить буду? Самой на кефир не хватает!
Внучка: Ну, бабуля, ну, купи-и-и!
Бабушка (убирает спицы): Слушай, продай её кому-нибудь другому!
4. Подготовьте инсценировку
Мама: Ну, как дела сегодня в школе, сынок?
Сын (радостно): Нормально!
Мама: Ты хочешь сказать, что ты сегодня не бегал на перемене как угорелый?
Сын: Не бегал.
Мама: И не квакал под партой?
Сын: Не квакал.
Мама: Не пускал самолётики на уроках?
Сын: Не пускал.
Мама: И не дрался с девчонками?
Сын: Не дрался.
Мама: И в столовой не наливал всем в суп компота?
Сын: Не наливал.
Мама (обескуражено): Что же случилось? (Прикладывает ладонь ко лбу). Ты не заболел?
Сын: (радостно): Да нет, я просто весь день простоял в углу!
5. Подготовьте инсценировку
Учитель: Дети, начинаем устный счёт по математике. Не бойтесь, это не страшно Вопрос на 5 баллов: как называется учебник?
Ученик 1: Не знаю!
Учитель: Вопрос на 4 балла: как зовут авторов учебника?
Ученик 2: Не знаю.
Учитель: Вопрос на 3 балла: сколько углов в треугольнике?
Ученик 1: Не знаю.
Учитель: Ну, наводящий вопрос: три или два?
Ученик 2: Говорили, что не страшно, а сами заваливаете!
Ученик: Марь Иванна, мы тут по 500 баксов скинулись…
Учитель: Зачем это?
Ученик 2: Ну, типа, за каждый балл по 100 долларов!
Учитель: А, тогда получайте по 300 долларов сдачи!
Учитель. Я даже не ожидала, что в нашем классе столько комических талантов. Думаю, для них это стало открытием. Мне кажется, некоторые даже почувствовали себя звёздами.
- Итоги
Какие выводы вы для себя сделали?
Чтение стихотворения Н. Заболоцкого «Не позволяй душе лениться!»
Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!
Гони ее от дома к дому,
Тащи с этапа на этап,
По пустырю, по бурелому
Через сугроб, через ухаб!
Не разрешай ей спать в постели
При свете утренней звезды,
Держи лентяйку в черном теле
И не снимай с нее узды!
Коль дать ей вздумаешь поблажку,
Освобождая от работ,
Она последнюю рубашку
С тебя без жалости сорвет.
А ты хватай ее за плечи,
Учи и мучай дотемна,
Чтоб жить с тобой по-человечьи
Училась заново она.
Она рабыня и царица,
Она работница и дочь,
Она обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!
Великий изобретатель Томас Эдисон говорил: «Гений – это 99% труда и лишь 1 % таланта».
Итак, каков бы ни был талант, его надо развивать, а для этого надо трудиться.
- Рефлексия
- Поделитесь своими впечатлениями от классного часа.
- Что вам особенно понравилось?
- Какие открытия вы сделали?
- Что вызвало затруднения?
В заключение исполним с вами песню «Изгиб гитары жёлтой…»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа деятельности классного руководителя "Калейдоскоп"
Данная программа - это попытка систематизировать и описать комплекс взаимодействующих компонентов, взаимосвязь и интеграция которых обусловливает формирование благоприятных условий для жизнедеят...
Классный час "Наши таланты"
В классе провели мероприятие и познакомились с творчеством ребят....
Классный час «Калейдоскоп талантов» (6 класс) (презентация)
Презентация к классному часу на тему «Калейдоскоп талантов»....
Классный час на тему: «Не зарывай свои таланты» 5 класс
Классный час "Не зарывай свои таланты" 5 класс. Цель: расширить кругозор учащихся в различных областях науки, сформировать положительную мотивацию к саморазвитию. Что такое талает? Талант - ...
Разработка положения о проведении городского конкурса хореографического исскуства "Калейдоскоп талантов"
Данный конрурс направленг для поддержки творческих коллективов и пропаганду хореографического искусства...
Сценарий отчётного концерта народного отдела "Калейдоскоп талантов"
Сценарий отчётного концерта обучающихся и преподавателей народного отдела "Калейдоскоп талантов"...
Раздел программы деятельности "Калейдоскоп талантов"
Для организации свободного времени детей, подростков, молодежи, с целью создания целостной образовательно-воспитательной среды, стимулирующей саморазвитие личности в подростковом клубе «Солнышко...