Роль мониторинга физиологического состояния организма школьников в системе работы по повышению качества обученности
статья ( класс) на тему
В основе использования мониторинга физиологического состояния организма школьников лежит контроль уровня здоровья с целью реализации индивидуального подхода к обучения детей, имеющих определенные особенности развития. Актуальность данного направления работы подтверждается зависимостью уровня здоровья школьника от его уровня работоспособности, непосредственно влияющей на качество образования.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Слайд 1- Роль мониторинга физиологического состояния организма школьников
в системе работы по повышению качества обученности.
Cлайд 2. О Компании:
Для того, чтобы не было сомнений в качестве услуг компании, просмотрите информацию на слайде
Ежегодно, два раза в год в нашей школе проводится диагностика физического здоровья обучающихся с 1 по 11 класс. Так как силами школы самостоятельно осуществить такую работу невозможно, то мы пользуемся бесплатными услугами медицинской компании «Навигатор здоровья».
Слайд 3. Цели и задачи:
Комплексная программа обследования человека, в том числе и с использованием функционально-нагрузочных тестов, позволяет доказательно оценить состояние организма и его физиологических систем на основе сравнения с возрастными эталонами и отобразить это в компьютерном “Профиле (паспорте) здоровья. Показатели состояния организма, попавшие в зону низких оценок укажут на проблемные области - Слабые звенья”, которые при определенных условиях могут стать факторами риска постепенного развития соматических заболеваний.
Контроль физического и физиологического развития юного организма является наиважнейшей задачей, поскольку на этом этапе онтогенеза “закладываются” морфофункциональные основы структур и потенциал человека.
Слайд4. Работоспособность
Одной из важнейших характеристик физического здоровья является работоспособность, (далее в компьютерном профиле здоровья обучающихся обратите внимание на эту графу)
мы рассматриваем работоспособность, как возможность длительно выполнять работу
(умственную или физическую) и как основу школьной успешности.
Она обеспечивается деятельностью главных функциональных систем - сердечно-сосудистой и дыхательной
ее снижению способствуют:
- наличие острых и хронических отклонений в состоянии здоровья,
- переутомление (умственное или физическое),
- психо - эмоциональный настрой (нежелание выполнять работу или недостаточная мотивация)
Если первый пункт – в первую очередь работа медицинских учреждений, то на последние два мы можем повлиять!
Слайд 5 с профилем ребенка (Ученик А)
Так выглядит компьютерный профиль здоровья предоставляемый «Навигатором Здоровья» на каждого обучающегося
В нем удобно расположены графы сверху вниз, демонстрирующие уровень развития систем организма (вес, рост, пульс, АД и др показатели ),другими словами то, что у ребенка есть физиологически и функциональные возможности, то ,что он может выполнить - (тесты на развитие мышц, зрительно - двигательной реакции, гибкости позвоночника, общей работоспособности и др.). Между собой эти графы отчерчены горизонтальной линией.
В правом верхнем углу таблицы слева направо указаны значения в баллах от 1 - низкий уровень до 6 - высокий уровень соответственно (6 квадратиков, чем больше квадратиков зачерчено от 1 до 6,тем выше уровень), вертикальная линия разделяет таблицу на пополам и все, что слева - среднестатистический и ниже среднего, уровень, справа- выше среднего и высокий . Кроме результатов диагностики по каждому пункту, Навигатор дает рекомендации по повышению функциональных возможностей. Но и мы с вами можем дополнительно проанализировать личные данные интересующих нас школьников.
Представляю вам примеры такого анализа
Слайд 6 ( ученик 6 Б) - Если результаты верхней части таблицы (уровень развития систем организма) – очень высокие, высокие, выше среднего – то это говорит о том, что есть плацдарм (основа) для формирования и развития всех функциональных возможностей организма (и это подтверждается в нижней часть таблицы)
Слайд 7. (ученица 7Б). - Если результаты верхней части таблицы (уровень развития систем организма)- ниже среднего, низкие и очень низкие – это говорит о том, что изыскать возможность для развития функциональных возможностей будет трудно (нижняя часть таблицы)
Слайд 8 и 9 - (ученица 7а, ученик 8А) Можно обнаружить сочетание хорошего плацдарма (уровня развития систем), но низкие функциональные возможности, что может быть обусловлено ленью, не желанием преодолеть себя.
Слайд 10 -На примере (ученик 6а) можно увидеть сочетание низкого уровня развития систем организма (плацдарма) и средний и выше - функциональный уровень. Это говорит о том, что ребенок за счет стремления, упорства истощает и до того не высокий уровень здоровья. (в таком случае высока вероятность приобретения соматического расстройства - заболевания, можно иногда и до 11 класса дотянуть, но на выходе из школы иметь «букет хронический заболеваний»)
Рекомендуем, в случае вашего желания озвучить родителям информацию для правильной интерпретации результатов, направить их к специалистам школы.
Перейду к общешкольным результатам диагностики
Слайд 11.
Вашему вниманию Таблица Качественного распределения по шкале Индекса физического здоровья на октябрь 2013г.
В таблице представлены 4 уровня распределения
Уровень баллов | Качественная оценка уровня здоровья | Чел. | % |
5,1 и выше | Отличный уровень резервов здоровья и работоспособности, близкий к эталону своего возраста. Поддерживайте активный и здоровый образ жизни. | 4 | 1 |
4,0 – 5,0 | Хорошее функциональное состояние, высокий резервов здоровья и работоспособности надёжно защищает от стрессов и негативных воздействий окружающей среды. | 75 | 18 |
2,6 - 3,9 | Средне-статистический (Удовлетворительный) уровень резервов здоровья и работоспособности. Наличие отдельных «слабых» звеньев в системе жизнеобеспечения требует активизации жизненного стиля. | 266 | 64 |
0,5 - 2,5 | Ниже средне-статистического уровня, неудовлетворительное общее состояние организма, наличие нескольких слабых систем жизнеобеспечения ограничивают работоспособность и сказываются на самочувствии, плохая защищённость от стресса, утомление, негативных воздействий окружающей среды. Явная недооценка собственного здоровья. | 68 | 16 |
Слайд 12. Детализированный отчет о результатах мониторинга здоровья
обучающихся с 1 – 11 класс
Слева направо напротив каждого класса указаны: кол-во протестированных, средний индекс на класс, кол-во и процент от общего числа обучающихся с индексом характерным четырем уровням физического здоровья.
Классные руководители, обратите внимание на свой класс.
Слайд 13
Сравнительная диаграмма
распределения по шкале индекса физического здоровья обучающихся
с 1-11 класс за май и октябрь 2013года
По вертикали от 0 до 70 - процент обучающихся,
По горизонтали От 0 до 6 – балл индекса физического здоровья обучающихся
Синим цветом в диаграмме представлены результаты за май, за октябрь голубым. Средний ИФЗ всех обучающихся на май - 3,5 балла, на октябрь - 3,2 балла.
В диаграмме видно, что уменьшилось кол-во обучающихся с индексом здоровья меньше 2,5 балла, и детей, имеющих хороший уровень развития( от 4 до 5 баллов),а значительно увеличилось количество обучающихся с индексом удовлетворительным.
Таким образом ИФЗ снизился на октябрь, причины могут быть различны, давайте каждый поразмыслит о них! Вероятно, за лето дети не восполнили силы, а за сентябрь мы снова использовали большую часть резервов их организма (в большинстве своем родители не организовывают детям летний период, дети брошены, и здесь опять важное место занимает наша работа с родителями, задание на лето мы не даем, но рекомендовать имеем полное право, как умственную, так и физическую тренировку)
Слайд 14. Таблица «НЗ» и «»ДЗ»
В данной таблице объединены посещаемость диагностики «Навигатора» и недавно проведенного дня здоровья и их результаты
Классные руководители обратите внимание каждый на свой класс. Красным выделены самые низкие значения, синим самые высокие относительно других классов
к л а с с | кол-во чел-к в классе | количество человек на диагностике в % | ИФЗ в баллах | количество человек на дне здоровья в % | баллы за участие в дне здоровья |
5A | 21 | 90 | 2,7 | 60 | 14 |
5Б | 25 | 72 | 3,4 | 72 | 24 |
6А | 25 | 84 | 2,7 | 60 | 18 |
6Б | 22 | 86 | 3 | 79 | 23 |
7А | 26 | 96 | 3 | 60 | 20 |
7Б | 27 | 70 | 2,9 | 68 | 17 |
8А | 24 | 92 | 3,6 | 67 | 24 |
8Б | 17 | 70 | 2,9 | 53 | 13 |
9А | 24 | 75 | 3,1 | 74 | 20 |
9Б | 22 | 68 | 3,4 | 65 | 17 |
10А | 16 | 62 | 3,5 | 37 | - |
11А | 27 | 78 | 3,4 | 33 | - |
В посещаемости (по «НЗ» - не учтены попуски по болезни, на дне здоровья - процент выявлен относительно здоровых учеников на данный день)
Самое низкая посещаемость диагностики в рамках урока физической культуры у 9б и 10а класса, в данном случае это указывает на прогулы урока физической культуры, либо дети не были мотивированы или вовсе демотивированы к мероприятиям такого рода, в обоих случаях роль педагога очень высока. По Посещаемости дня здоровья самые низкие результаты у 10, 11 класса, 8Б, 5А,7а. Результаты индекса ФЗ и дня здоровья в баллах самые высокие у одного класса, и видимо это не случайное совпадение ( 8а), а самые низкие в обеих категориях у 5 А, 8 Б.
Слайд 15
Подытожить хочется тем, что обозначить еще раз наши с вами задачи для достижения общей цели- повышения качества образования
Вернуться к средовому подходу, к понятию : «Школа культуры здоровья»
- Способствовать, если можно так сказать, повышению уровня потребления и усвоения обучающимися продуктов образовательной среды (знаний), создавая и поддерживая оздоровительную среду (рациональный режим умственного труда, отдыха и движения),
- Мало предоставить среду, надо сформировать по отношению к ней нашу с вами общую позицию. Так как мнение и отношение классного руководителя, других педагогов, администрации, специалистов к среде и её наполнению должно быть единым!
- Организовать хорошую посещаемость для средней и старшей школы уроков фк, общешкольных оздоровительно - воспитательных мероприятий, для начальной школы, посещение секций и дополнительных занятий.
- Формировать мотивацию и позитивное отношение ко всем видам двигательной оздоровительной нагрузки, в том числе представленной в школе; общешкольным мероприятиям, вне зависимости от личности и специальности его организаторов.
Слайд 16 спасибо за внимание
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
о компании «Навигатор Здоровья»: - основана в 2002 году в Москве, лицензирована, использует инновационные разработки ученых ГНЦ РФ Института медико-биологических проблем РАН, НИИ нормальной физиологии им.П.К. Анохина РАМН технология сертифицирована Росздравнадзором.
цели и задачи: доказательно оценить состояние организма и его физиологических систем на основе сравнения с возрастными эталонами выявить «слабые звенья» и дать рекомендации. так как на этапе развития юного организма “закладываются” морфофункциональные основы структур и потенциал будущих возможностей человека
сравнительная диаграмма распределения по шкале ИФЗ обучающихся с 1-11 класс за май и октябрь 2013года Кол - во обучающихся в школе на май 2013 года – 482 человека, исследованы- 365 обучающихся (75,5%). Средний ИФЗ всех обучающихся на май - 3,5 балла . Кол - во обучающихся в школе на октябрь 2013 года – 501 человек, исследованы- 413 обучающихся (82,5%) Средний ИФЗ всех обучающихся на октябрь - 3,2 балла. от 0 до 70 - процент обучающихся от 0 до 6 – балл ИФЗ обучающихся
Уровень баллов Качественная оценка уровня здоровья Чел. % 5,1 и выше Отличный уровень резервов здоровья и работоспособности, близкий к эталону своего возраста. Поддерживайте активный и здоровый образ жизни. 4 1 4,0 – 5,0 Хорошее функциональное состояние , высокий резервов здоровья и работоспособности надёжно защищает от стрессов и негативных воздействий окружающей среды. 75 18 2,6 - 3,9 Средне-статистический (удовлетворительный) уровень резервов здоровья и работоспособности. Наличие отдельных «слабых» звеньев в системе жизнеобеспечения требует активизации жизненного стиля. 266 64 0,5 - 2,5 Ниже средне-статистического уровня, неудовлетворительное общее состояние организма , наличие нескольких слабых систем жизнеобеспечения ограничивают работоспособность и сказываются на самочувствии, плохая защищённость от стресса, утомление, негативных воздействий окружающей среды. Явная недооценка собственного здоровья. 68 16
к л а с с кол-во чел-к в классе количество человек на диагностике в % ИФЗ в баллах количество человек на дне здоровья в % баллы за участие в дне здоровья 5A 21 90 2,7 60 14 5Б 25 72 3,4 72 24 6А 25 84 2,7 60 18 6Б 22 86 3 79 23 7А 26 96 3 60 20 7Б 27 70 2,9 68 17 8А 24 92 3,6 67 24 8Б 17 70 2,9 53 13 9А 24 75 3,1 74 20 9Б 22 68 3,4 65 17 10А 16 62 3,5 - 11А 27 78 3,4 -
Работоспособность, как возможность длительно выполнять работу (умственную или физическую) в основе деятельность основных жизнеобеспечивающих систем - сердечно-сосудистой и дыхательной ее снижению способствуют: наличие острых и хронических отклонений в состоянии здоровья, переутомление (умственное или физическое), психо - эмоциональный настрой (нежелание выполнять работу или недостаточная мотивация) ее повышению способствуют: рациональный режим труда (умств.,физич.), отдыха и движения
качество образования - продолжать создавать оздоровительную среду - сформировать по отношению к среде и ее наполнению общую позицию всего педагог.коллектива - Организовать хорошую посещаемость для ср. и ст. школы уроков фк, общешкольных оздоровительно - воспитательных мероприятий, секций и доп занятий (особенно нач.шк) - рациональный режим умств.труда, отдыха и движения. - формировать мотивацию и позитивное отношение ко всем видам двигательной оздоровительной нагрузки, в том числе представленной в школе, и опять-таки общешкольным мероприятиям, вне зависимости от личности и специальности его организаторов. Уровень работоспособности Уровень здоровья
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Гражданское воспитание школьников в системе работы классного руководителя"
Содержание доклада по теме "Гражданское воспитание школьников в системе работы классного руководителя" основано на личном опыте работы. Выступление подготовлено дл...
Родительское собрание «Трудности адаптации ребенка к обучению в 5 классе. Роль семьи и ее значение в адаптации школьников в связи с новым качеством обучения и возрастными особенностями».
Переход из начального в среднее звено традиционно считается одной из наиболее педагогически сложных школьных проблем, а период адаптации в 5 классе – одним из труднейших периодов школьного...
Доклад по самообразованию «Система работы по дифференциации обучения на уроках английского языка».
Одной из актуальных проблем преподавания иностранных языков в школе, как и всего образования, является дифференцированный подход в обучении...
Духовно-нравственное воспитание школьников в системе работы отдела инновационных проектов Дворца творчества детей и молодежи города Ростова-на-Дону в процессе проектно-исследовательской деятельности
Анализ особенностей дополнительного образования детей, его функций и ценностей позволяет сделать вывод о том, что эта сфера образования является наиболее благоприятной для духовно-нравственного воспит...
Изучение влияния громкой музыки на слух, работоспособность и физиологические состояние организма учащихся среднего звена.
Была проведена работа по выявлению влияния громкой музыки на работоспособность и физиологическое состояние человека....
Родительское собрание «Трудности адаптации ребенка к обучению в 5 классе. Роль семьи и ее значение в адаптации школьников в связи с новым качеством обучения и возрастными особенностями».
Переход из начального в среднее звено традиционно считается одной из наиболее педагогически сложных школьных проблем, а период адаптации в 5 классе – одним из труднейших периодов шко...
Комментарии
В презентации удалены слайды
В презентации удалены слайды с результатами обучающихся, чтобы не допустить распространения личной информации.