Формирование эффективных навыков взаимодействия с детьми
методическая разработка по психологии (5, 6, 7, 8 класс)

ДРО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_effektivnih_navikov_vzaimodeystviya_s_detmi.docx20.98 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование эффективных навыков взаимодействия с детьми

В настоящее время особую актуальность в работе школьного психолога приобрели вопросы, связанные с взаимоотношениями взрослых и детей внутри семьи. Особенно важной в современной практике является проблема насилия и жестокости по отношению к детям. Насилие над ребенком наносит ему не только материальный ущерб или угрожает его физической жизни. Оно несет тяжкие моральные и психологические проблемы: боязнь стать объектом насилия в сфере непосредственного социального окружения перерастает в сильное психологическое давление, которое ведет к стрессам, нервным срывам, снижению самооценки, становясь дополнительным источником межличностных конфликтов и т.д.  Насилие над детьми, агрессия и жестокость широко представлены во многих сферах жизни. Рост «социального сиротства» сопровождает вытеснение детей из неблагополучных семей на улицу, сокращение базы досуга детей, доминирование культа «успехи через насилие». Дети находятся в условиях криминального окружения, вовлекаются в преступную деятельность и подвергается риску разных форм насилия.

     Специалисты в области коррекции детско-родительских отношений отмечают, что родительская компетентность и психологическая готовность родителей к свободному и ответственному взаимодействию с ребенком имеет несколько составляющих:

Адекватность родительской позиции — степень ориентировки в восприятии индивидуальных особенностей ребенка, проявляющаяся в феноменах приписывания ему тех или иных качеств, в степени и в знаке искажений образа ребенка (когнитивный компонент);Динамичность родительской позиции — степень подвижности родительских установок, способность к изменениям форм и способов взаимодействия с детьми в зависимости от возраста и конкретной ситуации (поведенческий компонент);Прогностичность родительской позиции — умение родителей предвидеть перспективы дальнейшего развития ребенка и «просчитать» следствия своих воздействий (когнитивный и поведенческий компоненты).

     Эмоциональный компонент родительской позиции проявляется по всем трем параметрам и выражается в преобладании того или иного эмоционального фона детско-родительских отношений. В программе тренинга соединены элементы тренинга коммуникативной компетентности (Л.А. Петровская), психолого-акмеологического тренинга (Н.В. Боровикова), а также психотехники, применяемые в разных тренинговых программах, направленные на осознание взаимовлияния Я-концепции и процесса формирования гармоничной диады «родитель-ребенок».

У ребёнка 7-10 лет есть ответственное и трудное занятие — учёба, а самым большим авторитетом является учитель(ница). Кроме того, для детей этого возраста характерны:

  • копирование своих родителей в интонациях, поведении, отношении к окружающим;
  • буйный расцвет фантазии, жизнь в воображаемом, иллюзорном мире, зачастую созданном по образцу и подобию прочитанного или увиденного по телевизору;
  • стремление к присваиванию особо притягательных чужих вещей;
  • формирование первоначальных представлений о собственных правах;
  • повышенный интерес к исследованию своего тела, фиксация внимания на различиях между мальчиками и девочками.

Как следует обращаться с ребёнком:

  • помогите ему почувствовать радость от приобретения знаний;
  • дайте ему возможность реализовать своё право на рабочее место и время для выполнения домашних заданий, на одобрение в случае заслуженных успехов;
  • узнайте имена и номера телефонов одноклассников и друзей ребёнка, познакомьтесь с их родителями;
  • аргументируйте свои требования к ребёнку, предъявляя их в форме «что вы ожидаете от ребёнка, а не то, чего вы не хотите»;
  • обсуждайте с детьми проблемы взаимоотношений между представителями разных полов, показывайте значимость ласкового отношения к супругу на собственном примере.

Никогда

  • не ревнуйте ребёнка к авторитету учителя;
  • не требуйте от него того, к чему он не готов по возрасту;
  • не давайте негативных оценок личности или характеру ребёнка;
  • не сравнивайте ребёнка с другими детьми, отдавая предпочтение последним;
  • не отдавайте ребёнку распоряжений, выполнение которых не обязательно.

Подростков 11-14 лет часто называют трудными, и вообще этот период считается возрастом второго кризиса. Основная причина — физиологический дискомфорт из-за активной перестройки растущего организма, что влечёт за собой психологические срывы. Ребятам свойственны:

  • тяга к романтике и самоутверждению, выяснение своих возможностей и способностей иногда на грани риска;
  • частая смена настроения, беспричинная обида, грусть, слёзы;
  • повышенно эмоциональная реакция даже на незначительные события;
  • стремление к установлению дружеских связей с ребятами своего или старшего возраста,вхождение в неформальные группировки;
  • отстаивание,иногда бессмысленное, своей позиции, в том числе неверной;
  • появление критического отношения к ранее авторитетным взрослым, мнением которых пренебрегают в пользу сверстников;
  • демонстративно пренебрежительное отношение к младшим, а также представителям противоположного пола, что является признаком пробуждения интереса.

Как следует обращаться с подростком:

  • помните, что подросток нуждается в Вашем участии, но уже в качестве партнёра, поэтому разговаривайте с ним на равных, в том числе совместно планируйте семейный бюджет, способ проведения досуга и пр.;
  • выделяйте деньги на карманные расходы;
  • в конфликтных ситуациях высказывайтесь после ребёнка, причём выслушивайте его, а не просто слушайте, что и как он говорит;
  • объясните, что поступки, как правило, влекут за собой последствия, поэтому надо соотносить одно с другим;
  • учите ребёнка достойно переносить огорчения, неприятности и потери, разъяснив необходимость тех или иных ограничений, в том числе в семье;
  • будьте бережны к зарождающимся чувствам, подчеркните необходимость взвешенного выбора друзей и подруг, обозначив рамки допустимого и неприемлемого во взаимоотношениях между людьми.

Никогда

  • не допускайте как неуважения к себе со стороны подростка, так и грубости по отношению к нему;
  • не требуйте немедленного и слепого послушания. Не применяйте угроз и не унижайте детей;
  • не начинайте разговоры с обвинений и не перебивайте, когда ребёнок объясняет свои поступки;
  • не подкупайте подростка и не вымогайте силой обещание не делать того, что Вам не нравится;
  • не отступайте от введённых в семье правил и традиций, разве что в необычных случаях;
  • не ревнуйте к друзьям, привечайте их в своём доме и старайтесь познакомиться поближе;
  • не давайте негативную оценку объекту внимания подростка, даже если его выбор Вам не по душе.

Если в семье

ребёнок растёт в терпимости — он учится понимать других;

его хвалят — он учится быть благородным;

ребёнок растёт в безопасности — он учится верить в людей;

его поддерживают- он учится ценить себя;

ребёнок живёт в понимании и дружелюбии — он учится находить любовь в этом мире.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Формирование мотивации к взаимодействию и развитие коммуникативных навыков у детей с тяжёлыми и множественными нарушениями посредством игрового занятия "Круг"

статья"Формирование мотивации к взаимодействию и развитие коммуникативных навыков у детей с тяжёлыми и множественными нарушениями посредством игрового занятия "Круг"...

Программа "Блок занятий с педагогами по эффективному взаимодействию с детьми"

Предлагаемая программа является частью более общей работы по эффективному взаимодействию с особыми детьми...

Презентация "Методы эффективного взаимодействия с детьми"

Психологическое просвещение педагогов....

Лютова К.К., Монина Г.Б. ТРЕНИНГ ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ДЕТЬМИ

Главная же идея нашей книги — показать важность необходимость комплексного подхода к воспитанию, обучению и коррекции поведения детей. Только   в    том   ...

Специфика формирования эффективных навыков общения у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и интеллектуальной недостаточностью в условиях школы

Одна из первых социальных потребностей ребенка - это потребность в общении. Общение - сложный и весьма многогранный процесс. Общение является важнейшей социальной потребностью, без реализации которой ...

Рекомендации родителям по эффективному взаимодействию с детьми разных возрастов

Современные родители хотят общаться с ребёнком как с личностью и выстраивать доверительные, уважительные отношения. При этом взрослый остаётся главным: он несёт ответственность за маленького человека ...

Приемы сказкотерапии как метод эффективного взаимодействия с детьми с РАС.

Ни для кого не секрет, что завладеть вниманием ребенка с расстройством аутистического спектра очень сложно. Насильное включение в работу ребенка с таким диагнозом может сопровождаться слезами, криком,...