Памятка для родителей учащихся с низкой учебной мотивацией
статья по психологии (7 класс)

Дорогая Наталья Владимировна

В чем причины низкой учебной мотивации? Их может быть несколько, или преобладать одна основная. Например, низкая учебная мотивация в связи с тем, что подросток длительное время  слабо осваивает или практически не осваивает образовательную программу по отдельным предметам. А длительное время делать то, что не получается, не каждому под силу. Длительное время – от нескольких месяцев до нескольких лет. Поэтому он избегает того, в чем он неуспешен, стремится по минимуму сталкиваться с тем, в чем он явно отстающий,  с негативной обратной связью от взрослых и иногда одноклассников.

И здесь тоже могут быть несколько объяснений. 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Памятка для родителей учащихся с низкой учебной мотивацией.

https://sun9-6.userapi.com/impf/c847124/v847124153/1ce86a/_mExOt25scg.jpg?size=537x240&quality=96&sign=848549b015a3a40aa3cbe64b09baef85&type=share

В чем причины низкой учебной мотивации? Их может быть несколько, или преобладать одна основная. Например, низкая учебная мотивация в связи с тем, что подросток длительное время  слабо осваивает или практически не осваивает образовательную программу по отдельным предметам. А длительное время делать то, что не получается, не каждому под силу. Длительное время – от нескольких месяцев до нескольких лет. Поэтому он избегает того, в чем он неуспешен, стремится по минимуму сталкиваться с тем, в чем он явно отстающий,  с негативной обратной связью от взрослых и иногда одноклассников.

И здесь тоже могут быть несколько объяснений.  Приемы  самостоятельного приобретения знаний могут быть не сформированы или сформированы частично вследствие неправильной организации воспитательной и образовательной среды. Так же  неосвоение образовательной программы в течение длительного срока может быть вызвано неправильным подбором образовательной программы. Часто бывает, что в начальной школе обнаруживается стойкое неусвоение материала по отдельным дисциплинам, слабые психические процессы, встречаются речевые трудности, проблемы с чтением и письмом. При грамотном обследовании специалистами  в начальной школе родителям предлагается  пройти ЦПМПК (Центральную психолого-медико-педагогическую комиссию) для определения специальных  условий и варианта программы  обучения. В случае  если этого не происходило, а специальные условия,  специалисты (например, дефектолог, логопед, психолог) не были предоставлены, к ребенку предъявлялись требования, как к неиспытывающему трудности в освоении образовательной программы. В  таком случае,  проблемы просто накапливались как снежный ком: ребенок не получал помощи, не осваивал программу, ему «рисовали» удовлетворительные оценки и переводили из класса в класс, пока его уровень знаний не поставил под явное сомнение его способность сдать ОГЭ.  И тогда под разными предлогами подростка и его родителей могут вынудить забрать документы из школы и перевестись в другую. И что мы имеем в итоге? Ученика 7-8-9 класса, растерянного, неуверенного в своих учебных  способностях, который не получал помощи от взрослых, многие его трудности не компенсировались (в связи с тем, что с ним систематически не занимались логопед, психолог, дефектолог, его не сопровождал социальный педагог), на него оказывалось давление, или он мог даже подвергаться травле за свои низкие учебные результаты,  его отношения с родителями могут быть напряженными, к школе и урокам отношение негативное, в новой школе еще и сваливаются трудности с адаптацией в незнакомом классе, проезд к новой школе зачастую долгий, повышена тревожность перед новым учебным годом,  перед новыми  знаниями, которым не на что опереться, ведь старых практически нет.  Конечно, такой подросток измотан, закрыт,  у него мало ресурсов и от него всё так же ждут изменений на новом месте учебы, считая, что старые трудности должны остаться в прошлом. Но откуда взяться ресурсам? Откуда взяться силам, энергии, знаниям у подростка, который много лет не получал квалифицированную помощь, чьи навыки учиться атрофировались, возможно, так и не развившись, который возможно, явно испытывает психологические проблемы, и у которого нарушен контакт с родными, они в него не верят, раздражены, злятся,  и он злится и замыкается в ответ.  Давайте попробуем распутать этот клубок, по нашим возможностям.

Очень важно понимать, какие реально трудности и в каком объеме есть. Для этого необходимо:

  1. Исследование психоэмоционального состояния, уровня развития психических процессов (память, внимание, мышление, воображение и т.д.), степени освоения учебных предметов (возможных пробелов), существующих ресурсов и дефицитов подростка (наличие увлечений, хобби, способностей, ресурс семьи, взаимоотношения со сверстниками). Это очень важный этап – определение реальной картины трудностей. Школьный психолог диагностирует общее состояние на начало сентября, и если есть показатели, то  психолог рекомендует работу со специалистом.

При нестабильном психоэмоциональном состоянии подростка, когда снижено настроение или подросток находится на стадии субдепрессии (периодические приступы переживаний, подавленности, тоски), показана индивидуальная работа с психологом по улучшению психоэмоционального состояния, обнаружение ресурсов, поиск смыслов, обучение навыкам самопомощи, умения регулировать свое состояние и поддерживать себя, повышение самооценки. Школьный психолог проводит свою работу с методическим сопровождением https://nsportal.ru/node/5490407 

http://qrcoder.ru/code/?https%3A%2F%2Fnsportal.ru%2Fnode%2F5490407&4&0

  1. Так же в комплексе необходимо организовать работу  по повышению уровня развития психических процессов. Психолог поможет подобрать упражнения, техники для улучшения памяти, например,
  • Самоучитель по развитию памяти  «Техники для развития памяти» http://www.upgradememory.ru/    и необходимо обеспечить освоение этого направления работы.  

http://qrcoder.ru/code/?http%3A%2F%2Fwww.upgradememory.ru%2F&4&0

  1. Преподаватели  исследуют реальный уровень освоения образовательной программы в рамках своих дисциплин. Если учебные пробелы касаются  основных дисциплин, необходимых для успешного окончания этапа обучения (9 класса), то необходимо создать условия для  ликвидации пробелов по этим дисциплинам.  Создать условие – это максимально ориентировать подростка на освоение и контролировать его посещение:

  • основных учебных занятий в школе,
  • дополнительных занятий по этим дисциплинам,
  • по возможности, индивидуальная или микрогрупповая  работа с педагогом по ликвидации пробелов (например, Центр равных возможностей «Вверх» https://vverh.su/activity/education/)    
  • работа с интернет-ресурсами по отдельным предметам,
  • организация системы поощрения и поддержки со стороны родителей.

После детального исследования причин неосвоения образовательной программы (по итогам обучения в четверти подросток имеет либо академические задолженности, либо  неудовлетворительные оценки)  ППк (психолого-педагогический консилиум) дает  заключение о несоотсветствии текущей образовательной программы выявленным трудностям. В таком случае есть крайняя необходимость для обращения в ЦПМПК для подбора оптимального варианта  адаптированной образовательной программы (https://www.mos.ru/pgu/ru/services/link/1450/ ).

  1. Параллельно с исследованием причин низкой учебной  мотивации необходимо создание условий для реализаций   способностей подростка, ориентация и сопровождение его профессионального самоопределения с помощью:

http://qrcoder.ru/code/?https%3A%2F%2Fnsportal.ru%2Fshkola%2Fraznoe%2Flibrary%2F2022%2F06%2F17%2Ftetrad-dlya-professionalnogo-samoopredeleniya&4&0

  • Можно сотрудничать с центром занятости «Моя карьера» с их проектом для молодежи от 14до35 лет «Прокачай карьеру» https://mycareer.moscow/#/services/applicant?33 

http://qrcoder.ru/code/?https%3A%2F%2Fmycareer.moscow%2F%23%2Fservices%2Fapplicant%3F33&4&0

  • Можно доверить сопровождение  профессионального самоопределения зарекомендовавшим себя коммерческим организациям. Центры тестирования и профориентирования  сопроводят родителей в вопросах профилей и учебных учреждений (вузов и спо), продиагностируют подростка авторскими методиками, предложат активизирующие методики, пригласят в профориентационные  лагеря, где подростки смогут совместно с профессионалами каждой области попробовать профессию на практике.

    C:\Users\Екатерина Владимир\Desktop\qr-code(6).png

  • Можно сориентировать подростка на участие в проекте «ПроеКТОриЯ». Представители вузов, крупнейших российских компаний и лучшие педагоги страны делятся со школьниками опытом и помогают им выбрать профессию мечты. https://proektoria.online/

http://qrcoder.ru/code/?https%3A%2F%2Fproektoria.online%2F&4&0

  • https://events.educom.ru/ Субботы московского школьника Просветительско-образовательный проект для школьников, студентов и родителей с детьми.  Мастер-классы, семинары и лекции от ведущих программистов, разработчиков, 3D-инженеров и других специалистов отрасли. Проект предлагает интерактивные лекции, мастер-классы, квесты и другие активности на разных площадках города. Школьников, студентов и родителей с детьми ждут в музеях, парках, выставках, воинских частях, ТВ-студии, арт-площадках и других объектах проекта.

http://qrcoder.ru/code/?https%3A%2F%2Fevents.educom.ru%2F&4&0

  • Сайт профессионального самоопределения с актуальной афишей профориентационных мероприятий в городе https://www.spo.mosmetod.ru/

http://qrcoder.ru/code/?https%3A%2F%2Fwww.spo.mosmetod.ru%2F&4&0

  • Можно сориентировать подростка на участие в  проекте https://mosvolonter.ru/ . Участие в отдельных мероприятиях проекта способствует тому, что подросток:
  • Находит новых друзей и единомышленников
  • Совершенствует языковые навыки
  • Имеет перспективы для карьеры на городском и международном уровнях
  • Умеет находить компромиссы и решать проблемы
  • Развивает уверенность в себе, чувствует себя нужным и ценным человеком

http://qrcoder.ru/code/?https%3A%2F%2Fmosvolonter.ru%2F&4&0

  1. Если  отношения между подростком и родителем сложные, нет диалога, много упреков,  доверие снижено, то необходимо вкладывать усилия в создание  хороших взаимоотношений, чтобы подросток и вы могли слышать друг друга, доверять, открываться, чтобы вы могли дальше вести его  в жизнь. Что в этом может помочь?
  • Индивидуальная консультация  со школьным психологом, для определения возможных причин ухудшения отношений и вариантов помощи в этом вопросе.
  • Отношения между вами и вашим ребенком  можно улучшить  при тесном сотрудничестве со специалистами  по детско-родительским взаимоотношениям, семейным психотерапевтом. Профессиональную помощь в поиске разрешения проблемной ситуации,  решения  сложностей в детско-родительских и супружеских отношениях бесплатно предоставляют Городской психолого-педагогический центр https://gppc.ru  и Московская служба психологической помощи населению https://msph.ru.

  1. В случае  наличия у подростка игровой зависимости или зависимости от соцсетей, просмотров развлекательных роликов на ютубе, в тик-токе, расходование значительной части своего времени в этом пространстве, существует крайняя необходимость помочь подростку с выходом из этой зависимости. Любая зависимость должна быть исследована специалистом в  этой  области по нескольким составляющим: причины ухода в виртуальную реальность, что именно получает там, чего не может получить в реальности, стадия зависимости и имеющиеся ресурсы у подростка и семьи для обеспечения выхода из зависимости. Более  общие варианты решения проблемы представлены в статье http://childhelpline.ru/2016/08/kak-pomoch-podrostku-spravitsya-s-kompyuternoj-zavisimostyu/ 

http://qrcoder.ru/code/?http%3A%2F%2Fchildhelpline.ru%2F2016%2F08%2Fkak-pomoch-podrostku-spravitsya-s-kompyuternoj-zavisimostyu%2F&4&0

Сайты в помощь сохранению, восстановлению учебной мотивации, работы с трудностями, которые могут являться причинами низкой учебной мотивации:

  1. https://gppc.ru/work/emergency/ Неотложная психологическая помощь городского психолого-педагогического центра.
  2. https://msph.ru/ Московская служба психологической помощи населению.
  3. https://telefon-doveria.ru/ Детский телефон доверия. Звонок бесплатный и анонимный.
  4. https://suhareva-center.mos.ru/ Центр имени        Г.Е. Сухаревой. Старейшее в стране медицинское учреждение, оказывающее с 1895 года помощь детям и подросткам с любыми видами нарушений ментального здоровья и развития. 
  5. http://www.psi.mchs.gov.ru/ Интернет-служба Экстренной психологической помощи МЧС России.
  6. https://www.мырядом.онлайн/ Команда профессиональных психологов, консультантов анонимного чата, которые готовы быть рядом, когда это необходимо. Еще на сайте есть фильмы, книги, техники для жизни.
  7. https://pomoschryadom.ru/ Психологическая и информационная онлайн-помощь подросткам до 18 лет. Здесь можно поделиться с психологом в онлайн-чате тем, что волнует и беспокоит.
  8. https://t.me/MentalTalk_bot телеграм-бот, который дает ответы на самые популярные вопросы о том, как помочь себе, близким и как оказать первую психологическую (само)помощь при тревоге, психозе, панической атаке,  как и где найти хорошего врача, как вести себя во время госпитализации, как объяснить своим близким важность заботы о психическом здоровье и психиатрического лечения
  9. https://www.твоятерритория.онлайн/  Психологическая помощь подросткам и молодёжи ежедневно.
  10. Неотложная психологическая помощь:
  • с городского телефона по номеру 051
  • с мобильного телефона  по номеру +7 (495) 051
  1. http://detionline.com/ бесплатная всероссийская служба телефонного и онлайн-консультирования для детей и взрослых по проблемам безопасного использования интернета и мобильной связи
  2. https://npcpn.ru/ ГБУЗ НППЦ им. Соловьева, клиника неврозов на Шаболовке.
  3. @mamavtelegrame и @mamavtelegrameboy – Мама в Телеграме – светлый ресурс с  добрыми посланиями.

Книги, которые могут помочь понять своего подростка и поддержать с ним отношения:

«Давай договоримся-2! Как не потерять связь с подростком» автор Анн-Клер Кляйндинст . ваш подросток спит до полудня, появляется позже обещанного с неизвестно откуда взявшейся татуировкой и бесконечно сидит в телефоне. Полезные советы помогут вам не упустить подростка и не потерять себя в бесконечном выяснении отношений с незнакомцем у вас дома. Здесь все ситуации рассматриваются не только с точки зрения родителей, но и с точки зрения подростков. С помощью смешных комиксов вы расшифруете поведение подростка, а подросток расшифрует ваше, и вместе вам удастся сохранить отношения. Смешные лаконичные комиксы французских авторов помогут вам увидеть сложные ситуации глазами подростка и договориться и с ребенком, и с самим собой.

Calaméo - Давай договоримся-2

Арнхильд Лаувенг - Нечто совсем иное. Подростки и психическое здоровье обложка книги

Арнхильд Лаувенг

Автор книги — норвежская писательница и клинический психолог. В подростковом возрасте она заболела шизофренией и видела разнообразные зрительные и слуховые галлюцинации. Свою болезнь она описала в книге «Завтра я всегда бывала львом». Справившись с болезнью, Арнхильд Лаувенг окончила университет и стала практикующим клиническим психологом, кандидатом психологических наук.

Её книга «Нечто совсем иное. Подростки и психическое здоровье» написана для подростков, сталкивающихся с разными эмоциональными и физическими состояниями, которые могут быть для них не понятны. Арнхильд берет на себя смелость говорить о депрессии, самоповреждениях, нарушениях пищевого поведения и даже психозе. В первой части книги описаны истории разных подростков, чью жизнь меняет их состояние или заболевание. С помощью истории можно увидеть болезненные или трудные переживания как будто изнутри. Художественная подача материала делает текст увлекательным. Во второй части книги на доступном подросткам языке автор рассказывает, что происходит с ними и какую помощь они могут получить. Эта часть адаптирована под российские реалии психологической и медицинской помощи.

Книга поможет как самим подросткам, испытывающим трудности, так и их друзьям, братьям и сестрам, другим членам семьи.

«Я не OK, и это OK». Гид по хорошему настроению, заботе о себе и ментальному здоровью для подростков

Рэй Тина

Эту книгу для подростков и их родителей написала Тина Рей — детский психолог, консультант по поддержке родителей и специалист в позитивной психологии. Книга позволяет не только узнать о разных трудных внутренних состояниях (например, о перфекционизме, онлайн-зависимости, депрессии и пищевых нарушениях), но и тут же найти упражнения, которые помогут понять себя или улучшить свое состояние прямо здесь и сейчас. Затронуты и такие социальные вопросы, как безопасность в интернете, общение со сверстниками, травля. Основная мысль книги выражена в названии — разные трудные состояния и ситуации случаются с подростками (и не только). И это не значит, что подросток какой-то неправильный или «сам виноват». Книга предлагает понятные и действенные пути помощи.

Тина Рэй - Я не ОК и это ОК. Гид по хорошему настроению, ментальному здоровью и заботе о себе обложка книги

Книга небольшая и напоминает комикс, где текст практически всегда сопровождается картинками. Не обязательно читать всю книгу подряд — можно сосредоточиться на том, что наиболее актуально. Помимо обращения к подросткам есть специальное примечание для родителей и опекунов.

«Руководство по выживанию для подростков. Как избавиться от тревожности»

Дженнифер Шеннон - Руководство по выживанию для подростков. Как избавиться от тревожности обложка книги

Шеннон Дженнифер

Книга специалиста в области когнитивной психологии Дженнифер Шеннон посвящена только одной, но часто встречающейся в подростковом возрасте проблеме — тревоге. Но уж к вопросу тревоги и страха автор подходит со всех сторон: тут тебе и стеснительность, и фобии, например, страх закрытых пространство и открытых мест, и настоящая паника. В отдельных главах рассматриваются разные виды тревожных расстройств, с которыми стоит обращаться к врачу.

В первой части книги автор подробно знакомит читателя — подростка с особенностями деятельности мозга, что помогает ему лучше понять свои чувства и состояния, не пугаться их. Вторая часть книги посвящена собственно разным состояниям и способам самопомощи. А еще вся книга сопровождается забавными пояснительными рисунками. Но это не комикс — в книге довольно много текста, который иногда может быть сложно читать. Но читатель, добравшийся до последней страницы, сможет не только справиться с тревогой, но и наполниться  значительными знаниями в области биологии.

Перфекционизм. Рабочая тетрадь для подростков. Упражнения для снижения тревоги и достижения результата

Добош Энн Мари

Автор — психотерапевт, работающий с подростками, автор книг и популярных статей, написала книгу, которая поможет подросткам, которые стараются быть лучше всех и страдают от этого. Перфекционизм — это довольно болезненное и даже травмирующее убеждение, когда практически никакой результат не кажется хорошим. Такой человек не может остановиться и всё время старается улучшить сделанное. И даже завершив работу — часто остается неудовлетворенным.

Энн Добош - Перфекционизм. Рабочая тетрадь для подростков. Упражнения для снижения тревоги и достижения результ. обложка книги

В современном мире от подростка часто требуют становиться лучше и лучше, достигать вершин и обгонять других. Именно поэтому перфекционизм — частая изматывающая проблема, которая может привести к истощению, депрессии, отказу от реальной деятельности. Книга — это рабочая тетрадь, которая с помощью упражнений научит ставить реальные, а не завышенные цели, даст отпор внутреннему критику, позволит воспринимать ошибки, как нормальную жизненную ситуацию, а не конец света.

Ты сильнее, чем ты думаешь. Гид по твоей самооценке

Ты сильнее, чем ты думаешь. Гид по твоей самооценке

Кауфман Г., Рафаэль Л., Эспеланд П.

Авторы — клинический психолог, философ и художник — вместе написали книгу про взросление для подростков. Взросление — это неимоверно сложно, многие подростки пугаются этого и прячутся от взрослой жизни за весельем в компании, компьютерными играми или стараются стать как будто младше, чем они есть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА «Работа с учащимися, имеющими низкую учебную мотивацию»

2.1. Актуальность программы.        Одной из главных проблем, которую приходится решать педагогам наших школ, - это работа со слабоуспевающими учащимися.  Основная пробл...

Рекомендации по поводу низкой учебной мотивации

Данный материал предназначен для учителей и родителей, может помочь в работе по повышению учебной мотивации учащихся...

Рабочая программа по математике для учащихся с низкой познавательной мотивацией 5 класс

Данная рабочая программа составлена на основе следующих документов:Закон «Об образовании»Примерная программа по математике для общеобразовательных школ РФ 2004 годаФедеральный компонент государственно...

Рабочая программа по алгебре для учащихся с низкой познавательной мотивацией 8 класс

Данная рабочая программа составлена на основе следующих документов:1. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Рос...

«Организация индивидуальной работы с учащимися с низкой учебной мотивацией на уроках физики»

Сообщение на совещании при директоре на тему «Организация индивидуальной работы с учащимися с низкой учебной мотивацией на уроках физики»....

Проблемы мотивации учащихся с низкими учебными возможностями при подготовке к ОГЭ по математике.

В современных условиях особенно актуально организовать процесс обучения так, чтобы его образовательный результат проявлялся в формировании системы жизненно важных, практически востребованных знаний и ...