Мониторинг эмоционального состояния школьников
методическая разработка по психологии

В статье предложены методики для диагностики, карты наблюдений, журнал отслеживания динамики.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

 Мониторинг эмоционального состояния учеников перед длинной четвертью.

Карловская Наталья Павловна, педагог-психолог,

 МБОУ СШ № 9, г. Сургут

Третью четверть учебного года можно смело включать в факторы риска возникновения у учащихся негативных эмоциональных состояний. Это и переутомление после долгой зимы, нехватки солнца и ярких красок; это и возрастающее чувство тревоги перед приближающимися экзаменами;  это и накопление эмоционального выгорания от учебной нагрузки, сложностей коммуникации со сверстниками и учителями.

Одной из задач школы в этот период становится своевременное выявление учащихся, проявляющих эмоциональное неблагополучие, и организация их психолого-педагогического сопровождения. Мониторинг психоэмоционального состояния учащихся может быть включен в план профилактической работы школы, план психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса и проводится в два этапа:

  1. Проведение скрининговой диагностики.

1– 4 класс - методика «Цветограмма настроения», карта наблюдения[1];

5 – 8 класс - опросник САН;

9-11 класс – методика «Опросник поведения»[2]

  1. Проведение углубленной диагностики.

        1-4 класс: «Проективная методика для диагностики школьной тревожности» (А. М. Прихожан), «Цветовой тест» (Люшер).

5-8 класс: «Тест школьной тревожности» (Филлипс), «Многомерная оценка детской тревожности» (Е.Е. Ромицына).

9-11 класс: «Шкала социально-психологической адаптированности» (К. Роджерс, Р. Раймонд, модифицированный вариант Т.В. Снегирёвой), «Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности» (Ч.Д. Спилбергер, в адаптации Ю.Л. Ханина).

При проведении мониторинга педагогом-психологом составляется диагностическая карта класса, позволяющая проанализировать как эмоциональное состояние каждого учащегося, так и в срезе всего класса, параллели, школы.

        По результатам скрининговых исследований, углубленной психологической диагностики для учащихся с эмоционально нестабильным состоянием организуется психолого-педагогическое сопровождение, направленное на развитие ценностных ориентаций, уверенности в позитивном будущем, формирование психологической устойчивости. Педагогом-психологом разрабатывается программа сопровождения, включающая в себя консультации родителей, психологические занятия с учащимся. При необходимости в программу включается деятельность социального педагога по организации социально-значимых дел с учащимся.

Во время проведения коррекционных занятий педагог-психолог еженедельно отслеживает эмоциональное состояние ребенка, используя методы наблюдения, диагностическую беседу, дневник настроения, рефлексивные карточки, проективные методики и др. В случаях проявления у учащегося депрессивных состояний, контроль проводится ежедневно, в том числе  с участием классного руководителя. Результаты фиксируются в листе контроля или в журнале данных по контролю. При отсутствии положительной динамики и ухудшении состояния учащегося родителям рекомендуется обратиться за специализированной помощью в медицинскую организацию.

Период психолого-педагогического сопровождения определяется индивидуально, исходя из результатов первичной диагностики и особенностей учащегося. По результатам динамического контроля и повторной диагностики принимается решение о завершении коррекционной работы или ее продлении.

Приложения

КАРТА НАБЛЮДЕНИЙ ЗА СОСТОЯНИЕМ И ПОВЕДЕНИЕМ УЧЕНИКОВ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ (ДЛЯ УЧИТЕЛЯ)

Карта позволяет выявить тревожные симптомы в состоянии учащихся, свидетельствующие о психофизическом напряжении и недостаточной адаптации к школе.

Дата _________________________________________________________

Фамилия, имя ребенка _________________________________________

№ школы и класс ______________________________________________

Критерии оценки:

0 – симптомы отсутствуют;

1 – слабо выражены, отмечаются изредка;

2 – умеренно выражены, наблюдаются периодически;

3 – ярко выражены, наблюдаются практически постоянно.

1 Беспокойный, неусидчивый, расторможенный, нарушает дисциплину, делает замечания другим детям, перебивает учителя и не реагирует на его замечания, часто переспрашивает

0 1 2 3

2 У школьника быстро нарастает утомление, истощение; он становится вялым, рассеянным, невнимательным, безразличным, ложится на парту, «не слышит» инструкцию учителя

0 1 2 3

3 На низкие оценки реагирует плачем, истерикой, отказом от работы, может вступить в спор с учителем

0 1 2 3

4 На контрольных работах (или перед ними) чрезмерно тревожен, не уверен в своих силах, беспокоен, руки становятся холодными 9 и потными. В процессе выполнения работы не понимает задания, задает много вопросов, делает простые ошибки в заданиях

0 1 2 3

 5 В процессе урока не может сконцентрироваться на задании, не понимает и не может выполнить инструкцию, не «удерживает» ее или быстро забывает, постоянно отвлекается, требует дополнительного контроля учителя, более детального объяснения. При выполнении задания задает много вопросов

0 1 2 3

6 На переменах становится особенно агрессивным, драчливым, неуправляемым, не реагирует на замечания взрослых, «не слышит» их (надо повторить замечание несколько раз или держать его за руку)

0 1 2 3

7 Приходит в школу неподготовленным, постоянно все забывает (учебники, тетради, пенал, альбом, ручки, карандаши и т.п.)

0 1 2 3

Суммарный балл

Интерпретация результатов.

Сумма баллов до 7 свидетельствует о том, что эмоциональное состояние ребенка стабильно и не вызывает тревоги. При суммарном балле от 7 до 14 следует обратить внимание на проблемы школьника, проанализировать режим его работы, нагрузку, трудности. При суммарном балле от 14 до 21 необходимо обратить внимание на состояние здоровья ученика; нормализовать режим; снять дополнительные нагрузки; проанализировать состояние ребенка вместе с родителями, психологом, наметить программу помощи.

При неоднократном заполнении карт в течение учебного года их данные сопоставляются как в отношении каждого ребенка, так и по обобщенным показателям класса, например по количеству детей, имеющих суммарные баллы до 14, от 14 до 21, более 21.

МЕТОДИКА «ОПРОСНИК ПОВЕДЕНИЯ»

Дата _________________________________________________________

Фамилия, имя ребенка _________________________________________

№ школы и класс ______________________________________________

Инструкция: следующие утверждения касаются вашего поведения, чувств и переживаний, и затрагивают различные сферы жизни. Ответьте на поставленные вопросы «да» или «нет». Здесь нет правильных или неправильных ответов. Отвечайте на вопросы, не раздумывая долго. Лучшим является тот ответ, который первым приходит в голову. Постарайтесь не пропускать ни одного вопроса и не переживайте по поводу их содержания. Благодарим за сотрудничество.

Утверждения

Да

Нет

1. Иногда бываю сильно напряжен.

2. Я забочусь о своем здоровье.

3. Я часто так сильно во что-то погружен, что не могу заснуть.

4. Я часто чувствую себя ранимым и уязвимым.

5. Мне трудно заговорить с новыми людьми.

6. Я нередко опаздываю на назначенную встречу.

7. Часто чувствую себя усталым просто так.

8. Мне кажется, что люди относятся ко мне излишне критично.

9. Часто меня долго преследуют совершенно бесполезные мысли.

10. Иногда я откладываю на потом то, что можно сделать сразу.

11. Мне кажется, что меня многие не понимают.

12. Мои манеры за столом дома свободны и часто лишены правил.

 13. Даже мысль о возможной неудаче меня волнует.

14. У меня бывают очень странные и необычные переживания.

15. Я мечтаю и фантазирую больше чем нужно.

16. Если бы против меня не были настроены, то все было бы хорошо.

17. Я часто борюсь с собой, чтобы не показать свою застенчивость.

18. Иногда я говорю о вещах, в которых мало разбираюсь.

19. Иногда я сильно дрожу от волнения.

20. У меня часто меняется настроение.

21. Часто испытываю чувство страха без реальной на то причины.

22. Нередко говорю неправду.

23. Мое настроение может меняться мгновенно.

24. Критика или выговор меня очень задевают и ранят.

25. Временами я так обеспокоен, что не могу усидеть на месте.

26. Нередко сильно переживаю по пустякам.

27. Я часто испытываю недовольство.

28. Часто мне трудно сконцентрироваться на самом главном.

29. Я делаю много такого, о чем потом приходиться сожалеть.

30. Иногда я теряю терпение и впадаю в ярость.

31. Мне то радостно, то грустно без видимых причин.

32. Иногда кажусь себе ни на что не годным.

33. Я много копаюсь в себе.

34. Я страдаю от чувства неполноценности.

35. Иногда у меня все болит.

36. Часто чувствую себя просто скверно.

37. У меня нередко бывает гнетущее состояние.

38. Мне нередко кажется, что у меня что-то с нервами.

39. Мне трудно поддерживать разговор при знакомстве.

40. Самая тяжелая борьба для меня – это борьба с самим собой.

Интерпретация результатов.

Общая оценка результатов опроса осуществляется по количеству ответов «да». Выделяют следующие уровни оценки поведения. (0–8) баллов – позитивное психическое состояние. (9–16) баллов – психическое состояние преимущественно позитивное. (17–24) балла – средние показатели, состояние носит неопределенный характер, может зависеть от настроения, случайных обстоятельств. (25–32) балла – в психическом состоянии проявляется негативная тенденция. (33–40) баллов – результаты показывают наличие негативного психического состояния, существует вероятность возникновения невроза.

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА КЛАССА

Дата _____20.01.2023__________________________________________

№ школы и класс ____МБОУ СОШ № 2, 7Б класс__________________

Методика____ «Опросник поведения»____________________________

Ф.И. учащегося

позитивное психическое состояние

психическое состояние преимущественно позитивное

состояние носит неопределенный характер, может зависеть от случайных обстоятельств

проявляется негативная тенденция

наличие негативного психического состояния

1

Алиев Р.

+

2

Бакаева В.

+

3

Воблер Н.

+

4

Горяева Л.

+

5

Демидов Н.

+

6

Елин Г.

+

7

Жилина Я.

+

25

Трошин Е.

+

ИТОГО

5

7

7

3

3

Вывод: у 12 человек (48%) в классе наблюдается достаточно благополучное эмоциональное состояние, у 7 человек  (28%) – отмечается переменчивое, неустойчивое настроение, у 6 человек (24%) – выявлены признаки негативных психических состояний.

Рекомендации:

  1. С учащимися «группы риска» провести углубленную диагностику, организовать психолого-педагогическое сопровождение с целью снижения негативных тенденций.
  2. С классом провести групповые профилактические мероприятия по формированию психологической устойчивости, нормализации эмоционального состояния учащихся.
  3. Для родителей учащихся организовать просветительское мероприятие по вопросам психологической поддержки детей и развития у них навыков позитивного восприятия себя, своего будущего.

КАРТОТЕКА ТЕМ ДЛЯ КОНСУЛЬТАЦИЙ, КЛАССНЫХ ЧАСОВ

Профилактическая и просветительская работа организуется с участием педагога-психолога, социального педагога, классного руководителя с использованием следующих форм.

Для учащихся:

- тематические беседы: «Копинг-стратегии на каждый день», «Ценности нашей жизни», «Развитие уверенности в себе», «Приёмы снижения психоэмоционального напряжения», «Сила улыбки», «Позитивное отношение к миру и к себе».

- классные часы: «Стресс и как с ним бороться?», «Если надо - помощь рядом»,  «В гармонии с собой и окружающим миром», «Я оптимист», «Как управлять собой», «Мои внутренние ресурсы», «Как продуктивно справляться с трудностями»

- групповые психологические занятия: «Внутренние ресурсы для позитивного отношения к жизни», «Как научиться понимать друг друга», «Эмоции и чувства. Как распознать эмоции других людей», «Управление стрессом».

- индивидуальные коррекционно-развивающие занятия по программам: «Познай себя», «Шаг за шагом», «Путь к себе», «Грани жизни».

Для родителей:

- групповые консультации: «Причины и профилактика сниженного настроения школьников в период обучения», «Стили семейного воспитания. Их влияние на развитие детей», «Как наладить хороший контакт с подростком: 12 правил грамотного воспитания»

- родительские собрания: «Безопасность детей – забота взрослых», «Психология подростка. Как уберечь подростка от опасности, которая рядом?», «Профилактика конфликтов в детско-родительских отношениях»,

- практикумы: «Как научить ребенка справляться с трудностями», «Управляем стрессом всей семьей!», «Родители – детям пример! Учимся позитивно мыслить», «Быть рядом: слова поддержки  для ребенка».

        

Для педагогов:

        - групповые консультации: «Психологические причины проявления тревожности у детей и подростков», «Выявление эмоционального неблагополучия школьников: основные маркеры», «Как построить разговор  с ребёнком в кризисном, тяжёлом эмоциональном состоянии».

        - совещания: «Психологически безопасная образовательная среда: роль каждого важна!», «Алгоритм действий педагога при выявлении учащегося с высоким уровнем тревожности, признаками депрессивных состояний».  

        - семинары: «Психологические особенности подросткового возраста», «Навигатор профилактики в действии!», «Влияние личности учителя на эмоциональное состояние учащегося», «Эффективные приемы формирования  положительного психологического климата в классе».

РЕФЛЕКСИВНЫЕ КАРТОЧКИ (примеры)

  1. Какое у тебя сейчас настроение?

https://faengselsforbundet.dk/wordpress/wp-content/uploads/2015/12/Bewertungs-Smileys.jpg

  1. Отметь, какое у тебя сегодня настроение.

C:\Users\PCPRO\Downloads\Безымянный.jpg

  1. Какое у тебя состояние?

https://fs.znanio.ru/d5af0e/75/50/9978b4fc524d777440359102157c67dcb6.jpg

ДНЕВНИК ЭМОЦИЙ

Дата___09.02_______

Закрась ячейку, которая соответствует твоему состоянию в определенное время.

Мир прекрасен

Мир хорош

Мир обычен

8.00

10.00

12.00

14.00

16.00

18.00

20.00

22.00

Мир враждебен

Мир страшен

ЖУРНАЛ ДАННЫХ ПО КОНТРОЛЮ ЗА ЭМОЦИОНАЛЬНЫМ СОСТОЯНИЕМ УЧАЩИХСЯ, ВКЛЮЧЕННЫХ В ГРУППУ РИСКА ПО РЕЗУЛЬТАТАМ МОНИТОРИНГА

Фамилия, имя учащегося________Демидов Николай_______________________

Класс____7Б____________

 

Шкала эмоционального благополучия

23.01

26.01

30.01

02.02

06.02

09.02

13.02

16.02

20.02

позитивное состояние

преимущественно позитивное

настроение переменчивое, зависит от внешних факторов

признаки негативного состояния

стабильно негативное состояние


[1] Диагностика эмоционального благополучия школьников: профилактическая работа с семьями в социально опасном положении: учебно-методическое пособие / М.Ю. Михайлина, Я.К. Нелюбова. – Саратов : ГАУ ДПО «СОИРО», 2017

[2] Диагностика эмоциональной сферы детей и подростков: / Сост.: Н.А. Литвинов. – Южно-Сахалинск: Изд-во ИРОСО, 2020


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА КАК ФАКТОР ЕГО ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ

Проблема охраны психического и физического здоровья в настоящее вре­мя актуальна в связи с преобразованиями в школе, которые привели к интенси­фикации процесса обучения и к увеличению общей нагр...

Диагностика эмоционального и физического состояния школьников совместно с родителями

Для создания здоровьесозидающей среды в школе, в образовательном процессе, необходимо знать положительные стороны и учесть отрицательные составляющие. Для этого необходимо проводить педагогические диа...

Психолого-педагогическон исследование на тему:"Техника "живопись шерстью" как способ коррекции эмоциональных состояний младших школьников с синдромом дефицита внимания и гиперактивности"

Думаю, что проблема влияния занятий искусством на душевное состояние человека, ребенка является достаточно актуальной в настоящее время.С учетом того, что детей с синдромом дефицита внимания с каждым ...

Роль мониторинга физиологического состояния организма школьников в системе работы по повышению качества обученности

В основе использования мониторинга физиологического состояния организма школьников лежит контроль уровня здоровья с целью реализации индивидуального подхода к обучения детей, имеющих определенные особ...

«ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ ЛЫЖНЫМ СПОРТОМ НА РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКОГО И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ШКОЛЬНИКА»

laquo;ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ ЛЫЖНЫМ СПОРТОМ НА РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКОГО И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ШКОЛЬНИКА»...

Диагностика эмоционального состояния младших школьников и психологического климата в детском коллективе с помощью цвета

        Особенности эмоционального мироощущения младших школьников связаны с их возрастными особенностями развития, изменением социальной ситуации. В этот период процессы во...