Индивидуально-природные основы одаренности
статья по психологии

Тойкеева Мария Алексеевна

Индивидуально-природные основы одаренности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл individualno-prirodnye_osnovy_odarennosti.docx37.3 КБ

Предварительный просмотр:

 

 «Индивидуально-природные основы одаренности»

Учитель информатики МОУ «СОШ №14» а. Эдельбай

Тойкеева М.А.

 

 

Благодарный

2017 г.

СОДЕРЖАНИЕ

 

                                                                                                                         стр.

Введение..............................................................................................................3

Глава 1. Морфологические, рефлекторные, временные (скоростные)

и энергетические факторы……………………………………………..........4

Глава 2.  Типологический подход………………………………………….9

Глава 3. Психогенетические исследования………………………………12

Заключение ………………………………………………………….………16

Литература …………………………………………………………………..17

 

ВВЕДЕНИЕ

Под одаренностью ребенка понимаются более высокая, чем у его сверстников при прочих равных условиях, восприимчивость к учению и более выраженные творческие проявления. Понятно «одаренность» происходит от слова «дар» и означает особо благоприятные внутренние предпосылки развития.

Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность традиционно занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов на протяжении многих столетий. Интерес к ней в настоящее время очень высок, что легко может быть объяснено общественными потребностями.

На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности — это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социокультурной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность
ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.

В своем реферате я рассмотрю внутренние условия развития, природные задатки и их возрастные изменения одаренных детей.

Глава 1. 

Морфологические, рефлекторные, временные (скоростные) и энергетические факторы

В настоящее время еще совершенно недостаточно разработан круг вопросов о биологических факторах, создающих благоприятные условия для формирования и проявления тех или иных форм одаренности. Однако совершенствование экспериментальных методов физиологии, морфологии, биохимии мозга существенно расширило представления о природных основах механизмов психической деятельности. Можно выделить несколько направлений в исследовании, которые проливают свет на проблему биологических предпосылок индивидуальных различий по одаренности.

Первый направлен на выявление конкретных биологических оснований, или факторов (морфологических, рефлекторных, временных и т.д.), которые могут выступать как благоприятные условия для формирования высоких умственных способностей. Второй представляет совокупность знаний о достоверных биологических различиях между высокоодаренными и обычными людьми, тем самым указывая на возможные биологические источники одаренности.

В центре первого подхода находятся биологические факторы (свойства, процессы), которые в силу каких-либо присущих им особенностей могут выступать в качестве задатков общих и специальных способностей. В центре второго — люди, высокоодаренные и обычные, и задача состоит в том, чтобы установить, по каким природным особенностям они достоверно различаются между собой.

Каждый из подходов имеет свои недостатки. В логике первого из них за пределами анализа остается одаренность как целостное явление, которое может иметь не один, а несколько источников происхождения, в том числе и природных. При использовании второго подхода возникает другая опасность. В перечне качеств и особенностей, отличающих высокоодаренных людей от обычных, далеко не все может иметь равное отношение к первоисточнику одаренности. Содержательно  дополняя друг друга, оба подхода могут ответить на вопрос о том, какова биологическая природа индивидуальных различий по одаренности.

Возникает вопрос, как связать различия в проявлениях одаренности с особенностями морфологии мозга.

К морфологическим факторам относятся:

  • индивидуализированность мозга

Мозг взрослого человека весит в среднем 1500 г, при этом диапазон индивидуальных различий очень велик. Строение мозга у всех людей в общих чертах совпадает, однако при ближайшем рассмотрении уже в самих морфологических особенностях выступают большие индивидуальные различия. Ностмортальное исследование мозга выдающихся людей демонстрирует связь между спецификой их одаренности и морфологическими особенностями мозга, в первую очередь, размерами нейронов в так называемом рецептивном слое коры. Например, в слуховой зоне коры выдающегося музыканта, который с рождения отличался абсолютным звуковысотным слухом, или в зрительных зонах коры талантливого художника, имевшего фотографическую память.

  • Межполушарные отношения и одаренность

Проблема функциональной специализации полушарии в познавательной деятельность человека хорошо изучена. Общепризнано, что аналитическая, знаковоопосредованная стратегия познания характерна для работы левого полушария, синтетическая, образно опосредованная – для  правого. Естественно, что функциональные свойства полушарий, а точнее – та или иная степень их индивидуальной выраженности и особенности соотношения между ними – являются внутренними условиями своеобразия умственной одаренности, а также некоторых видов специальной одаренности (лингвистической, пространственной).

Мозг работает как целое, и наряду со специализацией полушарий в познавательной деятельности выступает и их интеграция, или билатеральное взаимодействие. Очевидно, что это взаимодействие может осуществляться по-разному: у одних людей лучше, у других хуже. Закономерно возникла гипотеза относительно эффективного билатерального взаимодействия, как биологической основы одаренности.

Приблизительно 5% взрослого населения составляют люди с ведущей левой рукой. По статическим данным, количество леворуких среди одаренных превышает популяционное соотношение. Среди людей, одаренных в вербальной сфере, особенно много левшей (но некоторым данным, от 18 до 25%). Их высокая вербальная одаренность, по-видимому, объясняется тем, что у них речевые центры представлены симметрично в левом и правом полушариях.

Гипотеза эффективного взаимодействия левого и правого полушарий и более полного использования их возможностей в интеллектуальной деятельности находится в соответствии с современными представлениями о работе мозга как целого и о еще недостаточно используемых его резервах.

  • Рефлекторные факторы

Использование рефлекторной концепции для познания биологических основ одаренности имеет серьезные ограничения. Тем не менее, в физиологии высшей нервной деятельности существуют определенные положения, которые могут оказаться небезразличны для понимания некоторых предпосылок и сторон одаренности. Целесообразно проанализировать здесь следующие рефлекторные и поведенческие факторы:

Ориентировочный рефлекс - это универсальная биологическая реакция, возникающая в ответ на любое изменение окружающей среды. Функциональное назначение ориентировочного рефлекса состоит в повышении чувствительности анализаторов для наилучшего восприятия воздействующих стимулов и определения их значения для организма. Ориентировочный рефлекс составляет физиологическую основу непроизвольного внимания.

Доминанта - представляет собой устойчивый очаг «повышенной возбудимости» нервных центров. Наличный доминирующий очаг возбуждения в центральной нервной системе притягивает к себе другие возбуждения, вызванные действием новых факторов, и тем самым усиливает доминирующую деятельность. В результате создается особая готовность организма к определенному виду деятельности при одновременном торможении посторонних рефлекторных актов. На основе доминанты формируется и любая мотивация, и чем сильнее очаг возбуждения, тем мощнее соответствущая мотивация.

Сложнейшие безусловные рефлексы - по степени сложности выделяются три группы безусловных рефлексов: простые, сложные и сложнейшие. Наиболее сложные безусловные рефлексы сравнительно мало изучены, но им придается особое значение в эволюционном совершенствовании потребностно-мотнващюнной сферы человека. К их числу относятся, в частности, так называемые рефлексы саморазвития.

Экстраполяционные рефлексы – существенно продвинули вперед изучение сложнейших рефлексов и инстинктивных форм поведения. Рассудочная деятельность животных проявляется в способности улавливать простейшие эмпирические закономерности, связывающие предметы и явления окружающей среды, и в возможности оперировать этими законами при построении программ поведения в новых ситуациях.

Поисковая активность – это любая форма активного поведения, направленного на поиск путей изменения не удовлетворяющей индивида ситуации. Активные формы поведения направлены на преодоление неблагоприятных условий среды обитания и выступают как общий неспецпфпческий фактор, который определяет высокую адаптивность животного и человека. Пассивные формы поведения, как правило, сопровождаются отказом от поиска и по своей сути неадаптивны.

Функциональная система – это единица интегративной деятельности целого организма. Она осуществляет избирательное вовлечение и объединение структур и процессов для выполнения какого-либо четко очерченного акта поведения или функции организма. Использование функционально-системного подхода оказалось очень продуктивным при изучении физиологических основ поведения и психики. Закономерно, что понятия «задатки», «способности» и «одаренность» нашли свое толкование в логике этого подхода.

Временные (скоростные) факторы. С появлением первых экспериментальных приемов измерения простых психофизиологических показателей  в психологии возникло направление, которое ставит своей целью найти простые физиологические процессы или свойства, предположительно лежащие в основе индивидуальных различий по интеллекту. В соответствии с этим подходом индивидуальные различия в умственных способностях можно приписать действию ряда относительно элементарных физиологических факторов, которые, в свою очередь, в значительной степени зависят от генотипа.

Энергетические факторы. Мозг человека — материальное тело, в состав которого входят сложные органические соединения. Некоторые из этих соединений в процессе жизнедеятельности естественным образом разрушаются, и для полноценной работы мозга требуется их своевременное восстановление. В связи с этим возникает интересная гипотеза: высокая потребность работающих с особой нагрузкой структур мозга в нужных веществах приводит к тому, что происходит перераспределение ресурсов в пользу таких структур. Поскольку ресурсы ограничены, то те отделы мозга, которые непосредственно не связаны с обеспечением значимой для одаренного человека деятельности, могут испытывать определенный дефицит необходимых веществ.

Все эти данные свидетельствуют о том, что индивидуальные различия в умственной деятельности человека, по-видимому, связаны с особенностями метаболизма в мозге. Представленные подходы к изучению биологических предпосылок формирования одаренности не являются взаимоисключающими. Эти подходы мало связаны между собой и разрабатываются в основном независимо друг от друга. Подобная разобщенность безусловно мешает созданию целостной теории биологических условий формирования и проявления одаренности.

Глава 2.  Типологический подход

Типологический подход к проблеме общих и специальных способностей человека получил свое основное развитие в отечественной науке в рамках направления, именуемого психофизиологией индивидуальных различий.

Психофизиология индивидуальных различий, или дифференциальная психофизиология, ставит своей целью выявление биологических основ устойчивых индивидуальных особенностей психики и поведения.

Истоки этого направления содержатся в трудах И.П.Павлова, поскольку он первый высказал идею о том, что в основе поведенческих различий лежат особенности функционирования нервной системы. По Павлову, свойства нервной системы — врожденные характеристики нервной ткани, регулирующие основные процессы (возбуждение и торможение), которые вовлечены в условно-рефлекторную деятельность. Выделив три основных свойства: силу, уравновешенность и подвижность, — он рассматривал различия в их соотношении как одну из важнейших детерминант индивидуального поведения человека и животных.

Подвижность нервных процессов — свойство нервной системы, характеризующее скорость смены основных нервных процессов (возбуждения торможением и наоборот). При этом ряд других временных показателей, отражающих скорость возникновения и прекращения нервного процесса, рассматривается как индикаторы другого свойства — лабильности нервной системы. Жизненные проявления подвижности и лабильности нервных процессов связаны с индивидуальными различиями в скорости выполнения отдельных заданий и, более широко, в скорости обучения.

Исследование общих и специальных способностей в дифференциальной психологии

Систематические теоретико-экспериментальные исследования способностей были проведены Э. А. Голубевой  с сотрудниками.

Психофизиологический уровень изучения способностей в этих исследованиях базируется на сопоставлении общих для человека и животных и специально человеческих типов высшей нервной деятельности. Отнесение индивида к типу «художника», «мыслителя» или «среднему» типу происходит на основе соотношения первой и второй сигнальных систем.

Изучение индивидуальных различий на этом уровне нацелено на выявление и измерение некоторых природных предпосылок, входящих в структуру задатков способностей.

Большой и самостоятельный вклад в изучение интеллекта в связи со свойствами темперамента внесли теоретические и экспериментальные исследования В.М.Русалова. Он и его сотрудники установили (в частности, экспериментальными исследованиями, проведенными на подростках) определенные зависимости между темпераментом и общими способностями. Было показано, что «темпераментальные свойства» выступают в качестве задатков общих способностей, причем интенсивность их влияния на интеллект определяется возрастом и уровнем социализации индивида

В качестве показателей общих способностей использовались успешность мнемической, интеллектуальной и учебной деятельности.

Дифференциально-психофизиологическое изучение специальных способностей предполагает установление специфических проявлений общих свойств нервной системы и специально человеческих типов в.н.д. у обладателей ярко выраженных способностей того или иного рода.

Например, установлено, что развитию того или другого вида языковых способностей благоприятствует определенное сочетание свойств нервной системы. Так индивидуально-типологические предпосылки когнитивно-лингвистического типа составляет сочетание инертности, слабости и инактивированности. Природные предпосылки успешного овладения языком у представителей коммуникативно-речевого тина - сочетание лабильности, слабости и активированности нервной системы.

При изучении типологических предпосылок математических способностей было установлено, что математически одаренные подростки в большинстве случаев оказываются обладателями более сильной нервной системы, т.е. им присуща высокая работоспособность. При этом нервные процессы математически одаренных отличаются повышенной инертностью.

Наряду с уже известными компонентами музыкальных способностей некоторые свойства нервной системы выступают как благоприятные условия проявления музыкальности. Определенную роль в овладении музыкальным мастерством играет также и свойство активированности. Обнаружено, что при высоком индивидуальном уровне активации наблюдается большая легкость усвоения музыкального материала, большая артистичность. Напротив, более выраженные тормозные физиологические влиянии связаны со способностью к длительной работе, большей собранностью, со склонностью к технической отточенности исполнения.

При всем богатстве фактического материала, который дает типологический подход к изучению природных предпосылок способностей, этот подход имеет свои ограничения.

Глава 3. Психогенетические исследования

Психогенетика изучает относительную роль факторов наследственности и среды в формировании индивидуально-психологических различии человека, в том числе умственных способностей. Основные понятия психогенетики следующие.

Генотип — совокупность генов человека, которые он получает от своих родителей. В ходе онтогенеза генотип выполняет две главные функции.

Первая состоит в том, что именно генотип делает всех людей похожими друг на друга. Поскольку все люди принадлежат к одному биологическому виду, они обладают некоторыми общими видоспецифическими особенностями. К их числу относятся одинаковое у всех устройство тела, прямохождение, наличие ведущей руки, способность к речевой коммуникации и высшим психическим функциям. Однако человеческое разнообразие настолько велико, что невозможно встретить двух одинаковых людей (за исключением однояйцовых близнецов). И это разнообразие тоже в значительной степени может определяться наследственностью, поскольку генотип человека содержит уникальное, присущее только ему сочетание генов. По некоторым подсчетам, число возможных комбинаций генов настолько велико, что на несколько порядков превосходит число всех живших до сих пор на земле людей.

Поскольку подавляющее большинство психологических характеристик, в том числе познавательных, отличается большой межиндивидуальной вариативностью, есть основание полагать, что в это разнообразие определенный вклад вносят и индивидуальные особенности генотипов. Таким образом, своеобразные в каждом конкретном случае психологические особенности человека могут являться результатом не только уникального жизненного опыта, но и уникальной генетической конституции.

Одним из главных понятий психогенетнки является наследуемость.

Таким образом, наследуемость является характеристикой не признака как такового, а признака в данной популяции при данной совокупности средовых условии в данное время.

Подавляющее большинство методов психогенетики основано на сравнении исследуемой характеристики у людей, состоящих в различной степени родства, т.е. имеющих общие гены. Речь идет о тех генах, которые у двух данных людей одинаковы благодаря их происхождению от общего предка. Близкие родственники (родитель и ребенок, двоюродные братья и сестры и т.д. имеют только общих генов). Полностью одинаковый генотип имеют только однояйцовые близнецы. Если сходство между родственниками по какой-либо характеристике возрастает по мере увеличения их генетического сходства, возникают основания говорить о влиянии генотипа на индивидуальные проявления этой характеристики.

Проблема наследуемости умственных способностей по количеству исследований занимает центральное место в психогенетике. Объектом изучения в подавляющем большинстве случаев служат показатели интеллекта, получаемые с помощью разных психометрических тестов.

Психогенетика  исходит из того, что уровень интеллекта, отражаемый в тестовых оценках, является функцией генотипа и среды, окружающей человека с раннего детства.

Существует множество исследований наследуемости показателей интеллекта, и большинство из них дает совпадающие результаты, которые свидетельствуют об относительно высоком вкладе генотипа.

Одним из достижений психогенетики можно считать признание того факта, что «генетическое» отнюдь не означает «неизменное». Активность генов меняется в ходе онтогенеза, в значительной степени являясь реакцией на воздействия окружающей среды. По этой причине меняется и характер генотипических влияний на индивидуально-психологические особенности, в том числе показатели интеллекта.

Проблема наследственной обусловленности способностей имеет в психогенетике наиболее длительную историю. Ранние исследования такого рода представляют собой детальное изучение родословных людей с выдающимися способностями в какой-либо области. Еще в XIX веке английский исследователь Френсис Гальтон (двоюродный брат Ч.Дарвина) первым поставил вопрос о роли наследственности в одаренности и начал разносторонне изучать эту проблему. Анализируя семьи великих людей, он обнаружил межпоколенную преемственность высоких умственных способностей и таланта. Его книга «Наследственность таланта, ее законы и последствия» оказала большое влияние на формирование общественного сознания.

Ф.Гальтон, а в дальнейшем и другие исследователи провели генеалогическое изучение семей музыкантов Баха, Моцарта, Бетховена, Пуччини, физика Бернулли, известных военачальников, юристов, политиков и других выдающихся людей. Систематическое изучение семей выдающихся личностей показало, что среди их родственников было много талантливых людей, достигших больших успехов. Был даже сформулирован «закон фокусирования наследуемости», по которому появление индивидуумов с особо высокими способностями возможно лишь в «способных» семьях, имеющих одаренных людей хотя бы в какой-то одной области.

Взаимодействие генотипа и среды

Генотип – средовое взаимодействие проявляется в том, что одинаковые условия среды более благоприятны для людей с одним генотипом и менее благоприятны для людей с другим генотипом. Иными словами, представление о генотип-средовом взаимодействии позволяет выяснить, в какой степени результаты средовых воздействии зависят от генетических различий между людьми.

Структура индивидуальности человека имеет многоуровневое строение, при этом отдельные уровни (генетический, морфологический, физиологический, психологический) находятся в постоянном взаимодействии. В онтогенезе генетический уровень как исходный инициирует развитие других смежных с ним — морфологического и физиологического, а те, в свою очередь, создают условия для психического развития. При этом влияние генетического уровня на психологические особенности индивида оказывается весьма значительным: особенности интеллекта зрелых людей почти наполовину определяются индивидуальными особенностями генотипа. Однако на ранних стадиях развития, в дошкольном детстве, пока процессы созревания не достигли завершения, влияние генотипа на индивидуальные особенности интеллекта намного меньше. И это в известной степени закономерно, потому что в этом возрасте центральная нервная система обладает повышенной пластичностью и чувствительностью к внешним воздействиям. Несмотря на сравнительно небольшой вклад генотипа в индивидуальные различия интеллекта в раннем детстве, генетические влияния в раннем возрасте и в зрелости коррелируют между собой. Все это дает основание полагать, что индивидуальные особенности генотипа, имеющие отношение к формированию высоких умственных способностей и одаренности, можно отнести к категории задатков.

Генотип оказывает свое влияние на индивидуальные особенности умственной деятельности человека опосредованно, через центральную нервную систему; поэтому поиск механизмов генетических влияний на интеллектуальный уровень связан с изучением морфологического созреванья центральной нервной системы и других систем организма, обеспечивающих условия для психического развития.

Задатки, определяемые как анатомо-физиологические особенности ЦНС, могут проявляться по-разному: и в своеобразном морфологическом строении и взаимодействии структур мозга, участвующих в обеспечении значимой деятельности; и в скоростных и точностных характеристиках обработки информации; и в особом соотношении общих свойств нервной системы и специфически человеческих типов высшей нервной деятельности.

В современной психологин теоретическую основу составляет системная методология, предполагающая изучение разноуровневых систем и межсистемных отношений. Именно в такой перспективе, можно надеяться, все полнее будет раскрываться подлинная связь феноменологии детской одаренности и ее природных, биологических предпосылок.

Заключение

Выражение «одаренные дети» употребляется весьма широко. Если ребенок обнаруживает необычные успехи в учении или в творческих занятиях, значительно превосходит сверстников, его могут называть одаренным.

Биологические основы развития мозга, на каждом возрастном этапе создают специфические предпосылки для формирования новых психических возможностей. Индивидуальные различия в этих природных предпосылках имеют ближайшее отношение к становлению одаренности. Новейшие сведения об опережающем и запаздывающем созревании, об изменяющейся с возрастом мозговых систем и функций, о взаимосвязи функционального и возрастного развития, о различиях в типах нервной системы и их генетической обусловленности — все это может многое прояснить в феноменологии одаренности детей и подростков.

Сквозь меняющиеся возрастные внутренние условия можно уловить и собственно индивидуальные предпосылки становления некоторых особенностей интеллекта и более специальных способностей - действии физиологических задатков (наиболее изученные из них — свойства типа нервной системы и межполушарные отношения в функциях мозга). Такого рода индивидуальные различия, имеющие природно-генетическую базу, можно не только выявлять на разных возрастных этапах, но и прогнозировать. Поэтому существенный вклад в разработку проблем прогноза можно ожидать от дифференциальной психофизиологии.

Весьма перспективен и собственно психологический, привлекающий к себе все большее внимание исследователей биографический метод. Накапливаются данные не только о жизненном пути талантливых людей в самых разных областях деятельности, но и о ходе развития выдающихся детей и подростков, проливающие свет на возрастную динамику становления одаренности.

Литература

Психология одаренности детей и подростков/ Под ред. Н.С. Лейтеса. — м.: Издательский центр «Академия», 1996. - 416 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план мероприятий по реализации программы перспективного развития школы № 117 на основе национальной образовательной инициативы "Наша новая школа". Направление "Одаренные дети"

План включает анализ текущего состояния по школьной программе "Одаренные дети", цели,задачи, критерии деятельности.  План расчитан на 5 лет.  Представлены по годам пункты плана: организация ...

Стендовый доклад "Обновление методической работы в школе - основа развития детской одаренности сельских школьников"

Стендовый доклад "Обновление методической работы в школе - основа развития детской одаренности сельских школьников"...

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРИ РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ НА УРОКАХ ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО ЦИКЛА, КАК МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА СТАНДАРТОВ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ

В условиях кардинальных изменений  в образовательной системе нашей страны фактор учителя  в школе становиться  особенно актуальным. Характерной приметой нашего времени является повышени...

Диагностика одаренности как основа работы педагога

Цель: Просвещение педагогов по проблеме одаренных детей.Задачи:Углубить знания об одаренности, классификациях видов одаренности, характерных особенностях одаренных детей.Расширить понятие о стратегиях...

ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВА ДЛЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ «ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

В проекте рассматривается исследовательская компетентность как важная составляющая учебной деятельности современного школьника. Это качество включает в себя такие компоненты, как опыт индивидуальной и...

«Теоретические основы организации педагогической работы с одаренными детьми в учреждениях дополнительного образования» (рекомендации для педагогов, работающих с одаренными учащимися»)

laquo;Теоретические основы организации педагогической работы с одаренными детьми в учреждениях дополнительного образования»(рекомендации для педагогов, работающих с одаренными учащимися»)...