ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА КАК ФАКТОР ЕГО ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ
статья по физкультуре по теме
Проблема охраны психического и физического здоровья в настоящее время актуальна в связи с преобразованиями в школе, которые привели к интенсификации процесса обучения и к увеличению общей нагрузки.
Иметь возможность учить и учиться с наслаждением - вековечная мечта учителей и учеников. Проблема возбуждения и подержания положительных эмоций на занятиях физкультурой по-прежнему остается одной из самых неразработанных в теории и методике физического воспитания. В связи с этим, одной из самых важных задач нашей работы с младшими школьниками явилось создание эмоционально-благоприятных психологических условий для обучения каждого ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 44.24 КБ |
Предварительный просмотр:
К.и.н. Зайчиков А.А.
МНОУ Гимназия ЛЬЗ, г.Иркутск, Россия
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
КАК ФАКТОР ЕГО ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ
Проблема охраны психического и физического здоровья в настоящее время актуальна в связи с преобразованиями в школе, которые привели к интенсификации процесса обучения и к увеличению общей нагрузки.
Нарушенное психоэмоциональное равновесие в поведении детей - тревожность, агрессивность, ссоры, конфликтность, обидчивость, ревность - очевидная реальность современной школы, фон ее учебного процесса. Современная школа с ее повышенными психоэмоциональными нагрузками зачастую оказывает на ослабленный организм детей резкое отрицательное воздействие. То, что именно условия школьной жизни являются основным фактором, формирующим здоровье детей, доказывается и тем, что в специализированных школах, гимназиях с углубленным изучением ряда предметов и, соответственно, с большей нагрузкой на организм, состояние здоровья детей, как правило, хуже, чем в обычных школах. И не секрет, что данные проявления снижают не только качество учебного процесса, но и крайне неблагоприятно влияют на жизнь школьников.
Иметь возможность учить и учиться с наслаждением - вековечная мечта учителей и учеников. Проблема возбуждения и подержания положительных эмоций на занятиях физкультурой по-прежнему остается одной из самых неразработанных в теории и методике физического воспитания. В связи с этим, одной из самых важных задач нашей работы с младшими школьниками явилось создание эмоционально-благоприятных психологических условий для обучения каждого ребенка. Реализации данной задачи способствовало эстетическое и материально-техническое оснащение рабочего места. Плавательный бассейн был оформлен в стиле «тропического острова» с его необыкновенной, удивительной, красивой флорой и фауной. Все это побуждает у детей положительные эмоции: чувство радости, удовольствия, наслаждения.
Для выявления эффективности реализации комплексных мероприятий по созданию благоприятных эмоционально-психологических условий нами била использована методика «Цветовой рейтинг предметов» (ее модифицированный вариант). Данная методика основана на восьмицветовом тесте М.Лютера. Прежде всего, в качестве стимульного материала мы использовали 8 основных цветов выделенных Люптером, во-вторых, при интерпретации цветовой картины но каждому ребенку, опирались на характеристики цветов по Люшеру. Метод цветовых выборов лишен транскультурных аспектов и не провоцирует реакций защитною характера. Методика «Цветовой рейтинг предметов» выявляет не только осознанное, субъективное отношение испытуемой) к цветовым эталонам, но также неосознанные реакции на них. что позволяет считать метод глубинным, проективным. Цветовое видение связано с субъективным опытом, а также с тесным переплетением психологических аспектов актуального состояния человека с Симпатико-парасимпатическими характеристиками, связанными с функцией гипофиза. Они, как известно, в значительной степени влияют на фон настроения, общую психическую активность, побудительную силу мотивационной сферы, напряженность потребностей.
Методика «Цветовой рейтинг» была проведена с группой обучающихся 2- 4 классов, посещающих занятия в плавательном бассейне.
Анализ полученных результатов позволяет нам говорить о том, что уровень эмоционального благополучия на уроках физкультуры имеет положительную динамику. Так процент выборов красного, желтого и зеленого цветов, относящихся к группе эмоционально благополучных, активных и работоспособных, возрастает из года в год. Выборы же черного и коричневого цветов, обозначающие неблагополучное, нерабочее состояние на уроке, напротив, сокращаются. Доминирующим является эмоционально благополучное, однако пассивное состояние (о наличии данного состояния свидетельствуют выборы цветов: синего, фиолетового и серо- то). Большинство обучающихся ассоциируют занятия в бассейне с сипим цветом, что означает, с точки зрения психологии, состояние покоя, потребность в отдыхе, эмоциональную стабильность, умиротворенность чувств, удовлетворенность, тенденцию к эмоциональному комфорту и покою.
Важным моментом является и то, что на эмоциональное состояние ребенка влияют различные факторы: настроение с каким он пришел из дома, его взаимоотношения с одноклассниками, успешность по данному предмету, и еще многие факторы, которые могут быть косвенными, бессознательными. Тог да возникает- вопрос: а правомерно ли изучать эмоциональное состояние обучающихся на уроках, если учитель не в состоянии изменить многие из этих факторов? Имея опыт работы но данной методике в течение многих лет, мы отвечаем на данный вопрос положительно. Да, безусловно, учитель не может изменить многие условия жизнедеятельности ребенка, но научить его переключать внимание с одного события на другое, помогать ему справиться с одолевающими эмоциями, создать условия для «сбрасывания» этих негативных эмоций, а иногда просто разделить с ребенком его переживания, проявить к нему эмпатию учитель в состоянии прямо на уроке Именно такое отношение учителя к детям способствует эмоциональному комфорту на занятиях в плавательном бассейне и помогает преодолевать различные трудности в обучении.
Таким образом, созданные нами условия положительно влияют па психоэмоциональную сферу обучающихся, обеспечивают преобладание положительных эмоций, способствуют повышению работоспособности и эффективному усвоению двигательных действий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Физическое и эмоциональное состояние педагога - важный фактор в образовании.
Эта статья поможет педагогам избежатьстрессовых ситуаций, научиться контролировать собственные эмоции и поведение....
Презентация "Музыкотерапия, как средство эмоционального комфорта и психофизического здоровья детей в ДОУ»
Музыкотерапия — это лекарство, которое слушают. О том, что музыка способна изменить душевное и физическое состояние человека, знали еще в Древней Греции и в других странах. Музыкотерапия да...
Психолого-педагогическон исследование на тему:"Техника "живопись шерстью" как способ коррекции эмоциональных состояний младших школьников с синдромом дефицита внимания и гиперактивности"
Думаю, что проблема влияния занятий искусством на душевное состояние человека, ребенка является достаточно актуальной в настоящее время.С учетом того, что детей с синдромом дефицита внимания с каждым ...
«Эмоциональное состояние – главное составляющее психического здоровья учителя»
Сухомлинский писал так: «Профессия педагога – это работа сердца и нервов, где требуется ежедневное и ежечасное расходование душевных сил»....
МЕТОДИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Двигательная активность как один из факторов сохранения психофизического здоровья учащихся»
работая в должности преподавателя-организатора ОБЖ , автор данной работы в 2008 году разработал методический проект «Двигательная активность как один...
Психическое состояние - один из факторов нашего здоровья
Сохранение, укрепление и профилактика психического здоровья имет большое значение для ЗОЖ. Психоэмоциональное состояние - один из определяющих факторов нашего здоровья, который проявляется...
Диагностика эмоционального состояния младших школьников и психологического климата в детском коллективе с помощью цвета
Особенности эмоционального мироощущения младших школьников связаны с их возрастными особенностями развития, изменением социальной ситуации. В этот период процессы во...