Презентация "Методы эффективного взаимодействия с детьми"
презентация к уроку на тему
Психологическое просвещение педагогов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metody_effektivnogo_vzaimodeystviya_s_detmi.ppsx | 2.19 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Педагогическая деятельность является совместной, а не индивидуальной. Она совместна уже потому, что в педагогическом процессе обязательно присутствуют две активные стороны - педагог и воспитанник. В этой связи часто говорят, что педагогическая деятельность строится по законам общения.
Педагогическое общение –это… …профессиональное общение педагога с учащимися в процессе обучения и воспитания, направленное на решение определенных педагогических задач и реализацию педагогических функций.
Для повышения эффективности в решении поставленных задач в процессе педагогического общения большую роль играет степень владения педагогом основными приемами психологического влияния.
Речь идет о таких методах педагогического влияния как : -убеждение: -внушение; -подражание; -заражение.
Убеждение: включает в себя систему доводов, которые обосновывают выдвигаемые пожелание, предложение и т. п. Обычно убеждение ведёт к определённой трансформации взглядов воспитуемого, а значит, и мотивационной основы его поведения. При этом заключение может быть сделано как самостоятельно, так и вслед за убеждающим, но оно не присваивается в готовом виде, а основано на осмысленном принятии человеком каких-либо сведений или идей, на их анализе и оценке.
Внушение: основано на некритическом (и часто неосознанном) восприятии информации. В отличие от убеждения, внушение основывается не на логике и разуме человека, а на его способности воспринимать слова другого лица как должное, как инструкцию к действию. Внушающий вызывает у воспитуемого те представления, которые требуют действий с той же необходимостью, как если бы эти представления были получены непосредственно самим . Внушение основывается на доверии.
Подражание: это следование примеру или образцу, которое проявляется в повторении одним человеком каких-либо поступков, жестов, интонаций и даже в копировании определённых черт характера другого человека. Подражание может быть произвольным и непроизвольным.
Заражение: чаще всего возникает в группе людей, которые руководствуются в своём поведении эмоциональным состоянием, действуют на основе сведений, принятых без должного анализа, либо повторяют действия других людей.
Использование данных методов возможно как в групповой, так и в индивидуальной формах работы.
Условия эффективной работы с детьми Одним из важнейших условия является использование в процессе деятельности педагогики сотрудничества.
Основные идеи педагогики сотрудничества: требовательные и уважительные отношения с учениками; исключение принуждения в обучении и воспитании за счёт дифференциации учебного материала и обеспечения свободного выбора учащимися уровня сложности заданий ; конкретная целенаправленность обучения ; развитие памяти учащихся с помощью опорных конспектов и сигналов, специальных упражнений ; изучение учебного материала крупными блоками с использованием активных формой методов; опережение в обучении за счёт использования заданий на развитие взаимосвязей ; комплексная оценка учебной деятельности, возможность изменить любую оценку;
Продолжение: обучение самоанализу и самооценке своей деятельности; систематическое развитие интеллекта учащихся с помощью современных методов интеллектуальной деятельности ; организация деятельности учащихся на уроке в форме, соответствующей содержанию. Использование активных форм обучения ; коллективное воспитание ; творческое самоуправление ; сотрудничество учителей и родителей ; личностный подход ; творческий производительный труд.
Условия эффективности при индивидуальной работе с детьми. Индивидуальная работа с ребенком требует от педагога наблюдательности, такта, осторожности ("Не навреди!"), вдумчивости. Основополагающим условием ее эффективности служит установление контакта между педагогом и ребенком, достижение которого возможно при соблюдении следующих условий:
Условие №1 Полное принятие ребенка, т. е. его чувств, переживаний, желаний. Нет детских (незначительных) проблем. По силе переживаний детские чувства не уступают чувствам взрослого, кроме того, в силу возрастных особенностей - импульсивности, недостатка личного опыта, слабой воли, преобладания чувств над разумом - переживания ребенка приобретают особую остроту и оказывают большое влияние на его дальнейшую судьбу. Поэтому очень важно педагогу показать, что он понимает и принимает ребенка. Это совсем не означает, что он разделяет поступки и действия ребенка. Принять - не значит согласиться.
Условие №2 Свобода выбора. Педагог не должен всеми правдами и неправдами добиваться определенного результата. В воспитании совершенно неприемлем девиз: "Цель оправдывает средства!". Ни в коем случае педагог не должен принуждать ребенка, заставлять признаться в чем-либо. Всякое давление исключается. Неплохо педагогу помнить, что ребенок имеет полное право на собственное решение, даже если с точки зрения педагога оно неудачное. Задача педагога - не заставить ребенка принять предлагаемое решение, а создать все условия для правильного выбора
Условие №3 Понимание внутреннего состояния ребенка требует от взрослого умения читать невербальную информацию, посылаемую ребенком. Здесь таится опасность приписывания ребенку тех отрицательных качеств, которые педагогу хочется видеть в нем, но которые, скорее, присущи не ребенку, а самому взрослому. Такая особенность человека называется проекцией. Для преодоления проекции педагогу следует развивать в себе такие способности, как эмпатия - умение понимать внутренний мир другого человека, конгруэнтность - умение быть самим собой, доброжелательность и искренность.
Условие №4 Умение "слушать" и "слышать». Способность слышать - физиологический акт, при котором происходит непроизвольное восприятие звуков. Слушание - волевой акт, требующий от человека определенных волевых усилий. Слушание - это активный процесс, поэтому в психологии общения существует такое понятие, как "активное слушание", которое бывает двух видов - рефлексивное и нерефлексивное. Нерефлексивное слушание применяется в том случае, когда рассказчик переживает сильную отрицательную (обиду, горе, агрессию и т. д.) или положительную (любовь, радость, счастье и т. д.) эмоцию и нуждается в понимающем слушателе.
Контрольные вопросы 1. При осуществлении выбора необходимо нажать правой кнопкой мыши на знак . При правильном ответе откроется следующий вопрос. При ошибочном ответе произойдет переход на страницу, уведомлением об ошибке. На этой странице необходимо нажать кнопку возврата к предыдущему вопросу.
Подражание – это…. Система логических доказательств, требующая осознанного отношения к ней того, кто ее воспринимает. Повторение и воспроизведение действия, поступков, намерений, мыслей, чувств. Взаимоотношения между педагогом и учащимся, в ходе которого педагог решает учебные, воспитательные и личностно- развивающие задачи. Основано на некритическом восприятии и предполагает неспособность ребенка сознательно контролировать поток поступающей информации
Ответ не верный
Внушение: Повторение и воспроизведение действия, поступков, намерений, мыслей, чувств. Система логических доказательств, требующая осознанного отношения к ней того, кто ее воспринимает. Взаимоотношения между педагогом и учащимся, в ходе которого педагог решает учебные, воспитательные и личностно- развивающие задачи. Основано на некритическом восприятии и предполагает неспособность ребенка сознательно контролировать поток поступающей информации
Ответ не верный
Общение: Повторение и воспроизведение действия, поступков, намерений, мыслей, чувств. Система логических доказательств, требующая осознанного отношения к ней того, кто ее воспринимает. Взаимоотношения между педагогом и учащимся, в ходе которого педагог решает учебные, воспитательные и личностно- развивающие задачи. Основано на некритическом восприятии и предполагает неспособность ребенка сознательно контролировать поток поступающей информации
Ответ не верный
Убеждение: Повторение и воспроизведение действия, поступков, намерений, мыслей, чувств. Система логических доказательств, требующая осознанного отношения к ней того, кто ее воспринимает. Взаимоотношения между педагогом и учащимся, в ходе которого педагог решает учебные, воспитательные и личностно- развивающие задачи. Основано на некритическом восприятии и предполагает неспособность ребенка сознательно контролировать поток поступающей информации.
Ответ не верный
Условие эффективности индивидуальной работы ребенком: 1.-однозначная оценка поступков ("это так и никак иначе") - установка на работу в коллективе (проблемы должны разрешаться на уровне межличностного общения обучающихся, а не с помощью педагога) 2.- свобода выбора (исключение давления, отказ от результата любым способом, создание условий для выбора) - полное принятие ребенка (чувств, желаний, проблем)
Ответ не верный
Первая часть тестирования пройденна . Переходим к рассмотрению форм работы с детьми, способствующим эффективному решению поставленных перед педагогом задач.
Классификация форм работы В практике работы с детьми существует не мало форм организации работы. На основании различных критериев выделяют следующие :
Данная классификация охватывает огромное число форм работы с детьми: интеллектуальные турниры, смотры, Спартакиады, коллективные творческие дела, конкурсы и т.д. Но важно помнить, что, например, такая форма работы, как тренинг относится к направлению психологического просвещения и проводится силами психологической службы учреждения.
Развитие критического мышления, как эффективный подход в педагогическом пространстве В настоящее время развитию критического мышления у детей уделяется большое внимание. Ребенок, умеющий критически мыслить, владеет разнообразными способами интерпретации и оценки информационного сообщения, способен выделять противоречия и типы присутствующих в нем структур, аргументировать свою точку зрения, опираясь не только на логику, но и на представления собеседника.
Специфика технологии развития критического мышления. Во-первых, учебный процесс строится на научно-обоснованных закономерностях взаимодействия личности и информации. Во-вторых, фазы этой технологии (вызов, осмысление, рефлексия) инструментально обеспечены таким образом, что преподаватель может быть максимально гибким и аутентичным каждой учебной ситуации в каждый момент времени В-третьих, стратегии технологии позволяют все обучение проводить на основе принципов сотрудничества, совместного планирования и осмысленности.
Фаза вызова На этой фазе субъекты образовательного процесса реализуют следующие задачи: самостоятельная актуализация имеющихся знаний и смыслов по данной теме. Необходимо пояснить, что от педагога требуется именно организация процесса воссоздания имеющихся знаний и смыслов в связи с изучаемым материалом.
Фаза осмысления На этой фазе решаются две основные задачи: организация активной работы с информацией; самостоятельное сопоставление изученного материала с уже известными данными, мнениями.
Фаза рефлексии. Рефлексия в данном случае понимается как «встраивание» нового опыта, новых знаний в систему личностных смыслов. Говоря проще, третья фаза направлена на то, чтобы новый материал стал для учащегося своим в полном смысле этого слова. Для этого необходимо: самостоятельно систематизировать новый материал. определить направления для дальнейшего изучения темы.
Контрольные вопросы 2.
Форма работы с обучающимися, носящая характер психологического просвещения: 1. интеллектуальный турнир 2. смотр 3. тренинг 4. Спартакиада
Ответ не верный
Понятия "фаза вызова", "фаза осмысления", "фаза рефлексии" свойственны технологии: 1. проектной деятельности 2. интегрированного обучения 3. игрового обучения 4. развития критического мышления
Ответ не верный
Тест пройден. Спасибо за внимание.
Источники: http://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/2013/10/28/pedsovet-pedagogicheskoe-vzaimodeystvie http://bookap.info/psywar/krysko/gl8.shtm
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практикум для родителей: "ПРИЁМЫ ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С АГРЕССИВНЫМИ ДЕТЬМИ"
Практикум для родителей - это второе занятие, которое вошло в курс лекториев для родителей по теме "Агрессивное поведение". Данный практикум предполагает оказание помощи, взрослым, воспитывающих...
Конспект совместного занятия замещающих родителей с приемными детьми «Развитие навыков эффективного взаимодействия»
Участники на практике знакомятся с играми и упражнениями, направленными на эффективное взаимодействие взрослых и детей, гармонизацию детско-родительских отношений....
Программа "Блок занятий с педагогами по эффективному взаимодействию с детьми"
Предлагаемая программа является частью более общей работы по эффективному взаимодействию с особыми детьми...
«Эффективное взаимодействие в решении проблем с детьми «группы риска»
Рзвитие психологической компетентности педагогов в проблемах взаимодействия с детьми; освоение стратегий взаимодействия в ситуациях проблемного поведения детей....
Лютова К.К., Монина Г.Б. ТРЕНИНГ ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ДЕТЬМИ
Главная же идея нашей книги — показать важность необходимость комплексного подхода к воспитанию, обучению и коррекции поведения детей. Только в том ...
Рекомендации родителям по эффективному взаимодействию с детьми разных возрастов
Современные родители хотят общаться с ребёнком как с личностью и выстраивать доверительные, уважительные отношения. При этом взрослый остаётся главным: он несёт ответственность за маленького человека ...
Приемы сказкотерапии как метод эффективного взаимодействия с детьми с РАС.
Ни для кого не секрет, что завладеть вниманием ребенка с расстройством аутистического спектра очень сложно. Насильное включение в работу ребенка с таким диагнозом может сопровождаться слезами, криком,...