Мониторинг эмоционального состояния школьников
методическая разработка по психологии
В статье предложены методики для диагностики, карты наблюдений, журнал отслеживания динамики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Диагностика эмоционального состояния школьников | 367.52 КБ |
Диагностика эмоционального состояния школьников | 445.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Мониторинг эмоционального состояния учеников перед длинной четвертью.
Карловская Наталья Павловна, педагог-психолог,
МБОУ СШ № 9, г. Сургут
Третью четверть учебного года можно смело включать в факторы риска возникновения у учащихся негативных эмоциональных состояний. Это и переутомление после долгой зимы, нехватки солнца и ярких красок; это и возрастающее чувство тревоги перед приближающимися экзаменами; это и накопление эмоционального выгорания от учебной нагрузки, сложностей коммуникации со сверстниками и учителями.
Одной из задач школы в этот период становится своевременное выявление учащихся, проявляющих эмоциональное неблагополучие, и организация их психолого-педагогического сопровождения. Мониторинг психоэмоционального состояния учащихся может быть включен в план профилактической работы школы, план психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса и проводится в два этапа:
- Проведение скрининговой диагностики.
1– 4 класс - методика «Цветограмма настроения», карта наблюдения[1];
5 – 8 класс - опросник САН;
9-11 класс – методика «Опросник поведения»[2]
- Проведение углубленной диагностики.
1-4 класс: «Проективная методика для диагностики школьной тревожности» (А. М. Прихожан), «Цветовой тест» (Люшер).
5-8 класс: «Тест школьной тревожности» (Филлипс), «Многомерная оценка детской тревожности» (Е.Е. Ромицына).
9-11 класс: «Шкала социально-психологической адаптированности» (К. Роджерс, Р. Раймонд, модифицированный вариант Т.В. Снегирёвой), «Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности» (Ч.Д. Спилбергер, в адаптации Ю.Л. Ханина).
При проведении мониторинга педагогом-психологом составляется диагностическая карта класса, позволяющая проанализировать как эмоциональное состояние каждого учащегося, так и в срезе всего класса, параллели, школы.
По результатам скрининговых исследований, углубленной психологической диагностики для учащихся с эмоционально нестабильным состоянием организуется психолого-педагогическое сопровождение, направленное на развитие ценностных ориентаций, уверенности в позитивном будущем, формирование психологической устойчивости. Педагогом-психологом разрабатывается программа сопровождения, включающая в себя консультации родителей, психологические занятия с учащимся. При необходимости в программу включается деятельность социального педагога по организации социально-значимых дел с учащимся.
Во время проведения коррекционных занятий педагог-психолог еженедельно отслеживает эмоциональное состояние ребенка, используя методы наблюдения, диагностическую беседу, дневник настроения, рефлексивные карточки, проективные методики и др. В случаях проявления у учащегося депрессивных состояний, контроль проводится ежедневно, в том числе с участием классного руководителя. Результаты фиксируются в листе контроля или в журнале данных по контролю. При отсутствии положительной динамики и ухудшении состояния учащегося родителям рекомендуется обратиться за специализированной помощью в медицинскую организацию.
Период психолого-педагогического сопровождения определяется индивидуально, исходя из результатов первичной диагностики и особенностей учащегося. По результатам динамического контроля и повторной диагностики принимается решение о завершении коррекционной работы или ее продлении.
Приложения
КАРТА НАБЛЮДЕНИЙ ЗА СОСТОЯНИЕМ И ПОВЕДЕНИЕМ УЧЕНИКОВ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ (ДЛЯ УЧИТЕЛЯ)
Карта позволяет выявить тревожные симптомы в состоянии учащихся, свидетельствующие о психофизическом напряжении и недостаточной адаптации к школе.
Дата _________________________________________________________
Фамилия, имя ребенка _________________________________________
№ школы и класс ______________________________________________
Критерии оценки:
0 – симптомы отсутствуют;
1 – слабо выражены, отмечаются изредка;
2 – умеренно выражены, наблюдаются периодически;
3 – ярко выражены, наблюдаются практически постоянно.
1 Беспокойный, неусидчивый, расторможенный, нарушает дисциплину, делает замечания другим детям, перебивает учителя и не реагирует на его замечания, часто переспрашивает | 0 1 2 3 |
2 У школьника быстро нарастает утомление, истощение; он становится вялым, рассеянным, невнимательным, безразличным, ложится на парту, «не слышит» инструкцию учителя | 0 1 2 3 |
3 На низкие оценки реагирует плачем, истерикой, отказом от работы, может вступить в спор с учителем | 0 1 2 3 |
4 На контрольных работах (или перед ними) чрезмерно тревожен, не уверен в своих силах, беспокоен, руки становятся холодными 9 и потными. В процессе выполнения работы не понимает задания, задает много вопросов, делает простые ошибки в заданиях | 0 1 2 3 |
5 В процессе урока не может сконцентрироваться на задании, не понимает и не может выполнить инструкцию, не «удерживает» ее или быстро забывает, постоянно отвлекается, требует дополнительного контроля учителя, более детального объяснения. При выполнении задания задает много вопросов | 0 1 2 3 |
6 На переменах становится особенно агрессивным, драчливым, неуправляемым, не реагирует на замечания взрослых, «не слышит» их (надо повторить замечание несколько раз или держать его за руку) | 0 1 2 3 |
7 Приходит в школу неподготовленным, постоянно все забывает (учебники, тетради, пенал, альбом, ручки, карандаши и т.п.) | 0 1 2 3 |
Суммарный балл |
Интерпретация результатов.
Сумма баллов до 7 свидетельствует о том, что эмоциональное состояние ребенка стабильно и не вызывает тревоги. При суммарном балле от 7 до 14 следует обратить внимание на проблемы школьника, проанализировать режим его работы, нагрузку, трудности. При суммарном балле от 14 до 21 необходимо обратить внимание на состояние здоровья ученика; нормализовать режим; снять дополнительные нагрузки; проанализировать состояние ребенка вместе с родителями, психологом, наметить программу помощи.
При неоднократном заполнении карт в течение учебного года их данные сопоставляются как в отношении каждого ребенка, так и по обобщенным показателям класса, например по количеству детей, имеющих суммарные баллы до 14, от 14 до 21, более 21.
МЕТОДИКА «ОПРОСНИК ПОВЕДЕНИЯ»
Дата _________________________________________________________
Фамилия, имя ребенка _________________________________________
№ школы и класс ______________________________________________
Инструкция: следующие утверждения касаются вашего поведения, чувств и переживаний, и затрагивают различные сферы жизни. Ответьте на поставленные вопросы «да» или «нет». Здесь нет правильных или неправильных ответов. Отвечайте на вопросы, не раздумывая долго. Лучшим является тот ответ, который первым приходит в голову. Постарайтесь не пропускать ни одного вопроса и не переживайте по поводу их содержания. Благодарим за сотрудничество.
Утверждения | Да | Нет |
1. Иногда бываю сильно напряжен. | ||
2. Я забочусь о своем здоровье. | ||
3. Я часто так сильно во что-то погружен, что не могу заснуть. | ||
4. Я часто чувствую себя ранимым и уязвимым. | ||
5. Мне трудно заговорить с новыми людьми. | ||
6. Я нередко опаздываю на назначенную встречу. | ||
7. Часто чувствую себя усталым просто так. | ||
8. Мне кажется, что люди относятся ко мне излишне критично. | ||
9. Часто меня долго преследуют совершенно бесполезные мысли. | ||
10. Иногда я откладываю на потом то, что можно сделать сразу. | ||
11. Мне кажется, что меня многие не понимают. | ||
12. Мои манеры за столом дома свободны и часто лишены правил. | ||
13. Даже мысль о возможной неудаче меня волнует. | ||
14. У меня бывают очень странные и необычные переживания. | ||
15. Я мечтаю и фантазирую больше чем нужно. | ||
16. Если бы против меня не были настроены, то все было бы хорошо. | ||
17. Я часто борюсь с собой, чтобы не показать свою застенчивость. | ||
18. Иногда я говорю о вещах, в которых мало разбираюсь. | ||
19. Иногда я сильно дрожу от волнения. | ||
20. У меня часто меняется настроение. | ||
21. Часто испытываю чувство страха без реальной на то причины. | ||
22. Нередко говорю неправду. | ||
23. Мое настроение может меняться мгновенно. | ||
24. Критика или выговор меня очень задевают и ранят. | ||
25. Временами я так обеспокоен, что не могу усидеть на месте. | ||
26. Нередко сильно переживаю по пустякам. | ||
27. Я часто испытываю недовольство. | ||
28. Часто мне трудно сконцентрироваться на самом главном. | ||
29. Я делаю много такого, о чем потом приходиться сожалеть. | ||
30. Иногда я теряю терпение и впадаю в ярость. | ||
31. Мне то радостно, то грустно без видимых причин. | ||
32. Иногда кажусь себе ни на что не годным. | ||
33. Я много копаюсь в себе. | ||
34. Я страдаю от чувства неполноценности. | ||
35. Иногда у меня все болит. | ||
36. Часто чувствую себя просто скверно. | ||
37. У меня нередко бывает гнетущее состояние. | ||
38. Мне нередко кажется, что у меня что-то с нервами. | ||
39. Мне трудно поддерживать разговор при знакомстве. | ||
40. Самая тяжелая борьба для меня – это борьба с самим собой. |
Интерпретация результатов.
Общая оценка результатов опроса осуществляется по количеству ответов «да». Выделяют следующие уровни оценки поведения. (0–8) баллов – позитивное психическое состояние. (9–16) баллов – психическое состояние преимущественно позитивное. (17–24) балла – средние показатели, состояние носит неопределенный характер, может зависеть от настроения, случайных обстоятельств. (25–32) балла – в психическом состоянии проявляется негативная тенденция. (33–40) баллов – результаты показывают наличие негативного психического состояния, существует вероятность возникновения невроза.
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА КЛАССА
Дата _____20.01.2023__________________________________________
№ школы и класс ____МБОУ СОШ № 2, 7Б класс__________________
Методика____ «Опросник поведения»____________________________
№ | Ф.И. учащегося | позитивное психическое состояние | психическое состояние преимущественно позитивное | состояние носит неопределенный характер, может зависеть от случайных обстоятельств | проявляется негативная тенденция | наличие негативного психического состояния |
1 | Алиев Р. | + | ||||
2 | Бакаева В. | + | ||||
3 | Воблер Н. | + | ||||
4 | Горяева Л. | + | ||||
5 | Демидов Н. | + | ||||
6 | Елин Г. | + | ||||
7 | Жилина Я. | + | ||||
… | ||||||
25 | Трошин Е. | + | ||||
ИТОГО | 5 | 7 | 7 | 3 | 3 |
Вывод: у 12 человек (48%) в классе наблюдается достаточно благополучное эмоциональное состояние, у 7 человек (28%) – отмечается переменчивое, неустойчивое настроение, у 6 человек (24%) – выявлены признаки негативных психических состояний.
Рекомендации:
- С учащимися «группы риска» провести углубленную диагностику, организовать психолого-педагогическое сопровождение с целью снижения негативных тенденций.
- С классом провести групповые профилактические мероприятия по формированию психологической устойчивости, нормализации эмоционального состояния учащихся.
- Для родителей учащихся организовать просветительское мероприятие по вопросам психологической поддержки детей и развития у них навыков позитивного восприятия себя, своего будущего.
КАРТОТЕКА ТЕМ ДЛЯ КОНСУЛЬТАЦИЙ, КЛАССНЫХ ЧАСОВ
Профилактическая и просветительская работа организуется с участием педагога-психолога, социального педагога, классного руководителя с использованием следующих форм.
Для учащихся:
- тематические беседы: «Копинг-стратегии на каждый день», «Ценности нашей жизни», «Развитие уверенности в себе», «Приёмы снижения психоэмоционального напряжения», «Сила улыбки», «Позитивное отношение к миру и к себе».
- классные часы: «Стресс и как с ним бороться?», «Если надо - помощь рядом», «В гармонии с собой и окружающим миром», «Я оптимист», «Как управлять собой», «Мои внутренние ресурсы», «Как продуктивно справляться с трудностями»
- групповые психологические занятия: «Внутренние ресурсы для позитивного отношения к жизни», «Как научиться понимать друг друга», «Эмоции и чувства. Как распознать эмоции других людей», «Управление стрессом».
- индивидуальные коррекционно-развивающие занятия по программам: «Познай себя», «Шаг за шагом», «Путь к себе», «Грани жизни».
Для родителей:
- групповые консультации: «Причины и профилактика сниженного настроения школьников в период обучения», «Стили семейного воспитания. Их влияние на развитие детей», «Как наладить хороший контакт с подростком: 12 правил грамотного воспитания»
- родительские собрания: «Безопасность детей – забота взрослых», «Психология подростка. Как уберечь подростка от опасности, которая рядом?», «Профилактика конфликтов в детско-родительских отношениях»,
- практикумы: «Как научить ребенка справляться с трудностями», «Управляем стрессом всей семьей!», «Родители – детям пример! Учимся позитивно мыслить», «Быть рядом: слова поддержки для ребенка».
Для педагогов:
- групповые консультации: «Психологические причины проявления тревожности у детей и подростков», «Выявление эмоционального неблагополучия школьников: основные маркеры», «Как построить разговор с ребёнком в кризисном, тяжёлом эмоциональном состоянии».
- совещания: «Психологически безопасная образовательная среда: роль каждого важна!», «Алгоритм действий педагога при выявлении учащегося с высоким уровнем тревожности, признаками депрессивных состояний».
- семинары: «Психологические особенности подросткового возраста», «Навигатор профилактики в действии!», «Влияние личности учителя на эмоциональное состояние учащегося», «Эффективные приемы формирования положительного психологического климата в классе».
РЕФЛЕКСИВНЫЕ КАРТОЧКИ (примеры)
- Какое у тебя сейчас настроение?
- Отметь, какое у тебя сегодня настроение.
- Какое у тебя состояние?
ДНЕВНИК ЭМОЦИЙ
Дата___09.02_______
Закрась ячейку, которая соответствует твоему состоянию в определенное время.
Мир прекрасен | ||||||||
Мир хорош | ||||||||
Мир обычен | 8.00 | 10.00 | 12.00 | 14.00 | 16.00 | 18.00 | 20.00 | 22.00 |
Мир враждебен | ||||||||
Мир страшен |
ЖУРНАЛ ДАННЫХ ПО КОНТРОЛЮ ЗА ЭМОЦИОНАЛЬНЫМ СОСТОЯНИЕМ УЧАЩИХСЯ, ВКЛЮЧЕННЫХ В ГРУППУ РИСКА ПО РЕЗУЛЬТАТАМ МОНИТОРИНГА
Фамилия, имя учащегося________Демидов Николай_______________________
Класс____7Б____________
Шкала эмоционального благополучия | 23.01 | 26.01 | 30.01 | 02.02 | 06.02 | 09.02 | 13.02 | 16.02 | 20.02 |
позитивное состояние | |||||||||
преимущественно позитивное | |||||||||
настроение переменчивое, зависит от внешних факторов | |||||||||
признаки негативного состояния | |||||||||
стабильно негативное состояние |
[1] Диагностика эмоционального благополучия школьников: профилактическая работа с семьями в социально опасном положении: учебно-методическое пособие / М.Ю. Михайлина, Я.К. Нелюбова. – Саратов : ГАУ ДПО «СОИРО», 2017
[2] Диагностика эмоциональной сферы детей и подростков: / Сост.: Н.А. Литвинов. – Южно-Сахалинск: Изд-во ИРОСО, 2020
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА КАК ФАКТОР ЕГО ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ
Проблема охраны психического и физического здоровья в настоящее время актуальна в связи с преобразованиями в школе, которые привели к интенсификации процесса обучения и к увеличению общей нагр...
Диагностика эмоционального и физического состояния школьников совместно с родителями
Для создания здоровьесозидающей среды в школе, в образовательном процессе, необходимо знать положительные стороны и учесть отрицательные составляющие. Для этого необходимо проводить педагогические диа...
Психолого-педагогическон исследование на тему:"Техника "живопись шерстью" как способ коррекции эмоциональных состояний младших школьников с синдромом дефицита внимания и гиперактивности"
Думаю, что проблема влияния занятий искусством на душевное состояние человека, ребенка является достаточно актуальной в настоящее время.С учетом того, что детей с синдромом дефицита внимания с каждым ...
Роль мониторинга физиологического состояния организма школьников в системе работы по повышению качества обученности
В основе использования мониторинга физиологического состояния организма школьников лежит контроль уровня здоровья с целью реализации индивидуального подхода к обучения детей, имеющих определенные особ...
«ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ ЛЫЖНЫМ СПОРТОМ НА РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКОГО И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ШКОЛЬНИКА»
laquo;ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ ЛЫЖНЫМ СПОРТОМ НА РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКОГО И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ШКОЛЬНИКА»...
Диагностика эмоционального состояния младших школьников и психологического климата в детском коллективе с помощью цвета
Особенности эмоционального мироощущения младших школьников связаны с их возрастными особенностями развития, изменением социальной ситуации. В этот период процессы во...