Коррекционно-развивающая программа психологического сопровождения детей с ОВЗ 5-6 класс
рабочая программа по психологии (5, 6 класс)
Программа составлена на основе рабочей коррекционно-развивающей программы по психологическому сопровождению обучающихся 5,6 классов с ОВЗ (автор: педагог-психолог Лунина С.В.) и Н.П. Локаловой "Уроки психологическог развития в средней школе 5-6 классы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5-6_klass_ovz_2020.docx | 27.23 КБ |
Предварительный просмотр:
«УТВЕРЖДЕНО»
приказом директора
МБОУ СОШ № 3
от 22 июня 2020 года № 253
Коррекционно-развивающая программа
психологического сопровождения
детей с ОВЗ
5-6 класс
Составитель программы: Суворова Екатерина Эдуардовна
г. Усолье-Сибирское, 2020 г.
Программа составлена на основе рабочей коррекционно - развивающей программы по психологическому сопровождению обучающихся 5,6 классов с ОВЗ» (автор: педагог- психолог Лунина С.В.) и Н.П. Локаловой «Уроки психологического развития в средней школе (V-VI классы)»
Психологическое сопровождение учащихся с ОВЗ является важным направлением деятельности педагога-психолога. Поэтому неотъемлемой составляющей в системе коррекционно-развивающей работы с учащимися с ОВЗ являются как групповые, так и индивидуальные занятия с психологом по формированию общих (познавательных) способностей к учению. Возраст учащихся в 5 и 6 классах еще позволяет развивать познавательную сферу, поэтому небольшой блок занятий отводится для этой цели.
Основным психологическим новообразованием подросткового возраста является развитие самосознания – способности и потребности познать самого себя как личность, обладающую качествами, присущими только ей. Поэтому наряду с развитием познавательной сферы в работе с подростками большую значимость приобретают занятия, направленные на развитие самосознания. Кроме того, общая мотивация подростка смещается к общению со сверстниками. В общении как деятельности происходит усвоение ребенком социальных норм, переоценка ценностей, удовлетворяется потребность в признании и самоутверждении. Поэтому важная часть занятий отводится на формирование навыков конструктивного общения. Также рассматривается тема агрессивного поведения.
Цель программы: оказание помощи детям в получении развития, соответствующего их способностям и возможностям, в процессе обучения и воспитания в средней школе.
Задачи программы:
1. Формирование и развитие психологических предпосылок и основ учебной деятельности.
2. Предупреждение дезадаптации детей в школе.
3. Содействие ребенку в решении актуальных задач развития.
4. Развитие интеллектуальных способностей учащихся, коррекция познавательных процессов.
5. Развитие и коррекция мотивационной и эмоциональной сфер подростков.
6. Коррекция сферы межличностных отношений подростков, формирование навыков конструктивного общения, расширение репертуара видов общения.
7. Коррекция и развитие личности подростка, снижение внутриличностных противоречий.
Принципы:
∙ Уважительное и доброжелательное отношение к подросткам и их потребностям.
∙ Каждый подросток принимается таким, какой он есть, признается его ценность, значимость и уникальность.
∙ Не допускаются упреки и порицания за неуспех.
Данная программа рассчитана на два года обучения. Занятия проводятся один раз в неделю продолжительностью по 20-25 минут.
Ожидаемые результаты:
- сформированные и развитые психологические предпосылки и основы учебной деятельности;
- положительная динамика в развитии интеллектуальныхспособностей учащихся;
- положительная динамика в развитии мотивационной и эмоциональной сферах подростков, межличностных отношений подростков;
- положительная динамика в развитии навыков конструктивного общения, расширен репертуар видов общения;
- положительная динамика в развитии личности подростка, снижение внутриличностных противоречий.
Критерии эффективности:
- Психолого- педагогическая диагностика, направленная на выявление особенностей статуса школьников.
- Развивающая психологическая и педагогическая работа. Она осуществляется в течении всего года и наполняется конкретным содержанием в зависимости от задач того или иного этапа работы.
- Консультативная работа с педагогами и родителями. Она осуществляется психологом, и связана в основном с обсуждением результатов проведенной диагностики, конкретным запросом педагога или родителя в связи с проблемами обучения, общения или физического самочувствия.
- Методическая работа, направленная на совершенствование методики и модификацию содержания обучения. Она осуществляется педагогами совместно с администрацией школы по результатам анализа психолого- педагогического статуса учащихся.
Основные этапы работы:
- первый этап: диагностика (в начале и в конце года);
- второй этап: развитие и коррекция познавательной сферы;
- третий этап: развитие и коррекция эмоционально - личностной сферы.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 класс
№ | Тема занятия | Формы и методы работы | Количество часов |
1 | Вводное | Информирование; - беседа; - психогимнастические упражнения; - игры и упражнения на групповое взаимодействие. | 2 |
2 | Входящая диагностика (познавательная сфера) | Диагностические методики, направленные на изучение уровня развития психических процессов: объем памяти, внимания, особенности мышления. - психогимнастические упражнения; - релаксационные упражнения. | 2 |
3 | Диагностика эмоционально- личностной сферы | Диагностические методики, направленные на изучение эмоционально-личностной сферы учащихся: тревожность, самооценка, мотивация, межличностные отношения; - психогимнастические упражнения; - релаксационные упражнения. | 2 |
4 | Занятия на развитие познавательной сферы (внимание) | Игры и упражнения на развитие объема внимания; - игры и упражнения на развитие устойчивости и концентрации внимания; - игры и упражнения на развитие способности переключать и распределять внимание; - психогимнастические упражнения; - релаксационные упражнения. | 12 |
5 | Занятия на развитие познавательной сферы (память) | Игры и упражнения на развитие объема запоминания; - игры и упражнения на развитие зрительной и слуховой памяти; -психогимнастические упражнения; - релаксационные упражнения. | 14 |
6 | Повторная диагностика (познавательная сфера) | Диагностические методики, направленные на изучение уровня развития психических процессов: объем памяти, внимания, особенности мышления. - психогимнастические упражнения; - релаксационные упражнения. | 2 |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
6 класс
№ | Тема занятия | Формы и методы работы | Количество часов |
1 | Вводное | Информирование; - беседа; - психогимнастические упражнения; - игры и упражнения на групповое взаимодействие. | 2 |
2 | Входящая диагностика (познавательная сфера) | Диагностические методики, направленные на изучение уровня развития психических процессов: объем памяти, внимания, особенности мышления. - психогимнастические упражнения; - релаксационные упражнения. | 2 |
3 | Развитие мышления | Игры-загадки и ребусы; - игры и упражнения на развитие операций мышления; - игры и упражнения на развитие творческого, логического, словесного мышления; - психогимнастические упражнения; - релаксационные упражнения | 12 |
4 | Занятия на развитие эмоционально-личностной сферы | Информирование; - беседа; - мозговой штурм; - групповая дискуссия; - психогимнастические упражнения; - игры на групповое взаимодействие; - сказкотерапия; - релаксационные упражнения - рефлексия чувств | 6 |
5 | Уверенность в себе и ее роль в развитии. | Информирование; - беседа; - мозговой штурм; - рефлексия личностных качеств | 5 |
6 | Конфликты и их роль в усилении Я | - Информирование; - беседа; - мозговой штурм; - групповая дискуссия; - психогимнастические упражнения; - игры на групповое взаимодействие; - рефлексия чувств; - релаксационные упражнения. | 5 |
7 | Повторная диагностика (познавательная сфера) | Диагностические методики, направленные на изучение уровня развития психических процессов: объем памяти, внимания, особенности мышления. - психогимнастические упражнения; - релаксационные упражнения. | 2 |
Список литературы
1. Гущина Т.Н. Игровые технологии по формированию социальных навыков у подростков: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2008.
2. Детская и подростковая агрессивность: профилактика и коррекция. / Материалы МОУ Центр «Развитие» г.Вологды. – Вологда, 2010.
3. Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога средней школы. – Ростов н/Д.: Феникс, 2008.
4. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / И.В.Дубровина, А. Д. Андреева, Е.Е.Данилова, Т. В. Вохмянина; Под ред. И.В.Дубровиной. – М., 1998.
5. Психокоррекционная работа со старшеклассниками: тренинги / авт.-сост. О.Н. Рудякова. – Волгоград: Учитель, 2008.
6. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: Психологические упражнения и коррекционные программы. – М., 1993.
7. Тропинка к своему Я: уроки психологии в средней школе (5- 6 классы)
8. Федосенко Е.В. Психологическое сопровождение подростков: система работы, диагностика, тренинги. Монография. – СПб.: Речь, 2006.
9. Чистякова М.И. Психогимнастика / Под ред. М.И. Буянова. – М., 199
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционно-развивающее занятие «Мир профессий» для детей с нарушением интеллекта 7 класса
Цели: формирование у учащихся ответственного отношения к выбору специальности в ПУ, а затем и профессии.Задачи:Актуализировать проблемы успешного выбора профессии;Формировать у подростков отношения к ...
Игра "Гостевание" в рамках программы психологического сопровождения детей и подростков в социально-реабилитационном центре в каникулярный период.
Эта игра занимает особое место в структуре организационного периода и призвана помочь каждому ребенку почувствовать причастность к новой общности (группе), стать соучастником ее успеха, пережить...
Программа «Психологическое сопровождение детей с ЗПР в классах предшкольной подготовки»
Программа«Психологическое сопровождениедетей с ЗПР в классах предшкольной подготовки»...
Адаптированные программы индивидуальных и групповых коррекционно -развивающих занятий для умственно отсталых детей 1-4, 5-6 классов
Адаптированные программы индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий для умственно-отсталых детей 1-4, 5-6 классов...
Программа психологического сопровождения обучющихся «группы риска» 9-ых классов «Я стану лучшей версией себя»
Дети группы риска — это та категория детей, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества и его крим...
Коррекционно-развивающая программа психологического сопровождения детей с ОВЗ 1-4 класс
Программа предназначена для психологического сопровождения детей с особыми возможностями здоровья 7-10 лет (1-4 класс)....
Рабочая программа "Коррекционно-развивающая программа психологического сопровождения обучающихся с ЗПР" (уровень образования - основной общий)
Авторско-составительская рабочая программа (в соавторстве). Психологическое сопровождение обучающихся с задержкой психического развития на уровне основного общего образования (2018-2019 учебный год)...