Статья по теме: Активизация познавательной деятельности на уроках географии посредством игровых методических приемов
статья (география) на тему
Краткое описание основных аспектов игровых ситуаций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_po_teme.doc | 33 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья по теме:
Активизация познавательной деятельности на уроках географии посредством игровых методических приемов
учитель географии высшей квалификационной категории ГБСКОУ школы №5 (VIIвида)
Фомина Валерия Владленовна
В современной практике обучения географии большую популярность получили игровые технологии. В методической литературе описано большое количество игровых сюжетов, представлены классификации, рассматривающие в основном общепедагогические аспекты игровых способов обучения.
Отношение учителей к игровым технологиям неодинаково: одни используют их очень активно, считая результативными, другие предпочитают классические формы учебного процесса.
Для дальнейшего развития игровых технологий и более полного использования их педагогических возможностей, особенно с точки зрения развития личности учащихся, представляет интерес выявление особенностей развития игровых технологий, мнений учащихся и учителей о играх во время учебного процесса. Активные формы обучения, в том числе и игровые, получили в последнее время широкое применение на уроках географии.
Актуальность - использование игр в обучении географии решает множество задач.
Они развивают познавательный интерес к предмету, активизируют учебную деятельность учащихся на уроках, способствуют становлению творческой личности ученика, так как многие из игр часто предполагают проблемный характер обучения, ибо есть исходный вопрос, на который надо дать ответ, а пути решения не ясны.
Многие из игр дают возможности для взаимообучения, так как предполагают групповые формы работы и совещательный процесс. Интеллектуально развитые дети занимают лидирующее положение, обучая отстающих в командной игре. Возможность совещаться, обсуждать проблемы позволяет также удовлетворять потребность подростков в общении.
Включение в структуру урока игровых моментов может быть использовано для снятия усталости и для развития личностной свободы и раскованности ребят, особенно невротизированных, слабых и неуверенных в себе, т.е. решается вопрос о здоровье сберегающих технологиях.
Наблюдения при проведении некоторых игр позволяют выявить неформальную структуру класса, тип взаимоотношений между учениками, установить учащихся с явными лидерскими качествами и аутсайдеров.
Хорошо продуманные игры могут быть использованы для улучшения взаимоотношений внутри коллектива, развития дружбы и взаимопомощи в классе.
Игры оказывают сильное эмоциональное воздействие на учащихся, формируют многие умения и навыки: прежде всего коммуникативные, умение работать в группе, принимать решения, брать ответственность на себя. Они развивают организаторские способности, воспитывают чувство сопереживания, стимулируют взаимовыручку в решении трудных проблем. Таким образом, использование в учебном процессе игровых методов позволяет решать целый комплекс педагогических задач. Игры по географии в сочетании с другими педагогическими технологиями повышают эффективность географического образования. Но даже самая лучшая игра не может обеспечить достижения всех образовательно-воспитательных целей, поэтому игры необходимо рассматривать в системе всех форм и методов учебной работы, применяемых в обучении.
Процесс развития игровых способов обучения географии изменялся на протяжение нескольких лет.
За это время наблюдается постепенное повышение интереса учителей географии к игровым формам и методам, которое проявляется в росте количества публикаций и изданий книг с игровыми формами обучения.
Постепенно меняется выбор игровых сюжетов учителями географии, существуют значительные отличия в разработках разных лет.
В 80-е годы чаще используются настольные игры типа кроссвордов, ребусов, лото, игровых кубиков, почты. В этот же период появляются описания игр-состязаний и ролевых игр, но большинство из них предлагается для 6-7 классов, они достаточно однотипны.
В данные годы заметно увеличивается количество и разработки собственных игр с помощью ИКТ с описанием игр -творческого содержания – соревнований и ролевых игр, причем их формы становятся более разнообразными (Игры-соревнования «Что? Где? Когда?», «Счастливый случай», «Лего-го», «Звёздный час», «Геобизнес», «Геошанс», «По следам Робинзона», «Морской бой», «Остров сокровищ», «Своя игра». Ролевые игры: «Юный менеджер», урок-ярмарка, пресс-конференция, урок-суд, урок-путешествие, урок-сказка, урок-инсценировка, урок-совещание и т. д.). Практически все разработки имеют четко оформленные правила, их легко использовать в педагогической практике или, при необходимости, адаптировать к другой теме или курсу географии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Активизация познавательной деятельности на уроке географии
Статья «Активизация познавательной деятельности на уроке географии» содержит описание таких форм обучения, методов и приёмов, которые позволяют повысить эффективность усвоения географических зна...
Активизация познавательной деятельности на уроках географии.
Выступление на МО учителей естественно-гуманитарного цикла....
Выступление на районном ШМО гуманитарного цикла Тема: «Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка и литературы, посредством применения ИКТ»
Использование разных форм, методов и приемов помогают активно включаться в работу на уроках....
Статья "Активизация познавательной деятельности на уроках географии"
Статья, в которой говорится о том, как активизировать познавательную деятельность на уроках географии...
Мастер-класс по теме: «Активизация познавательной деятельности на уроках через приемы технологии критического мышления»
Цель: -познакомить обзорно с технологией развития критического мышления (ТРКМ) - помочь осмыслить возможности использовани...
Методическая тема: «Активизация познавательной деятельности на уроках географии с применением инновационных технологий»
Из опыта работы учителя географииБаймуратова Тимура Гафуровича.Методическая тема: «Активизация познавательной деятельности на уроках географии с применением инновационных технологий»Стаж м...