Программа психолого-педагогической направленности
рабочая программа по психологии
Программа направленна на создание условия по предупрежданию конфликтных ситуаций среди подростков"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.docx | 369.77 КБ |
Предварительный просмотр:
- Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной программы:
- 1.1. Пояснительная записка (общая характеристика программы):
Дополнительная общеобразовательная программа «Создание условий по предупреждению конфликтных ситуаций среди воспитанников» составлена в соответствии с основными нормативно-правовыми документами:
- Федеральный закон «Об образовании» от 29 декабря 2021 года №273-ФЗ;
- Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018г. №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Письмо Минобрнауки России от 18.11.15 №09-3242 «Методические рекомендации по проектированию общеразвивающих программ»;
- СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи».
Направленность (профиль) программы: психолого-педагогическая.
Актуальность:Современная жизнь невозможна без конфликтов. Поэтому дети должны научиться разрешать их без вражды и агрессии. Ведь только конструктивная критика может позволить принять обоснованное, наиболее правильное и взвешенное решение. Только открытый и прямолинейный диалог помогает выявить скрытые проблемы и наладить нормальные доверительные взаимоотношения между детьми. Конфликтные ситуации обязательно должны быстро разрешаться, так как скрытая агрессия и затаенные обиды могут негативно повлиять на психическое и эмоциональное состояние ребенка, развить в нем комплексы.
Новизна, отличительные особенности: В ходе разработки программы были проанализированы материалы дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ многих педагогов. Отличительные особенности данной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы от уже существующих в этой области заключаются в том, что работа осуществляется не только педагогом, а включает в себя привлечение других специалистов. Также в ходе практических занятий у детей будет возможность не просто проработать поведение в конфликтных ситуациях, но и принять на себя роль ведущего, который может сам научить сверстников полезным приемам разрешения споров и конфликтов.
Сроки реализации программы: 1 год обучения – 58 часов.
Количество учащихся: состав коллектива постоянный. Участниками осуществления программы являются воспитанники Центра в возрасте от 13 до 17 лет
Формы и режим занятий: Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу, 34 занятия в год.Предположительны традиционные формы обучения: индивидуально-групповая, групповая и фронтальная (по подгруппам) и всем составом. Обучение обучающихся медиативным технологиям проходит в виде тренинговых занятий (при участии педагог-психолога): игр и упражнений, беседы и обсуждений.
1.2 Цель и задачи программы:
Цель программы: распространение среди воспитанников цивилизованных форм разрешения споров и конфликтов (восстановительная медиация, переговоры и другие способы), не выходящих за рамки прав другого человека;
Программа позволяет решить следующие задачи:
1) образовательные:
- освоить знания в области разрешения конфликтов;
- овладеть умениями применять медиативные техники на практике;
2) развивающие:
- развить познавательную активность ребенка, воображение, фантазию, творчество, способность к сотрудничеству с другими людьми;
- развить мотивацию к определенному виду деятельности, потребности в саморазвитии, самостоятельности, ответственности, активности;
3) воспитывающие:
- формировать общественную активность личности, гражданскую позицию, культуру
- общения и поведения в социуме, сознательную дисциплину.
Учебно-тематический план
№ П/п | Наименование разделов, тем занятий | Кол-во часов | Теоретическая часть | Практическая. часть | Формы аттестации, контроля |
| Тестирование | ||||
1.1. | Наши занятия: что и как? | 1 | 1 | ||
1.2 | Что такое конфликт. Последствия конфликта. | 2 | 0,5 | 1,5 | |
1.3 | Как возникают и развиваются конфликты. | 2 | 0,5 | 1,5 | |
1.4 | Стили поведения в конфликте. | 2 | 0,5 | 1,5 | |
1.5 | Самоконтроль в конфликте | 2 | 1 | 1 | |
1.6 | Общение в конфликте. | 2 | 0,5 | 1,5 | |
| |||||
2.1 | Что такое эффективная коммуникация? | 2 | 0,5 | 1,5 | Анкетирование |
2.2 | Как правильно слушать собеседника? | 2 | 1 | 1 | |
2.3 | Что такое бесконфликтный стиль общения? Качества, важные для бесконфликтного общения. | 2 | 0,5 | 1,5 | |
2.4 | Что такое «конфликтная личность», и как общаться с такими людьми? | 2 | 1 | 1 | |
| |||||
3.1 | Коммуникативные техники в работе медиатора. | 2 | 0,5 | 1,5 | Защита проекта |
3.2 | Что такое медиация? | 2 | 0,5 | 1,5 | |
3.3 | Основные принципы восстановительной медиации. Процесс и результат медиации. | 2 | 0,5 | 1,5 | |
3.4 | Компетенции медиатора. Качества и навыки медиатора. | 2 | 0,5 | 1,5 | |
3.5 | Как организовать подготовительный этап медиации? | 2 | 0,5 | 1,5 | |
3.6 | Практическая работа «Встреча со сторонами». | 2 | 2 | ||
3.7 | Как провести основной этап медиации? | 2 | 0,5 | 1,5 | |
3.8 | Практическая работа «Встреча сторон». | 2 | 2 | ||
3.9 | Как закончить медиацию? | 2 | 0,5 | 1,5 | |
3.10 | Практическая работа «Заключение соглашения. Аналитическая встреча.» | 2 | 2 | ||
3.11 | Возникли проблемы: что делать? | 2 | 2 | ||
3.12 | Супервизия. Анализ трудных конфликтных ситуаций. | 2 | 2 | ||
3.13 | Каким должен быть «настоящий медиатор»? | 2 | 2 | ||
3.14 | Зачем люди становятся медиаторами? | 2 | 2 | ||
3.15 | Откуда медиатору взять столько сил и терпения? | 2 | 2 | ||
3.16 | Разработка индивидуальных проектов по профилактике конфликтов и популяризации Службы медиации в группе. | 2 | 2 | ||
3.17 | Реализация индивидуальных проектов по профилактике конфликтов и популяризации Службы медиации. | 3 | 3 | ||
3.18 | Защита индивидуальных проектов по профилактике конфликтов и популяризации Службы медиации. | 2 | 2 | ||
3.19 | Чему мы научились?Так кто же такие медиаторы? | 2 | 2 | ||
Итого: | 58 |
Содержаниепрограммы:
№ | Тема занятия | Форма организации образовательного процесса | |
теория | практика | ||
Наши занятия: что и как? | Знакомство. Демонстрация формата занятий, введение правил групповой работы. Упражнение «Восточный базар», опрос «Ожидания», упражнение «Наш маршрут», упражнение «Бутылка с пиратского корабля» | ||
Что такое конфликт. Последствия конфликта. | Мини-лекция «Понятие конфликт. Разновидности и последствия конфликта.» | Упражнения «Ассоциации», «Снежинки». Работа в малых группах. Сочинение сказки «Мир без конфликтов» | |
Как возникают и развиваются конфликты. | Мини-лекция «Причины возникновения конфликтов» | Разминочное упражнение «Если конфликт – это...», упражнение «Час общения», работа в малых группах: составление памятки «Правила бесконфликтного общения» | |
Стили поведения в конфликте. | Мини-лекция «Характеристика стилей поведения в конфликте» | Разминочное упражнение «Недостающий стул», упражнение «Стили поведения в конфликте». Дискуссия на тему конструктивного и деструктивного стиля поведения. | |
Самоконтроль в конфликте. | Возможность управления конфликтом на основе эмоциональной саморегуляции. Рисунок «Человек в конфликте», Алфавит эмоций, работа в малых группах «Аптечка самопомощи» | ||
Общение в конфликте. | Мини-лекция «Принципы формирования «Я-сообщения» | Дискуссия «Способы безопасного выражения эмоций в конфликте», работа в малых группах «Разбор ситуаций», упражнение «Копилка обидок» | |
Что такое эффективная коммуникация? | Мини-лекция «открытый» и «закрытый вопрос». | Упражнение «Бинго-формуляр», Упражнение «Диктант», соревнование между малыми группами «Открытый вопрос» | |
Как правильно слушать собеседника? | Мини-лекция «Техники активного слушания» | Упражнение-тест «Умею ли я слушать?», отработка навыков активного слушания на материале упражнения «Абстракция» | |
Что такое бесконфликтный стиль общения? Качества, важные для бесконфликтного общения. | Мини-лекция «Барьеры в общении» | Упражнение «Роли», работа в парах «Условия бесконфликтного общения» , упражнение «Барьеры». | |
Что такое «конфликтная личность», и как общаться с такими людьми? | Мини-лекция «Разновидности конфликтных личностей» | Упражнение «Знаки», Упражнение «Рисунок вдвоем», ролевое проигрывание «Общение с конфликтной личностью» | |
Коммуникативные техники в работе медиатора. | Мини-лекция «Коммуникативные техники» | Отработка коммуникативных техник в малых группах (ориентация на понимание, техника активного слушания, техника пассивного слушания, техника «Отражение»). | |
Что такое медиация? | Мини-лекция «Понятие «медиация», «медиатор». Восстановительная медиация.» | Упражнение «Интервью», демонстрация «Красное и черное». | |
Основные принципы восстановительной медиации. Процесс и результат медиации. | Мини-лекция «Принципы медиации» | Работа в малых группах: знакомство с этапами медиации, работа в малых группах: анализ кейсовых ситуаций | |
Компетенции медиатора. Качества и навыки медиатора. | Мини-лекция «Компетенции медиатора: коммуникативная, аналитическая, информационная, мнемическая, управление эмоциями (стресс-менеджмент), менеджерская, креативность, организаторская.» | Беседа «Обладаю ли я необходимыми качествами и навыками?» | |
Как организовать подготовительный этап медиации? | Мини-лекция «Вступительное слово медиатора» | Упражнение «Приветствие» Работа в малых группах упражнение «Разговор» | |
Практическая работа «Встреча со сторонами». | Практическая работа «Встреча со сторонами». | ||
Как провести основной этап медиации? | Мини-лекция «Структура организации встречи сторон конфликта» | Упражнение «Крест-параллель», работа в малых группах «Заполнение таблицы» | |
Практическая работа «Встреча сторон». | Практическая работа «Встреча сторон». | ||
Как закончить медиацию? | Мини-лекция «Разработка соглашения.» | Упражнение «Выход из контакта», упражнение «Волк и семеро козлят», упражнение «Выражаем благодарность» | |
Практическая работа «Заключение соглашения. Аналитическая встреча.» | Практическая работа «Заключение соглашения. Аналитическая встреча.» | ||
Возникли проблемы: что делать? | Упражнение «Ответ без размышлений», упражнение «Шапка вопросов», упражнение «Рецепт хорошей медиации» | ||
Супервизия. Анализ трудных конфликтных ситуаций. | Практическая работа воспитанников по проведению процедуры медиации. | ||
Каким должен быть «настоящий медиатор»? | Упражнение «Качества медиатора», упражнение «Рассказ от имени предмета» | ||
Зачем люди становятся медиаторами? | Упражнение «Мотивация медиатора», упражнение «Неконструктивная мотивация», упражнение «Герб» . | ||
Откуда медиатору взять столько сил и терпения? | Упражнение «Страшилка», упражнение «Аптечка самопомощи», упражнение «Благодарность». | ||
Разработка индивидуальных проектов по профилактике конфликтов и популяризации Службы Медиации в группе. | Проектная деятельность | ||
Реализация индивидуальных проектов по профилактике конфликтов и популяризации Службы медиации. | Проектная деятельность. Профилактика конфликтов и популяризация Службы медиации среди участников программы | ||
Защита индивидуальных проектов по профилактике конфликтов и популяризации Службы медиации. | Выступление с результатами реализации индивидуальных проектов по профилактике конфликтов и популяризации Службы медиации. | ||
Чему мы научились? Так кто же такие медиаторы? | Опрос «Проверяем теоретическую подготовленность», упражнение «Проверяем практическую подготовленность» Рефлексия Упражнение «Бутылка с пиратского корабля» |
1.4 Планируемые результаты
- Знать о сути конфликта и психологических механизмах его развития;
- Уметь преодолевать однозначно негативную оценку конфликтов;
- Владеть навыками разрешения конфликтов и эмоциональной саморегуляции;
- Иметь мотивацию к применению сформированных знаний, умений и навыков в практике реального взаимодействия.
- Иметь конструктивную мотивацию к осуществлению функций медиатора;
- Владеть знаниями о природе и динамике развития детских и подростковых конфликтов, этапах медиации конфликтов между учащимися в условиях образовательного учреждения;
- Владеть навыками осуществления медиации конфликтов между учащимися в условиях образовательного учреждения;
- Быть заинтересованным в дальнейшем росте в области совершенствования навыков медиации конфликтов.
- Комплекс организационно-педагогических условий:
2.1. Календарно-учебный график (Приложение 1).
2.2 Условия реализации программы:
1. Технические средства
Имеется возможность доступа в кабинете ресурсам интернета.
2. Учебно – практическое оборудование:
- бумага формата А-4 ;
- цветные карандаши.
- раздаточный материал.
3. Кадровое обеспечение :
- воспитатель
- педагог-психолог
4.Методическое обеспечение.
- Предоставление ребенку свободы в выборе деятельности, в выборе способов работы, в выборе тем;
- Система постоянно усложняющихся заданий с разными вариантами сложности. Это обеспечивает овладение приемами творческой работы всеми учащимися;
- В каждом задании предусматривается исполнительский и творческий компонент;
- Создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы занятий. Наряду с элементами творчества необходимы трудовые усилия;
- Создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса деятельности;
- Объекты творчества обучающихся имеют значимость для них самих и для общества.
Программа предусматривает следующие формы и методы работы с обучающимися:
- мини-лекция;
- беседа;
- опрос;
- упражнение;
- проектирование;
- практическая работа;
- ролевое разыгрывание;
- дискуссия;
- тренинг.
Оценка результатов:
Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы проводится в форме:
- анкетирования;
- конкурсов;
- ребусов
- выставок творческих работ;
- тестирования;
- тренингов;
- пиктограмм;
- итогового тестирования в конце года.
Литература:
- Алиева М.А., Гришанович Т.В., Лобанова Л.В., Травникова Н.Г., Трошихина Е.Г. Я сам строю свою жизнь. – СПб., 2000.
- Баева И.А. Тренинги психологической безопасности в школе. – СПб.,2002.
- Беглова Т.В., Битянова М.Р., Шадура А.Ф. Программа первичной профилактики ВИЧ/СПИДа и рискованного поведения для детей стершего подросткового возраста «Ладья». Методические рекомендации для ведущих программы. – М., 2014.
- Браткин А., Скоробогатова И. Чемоданчик тренера. 10 продаваемых тренингов. – М., 2004.
- Валкер Д. Тренинг разрешения конфликтов (для начальной школы). Как нам договориться? – СПб, 2001.
- Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. – М., 2007.
- Вачков И.В. Психологическая азбука. Сказки о самой душевной науке. Королевство Внутреннего Мира. Королевство Разорванных Связей. – М, 2012.
- Гребенкин Е.В. Школьная конфликтология. – М., 2013.
- Григорьева Т.Г. Линская Л.В. Усольцева Т.П. Основы конструктивного общения. – Новосибирск, 1999.
- Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб.: Питер, 2008.
- Классные часы: 5 класс / сост. А.В. Давыдов. – М., 2010.
- Кривцова С.В. и др. Жизненные навыки. Тренинговые занятия с младшими подростками (5-6 класс). – М., 2012.
- Литвинов А.В. Основной курс медиации. – М., 2011
- Микляева А.В. Я – подросток. Программа уроков психологии. – СПб., 2006.
- Токарева В.С. Нам нужно общение. – М., 2008.
- Материалы газеты «Школьный психолог» за период с 1998 по 2015 г.г.
- Лидерс А.С. Групповой психологический тренинг со старшеклассниками и студентами. – М., 2009.
- Практикум по психологическим играм с детьми и подростками / под ред. М.Р. Битяновой. – СПб., 2011.
- Психологический тренинг в группе. Игры и упражнения. – М., 2012.
- Редлих А., Миронов Е. Модерация конфликтов в организации. – СПб.: Речь, 2009.
- Фопель К. Групповая сплоченность. – М., 2011.
- Хрящева Н.Ю. Психогимнастика в тренинге. – СПб.,2001.
- Шабалина В.В. Виртуальная мастерская: подготовка посредников – волонтеров подростковой психологической службы. – СПб., 2001.
- Школьные службы примирения. – М., 2012.
- Школьная служба примирения и восстановительная культура отношений. – М., 2012.
- https://infourok.ru/programma-vneurochnoj-deyatelnosti-pro-konflikty-5048367.html
Приложение №1
Календарно-тематический план
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов | Дата проведения занятия | ||||
Планируемая | Фактическая | ||||||
1. Конфликт и как его избежать. | |||||||
1.1. | Наши занятия: что и как? | 1 | 20.01.2022 | ||||
1.2 | Что такое конфликт. Последствия конфликта. | 2 | 27.01.2022 | ||||
1.3 | Как возникают и развиваются конфликты. | 2 | 03.02.2022 | ||||
1.4 | Стили поведения в конфликте. | 2 | 10.02.2022 | ||||
1.5 | Самоконтроль в конфликте | 2 | 17.02.2022 | ||||
1.6 | Общение в конфликте. | 2 | 24.02.2022 | ||||
2 .Все о коммуникации | |||||||
2.1 | Что такое эффективная коммуникация? | 2 | 03.03.2022 | ||||
2.2 | Как правильно слушать собеседника? | 2 | 10.03.2022 | ||||
2.3 | Что такое бесконфликтный стиль общения? Качества, важные для бесконфликтного общения. | 2 | 17.03.2022 | ||||
2.4 | Что такое «конфликтная личность», и как общаться с такими людьми? | 2 | 24.03.2022 | ||||
3. Служба медиации | |||||||
3.1 | Коммуникативные техники в работе медиатора. | 2 | 31.03.2022 | ||||
3.2 | Что такое медиация? | 2 | 07.04.2022 | ||||
3.3 | Основные принципы восстановительной медиации. Процесс и результат медиации. | 2 | 14.04.2022 | ||||
3.4 | Компетенции медиатора. Качества и навыки медиатора. | 2 | 21.04.2022 | ||||
3.5 | Как организовать подготовительный этап медиации? | 2 | 28.04.2022 | ||||
3.6 | Практическая работа «Встреча со сторонами». | 2 | 05.05.2022 | ||||
3.7 | Как провести основной этап медиации? | 2 | 12.05.2022 | ||||
3.8 | Практическая работа «Встреча сторон». | 2 | 19.05.2022 | ||||
3.9 | Как закончить медиацию? | 2 | 26.05.2022 | ||||
3.10 | Практическая работа «Заключение соглашения. Аналитическая встреча.» | 2 | 02.06.2022 | ||||
3.11 | Возникли проблемы: что делать? | 2 | 09.06.2022 | ||||
3.12 | Супервизия. Анализ трудных конфликтных ситуаций. | 2 | 16.06.2022 | ||||
3.13 | Каким должен быть «настоящий медиатор»? | 2 | 23.06.2022 | ||||
3.14 | Зачем люди становятся медиаторами? | 2 | 30.06.2022 | ||||
3.15 | Откуда медиатору взять столько сил и терпения? | 2 | 07.07.2022 | ||||
3.16 | Разработка индивидуальных проектов по профилактике конфликтов и популяризации Службы медиации в группе. | 2 | 14.07.2022 | ||||
3.17 | Реализация индивидуальных проектов по профилактике конфликтов и популяризации Службы медиации. | 3 | 21.07.2022 | ||||
28.07.2022 | |||||||
3.18 | Защита индивидуальных проектов по профилактике конфликтов и популяризации Службы медиации. | 2 | 04.08.2022 | ||||
3.19 | Чему мы научились? | 2 | 11.08.2022 | ||||
3.20 | Так кто же такие медиаторы? | 2 | 18.08.2022 | ||||
3.1 | Коммуникативные техники в работе медиатора. | 2 | 25.08.2022 | ||||
3.2 | Что такое медиация? | 2 | 01.09.2022 | ||||
3.3 | Основные принципы восстановительной медиации. Процесс и результат медиации. | 2 | 08.09.2022 | ||||
3.4 | Компетенции медиатора. Качества и навыки медиатора. | 2 | 15.09.2022 | ||||
3.5 | Как организовать подготовительный этап медиации? | 2 | 22.09.2022 | ||||
3.6 | Практическая работа «Встреча со сторонами». | 2 | 29.09.2022 | ||||
3.7 | Как провести основной этап медиации? | 2 | 06.10.2022 | ||||
3.8 | Практическая работа «Встреча сторон». | 2 | 13.10.2022 | ||||
3.9 | Как закончить медиацию? | 2 | 20.10.2022 | ||||
3.10 | Практическая работа «Заключение соглашения. Аналитическая встреча.» | 2 | 27.10.2022 | ||||
3.11 | Возникли проблемы: что делать? | 2 | 03.11.2022 | ||||
3.12 | Супервизия. Анализ трудных конфликтных ситуаций. | 2 | 10.11.2022 | ||||
3.13 | Каким должен быть «настоящий медиатор»? | 2 | 17.11.2022 | ||||
3.14 | Зачем люди становятся медиаторами? | 2 | 24.11.2022 | ||||
3.15 | Откуда медиатору взять столько сил и терпения? | 2 | 01.12.2022 | ||||
3.16 | Разработка индивидуальных проектов по профилактике конфликтов и популяризации Службы медиации в группе. | 2 | 08.12.2022 | ||||
3.17 | Реализация индивидуальных проектов по профилактике конфликтов и популяризации Службы медиации. | 3 | 15.12.2022 | ||||
3.18 | Защита индивидуальных проектов по профилактике конфликтов и популяризации Службы медиации. | 2 | 22.12.2022 | ||||
3.19 | Чему мы научились?Так кто же такие медиаторы? | 2 | 29.12.2022 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения, направленная на коррекцию компетенций познавательной, эмоционально-личностной, мотивационной сферы
Программа индивидуального психологического сопровождения, направленная на развитие внутреннего потенциала ребенка с нарушением слуха...
Индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения, направленная на коррекцию поведения подростков, находящихся в группе риска
Индивидуальная психологическая программа подростков с нарушением слуха группы риска...
Индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения, направленная на коррекцию и развитие компетенций эмоционально-волевой и коммуникативной сферы «Я все смогу»
Индивидуальная программа психологического сопровождения, направленная на коррекцию и развитие компетенций эмоционально-волевой и коммуникативной сферы подростка с нарушением слуха...
Групповая программа психолого-педагогического сопровождения, направленная на коррекцию и развитие компетенций познавательной и эмоционально-волевой сферы
Групповая программа психологического сопровождения подростков с нарушением слуха с легкой степенью умственной отсталости...
Индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения, направленная на коррекцию и развитие процесса социализации подростка во внешнюю среду слышащих людей
Индивидуальная программа психологического сопровождения процесса социализации подростка с нарушением слуха...
Индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения, направленная на коррекцию и развитие компетенций эмоционально-волевой и личностной сферы
Индивидуальная программа психологического сопровождения подростка с нарушением слуха с УО...
Групповая программа психолого-педагогического сопровождения, направленная на коррекцию и развитие компетенций коммуникативной сферы «Психология общения для подростков»
Групповая программа психологического сопровождения подростков с нарушением слуха с УО, направленная на коррекцию и развитие компетенций коммуникативной сферы...