Статья на тему Исследование мотивов деятельности волонтеров-подростков
статья по психологии
Целью данного исследования являлось - изучение мотивов деятельности волонтеров-подростков.
Гипотезой исследования служит утверждение о том, что у подростков-волонтеров, которые прошли психолого-педагогическое сопровождение, заключающееся в развитии навыков рефлексии, целеполагания, коммуникативных и организаторских навыков и умений рост развивающих мотивов над мотивами поддержания выше, чем у подростков, которые не проходили психолого-педагогическое сопровождение.
Экспериментальной базой для данного исследования выступили МБОУ Боханская СОШ № 2 волонтерский отряд «Надежда» и МБОУ Боханская СОШ № 1 волонтерский отряд «Добрынычи».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 15.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Сведения об авторе:
Мардвина Любовь Ивановна – педагог-психолог МБОУ Боханской СОШ № 2, 669310, Иркутская обл., Боханский р-он, п. Бохан, ул. Школьная, д.2.
Тел: +7 395 382‐56-44, +7 395 389‐16-44.
Email: bohan.school_2@mail.ru
Статья на тему
Исследование мотивов деятельности волонтеров-подростков
Мардвина Л.И, педагог-психолог
Боханской СОШ № 2, п. Бохан
Целью данного исследования являлось - изучение мотивов деятельности волонтеров-подростков.
Гипотезой исследования служит утверждение о том, что у подростков-волонтеров, которые прошли психолого-педагогическое сопровождение, заключающееся в развитии навыков рефлексии, целеполагания, коммуникативных и организаторских навыков и умений рост развивающих мотивов над мотивами поддержания выше, чем у подростков, которые не проходили психолого-педагогическое сопровождение.
Экспериментальной базой для данного исследования выступили МБОУ Боханская СОШ № 2 волонтерский отряд «Надежда» и МБОУ Боханская СОШ № 1 волонтерский отряд «Добрынычи».
Всего в исследовании приняли участие 47 человек. В экспериментальной группе 24 человека, в контрольной – 23 волонтера - подростка.
Исследование проводилось в течение учебного года с сентября 2019г. по май 2020г.
Данное исследование включало в себя три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.
На констатирующем и контрольном этапах исследования изучались личностные и индивидуально-психологические особенности волонтеров-подростков с использованием диагностических методик: методика мотивационной структуры личности В. Э. Мильмана и тест оценки мотивации В. И. Герчикова.
С помощью проведенных методик было выявлено, что среди подростков, занимающихся волонтерской деятельностью, у большей части подростков нет четко выраженного типа мотивации.
Далее с подростками-волонтерами из экспериментальной группы была проведена специально разработанная программа психолого-педагогического сопровождения, целью которой являлось, развитие навыков рефлексии, целеполагания, коммуникативных и организаторских умений и навыков у подростков.
На контрольном этапе была проведена итоговая диагностика в экспериментальной группе, которая показала заметный рост количества подростков с преобладанием развивающих мотивов (творчество, общественная и общая деятельность), над мотивами поддержания (статус, комфорт), яркий пример роста респондентов с прогрессивным типом мотивационного профиля, в экспериментальной группе 65%, в контрольной - 32%, (обычно это соответствует лицам с социальной направленностью).
Из вышеизложенного можно сделать вывод:
Деятельность подростков-волонтеров характеризуются полимотивированностью: стремлением к различным видам и формам социальной активности, общественной значимости, комфорту, творчеству.
Начинающие волонтеры испытывают значительные трудности в установлении контакта с людьми, организации собственной деятельности, переживают дискомфорт при взаимодействии с теми, кому они оказывают помощь. В данном случае развитие навыков целеполагания, рефлексии, коммуникативных и организаторских умений способствовало развитию развивающих мотивов у подростков, однако исследование не претендует на окончательное решение поставленной проблемы.
Требуется дальнейшее изучение вопросов, связанных с развитием мотивации волонтеров-подростков на различных этапах деятельности и особенностях их личностных характеристик в зависимости от уровня жизни, образования, гендерных особенностей и т.д.
Планируется продолжение дальнейшего изучения данного исследования.
Литература
1.Азарова, Е.С. Психологические детерминанты и эффекты добровольческой деятельности. Вестник Томского государственного университета, 2008., №306, с. 120-125.
2. Амирова Р. И. Волонтерство как инновационная практика в России // Научная мысль XXI века: результаты фундаментальных и прикладных исследований: материалы Междунар. науч.-практ. конф. – Самара, 2017. – С. 80-81.
3. Бабина Т. В. Методы оценки социальной и экономической эффективности добровольческой деятельности // Проблемы эффективного использования научного потенциала общества: сб. ст. по итогам Междунар. науч.-практ. конф. – Уфа, 2018. – Ч. 3. – С. 43-45.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья по теме: Активизация познавательной деятельности на уроках географии посредством игровых методических приемов
Краткое описание основных аспектов игровых ситуаций....
Статья на тему "Роль проектной деятельности в патриотическом воспитании учащихся"
В этой статье я хочу поделиться с коллегами опытом проектной деятельности на патриотическую тематику. Думаю,что сегодня это важно и актуально.Тем более,что история воспитывает гражданина. Проект,как с...
статья по теме: "Использование проектной деятельности в работе с детьми с ОВЗ"
В статье дано современно изложение проблемы становления проектной деятельности в обучении детей сограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).Проведен анализ особенностей развития детей с ОВЗВыявл...
статья по теме: "Проектно-исследовательская деятельность на уроках биологии"
Исследовательская и проектная деятельность учащихся является инновационной образовательной технологией и служит средством комплексного решения задач воспитания, образования, развития личности в ...
Статья по теме "Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках математики"
В условиях современного общества предъявляются все более высокие требования к ученику как к личности, способной самостоятельно решать проблемы разного уровня. Возникает необходимость формирования у де...
Статья на тему: «Исследование социальной памяти на примере проекта «Блокада в судьбах и памяти ленинградцев»
Как известно, устные рассказы очевидцев использовались историками еще со времен Геродота. Однако, по мере того как ученые занятия историей превращались в науку, рассказы людей о прошлом, передаю...
Статья на тему: Исследование свойств твердотельных радиолюминесцентных источников света на основе ZnS-Cu
Исследовано влияние концентрации активатора [ меди ] и различных видов обработок ZnS на свойства радиолюминесцентных источников света на основе ZnS-Cu люминофора. Установлена оптимальная концентрация ...