Рекомендации родителям по эффективному взаимодействию с детьми разных возрастов
методическая разработка по психологии
Современные родители хотят общаться с ребёнком как с личностью и выстраивать доверительные, уважительные отношения. При этом взрослый остаётся главным: он несёт ответственность за маленького человека и за взаимоотношения с ним. Как же правильно общаться с детьми, чтобы они слушали, слышали и делали?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekomendatsii_roditelyam_po_effektivnomu_vzaimodeystviyu.docx | 19.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Рекомендации родителям по эффективному взаимодействию
с детьми разных возрастов
В каждом возрастном периоде у ребёнка возникают свои проблемы, которые становятся и Вашими. Кроме того, детям свойственно задавать всякие «неудобные» вопросы. Как отвечать на них, у кого спросить совета, как реагировать на ту или иную ситуацию и вообще, что происходит с ребёнком? Вы часто ищете решение и не находите его. А иногда Вас терзают сомнения в правильности сделанного шага.
Дети 3-6 лет, по мнению учёных, переживают первый возрастной кризис, начиная ощущать себя автономными от матери, что выражается в позиции «я сам». При этом они:
- находятся в постоянном движении;
- отличаются романтической привязанностью к родителям;
- не делают различий между реальным миром и миром фантазий;
- стремятся удовлетворять свои желания и потребности вне зависимости от мнения окружающих;
- пытаются обращать на себя внимание, высказывать своё мнение, как говорится, «везде вставляют свои пять копеек»;
- испытывают разные страхи и выдуманные беспокойства;
- интересуются: «Откуда я появился(лась)? А где я был(а) раньше?»;
- из игр предпочитают дочки-матери, копируя при этом своих родителей и одновременно моделируя поведение в своей будущей семье.
Как следует общаться с ребёнком:
- жалейте и любите малыша, ласкайте, целуйте и обнимайте его;
- помогайте ребёнку всё делать самому;
- проявляйте отзывчивость к его идеям;
- откладывайте свои дела и внимательно слушайте, как только у него появляется желание с Вами поговорить;
- предоставляйте ему свободу, но учите считаться с интересами окружающих. Останавливайте, если он бесцеремонно вмешивается в разговоры взрослых, не бойтесь показать свой гнев, если он вызван серьёзным проступком ребёнка;
- наблюдайте за играми ребёнка и не отказывайтесь участвовать в них. Это первая и очень хорошая школа жизни: по играм можно определить, какие проблемы возникли у ребёнка, как он предпочитает их решать и каким впоследствии станет семьянином, работником, другом;
- на все вопросы, даже «неудобные», отвечайте честно и откровенно.
Никогда
- излишне не опекайте ребёнка;
- не заостряйте внимания на детских ссорах;
- не используйте угрозы для достижения результата;
- наказывайте не за качества личности, а только за действия;
- всегда старайтесь найти альтернативу наказанию.
У ребёнка 7-10 лет есть ответственное и трудное занятие — учёба, а самым большим авторитетом является учитель(ница). Кроме того, для детей этого возраста характерны:
- копирование своих родителей в интонациях, поведении, отношении к окружающим;
- буйный расцвет фантазии, жизнь в воображаемом, иллюзорном мире, зачастую созданном по образцу и подобию прочитанного или увиденного по телевизору;
- стремление к присваиванию особо притягательных чужих вещей;
- формирование первоначальных представлений о собственных правах;
- повышенный интерес к исследованию своего тела, фиксация внимания на различиях между мальчиками и девочками.
Как следует обращаться с ребёнком:
- помогите ему почувствовать радость от приобретения знаний;
- дайте ему возможность реализовать своё право на рабочее место и время для выполнения домашних заданий, на одобрение в случае заслуженных успехов;
- узнайте имена и номера телефонов одноклассников и друзей ребёнка, познакомьтесь с их родителями;
- аргументируйте свои требования к ребёнку, предъявляя их в форме «что вы ожидаете от ребёнка, а не то, чего вы не хотите»;
- обсуждайте с детьми проблемы взаимоотношений между представителями разных полов, показывайте значимость ласкового отношения к супругу на собственном примере.
Никогда
- не ревнуйте ребёнка к авторитету учителя;
- не требуйте от него того, к чему он не готов по возрасту;
- не давайте негативных оценок личности или характеру ребёнка;
- не сравнивайте ребёнка с другими детьми, отдавая предпочтение последним;
- не отдавайте ребёнку распоряжений, выполнение которых не обязательно.
Подростков 11-14 лет часто называют трудными, и вообще этот период считается возрастом второго кризиса. Основная причина — физиологический дискомфорт из-за активной перестройки растущего организма, что влечёт за собой психологические срывы. Ребятам свойственны:
- тяга к романтике и самоутверждению, выяснение своих возможностей и способностей иногда на грани риска;
- частая смена настроения, беспричинная обида, грусть, слёзы;
- повышенно эмоциональная реакция даже на незначительные события;
- стремление к установлению дружеских связей с ребятами своего или старшего возраста, вхождение в неформальные группировки;
- отстаивание, иногда бессмысленное, своей позиции, в том числе неверной;
- появление критического отношения к ранее авторитетным взрослым, мнением которых пренебрегают в пользу сверстников;
- демонстративно пренебрежительное отношение к младшим, а также представителям противоположного пола, что является признаком пробуждения интереса.
Как следует обращаться с подростком:
- помните, что подросток нуждается в Вашем участии, но уже в качестве партнёра, поэтому разговаривайте с ним на равных, в том числе совместно планируйте семейный бюджет, способ проведения досуга и пр.;
- выделяйте деньги на карманные расходы;
- в конфликтных ситуациях высказывайтесь после ребёнка, причём выслушивайте его, а не просто слушайте, что и как он говорит;
- объясните, что поступки, как правило, влекут за собой последствия, поэтому надо соотносить одно с другим;
- учите ребёнка достойно переносить огорчения, неприятности и потери, разъяснив необходимость тех или иных ограничений, в том числе в семье;
- будьте бережны к зарождающимся чувствам, подчеркните необходимость взвешенного выбора друзей и подруг, обозначив рамки допустимого и неприемлемого во взаимоотношениях между людьми.
Никогда
- не допускайте как неуважения к себе со стороны подростка, так и грубости по отношению к нему;
- не требуйте немедленного и слепого послушания. Не применяйте угроз и не унижайте детей;
- не начинайте разговоры с обвинений и не перебивайте, когда ребёнок объясняет свои поступки;
- не подкупайте подростка и не вымогайте силой обещание не делать того, что Вам не нравится;
- не отступайте от введённых в семье правил и традиций, разве что в необычных случаях;
- не ревнуйте к друзьям, привечайте их в своём доме и старайтесь познакомиться поближе;
- не давайте негативную оценку объекту внимания подростка, даже если его выбор Вам не по душе.
Если в семье
ребёнок растёт в терпимости — он учится понимать других;
его хвалят — он учится быть благородным;
ребёнок растёт в безопасности — он учится верить в людей;
его поддерживают- он учится ценить себя;
ребёнок живёт в понимании и дружелюбии — он учится находить любовь в этом мире.
Нужно помнить, что ребенок не обязан:
- быть безупречным на 100%;
- любить людей, приносящих ему вред;
- извиняться за то, что был самим собой;
- выбиваться из сил ради других;
- чувствовать себя виноватым за свои желания;
- выполнять неразумные требования;
- нести на себе тяжесть неправильного поведения своих товарищей или родителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности общения с детьми разного возраста (семинар для педагогов дополнительного образования)
Чтобы правильно строить общение с ребенком, необходимо знать возрастные психологические особенности развития детей. В материале пребставлена информация о потребностях в общении и его особенностях ...
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВОКАЛЬНОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
1. Упражнения на дыхание. 2. Упражнения на формирование мягкого округлого звука и плавного звуковедения.3. Упражнения на развитие четкой, ясной дикции и артикуляции....
Рекомендации родителям по подготовке руки ребенка дошкольного возраста (младшего школьного возраста) к письму
рекомендации родителям по подготовке руки к письму...
Рекомендации по учету психологических особенностей школьников разного возраста в работе с детьми группы риска
Для того чтобы понимать мотивы поведения и действий детей, а также причины, побуждающие ребенка совершать проблемные поступки, педагогам, родителям необходимо знать его возрастные психологические особ...
Особенности формирования навыков общения с детьми разного возраста (2021г.)
Общение можно назвать связью между людьми, в результате которой происходит влияние одного человека на другого. Посредством общения люди организуют различные виды практической и теоретиче...
Статья «Работа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма с детьми разного возраста»
В данной статье говорится о работе поп рофилактике детского дорожно-трнапсортного травматизма с детьми разного возраста. Для каждого возраста есть свои особенности и свои формы и методы работы. О обо ...