Коррекционно-развивающая программа психологического сопровождения детей с ОВЗ 5-6 класс
рабочая программа по психологии (5, 6 класс)

Суворова Екатерина Эдуардовна

Программа составлена на основе рабочей коррекционно-развивающей программы по психологическому сопровождению обучающихся 5,6 классов с ОВЗ (автор: педагог-психолог Лунина С.В.) и Н.П. Локаловой "Уроки психологическог развития в средней школе 5-6 классы" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5-6_klass_ovz_2020.docx27.23 КБ

Предварительный просмотр:

«УТВЕРЖДЕНО»

приказом директора

МБОУ СОШ № 3

от  22 июня 2020 года № 253

Коррекционно-развивающая программа

психологического сопровождения

детей с ОВЗ

5-6 класс

Составитель программы: Суворова Екатерина Эдуардовна

г. Усолье-Сибирское, 2020 г.

Программа составлена на основе рабочей коррекционно - развивающей программы по психологическому сопровождению обучающихся 5,6 классов с ОВЗ» (автор: педагог- психолог Лунина С.В.) и Н.П. Локаловой «Уроки психологического развития в средней школе (V-VI классы)»

Психологическое сопровождение учащихся с ОВЗ является важным направлением деятельности педагога-психолога. Поэтому неотъемлемой составляющей в системе коррекционно-развивающей работы с учащимися с ОВЗ являются как групповые, так и индивидуальные занятия с психологом по формированию общих (познавательных) способностей к учению. Возраст учащихся в 5 и 6 классах еще позволяет развивать познавательную сферу, поэтому небольшой блок занятий отводится для этой цели.

Основным психологическим новообразованием подросткового возраста является развитие самосознания – способности и потребности познать самого себя как личность, обладающую качествами, присущими только ей. Поэтому наряду с развитием познавательной сферы в работе с подростками большую значимость приобретают занятия, направленные на развитие самосознания. Кроме того, общая мотивация подростка смещается к общению со сверстниками. В общении как деятельности происходит усвоение ребенком социальных норм, переоценка ценностей, удовлетворяется потребность в признании и самоутверждении. Поэтому важная часть занятий отводится на формирование навыков конструктивного общения. Также рассматривается тема агрессивного поведения.         

Цель программы: оказание помощи детям в получении развития, соответствующего их способностям и возможностям, в процессе обучения и воспитания в средней школе.

 Задачи программы:

 1. Формирование и развитие психологических предпосылок и основ учебной деятельности.

 2. Предупреждение дезадаптации детей в школе.

3. Содействие ребенку в решении актуальных задач развития.

4. Развитие интеллектуальных способностей учащихся, коррекция познавательных процессов.

5. Развитие и коррекция мотивационной и эмоциональной сфер подростков.

6. Коррекция сферы межличностных отношений подростков, формирование навыков конструктивного общения, расширение репертуара видов общения.

7. Коррекция и развитие личности подростка, снижение внутриличностных противоречий.

 Принципы:

∙ Уважительное и доброжелательное отношение к подросткам и их потребностям.

∙ Каждый подросток принимается таким, какой он есть, признается его ценность, значимость и уникальность.

∙ Не допускаются упреки и порицания за неуспех.

Данная программа рассчитана на два  года обучения. Занятия проводятся один раз в неделю продолжительностью по 20-25 минут.

 Ожидаемые результаты:

  • сформированные и развитые психологические предпосылки и основы учебной деятельности;
  • положительная динамика в развитии  интеллектуальныхспособностей учащихся;
  • положительная динамика в развитии мотивационной и эмоциональной сферах подростков, межличностных отношений подростков;
  • положительная динамика в развитии навыков конструктивного общения, расширен репертуар видов общения;
  • положительная динамика в развитии личности  подростка, снижение внутриличностных противоречий.

Критерии эффективности:

  • Психолого- педагогическая диагностика, направленная на выявление особенностей статуса школьников.
  • Развивающая психологическая и педагогическая работа. Она осуществляется в течении всего года и наполняется конкретным содержанием в зависимости от задач того или иного этапа работы.
  • Консультативная работа с педагогами и родителями. Она осуществляется психологом, и связана в основном с обсуждением результатов проведенной диагностики, конкретным запросом педагога или родителя в связи с проблемами обучения, общения или физического самочувствия.
  • Методическая работа, направленная на совершенствование методики и модификацию содержания обучения. Она осуществляется педагогами совместно с администрацией школы по результатам анализа психолого- педагогического статуса учащихся.

 Основные этапы работы:

- первый этап: диагностика (в начале и в конце года);

- второй этап: развитие и коррекция познавательной сферы;

- третий этап: развитие и коррекция эмоционально - личностной сферы.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

5 класс

Тема занятия

Формы и методы работы

Количество часов

1

Вводное

Информирование;

- беседа;

- психогимнастические упражнения;

- игры и упражнения на групповое взаимодействие.

2

2

Входящая диагностика (познавательная сфера)

Диагностические методики, направленные на изучение уровня развития психических процессов: объем памяти, внимания, особенности мышления.

- психогимнастические упражнения;

- релаксационные упражнения.

2

3

Диагностика эмоционально- личностной сферы

Диагностические методики, направленные на изучение эмоционально-личностной сферы учащихся: тревожность, самооценка, мотивация, межличностные отношения;

- психогимнастические упражнения;

- релаксационные упражнения.

2

4

Занятия на развитие познавательной сферы (внимание)

Игры и упражнения на развитие объема внимания; - игры и упражнения на развитие устойчивости и концентрации внимания;

- игры и упражнения на развитие способности переключать и распределять внимание;

- психогимнастические упражнения;

- релаксационные упражнения.

12

5

Занятия на развитие познавательной сферы (память)

Игры и упражнения на развитие объема запоминания;

 - игры и упражнения на развитие зрительной и слуховой памяти;

-психогимнастические упражнения;

 - релаксационные упражнения.

14

6

Повторная диагностика (познавательная сфера)

Диагностические методики, направленные на изучение уровня развития психических процессов: объем памяти, внимания, особенности мышления.

- психогимнастические упражнения;

- релаксационные упражнения.

2

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

6 класс

Тема занятия

Формы и методы работы

Количество часов

1

Вводное

Информирование;

- беседа;

 - психогимнастические упражнения;

 - игры и упражнения на групповое взаимодействие.

2

2

Входящая диагностика (познавательная сфера)

Диагностические методики, направленные на изучение уровня развития психических процессов: объем памяти, внимания, особенности мышления.

- психогимнастические упражнения;

- релаксационные упражнения.

2

3

Развитие мышления

Игры-загадки и ребусы; - игры и упражнения на развитие операций мышления;

 - игры и упражнения на развитие творческого, логического, словесного мышления;

 - психогимнастические упражнения;

 - релаксационные упражнения

12

4

Занятия на развитие эмоционально-личностной сферы

Информирование;

- беседа;

- мозговой штурм;

- групповая дискуссия;

- психогимнастические упражнения;

- игры на групповое взаимодействие;

- сказкотерапия;

- релаксационные упражнения

- рефлексия чувств

6

5

Уверенность в себе и ее роль в развитии.

Информирование;

- беседа;

- мозговой штурм;

- рефлексия личностных качеств

5

6

Конфликты и их роль в усилении Я

- Информирование;

- беседа;

 - мозговой штурм;

- групповая дискуссия;

- психогимнастические упражнения;

- игры на групповое взаимодействие;

- рефлексия чувств;

- релаксационные упражнения.

5

7

Повторная диагностика (познавательная сфера)

Диагностические методики, направленные на изучение уровня развития психических процессов: объем памяти, внимания, особенности мышления.

- психогимнастические упражнения;

- релаксационные упражнения.

2

Список литературы

1. Гущина Т.Н. Игровые технологии по формированию социальных навыков у подростков: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2008.

 2. Детская и подростковая агрессивность: профилактика и коррекция. / Материалы МОУ Центр «Развитие» г.Вологды. – Вологда, 2010.

3. Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога средней школы. – Ростов н/Д.: Феникс, 2008.

 4. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / И.В.Дубровина, А. Д. Андреева, Е.Е.Данилова, Т. В. Вохмянина; Под ред. И.В.Дубровиной. – М., 1998.

5. Психокоррекционная работа со старшеклассниками: тренинги / авт.-сост. О.Н. Рудякова. – Волгоград: Учитель, 2008.

 6. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: Психологические упражнения и коррекционные программы. – М., 1993.

7. Тропинка к своему Я: уроки психологии в средней школе (5- 6 классы)

8. Федосенко Е.В. Психологическое сопровождение подростков: система работы, диагностика, тренинги. Монография. – СПб.: Речь, 2006.

9. Чистякова М.И. Психогимнастика / Под ред. М.И. Буянова. – М., 199


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающее занятие «Мир профессий» для детей с нарушением интеллекта 7 класса

Цели: формирование у учащихся ответственного отношения к выбору специальности в ПУ, а затем и профессии.Задачи:Актуализировать проблемы успешного выбора профессии;Формировать у подростков отношения к ...

Игра "Гостевание" в рамках программы психологического сопровождения детей и подростков в социально-реабилитационном центре в каникулярный период.

Эта игра занимает особое место в структуре организационного периода и призвана помочь каждому  ребенку почувствовать причастность к новой общности (группе), стать соучастником ее успеха, пережить...

Программа «Психологическое сопровождение детей с ЗПР в классах предшкольной подготовки»

Программа«Психологическое сопровождениедетей с ЗПР в классах предшкольной подготовки»...

Адаптированные программы индивидуальных и групповых коррекционно -развивающих занятий для умственно отсталых детей 1-4, 5-6 классов

Адаптированные программы индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий  для умственно-отсталых детей 1-4, 5-6 классов...

Программа психологического сопровождения обучющихся «группы риска» 9-ых классов «Я стану лучшей версией себя»

Дети группы риска — это та категория детей, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества и его крим...

Коррекционно-развивающая программа психологического сопровождения детей с ОВЗ 1-4 класс

Программа предназначена для психологического сопровождения детей с особыми возможностями здоровья 7-10 лет (1-4 класс)....

Рабочая программа "Коррекционно-развивающая программа психологического сопровождения обучающихся с ЗПР" (уровень образования - основной общий)

Авторско-составительская рабочая программа (в соавторстве). Психологическое сопровождение обучающихся с задержкой психического развития на уровне основного общего образования (2018-2019 учебный год)...