Практико-значимая работа "Диагностика направленности личности: ограничения и возможности".
учебно-методический материал по психологии (10 класс)
Попытки выявить ценностные ориентации и направленность личности предпринимаются на протяжении веков, в последние сто лет – с помощью различных психодиагностических методик. Учитывая, что ценностные ориентации и направленность являются ядром личности, слагаемыми «человеческого фактора», эта задача имеет важное практическое значение.
Цель работы – рассмотреть особенности ценностных ориентаций, жизненных смыслов и личностной направленности группы испытуемых.
Предмет исследования: ценностные ориентации, жизненные смыслы и виды направленности личности учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diagnostika_napravlennosti_lichnosti_ogranicheniya_i_vozmozhnosti.docx | 336.47 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕНССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ»
Кафедра практической психологии
Практико-значимая работа
Диагностика направленности личности: ограничения и возможности.
-2-
Содержание.
I.Введение.
II.Представление о жизненных смыслах, ценностных ориентациях и направленности личности в психологии.
2.1. Особенности рассуждений о жизненных смыслах и ценностных ориентациях.
2.2 Понятие «направленность личности».
2.3. Программа исследования.
III.Анализ результатов исследования.
3.1 Методика «ценностные ориентации» (М. Рокич).
3.2 Методика выявления направленности личности (В. Смекал, М. Кучера).
3.3 Методика «Определение направленности личности» (ориентационная анкета Б.Басса).
3.4 Опросник измерения потребности в достижениях (Ю.М. Орлова).
3.5 Диагностика осмысленности жизненных целей Д.А.Леонтьева.
3.6 Методика исследования системы жизненных смыслов (В.Ю. Котлякова).
IV.Заключение.
V. Список литературы.
-3-
- Введение.
В структуре человеческой деятельности ценностные аспекты взаимосвязаны с познавательными и волевыми, в самих ценностных категориях выражены отдельные ориентации знаний, интересов и предпочтений различных личностей.
Каждая исторически конкретная общественная форма может характеризоваться специфическим набором и иерархией ценностей, система которых выступает в качестве наиболее высокого уровня социальной регуляции. В ней зафиксированы те критерии социального признанного, на основе которых развертываются более конкретные и специализированные системы нормативного контроля, соответствующие общественные институты, целенаправленные действия людей (как индивидуальные, так и коллективные). Усвоение этих критериев на уровне структуры личности составляет необходимую основу формирования личности и поддержания нормативного порядка в обществе. Интеграция, внутренняя противоречивость и динамизм общественных систем находит свое выражение в структуре соответствующих им ценностных систем и способах их воздействия на различные общественные группы. Важный элемент ценностных отношений в обществе - системы ценностных ориентации личности.
Ценностные системы формируются и трансформируются в историческом развитии общества. Поскольку эти процессы связаны с изменениями в различных сферах человеческой жизни, их временные масштабы не совпадают с масштабами социально-экономических, политических и других изменений.
Поиск путей социальной адаптации личности к постоянно изменяющимся условиям жизни требует от ученых практической ориентации их исследований и разработок в сфере жизненного ориентирования.
Анализ социальных условий и факторов до сих пор не доводится до выявления их формирующего воздействия на жизненный путь личности; тем
-4-
более не уделяется должного внимания изучению обратного влияния целеполагания и целедостижения человека на социальные изменения.
Проблеме смысла жизни уже много веков. Эту тему изучают социологи, психологи, этики, эстетики и философы. Но однозначного ответа на этот вопрос нет и поныне. Отсюда совершенно правомерен вывод о невозможности умозрительного ответа на вопрос о смысле жизни, так как это вопрос не столько теоретический, сколько жизненно-практический .
Поиск цели жизни имеет в своей основе мысль о ценности человеческой жизни, причём ценности не только для самого человека, но и для общества, для других людей. Признавая значение проблемы поиска смысла жизни для каждого индивида, ряд современных философов и психологов категорически отрицает возможность постановки этой проблемы в общетеоретическом плане, философском аспекте.
Вопрос смысла жизни и ценностных ориентаций не исчерпаем. Каждая наука трактует его по-своему, но неоспоримо влияние на формирование этих понятий исторических, социальных, экономических и политических процессов. Каждый человек должен определить цель своей жизни и определить свои, и только свои ценностные ориентации. В современном мире трудно выжить, а ещё труднее жить достойно.
Попытки выявить ценностные ориентации и направленность личности предпринимаются на протяжении веков, в последние сто лет – с помощью различных психодиагностических методик. Учитывая, что ценностные ориентации и направленность являются ядром личности, слагаемыми «человеческого фактора», эта задача имеет важное практическое значение.
Цель работы – рассмотреть особенности ценностных ориентаций, жизненных смыслов и личностной направленности группы испытуемых.
Объект исследования: учащиеся МБОУ «СОШ №14» 21 человек.
-5-
Предмет исследования: ценностные ориентации, жизненные смыслы и виды направленности личности учащихся.
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи исследования:
1. Рассмотреть общие представления о жизненных смыслах, ценностных ориентациях и направленности личности в психологии.
2. Провести исследования группы учащихся с целью выявления наиболее эффективных методов исследования ценностных ориентаций и направленности личности.
3. Сравнительный анализ и апробация методик на ограниченной выборке учащихся 7-9 классов.
Методы исследования:
- методика «Ценностные ориентации» (М. Рокич),
- методика выявления направленности личности (В. Смекал, М. Кучера),
-методика «Определение направленности личности» (ориентационная анкета Б.Басса),
- опросник измерения потребности в достижениях (Ю.М. Орлова),
- диагностика осмысленности жизненных целей Д.А.Леонтьева,
- методика исследования системы жизненных смыслов (В.Ю. Котлякова).
-6-
II. Представление о жизненных смыслах, ценностных ориентациях и направленности личности в психологии.
1. Особенности рассуждений о жизненных смыслах и ценностных ориентациях.
Современная психология не дает четкого определения смысла. Общепринятой философской концепции смысла не существует.
Р. Акофф и Ф. Эмери точно показали различие между семантическим и прагматическим смыслом, указав на то, что смысл присущ не только знакам, но
и всякому опыту и вещи, с которыми мы сталкиваемся. Смысл показывает их значимость для нас, а не значение.
Отсутствие точного определения смысла и понимание механизмов его возникновения сказывается на обсуждении проблем смысла жизни. Здесь существует определенная понятийная путаница и приписывание смыслу жизни тех достоинств, которыми он не обладает.
Основная особенность состоит в наиболее часто встречающемся утверждении, что смысл жизни содержит в себе главную цель жизни. На это необходимо ответить, что, во-первых, цель является составным элементом деятельности. Говоря о цели жизни, мы сводим ее тем самым к определенной деятельности, отбрасывая все остальные многообразные жизненные проявления человека. Во-вторых, в таких утверждениях имплицитно содержится принцип сообразности, который, как показал В.А. Петровский, близок к отрицанию свободы, целостности, устремления и развития человека как личности.
Мы считаем, что смысл жизни выступает как жизненный ориентир и не является целью жизни. В качестве ориентира он дает возможность человеку определить свое место в жизни, разобраться в ней и самом себе, определить направление своего движения в дальнейшем, а также направляет на достижение
-7-
какой-либо цели. Поиск цели как места приложения сил является более узкой и частной задачей индивида.
Современное понимание смысла опирается на определение, данное учеником и последователем Л.С. Выготского А.Н. Леонтьевым. В предложенной им структуре сознания одним из трех компонентов является личностный смысл, определяемый как индивидуализированное и субъективизированное значение, «значение значения», «значение для меня», которое создает пристрастность и интенциональность сознания. В своей концепции психологического строения деятельности А.Н. Леонтьев определяет
личностный смысл как отражение в сознании мотива деятельности к цели действия.
Наиболее общим результатом данных исследований явилось формулирование А.Н. Леонтьевым и его последователями концепции смысловых образований личности. Центральным звеном в ней является понятие личностного смысла как индивидуализированного отражения действительного отношения личности к тем объектам, ради которых развертывается ее деятельность («значение - для – меня»).
Степень осознанности смыслов различна - они могут быть как осознанными, так и полностью неосознаваемыми.
Однако концепция не дает ответа на вопросы: какое качество объекта позволяет придать ему индивидуализированное значение; в чем функциональная роль смысла в психической деятельности (зачем он нужен); как формируется смысл?
По Д.А. Леонтьеву, основная функция личности - ориентировка в отношениях, связывающая субъекта с объективной действительностью. Здесь смысл выполняет аналогичную функцию. Он отражает реальные жизненные отношения субъекта с миром, выполняет ориентирующую функцию и способствует организации внутреннего мира субъекта.
-8-
Таким образом, считаем, что в психической деятельности человека смысл выполняет ориентировочную функцию и может выступать в качестве жизненного ориентира.
С помощью смысла субъект интерпретирует или реконструирует ситуацию и определяет ее полезность для удовлетворения собственных потребностей.
Ключевым моментом для возникновения смысла является наличие двух его главных составляющих - логичности и полезности. Бесполезный (не значимый) смысл умирает, становится бессмыслицей.
Смысл становится опорой бытия человека, превращая зыбкость мира в логически стройное здание целесообразных связей и отношений. Указанные особенности позволяют смыслу выступить в качестве ориентира в процессе жизни человека и позволяют ему строить целенаправленную деятельность.
Одно из наиболее важных значений смысла в жизнедеятельности человека заключается в том, что он является основным опосредующим звеном между психической деятельностью и объективной действительностью. В силу того, что смысл одновременно принадлежит и субъекту и объекту, и не принадлежит исключительно ни одному из них, он оказывается уникальным связующим звеном между психическим и физическим миром.
Личность как социальный феномен является продуктом исторического развития общества, носителем социальных свойств человека. Структура личности как социального феномена может быть охарактеризована через стержневые свойства личности, которые считаются наиболее существенными в массовом сознании определенной культуры, нации. Она позволяет говорить об общепсихологических закономерностях регуляции поведения людей разных культур и наций. Структурными единицами личности, позволяющими прослеживать, анализировать все виды деятельности человека, объяснять смену
-9-
его внутренних психологических побуждений, являются ценности, установки, нормы.
Ценности составляют единую систему, которая регулирует поведение людей в обществе. Ценностно-нормативная система является ориентиром при выборе способа действий, проверяет и отбирает идеалы, выстраивает цели, содержит способы достижения этих целей. Ценности являются частью сознания как отдельного человека, так и общественного сознания, частью культуры. Ценности - это идеи, идеалы, цели, к которым стремится человек.
Существуют общепринятые ценности: универсальные (любовь, престиж, уважение, безопасность, знание, деньги, вещи, национальность, свобода,
здоровье); внутригрупповые (политические, религиозные); индивидуальные (личностные). Ценности объединяются в системы, представляя собой определенную иерархическую структуру, которая меняется с возрастом и обстоятельствами жизни. Одновременно в сознании человека существует не более дюжины ценностей, которыми он может руководствоваться.
Ценности - это социальное понятие, природный объект которого приобретает социальное значение и является или может являться объектом деятельности. Нельзя противопоставлять ценности и поведение (поведение отражает ценности и само составляет ценность). Функции ценностей разнообразны. Они
- являются ориентиром жизни человека;
- необходимы для поддержания социального порядка, выступают как механизм социального контроля;
- воплощаются в поведении и участвуют в нормообразовании.
Классификация ценностей по Г. Оллпорту:
1. Теоретические.
2. Социальные.
3. Политические.
-10-
4. Религиозные.
5. Эстетические.
6. Экономические.
Ценность М. Рокич определяет как «устойчивое убеждение в том, что определенный способ поведения или конечная цель существования предпочтительнее с личной или социальной точки зрения, чем противоположный или обратный им способ поведения, либо конечная цель существования». Человеческие ценности характеризуются следующими основными признаками:
1. Общее число ценностей, являющихся достоянием человека, сравнительно невелико.
2. Все люди обладают одними и теми же ценностями, хотя и в разной степени.
3. Ценности организованы в системы.
4. Истоки человеческих ценностей прослеживаются в культуре, обществе и его институтах и личности.
5. Влияние ценностей прослеживается практически во всех социальных феноменах, заслуживающих изучения.
М. Рокич различает два класса ценностей: терминальные и инструментальные. Терминальные ценности он определяет как убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования с личной и общественной точек зрения заслуживает того, чтобы к ней стремиться; инструментальные ценности - как убеждения в том, что определенный образ действий (например, честность, рационализм) с личной и общественной точек зрения является предпочтительным в любых ситуациях. Для диагностики индивидуальных иерархий ценностей М. Рокич разработал ставший весьма
-11-
популярным метод прямого ранжирования ценностей, сгруппированных в два списка - терминальных и инструментальных ценностей.
Есть конфликтующие ценности. Конфликт ценностей может быть источником развития. Известный метод их исследования основан на выделении двух категорий духовных ценностей:
1. Базовые, терминальные, стабильные (ценности-цели; например равенство).
2. Инструментальные, т. е. ценности-средства (свойства личности, способности), которые помогают или мешают достижению цели; например выдержка, твердая воля, честность, образованность, работоспособность, аккуратность.
Можно также разделить ценности на актуальные, наличные и возможные. Образ жизни - решающий фактор формирования системы ценностных ориентации.
2. Понятие «направленность личности».
В изучении направленности личности в отечественной психологии сложились различные научные школы и направления: теория установки (Д.Н. Узнадзе), отношений личности (В.Л. Мясищев, Б.Ф. Ломов), теория значимости (Л.Ф. Добрынин), потребностей и мотивов (С.Л. Рубинштейн, А.Л. Леонтьев.Л.И. Божович, Ю. М. Орлов). Все указанные теории в той или иной степени связаны между собой.
Впервые в отечественной психологии понятие направленности личности ввел С.Л. Рубинштейн, который определил ее через установки и тенденции, потребности, интересы и мотивы. Он рассматривает направленность личности как совокупность различных тенденций, в основе которых лежат потребности, мотивы деятельности: «Проблема направленности - это прежде всего вопрос о динамических тенденциях, которые в качестве мотивов определяют
-12-
человеческую деятельность, сами в свою очередь определяясь ее целями и задачами».В связи с этим необходимо подчеркнуть весьма важную мысль автора о том, что с изменением общественного строя изменяется и содержание мотивов, лежащих в основе направленности личности.
А.Н. Леонтьев выделяет два понятия - «значение» и «личностный смысл»: «сознаваемое объективное значение и значение его для субъекта». Одно и то же значение имеет различный смысл в зависимости от мотивов-стимулов. А.Н. Леонтьев говорит о том, что «одни мотивы, побуждая деятельность, вместе с тем придают ей личностный смысл: мы будем называть их смыслообразующими мотивами. Другие, сосуществующие с ним, выполняя роль побудительных факторов (положительных или отрицательных) - порой остроэмоциональных, аффективных - лишены смыслообразующей функции: мы будем условно называть такие мотивы мотивами-стимулами».
Данное положение А.Н. Леонтьева вызывает определенные возражения. Мотив материального вознаграждения имеет как личный, так и глубоко общественный смысл, т. к. в нем находит отражение единство моральных и материальных стимулов. В нем выражено отношение человека к результатам своей деятельности, которое является для личности, в той или иной степени, социально-значимым, когда человек воспринимает материальное вознаграждение, переживая при этом моральное удовлетворение от хорошо выполненной работы, от сознания того, что его труд приносит пользу людям, обществу.
В этой связи необходимо также остановиться на рассмотрении внутренних и внешних мотивов, о которых говорится в работах А.Н. Леонтьева, А.К. Марковой и других исследователей.
Их классификация не является достаточно теоретически обоснованной. Потребностно-мотивационная сфера личности формируется во взаимодействии внешних и внутренних факторов, следовательно, можно утверждать, что
-13-
мотивы могут быть только внутренними, тем более, что сам термин «мотив» определяется как внутреннее побуждение, а не внешнее. Внешним является стимул, который для одного человека может стать мотивом (т. е. внутренним побуждением), для другого - нет.
Вместе с тем необходимо отметить, что своих работах А.К. Маркова несколько уточняет свою позицию: «При анализе соотношения внешних и внутренних мотивов важно иметь в виду еще один нюанс. Мотив социального одобрения».
Проблема значимости в отечественной психологии получила наибольшее отражение в исследованиях Н.Ф. Добрынина. Эта проблема разрабатывалась им в связи с изучением особенностей внимания. «Внимание - это направленность
психики (сознания) на определенные объекты, имеющие устойчивую или ситуативную значимость, сосредоточение психики (сознания), предполагающее повышенный уровень сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности». Н.Ф. Добрынин подчеркивает, что главной функцией внимания является отбор значимых для личности воздействии, соответствующих потребности личности в данном виде деятельности. В основу значимости Н.Ф. Добрынин кладет потребности и интересы, убеждения и мировоззрение: «Как потребности, так и интересы определяют значимость для личности ее намерений и ее деятельности, тем большая значимость, чем сильнее интересы... Но особое и самое важное значение для личности - ее убеждения. Это та огромная сила, которая придает всей деятельности личности особую значимость и ясную направленность».
В своих работах Н.Ф. Добрынин подчеркивает мысль о том, что «значимость тесно связана с отношениями личности». Эту же мысль высказывает и В.С. Мерлин: «С отношениями личности тесно связано и понятие значимости, введенное впервые Н.Ф. Добрыниным значительно раньше новейших исследований А.Н. Леонтьева и его сотрудников. Н.Ф.
-14-
Добрынин при помощи этого понятия показал личностный источник избирательного характера каждого психического процесса и всей деятельности человека. Мотивы и отношения личности потому и определяют направление деятельности, что из бесконечного разнообразия внешних раздражителей они придают различным из них разную степень значимости».
Понятие «отношения личности» было введено в отечественной психологии В.Н. Мясищевым, который определяет его как «симпатии и антипатии, интересы и потребности, оценки и идеалы». В.Н. Мясищев выделяет три уровня развития этих отношений: «низший, средний и высший. На низшем уровне отношения характеризуются примитивностью, ситуативной обусловленностью; на среднем - преобладанием конкретно-личных проявлений,
симпатий и антипатий, непосредственного утилитарного интереса и расчета; на высшем уровне - преобладанием идейных отношений - убеждений, сознания долга, общественно-коллективистических мотивов».
Рассматривая различные научные направления в изучении структуры личности и ее направленности, необходимо остановиться на анализе некоторых исследований такого психического явления, как установка. В отечественной психологии теория установки в основном была разработана Д.Н. Узнадзе и его учениками. В своих работах Д.Н. Узнадзе указывает, что установка является целостным динамическим состоянием субъекта, состоянием готовности к определенной активности, состоянием, которое обусловливается двумя факторами: потребностью субъекта и соответствующей субъективной ситуацией. Среди установок выделяются: первичная (нефиксированная), ситуативная и вторичная (фиксированная) установка.
Большое значение в правильности понимания теории установки имеет проблема взаимоотношений установки и сознания. В этом плане Ф.В. Бассин выделяет несколько точек зрения. Так Ш.А. Надирашвили и его последователи считают, что наряду с установками неосознаваемыми есть установки
-15-
осознаваемые («социальные»); А.Е. Шерозия, в свою очередь, подчеркивает мысль о том, что, когда мы говорим об установке как о принципиально бессознательно-психическом, мы должны иметь в виду первичную (нефиксированную), но не вторичную (фиксированную) установку.
Эта точка зрения подтверждается и последними исследованиями Д.Н. Узнадзе. Ф.В. Бассин пишет о том, что Д.Н. Узнадзе обращает внимание на волевой акт, как фактор, вызывающий актуализацию установки, ее реализацию в деятельности. Следовательно, если установка находится в зависимости от воли, то она еще до актуализации становится объектом познания.
В.С. Мерлин рассматривает установку во взаимосвязи с мотивами и отношениями личности. Установка «позволяет понять один из тех психологических механизмов, благодаря которому мотив, действуя в определенной повторяющейся ситуации, создает отношения личности. В фиксированной установке проявляется одно из основных качеств отношения личности, придающее ему психологическое своеобразие, отличающее его от характеристики отношения только по содержанию мотивов и объекту, на который оно направлено».
Проблема отношений и мотивов личности исследуется и в работах Л.И. Божович. Л.И. Божович и другие представители этого научного направления (Т.Е. Конникова, В.Э. Чудновский) выделяют три основные вида отношений: отношение к себе; к окружающим людям, к коллективу и обществу; отношение к делу. Этим трем основным видам отношений соответствуют три вида направленности, определяемой тремя группами мотивов: коллективистическими, личными, деловыми. Такую же классификацию мотивов предлагают американские исследователи А. Зигель и Дж. Вольф. В этой классификации личные мотивы нередко рассматриваются как отрицательные, эгоцентрические (А. Зигель, Дж. Вольф); индивидуалистические, эгоистические, направленные на достижение
-16-
собственной выгоды, стремление к самоутверждению (Т.Е. КонниковаЛ, И. Божович, В.Э. Чудновский и др.). А. Зигель и Дж. Вольф отмечают: «Высшая степень индивидуальной или личной направленности означает, что отдельный член экипажа эгоцентричен и функционирует наилучшим образом в том случае, когда велико ожидаемое им личное вознаграждение... Эффективная деятельность индивидуума с личной направленностью будет наивысшей, когда работа отвечает его эгоцентрическим потребностям.
Ю.М. Орлов выделяет потребность в престиже, проявляющуюся в самоутверждении личности в процессе общения с другими людьми: «Общение может повышать наш престиж или стремление к самоутверждению». Он пишет, что, «когда человек вступает в общение, надеется выразить свои положительные личные качества через признание, восхищение, положительные оценки со стороны другого человека, первый удовлетворяет потребность в престиже». Рассматривая эту потребность, Ю.М. Орлов указывает на то, что она может быть «гипертрофирована.., привести к потере друзей или к полному одиночеству», если человек сосредоточится только на своем ожидании восхищения им другими людьми.
Анализ литературных источников говорит о том, что направленность взаимосвязана с устойчивостью личности, о которой, в частности, пишет Л.И. Божович: «С возрастом растет также устойчивость возникшей мотивационной структуры, что увеличивает роль доминирующих мотивов»
В.Э. Чудновский говорит об устойчивости как «о способности сохранять в различных условиях свои личностные позиции, обладать определенным иммунитетом по отношению к воздействиям, чуждым его личным установкам, взглядам, убеждениям... устойчивость личности следует понимать как нравственную устойчивость». В.Э. Чудновский считает, что коллективистическая направленность создает наиболее благоприятные условия
-17-
для формирования личности, способной сохранять в различных условиях, ситуациях свои личностные позиции.
Б.И. Додонов в структуре личности выделяет эмоциональную направленность. Он считает, что эмоции выполняют основную функцию в характеристике личности и выделяет следующие типы направленности: альтруистический, коммуникативный, глорический, праксический, пугнический, романтический, гностический, эстетический, гедонический, акизитивный. В исследованиях зарубежных психологов из всех видов направленности более широко исследуется альтруистическая направленность личности, имеющая своим содержанием общественные побуждения человека. Альтруистическая направленность рассматривается как проявление помощи другому человеку, при котором главным побуждением является положительный результат, благотворные последствия для другого. При этом подчеркивается, что акт помощи не может считаться альтруистическим, если совершающий его человек преследует в первую очередь личную выгоду. В значительной степени этой концепции соответствует типология направленности, предложенная Б.С. Братусем, в виде четырех уровней направленности личности:
- первый уровень - эгоцентрический, определяемый преимущественным стремлением лишь к собственному удобству, выгоде, престижу;
- второй уровень - группоцентрический, определяемый стремлением идентифицировать себя с какой-либо группой, когда отношение его к другим людям зависит от того, входят ли эти другие в его группу или нет;
- третий уровень - просоциальный или гуманистический, определяемый устремленностью человека на создание таких результатов, которые принесут равное благо другим людям, обществу, человечеству в целом;
- четвертый уровень - духовный или эсхатологический, определяемый духовным миром человека, его связью с богом.
-18-
Н.И. Рейнвальд считает тип направленности личности «доминирующей мотивацией, определяющей избираемые человеком жизненные цели, ценностные ориентации и способы самоутверждения». Автор выделяет следующие типы направленности личности: тип созидания - включение индивида в систему общественных отношений; тип потребителя - потребление духовных, и, в особенности, материальных благ; тип разрушителя - во имя корыстных интересов готов разрушать любые ценности, созданные другими.
К.К. Платонов определяет направленность личности как один из компонентов структуры личности, который включает в себя несколько связанных иерархией форм: влечение, желание, интерес, мировоззрение, убеждения. Далее К.К. Платонов подчеркивает весьма важную мысль о том, что
«в направленности личности в целом надо различать ее уровень, широту, интенсивность, устойчивость и действенность».
Б.А. Сосновский в свою очередь полагает, что «Подструктура направленности является своеобразным «стержнем» всего психологического облика субъекта, связывающим воедино, в целостную структуру все другие психологические свойства и проявления человека, во многом детерминирующим собственно содержательную сторону психики. Здесь задается основа отношений человека с миром, направления ориентировки и поведения, система ценностей и позиций, мировоззрение в целом. В проблеме направленности личности Б.А. Сосновский подчеркивает необходимость комплексного подхода к ее изучению: «... комплексный, систематизирующий, своего рода пронизывающий характер направленности человека недостаточно отражен и подчеркнут в теоретических схемах психологии».
А.Г. Асмолов, определяя содержание направленности личности, пишет о том, что «... направленность представляет собой емкую описательную характеристику структуры личности. Для того же, чтобы ее раскрыть, необходимо перейти от принципа анализа структуры личности по элементам к
-19-
принципу анализа по единицам и вычленить требования к единицам анализа структуры личности». Автор выделяет следующие требования к единице анализа структуры личности: динамичность; наполненность предметным содержанием; уровень отражения того или иного содержания; раскрытие происхождения, содержания детерминации образования структуры личности; учет типа структурных связей, прежде всего иерархических взаимосвязей организации личности; объяснение развития и саморазвития личности, ее внутриличностной динамики; необходимость отражения внутреннего единства личности; в единице должны содержаться в виде противоположностей свойства целого; единица должна быть операционализируема; она должна содержать свойства целого.
В работах Б.М. Теплова направленность личности рассматривается как значимая характеристика психологии личности, которая обнаруживает себя в склонностях личности к определенной деятельности.
Н.А. Менчинская наряду с другими компонентами направленности личности выделяет ее мировоззрение: «Вся сложность и своеобразие понятия «мировоззрение» заключается в том, что оно одновременно связано с различными сторонами и «подструктурами» личности, со знаниями и умениями их применять к решению различных задач, с которыми человек сталкивается в своей жизни (т. е. интеллектуальной стороной личности), с направленностью личности - ее отношениями, мотивами, оценками, идеалами. При этом степень готовности собственного мировоззрения зависит от направленности личности, ее моральных качеств. В тоже время мировоззрение само определяет направленность жизненных планов, формирование моральных качеств».
В.Д. Шадриков полагает, что направленность личности обладает свойствами структурности, для компонентов которой характерна внутренняя близость и наличие подструктур, имеющих основной вид формирования и иерархическую зависимость в ряду других подструктур. Процесс
-20-
формирования направленности личности зависит в определяющей степени от состояния микро- и макросоциумов, в которых протекает деятельность личности.
Для более полного и глубокого изучения направленности личности, ее структуры необходимо изучение иерархии мотивов; выявление ведущих и второстепенных мотивов: во-первых, положение каждого мотива в своей группе; во-вторых, положение как отдельного мотива так и целой группы (коллективистических, личных и лично-престижных мотивов) в общем иерархическом, ранжированном ряду, т. е. доминирующее значение каждого мотива будет зависеть не только от его положения среди других ведущих мотивов, но и от положения, которое занимает данная группа в общей системе.
Проблема общей направленности тесно связана с проблемой профессиональной направленности личности.
Ряд авторов профессиональную направленность рассматривают как один из видов общей направленности, в структуру которой входят три основных компонента: практический (поведенческий), эмоциональный (аффективный) и когнитивный (познавательный, оценочный). Б.Ф. Ломов отмечает неравномерность этих компонентов направленности. Одни исследователи считают эмоциональный компонент ведущим, преобладающим в структуре направленности, другие исследователи считают главным когнитивный компонент.
П.А. Просецкий рассматривает профессиональную направленность в связи с изучением развития общей структуры коллектива, которая включает в себя следующие подструктуры:
- общественную и профессиональную направленность;
- эффективность коллективной деятельности (опыт);
- морально-психологическое благополучие личности в коллективе (самооценка); структура профессионально-направленного коллектива,
-21-
имеющего такие компоненты, как социальная и профессиональная направленность коллектива, официальные взаимоотношения (организационно-деловая подструктура), неофициальные взаимоотношения членов коллектива (подструктура психологического климата);
- эффективность коллективных видов деятельности;
- межколлективные связи студенческой группы;
- морально-психологическое благополучие личности в коллективе.
Выводы по жизненным смыслам, ценностным ориентациям и направленности личности:
1. Смысл жизни выступает как жизненный ориентир и не является целью жизни. В качестве ориентира он дает возможность человеку определить свое место в жизни, разобраться в ней и самом себе, определить направление своего движения в дальнейшем, а также направляет на достижение какой-либо цели. В психической деятельности человека смысл выполняет ориентировочную функцию и может выступать в качестве жизненного ориентира.
2. Ценности составляют единую систему, которая регулирует поведение людей в обществе. Ценностно-нормативная система является ориентиром при выборе способа действий, проверяет и отбирает идеалы, выстраивает цели, содержит способы достижения этих целей. Ценности являются частью сознания как отдельного человека, так и общественного сознания, частью культуры. Ценности - это идеи, идеалы, цели, к которым стремится человек.
3. Направленность личности как совокупность различных тенденций, в основе которых лежат потребности, мотивы деятельности. Проблема направленности - это прежде всего вопрос о динамических тенденциях, которые в качестве мотивов определяют человеческую деятельность, сами в свою очередь определяясь ее целями и задачами.
-22-
3. Программа исследования.
Эмпирическое исследование ставило своей целью выявить особенности ценностных ориентаций, жизненных смыслов личностной направленности группы испытуемых. Эта цель определила постановку и решение следующих задач:
1. Выявить ценностные ориентации у группы испытуемых.
2. Исследовать жизненные смыслы респондентов этой группы.
3.Выявить наиболее эффективные диагностики.
В исследовании, которое проводилось в апреле 2015 года, приняли участие учащиеся МБОУ «СОШ №14» города Сергиева Посада Московской области. Возраст испытуемых – 13-16 лет. Всего в исследовании принял участие 21 человек. Выбор психодиагностического инструментария осуществлялся в соответствии с поставленными задачами исследования и требованиями валидности, надежности, стандартизации и адаптации используемых методик. Для исследования использовались следующие методики:
- методика «Ценностные ориентации» (М. Рокич),
- методика выявления направленности личности (В. Смекал, М. Кучера),
-методика «Определение направленности личности» (ориентационная анкета Б.Басса),
- опросник измерения потребности в достижениях (Ю.М. Орлова),
- диагностика осмысленности жизненных целей Д.А.Леонтьева,
- методика исследования системы жизненных смыслов (В.Ю. Котлякова).
-23-
III.Анализ результатов исследования.
1.Методика «ценностные ориентации» (М. Рокич)
Тест личности, направленный на изучение ценностно-мотивационной сферы человека. Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самому, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции и "философии жизни".
Разработанная М. Рокичем методика основана на прямом ранжировании списка ценностей. М. Рокич различает два класса ценностей:
1.Терминальные - убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться. Стимульный материал представлен набором из 18 ценностей.
-24-
2. Инструментальные - убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации. Стимульный материал также представлен набором из 18 ценностей.
Это деление соответствует традиционному делению на ценности - цели и ценности-средства.
При анализе полученных ранжировок ценностей, следует обратить внимание на их группировку испытуемым в содержательные блоки по разным
основаниям. Так, например, можно выделить "конкретные" и "абстрактные" ценности, ценности профессиональной самореализации личной жизни и т.д. Инструментальные ценности могут группироваться в этические ценности, ценности общения, ценности дела; индивидуалистические и конформистские ценности, альтруистические ценности; ценности самоутверждения и ценности принятия других и т.д.
Нужно попытаться уловить индивидуальную закономерность. Если не удается выявить ни одной закономерности, можно предположить
-25-
несформированность у респондента системы ценностей или неискренность ответов в ходе обследования.
Достоинством методики является универсальность, удобство и экономичность в проведении обследования и обработке результатов, гибкость - возможность варьировать как стимульный материал (списки ценностей), так и инструкции.
Существенным ее недостатком является влияние социальной желательности, возможность неискренности. Поэтому особую роль в данном случае играет мотивация диагностики, добровольный характер тестирования и наличие контакта между тестирующим и испытуемым. Применение методики в целях отбора, экспертизы должно быть весьма осторожным.
Инструкция для тестирующего.
Особенности проведения процедуры тестирования:
Респонденту предъявляются два списка ценностей (по 18 в каждом), либо на листах бумаги в алфавитном порядке, либо на карточках. В списках
испытуемый присваивает каждой ценности ранговый номер, а карточки раскладывает по порядку значимости. Последняя форма подачи материала дает более надежные результаты. Вначале предъявляется набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей.
Список А (терминальные ценности)
1)активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни);
2) жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом);
3) здоровье (физическое и психическое);
4) интересная работа;
5) красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве);
-26-
6) любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком);
7) материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений);
8) наличие хороших и верных друзей;
9) общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе);
10) познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие);
11) продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей);
12) развитие (работа над собой, постоянное совершенствование);
13) развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей);
14) свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках);
15) счастливая семейная жизнь;
16) счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других
людей, всего народа, человечества в целом);
17) творчество (возможность творческой деятельности);
18) уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений).
Список Б (инструментальные ценности):
1) аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах;
2) воспитанность (хорошие манеры);
3) высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания);
4) жизнерадостность (чувство юмора);
5) исполнительность (дисциплинированность);
6) независимость (способность действовать самостоятельно, решительно);
-27-
7) непримиримость к недостаткам в себе и других;
8) образованность (широта знаний, высокая общая культура);
9) ответственность (чувство долга, умение держать слово);
10) рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения);
11) самоконтроль (сдержанность, самодисциплина);
12) смелость в отстаивании своего мнения, взглядов;
13) твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями);
14) терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения);
15) широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки);
16) честность (правдивость, искренность);
17) эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе);
18) чуткость (заботливость).
Для преодоления социальной желательности и более глубокого проникновения в систему ценностных ориентаций испытуемого возможны изменения инструкций, которые дают дополнительную диагностическую информацию и позволяют сделать более обоснованные выводы.
Так, после основной серии можно попросить испытуемого ранжировать карточки, отвечая на следующие вопросы:
1. "В каком порядке и в какой степени (в процентах) реализованы данные ценности в Вашей жизни?"
2. "Как бы Вы расположили эти ценности, если бы стали таким, каким мечтали?"
3. "Как, на Ваш взгляд, это сделал бы человек, совершенный всех отношениях?"
-28-
4. "Как сделало бы это, по Вашему мнению, большинство людей?"
5. "Как это сделали бы Вы 5 или 10 лет назад?"
6. "Как это сделали бы Вы через 5 или 10 лет?"
7. "Как ранжировали бы карточки близкие Вам люди?"
Обследование лучше проводить индивидуально, но возможно и групповое тестирование.
Инструкция для тестируемого:
Сейчас Вам будет предъявлен набор из 18 карточек с обозначением ценностей. Ваша задача - разложить их по порядку значимости для Вас как принципов, которыми Вы руководствуетесь в Вашей жизни.
Каждая ценность написана на отдельной карточке. Внимательно изучите карточки и, выбрав ту, которая для Вас наиболее значима, поместите ее на первое место. Затем выберите вторую по значимости ценность и поместите ее вслед за первой. Затем проделайте то же со всеми оставшимися карточками. Наименее важная останется последней и займет 18 место.
Разработайте не спеша, вдумчиво. Если в процессе работы Вы измените свое мнение, то можете исправить свои ответы, поменяв карточки местами. Конечный результат должен отражать Вашу истинную позицию.
Результаты исследования группы учащихся (21 человек)
В целом по выборке результаты выглядят следующим образом:
Среди терминальных ценностей исследуемой группы наиболее значимыми оказались счастливая семейная жизнь, здоровье, наличие хороших и верных друзей, материально обеспеченная жизнь и продуктивная жизнь.
Наименее значимыми – творчество, красота природы и искусства, счастье других.
В таблице 1 приведены приоритеты определенные в группе испытуемых учащихся.
-29-
Таблица 1 - Распределение ценностных ориентаций группы испытуемых (терминальные ценности) по приоритетам.
Терминальные ценности | Приоритеты | |
1 | активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни) | 10 |
2 | жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом) | 13 |
3 | здоровье (физическое и психическое) | 2-3 |
4 | интересная работа | 7 |
5 | красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве) | 17 |
6 | любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком) | 9 |
7 | материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений) | 4 |
8 | наличие хороших и верных друзей | 2-3 |
9 | общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе) | 12 |
10 | познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие) | 14 |
11 | продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей) | 5 |
12 | развитие (работа над собой, постоянное совершенствование) | 11 |
13 | времяпрепровождение, отсутствие обязанностей развлечения (приятное, необременительное); | 15 |
14 | свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках) | 8 |
15 | счастливая семейная жизнь | 1 |
16 | счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, | 18 |
17 | творчество (возможность творческой деятельности) | 16 |
18 | уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений) | 6 |
На диаграмме 1 можно увидеть различия в ценностях исследуемых в группе в рангах.
Иерархия значимости инструментальных ценностей по выборке приведена в таблице 2 в приоритетах.
Таблица 2 - Распределение ценностных ориентаций испытуемых (инструментальные ценности) в приоритетах.
Инструментальные ценности | Приоритеты | |
1 | аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах | 9 |
2 | воспитанность (хорошие манеры) | 2 |
3 | высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания) | 17 |
4 | жизнерадостность (чувство юмора) | 8 |
5 | исполнительность (дисциплинированность) | 12 |
6 | независимость (способность действовать самостоятельно, решительно) | 7 |
7 | непримиримость к недостаткам в себе и других | 18 |
8 | образованность (широта знаний, высокая общая культура) | 5 |
9 | ответственность (чувство долга, умение держать слово) | 3 |
10 | рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения) | 10 |
11 | самоконтроль (сдержанность, самодисциплина) | 11 |
12 | смелость в отстаивании своего мнения, взглядов | 6 |
13 | твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями) | 4 |
14 | терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения) | 13 |
15 | широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки) | 14 |
16 | честность (правдивость, искренность) | 1 |
17 | эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе) | 15 |
18 | чуткость (заботливость) | 16 |
-32-
Из приведенных данных видно, что среди инструментальных ценностей для группы испытуемых наиболее значимыми являются честность, ответственность и воспитанность, а наименее значимыми – чуткость, высокие запросы и непримиримость к недостаткам в себе и других.
На диаграмме 2 наглядно видно соотношение инструментальных ценностей в группе испытуемых.
2. Методика выявления направленности личности (В.Смекал, М.Кучера).
Цель методики: выявление вида направленности личности.
Необходимый материал: опросник, включающий в себя 30 вопросов с тремя предлагаемыми альтернативами ответов.
Ход выполнения задания: испытуемый просматривает опросник, включающий в себя три альтернативных ответа по каждому вопросу,
-33-
обозначенных буквами А, Б, В, выбирает один из них и обводит соответствующую букву кружком.
Обработка выполненного задания: подсчитывается количество ответов с одинаковыми буквенными обозначениями и определяется преобладающий вид направленности:
- А - обозначает направленность на собственную личность;
- В - обозначает направленность на общение с другими людьми;
- С - обозначает направленность на деловую активность.
Опросник
1. Больше всего удовлетворение в жизни дает:
a. оценка работы;
b. сознание того, что работа выполнена хорошо;
c. сознание, что находитесь среди друзей.
2. Если бы я играл в футбол, то хотел бы быть:
a. тренером, который разрабатывает тактику игры;
b. известным игроком;
c. выбранные капитаном команды.
3. Лучшими преподавателями являются те, которые:
a. имеют индивидуальный подход;
b. увлечены своим предметом и вызывают интерес к нему;
c. создают коллективную атмосферу, в которой никто не боится высказывать свою точку зрения.
4. Учащиеся оценивают как самых плохих таких преподавателей, которые:
a. не скрывают, что некоторые люди им не симпатичны;
b. вызывают у всех дух соперничества;
c. производят впечатление, что предмет, который они преподают, их не интересует.
5. Я рад, что мои друзья:
a. помогают другим, когда для этого представляется случай;
b. всегда верны и надежны;
c. интеллигентны и у них широкие интересы.
6. Лучшими друзьями считаю тех:
-34-
a. с которыми хорошо складываются взаимные отношения.
b. которые могут больше, чем я.
c. на которых можно надеяться.
7. Я хотел бы стать известным, как те:
a. кто добился жизненного успеха.
b. может сильно любить.
c. отличается дружелюбием и доброжелательностью.
8. Если бы я мог выбирать, я хотел бы быть:
a. научным работником.
b. начальником отдела.
c. опытным летчиком.
9. Когда я был ребенком, я любил:
a. игры с друзьями.
b. успехи в делах.
c. когда меня хвалили.
10. Больше всего мне не нравится, когда я:
a. встречаю препятствия при выполнении возложенной на меня задачи.
b. когда в коллектив ухудшаются товарищеские отношения.
c. когда меня критикует мой начальник.
11. Основная роль школ должна бы заключаться в:
a. подготовке учеников к работе по специальности.
b. развитии индивидуальных способностей и самостоятельности.
c. воспитании в учениках качеств, благодаря которым они могли бы уживаться с людьми.
12. Мне не нравятся коллективы, в которых:
a. недемократическая система.
b. человек теряет индивидуальность в общей массе.
c. невозможно проявление собственной инициативы.
13. Если бы у меня было больше свободного времени, я бы использовал его:
a. для общения с друзьями.
b. для любимых дел и самообразования.
c. для обеспечения отдыха.
14. Мне кажется, что я способен на максимальное, когда:
a. работаю с симпатичными людьми.
b. у меня работа, которая меня удовлетворяет.
-35-
c. мои усилия достаточно вознаграждены.
15. Я люблю, когда:
a. другие ценят меня.
b. чувствую удовлетворение от выполненной работы.
c. приятно провожу время с друзьями.
16. Если бы обо мне писали в газетах, мне хотелось бы, чтобы:
a. отметили дело, которое я выполнил.
b. похвалили меня за мою работу.
c. сообщили о том, что меня выбрали в комитет или бюро.
17. Лучше всего я учился бы, когда преподаватель:
a. имел ко мне индивидуальный подход.
b. стимулировал меня на более интенсивный труд.
c. вызвал дискуссию по разбираемым вопросам.
18. Нет ничего хуже, чем:
a. оскорбление личного достоинства.
b. неуспех при выполнении важной задачи.
c. потеря друзей.
19. Больше всего я ценю:
a. личный успех.
b. общую работу.
c. практические результаты.
20. Очень мало людей:
a. действительно радуются выполненной работе.
b. с удовольствием работают в коллективе.
c. выполняют работу по-настоящему хорошо.
21. Я не переношу:
a. ссоры и споры.
b. отметание всего нового,
c. людей, ставящих себя выше других.
22. Я хотел бы:
a. вызывать восхищение других.
b. чтобы окружающие считали меня своим другом.
c. помогать другим в общем деле.
23. Я люблю начальство, когда оно:
-36-
a. пользуется авторитетом.
b. доступно.
c. требовательно.
24. На работе я хотел бы:
a. чтобы решения принимались коллективно,
b. чтобы начальник признал мои достоинства.
c. самостоятельно работать над решением проблем.
25. Я хотел бы прочитать книгу:
a. типа «Сделай сам».
b. о жизни известного человека.
c. об искусстве хорошо уживаться с людьми.
26. Если бы у меня были музыкальные способности, я хотел бы быть:
a. солистом.
b. композитором.
c. дирижером.
27. Свободное время с наибольшим удовольствием провожу:
a. смотря детективные фильмы.
b. занимаясь своим увлечением (хобби).
c. в развлечениях с друзьями.
28. При условии одинакового финансового успеха я бы с удовольствием:
a. организовал бы конкурс и руководил им.
b. выиграл бы в конкурсе.
c. выдумал интересный конкурс.
29. Для меня важнее всего знать:
a. что я хочу сделать.
b. как достичь цели.
c. как привлечь других к достижению моей цели.
30. Человек должен вести себя так, чтобы:
a. выполнить прежде всего свою задачу.
b. другие были довольны им.
c. не нужно было его укорять за работу.
Результаты проведенного по данной методике исследования приведены на диаграмме 3.
-37-
Диаграмма 3 – Направленность личности.
На диаграмме вино, что для исследуемой группы подростков, согласно этой методике, доминирующей направленностью является направленность на общение с другими людьми, что имеет место тогда, когда поступки человека определяются стремлением поддерживать хорошие отношения с товарищами по работе. Такой человек проявляется интерес к совместной деятельности.
3.Методика «Определение направленности личности» (Ориентационная анкета Б.Басса).
Для определения личностной направленности в настоящее время так же используется и ориентационная анкета, впервые опубликованная Б. Бассом в 1967 г.
Анкета состоит из 27 пунктов-суждений, по каждому из которых возможны три варианта ответов, соответствующие трем видам направленности личности. Респондент должен выбрать один ответ, который в наибольшей степени выражает его мнение или соответствует реальности, и еще один,
-38-
который, наоборот, наиболее далек от его мнения или же наименее соответствует реальности.
Ответ «наиболее» получает 2 балла, «наименее» — 0, оставшийся невыбранным — 1 балл. Баллы, набранные по всем 27 пунктам, суммируются для каждого вида направленности отдельно.
С помощью методики выявляются следующие направленности:
1. Направленность на себя («Я») — ориентация на прямое вознаграждение и удовлетворение безотносительно работы и сотрудников, агрессивность в достижении статуса, властность, склонность к соперничеству, раздражительность, тревожность, интровертированность.
2. Направленность на общение (О)— стремление при любых условиях поддерживать отношения с людьми, ориентация на совместную деятельность, но часто в ущерб выполнению конкретных заданий или оказанию искренней помощи людям, ориентация на социальное одобрение, зависимость от группы, потребность в привязанности и эмоциональных отношениях с людьми.
3. Направленность на дело (Д)— заинтересованность в решении деловых проблем, выполнение работы как можно лучше, ориентация на деловое сотрудничество, способность отстаивать в интересах дела собственное мнение, которое полезно для достижения общей цели.
Инструкция для тестируемых.
Опросный лист состоит из 27 пунктов. По каждому из них возможны три варианта ответов: А, Б, В.
1. Из ответов на каждый из пунктов выберите тот, который лучше всего выражает вашу точку зрения по данному вопросу. Возможно, что какие-то из вариантов ответов покажутся вам равноценными. Тем не менее мы просим вас отобрать из них только один, а именно тот, который в наибольшей степени
-39-
отвечает вашему мнению и более всего ценен для вас.
Букву, которой обозначен ответ (А, Б, В), напишите на листе для записи ответов рядом с номером соответствующего пункта (1—27) под рубрикой «больше всего».
2. Затем из ответов на каждый из пунктов выберите тот, который дальше всего отстоит от вашей точки зрения, наименее для вас ценен. Букву, которой обозначен ответ, вновь напишите на листе для записи ответов рядом с номером соответствующего пункта, в столбце под рубрикой «меньше всего».
3. Таким образом, для ответа на каждый из вопросов вы используете две буквы, которые и запишите в соответствующие столбцы. Остальные ответы нигде не записываются.
Старайтесь быть максимально правдивым. Среди вариантов ответа нет «хороших» или «плохих», поэтому не старайтесь угадать, какой из ответов является «правильным» или «лучшим» для вас.
Время от времени контролируйте себя, правильно ли вы записываете ответы, рядом с теми ли пунктами. В случае если вы обнаружите ошибку, исправьте ее, но так, чтобы исправление было четко видно.
Вопросы теста |
1. Наибольшее удовлетворение я получаю от: |
2.Если бы я играл в футбол (волейбол, баскетбол), то я хотел бы быть: Б. известным игроком; |
3. По-моему, лучшим педагогом является тот, кто: |
4. Мне нравится, когда люди: |
5. Я хотел бы, чтобы мои друзья: |
6. Лучшими друзьями я считаю тех: Б. на кого всегда можно положиться; |
7. Больше всего я не люблю: |
8. По-моему, хуже всего, когда педагог: |
9. В детстве мне больше всего нравилось:
Б. ощущение выполненных дел; |
10. Я хотел бы быть похожим на тех, кто: |
11. В первую очередь школа должна: |
12. Если бы у меня было больше свободного времени, охотнее всего я использовал бы его: Б. для отдыха и развлечений; |
13. Наибольших успехов я добиваюсь, когда: |
14. Я люблю, когда: |
15. Если бы обо мне решили написать в газете, мне бы хотелось, чтобы: |
16. Лучше всего я учусь, если преподаватель: |
17. Для меня нет ничего хуже, чем: |
18. Больше всего я ценю: |
19. Я не люблю людей, которые: |
20. Приятно, когда: Б. имеешь много друзей; |
21. По-моему, в первую очередь руководитель должен быть: |
22. В свободное время я охотно прочитал бы книги: В. о последних достижениях науки и техники |
23. Если бы у меня были способности к музыке, я предпочел бы быть: |
24. Мне бы хотелось: Б. победить в конкурсе; |
25. Для меня важнее всего знать: Б. как достичь цели; |
26. Человек должен стремиться к тому, чтобы: |
27. Лучше всего я отдыхаю в свободное время: |
-43-
Ключ
№ | Я | О | Д | № | Я | О | Д |
1 | А | В | Б | 15 | Б | В | А |
2 | Б | В | А | 16 | А | В | Б |
3 | А | В | Б | 17 | А | В | Б |
4 | В | Б | А | 18 | А | Б | В |
5 | Б | А | В | 19 | А | Б | В |
6 | В | А | Б | 20 | В | Б | А |
7 | В | Б | А | 21 | Б | А | В |
8 | А | Б | В | 22 | Б | А | В |
9 | В | А | Б | 23 | В | А | Б |
10 | А | В | Б | 24 | Б | В | А |
11 | Б | А | В | 25 | А | В | Б |
12 | Б | А | В | 26 | В | А | Б |
13 | В | А | Б | 27 | Б | А | В |
14 | А | Б | В |
Результаты проведенного по данной методике исследования приведены на диаграмме 4.
Диаграмма 4 – Ориентационная анкета Б. Басса.
-44-
Как видно из приведенных выше диаграмм, различия между проведенными методиками ( В. Смекала и Б. Басса) не обнаружены только в позиции «направленность на собственную личность». Два других критерия дали прямо противоположные результаты, вследствие чего была проведена
4. Методика «Потребность в достижении цели. Шкала оценки потребности в достижении успеха» (Ю.М.Орлов)
Данная методика используется для измерения потребности в достижении цели, успеха и в целом достижений. Чем выше у человека самооценка, тем более он активен и нацелен на достижения. Потребность в достижении превращается в таком случае в личностное свойство, установку.
Шкала оценки потребности в достижении успеха доказала свою эффективность при подборе кадров, оценке мотивации труда, работе с резервами кадров, сопровождении резерва кадров на выдвижение, диагностике качеств, необходимых руководителю, в психологии спорта и других областях.
Мотивация достижения (успеха, цели) выражается в стремлении к улучшению результатов, настойчивости в достижении своих целей и оказывает влияние на всю человеческую жизнь.
Данный тест - опросник был разработан Орловым Ю.М. в 1978 году. Методика включает в себя 23 вопроса. Среднее время тестирования - 10-15 минут.
Инструкция.
Вам предлагается ряд утверждений. Если Вы согласны с высказыванием, то рядом с его номером напишите "да" или поставьте знак "+", если не согласны - "нет" ("-").
Ключ к тесту - опроснику Орлова.
ответы "Да" ("+") на вопросы: 2, 6, 7, 8, 14, 16, 18, 19, 21, 22, 23;
ответы "Нет" ("-") на вопросы: 1, 3, 4, 5, 9, 11, 12, 13, 15, 17, 20.
Обработка результатов.
За каждый ответ совпадающие с ключом ставится 1 балл, ответы суммируются.
-45-
Интерпретация и расшифровка методики Орлова.
0 - 6 баллов - низкая потребность в достижениях.
7 - 9 баллов - пониженная потребность в достижениях.
10 - 15 баллов - средняя потребность в достижениях.
16 - 18 баллов - повышенная потребность в достижениях.
19 - 23 баллов - высокая потребность в достижениях.
Стимульный материал.
1.Думаю, что успех в жизни, скорее, зависит от случая, чем от расчета.
2. Если я лишусь любимого занятия, жизнь для меня потеряет всякий смысл.
3. Для меня в любом деле важнее не его исполнение, а конечный результат.
4. Считаю, что люди больше страдают от неудач на работе, чем от плохих взаимоотношений с близкими.
5. По моему мнению, большинство людей живут далекими целями, а не близкими.
6. В жизни у меня было больше успехов, чем неудач.
7. Эмоциональные люди мне нравятся больше, чем деятельные.
8. Даже в обычной работе я стараюсь усовершенствовать некоторые ее элементы.
9. Поглощенный мыслями об успехе, я могу забыть о мерах предосторожности.
10. Мои близкие считают меня ленивым.
11. Думаю, что в моих неудачах повинны, скорее, обстоятельства, чем я сам.
12. Терпения во мне больше, чем способностей.
13. Мои родители слишком строго контролировали меня.
14. Лень, а не сомнение в успехе вынуждает меня часто отказываться от своих намерений.
15. Думаю, что я уверенный в себе человек.
-46-
16. Ради успеха я могу рискнуть, даже если шансы невелики.
17. Я усердный человек.
18. Когда все идет гладко, моя энергия усиливается.
19. Если бы я был журналистом, я писал бы, скорее, об оригинальных изобретениях людей, чем о происшествиях.
20. Мои близкие обычно не разделяют моих планов.
21. Уровень моих требований к жизни ниже, чем у моих товарищей. 22. Мне кажется, что настойчивости во мне больше, чем способностей.
23. Я мог бы достичь большего, освободившись от текущих дел.
Результаты диагностики по данному опроснику представлены на диаграмме 5.
Диаграмма 5- Потребность в достижении цели. Шкала оценки потребности в достижении успеха.
Как видно на диаграмме, в группе испытуемых преобладают лица со средним уровнем потребности в достижениях.
-47-
Лица с высоким уровнем потребности в достижениях отличаются следующими чертами:
- - настойчивостью в достижении своих целей
- - неудовлетворенностью достигнутым
- - постоянным стремлением сделать дело лучше, чем раньше
- - склонностью сильно увлекаться работой
- - стремлением в любом случае пережить удовольствие успеха
- - неспособностью плохо работать
- - потребностью изобретать новые приемы работы в исполнении самых обычных дел
- - отсутствием духа соперничества, желанием, чтобы и другие вместе с ними пережили успех и достижение результата
- - неудовлетворенностью легким успехом и неожиданной легкостью задачи
- - готовностью принять помощь и помогать другим при решении трудных задач, чтобы совместно испытать радость успеха.
К сожалению, в данной группе респондентов таких людей нет.
5. Диагностика осмысленности жизненных целей Д.А.Леонтьева. (Прикладная социальная психология. / Под редакцией А.Н.Суханова и А.А.Деркача.- М.-Воронеж, 1998, с 508-511)
С помощью этого теста исследуются представления о будущей жизни по таким характеристикам, как наличие или отсутствие целей в будущем, осмысленность жизненной перспективы, интерес к жизни, удовлетворенность жизнью, представления о себе как об активной и сильной личности, самостоятельно принимающей решения и контролирующей свою жизнь.
Стимульным материалом являются 20 шкал, на разных полюсах которых расположены противоположные по смыслу утверждения. Между ними –
- 48-
числовые значения, соответствующие различной степени выраженности каждого состояния от –3 до +3.
Инструкция по применению.
«Вам будут предложены пары противоположных утверждений. Ваша задача – выбрать одно из двух утверждений, которое, по вашему мнению, больше соответствует действительности, и отметить одну из цифр 1,2,3, в зависимости от того, насколько вы уверены в выборе (или 0, если оба утверждения, на ваш взгляд, одинаково верны)».
Обработка данных.
Подсчитывается суммарный балл по всем утверждениям, причем существенным является то, с какой определенностью испытуемый отвечал на поставленные вопросы. Степени 2 и 3 соответствуют сформированности представлений о жизни, а степени 0 и 1 говорят о том, что испытуемый нечетко
представляет себе разницу между названными полюсами. Таким образом, максимальный балл, который возможно набрать по этой методике – 60. Вывод о сформированности представлений о жизни можно сделать по следующей схеме:
Уровень | Высокий | Средний | Низкий |
Баллы | 40-60 | 20-39 | 0-19 |
Бланк к тесту осмысленности жизненных целей
Обычно мне очень скучно | 3210123 | Обычно я полон энергии | |
Жизнь кажется мне всегда волнующей и захватывающей | 3210123 | Жизнь кажется мне совершенно спокойной и рутинной | |
В жизни я не имею определенных целей и намерений. | 3210123 | В жизни я имею очень ясные цели и намерения. | |
Моя жизнь представляется мне крайне бессмысленной и бесцельной. | 3210123 | Моя жизнь представляется мне вполне осмысленной и целеустремленной. | |
Каждый день кажется мне всегда новым и непохожим на другие. | 3210123 | Каждый день кажется мне совершенно похожим на другие. | |
Когда я уйду на пенсию, я займусь интересными вещами, которыми всегда мечтал заняться. | 3210123 | Когда я уйду на пенсию, я постараюсь не обременять себя никакими заботами. | |
Моя жизнь сложилась именно так, как я мечтал. | 3210123 | Моя жизни сложилась совсем не так, как я мечтал. | |
Я не добился успехов в осуществлении своих жизненных планов. | 3210123 | Я осуществил многое из того, что было мною запланировано. | |
Моя жизнь пуста и неинтересна. | 3210123 | Моя жизнь наполнена интересными делами. | |
Если бы мне пришлось подводить сегодня итог моей жизни, то я бы сказал, что она была вполне осмысленной. | 3210123 | Если бы мне пришлось подводить сегодня итог моей жизни, то я бы сказал, что она не имела смысла. | |
Если бы я мог выбирать, то я бы построил свою жизнь совершенно иначе. | 3210123 | Если бы я мог выбирать, то я бы прожил жизнь еще раз так же, как живу сейчас. | |
Когда я смотрю на окружающий меня мир, он часто приводит меня с растерянность и беспокойство. | 3210123 | Когда я смотрю на окружающий меня мир, он совсем не вызывает у меня беспокойства и растерянности. | |
Я человек очень обязательный. | 3210123 | Я человек совсем не обязательный. | |
Я полагаю, что человек имеет возможность осуществить свой жизненный выбор по своему желанию. | 3210123 | Я полагаю, что человек лишен возможности выбирать из-за влияния природных способностей и обстоятельств | |
Я определенно могу назвать себя целеустремленным человеком. | 3210123 | Я не могу назвать себя целеустремленным человеком. | |
В жизни я еще не нашел своего призвания и ясных целей. | 3210123 | В жизни я нашел свое призвание и цели. | |
Мои жизненные взгляды еще не определились. | 3210123 | Мои жизненные взгляды вполне определились. | |
Я считаю, что мне удалось найти призвание и интересные цели в жизни. | 3210123 | Я едва ли способен найти призвание и интересные цели в жизни. | |
Моя жизнь в моих руках, и я сам управляю ею. | 3210123 | Моя жизнь не подвластна мне, и она управляется внешними событиями. | |
Мои повседневные дела приносят мне удовольствие и удовлетворение. | 3210123 | Мои повседневные дела приносят мне сплошные неприятности и переживания. |
Суммарный балл, подсчитанный по всем утверждениям, показывает, недостаточную сформированность представлений о жизни у данной группы респондентов, что, возможно, и привело к существенным различиям в результатах предыдущих методик.
Результаты проведенного по данной методике исследования приведены на диаграмме 6.
Диаграмма 6 - Диагностика осмысленности жизненных целей.
-51-
Причем, весьма существенным явилось то, с какой определенностью испытуемый отвечал на поставленные вопросы. Степени 2 и 3, соответствующие полной сформированности представлений о жизни, выбрали 43% группы, а степени 0 и 1, говорящие о том, что испытуемый нечетко представляет себе разницу между названными полюсами, - 57%.
Диаграмма 7 – Степени сформированности представлений о жизни.
-52-
Далее проводится анализ по важным для нас блокам утверждений:
Осмысленность целей (утверждения №3,4,15,16);
Интерес к жизни (№1,2,5,9).
Ответы суммируются в соответствии со степенью выраженности. Максимальный балл по каждому блоку – 12 (каждое из 4-х утверждений оценивается от –3 до +3, сумма подсчитывается с учетом знаков).
Итерпретация шкал.
1. Цели в жизни. Баллы по этой шкале характеризуют наличие или отсутствие в жизни испытуемого целей в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу. Низкие баллы по этой шкале даже при общем высоком уровне ОЖ будут присущи человеку, живущему сегодняшним или вчерашним днем. Вместе с тем высокие баллы по
этой шкале могут характеризовать не только целеустремленного человека, но и прожектера, планы которого не имеют реальной опоры в настоящем и не подкрепляются личной ответственностью за их реализацию. Эти два случая несложно различить, учитывая показатели по другим шкалам СЖО.
2. Процесс жизни или интерес и эмоциональная насыщенность жизни. Содержание этой шкалы совпадает с известной теорией о том, что единственный смысл жизни состоит в том, чтобы жить. Этот показатель говорит о том, воспринимает ли испытуемый сам процесс своей жизни как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом. Высокие баллы по этой шкале и низкие по остальным будут характеризовать гедониста, живущего сегодняшним днем. Низкие баллы по этой шкале - признак неудовлетворенности своей жизнью в настоящем; при этом, однако, ей могут придавать полноценный смысл воспоминания о прошлом или нацеленность в будущее.
-53-
Проведенный далее анализ по данным блокам утверждений показал, что немногим более половины респондентов показывают осмысленный выбор жизненных целей, и у них же наблюдается высокий интерес к жизни. Примечательно, что в категории «интерес к жизни», где сумма баллов подсчитывалась с учетом знаков, есть те, у кого эта сумма содержит знак - , и это те же испытуемые, у которых не прослеживается осмысленность целей. Результаты анализа по данным блокам приведены в диаграмме 8.
Диаграмма 8 - Осмысленность целей и интерес к жизни.
6. Методика исследования системы жизненных смыслов (В.Ю. Котлякова).
Инструкция. Перед вами список из 24 утверждений. Это перечень жизненных смыслов, на которые могут ориентироваться люди в своей жизни. Прочитайте, пожалуйста, внимательно весь список.
Смысл моей жизни состоит в том:
1. … чтобы помогать другим людям
-54-
2. … чтобы быть свободным
3. … чтобы получать удовольствие
4. … чтобы совершенствоваться
5. … чтобы добиваться успеха
6. … чтобы быть с близким человеком
7. … чтобы передать все лучшее своим детям
8. … чтобы понять себя самого
9. … чтобы делать добро
10. … чтобы жить
11. … чтобы испытывать счастье
12. … чтобы осуществить себя
13. … чтобы сделать хорошую карьеру
14. … чтобы чувствовать, что кому-то нужен
15. … чтобы жить ради своей семьи
16. … чтобы познавать Бога
17. … чтобы улучшать мир
18. … чтобы любить
19. … чтобы получать как можно больше ощущений и переживаний
20. … чтобы реализовать все свои возможности
21. … чтобы занимать достойное положение в обществе
22. … чтобы радоваться общению с другими
23. … чтобы помогать своим родным и близким
24. … чтобы понять жизнь
Ранг утверждения | Порядковые номера утверждений | ||
1 место | |||
2 место | |||
3 место | |||
4 место | |||
5 место | |||
6 место | |||
7 место | |||
8 место |
Категории жизненных смыслов | Порядковые номера и соответствующие им ранги (места) утверждений | Сумма ранговых значений | ||
Альтруистические | 1. | 9. | 17. | |
Экзистенциальные | 2. | 10. | 18. | |
Гедонистические | 3. | 11. | 19. | |
Самореализации | 4. | 12. | 20. | |
Статусные | 5. | 13. | 21. | |
Коммуникативные | 6. | 14. | 22. | |
Семейные | 7. | 15. | 23. | |
Когнитивные | 8 | 16. | 24. |
Представление о том, что смысл человеческой жизни не может быть сведен к какой-либо простой формуле, а, скорее всего, представляет собой сложно организованную систему смыслов, давно и прочно укоренилось в современной психологии. Проведенное исследование по методике исследования системы жизненных смыслов показало, что для группы испытуемых рейтинг категорий жизненных смыслов приобрел следующий вид: семейные, самореализации, статусные, гедонистические, коммуникативные, экзистенциальные, альтруистические, когнитивные. Результаты исследования приведены на диаграмме 9.
Диаграмма 9 - Система жизненных смыслов.
-56-
Как видно из приведенной диаграммы, основными категориями по рангам были определены семейные, самореализации, статусные, а последнее место заняли когнитивные.
Если же говорить о том, какие категории наиболее часто ставились испытуемыми на первое место, то это по-прежнему семейные, однако второе место заняли гедонистические, а а третье – статусные категории. Последнее место и здесь осталось за когнитивными категориями. Интересно, что ни один из учащихся не поставил на последнее место гедонистические категории и самореализацию.
-57-
IV.Заключение.
В целом за последнее десятилетие в ценностном сознании произошли серьезные изменения: во-первых, состоялся переход от направленности на самореализацию и самоутверждение к направленности на деловую и академическую активность, а во-вторых, наблюдается смещение акцентов в ценностных ориентациях: от этических и альтруистических к прагматическим.
Однако результаты исследования позволяют сформулировать следующие, не совсем типичные, выводы:
1. Среди данной возрастной группы испытуемых наиболее значимыми терминальными ценностями являются: счастливая семейная жизнь, здоровье, наличие хороших и верных друзей. Среди инструментальных ценностей – честность, воспитанность, ответственность.
2. При рассмотрении направленности личности были получены спорные результаты, что потребовало обращения к дополнительным диагностикам. В результате было выявлено, что группа испытуемых имеет средние потребности в достижении успеха, следовательно, доминирующей направленностью среди респондентов все же является направленность на общение с другими людьми, нежели деловая активность.
3. Диагностика осмысления жизненных целей и интереса к жизни показала, что только половина респондентов испытывают устойчивый интерес к жизни и обладают осмысленностью в постановке жизненных целей. Степени сформированности представлений о жизни в этой группе весьма низки.
4. Говоря о системе жизненных смыслов, можно отметить, что основными категориями по рангам были определены семейные, самореализации, статусные, а последнее место заняли когнитивные, что еще раз подтверждает справедливость выводов, сделанных в п.1.
-58-
Таким образом, из шести приведенных методик, позволяющих исследовать ценностные ориентации и направленность личности, считаю целесообразным выбрать в качестве наиболее эффективных следующие:
- методика «Ценностные ориентации» (М. Рокич),
- методика выявления направленности личности (В. Смекал, М. Кучера),
- методика исследования системы жизненных смыслов (В.Ю. Котлякова).
-59-
V.Список литературы.
1. Алексеев П.В. Социальная философия: Учебное пос. - М.: Проспект, 2003.
2. Асмолов А.Г. О предмете психологии личности // Вопросы психологии. -1998. -№ 3. –С.12-15.
3. Божович Л.И. Психологический анализ условий формирования и строения гармонически развитой личности// Методологические проблемы формирования и развития личности. - Москва, 2001.
4. Гозман Л.Я., Кроз М.В. Измерение уровня самоактуализации личности // Алешина Ю.Е., Гозман Л.Я., Дубовская Е.С. Социально-психологические методы исследования супружеских отношений.- М., 1987.-с. 91-114.
5. Додонов Б.И. Эмоции как ценность. - Москва, 1998.
6. Дусева И.П. Ценностные ориентации: психологические аспекты изучения. - Ростов н/Д: Пегас, 1998.
7. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер, 2003.
8. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. - Москва,1998.
9. Леонтьев Д.А., Калашников М.О., Калашникова О.Э. Факторная структура теста смысложизненных ориентаций // Психологический журнал, 1993, N1
10. Мясищев В.Н. О взаимосвязи общения, отношения и отражения, как проблеме общей и специальной психологии//Социально-психологические и лингвистические характеристики форм общения и развития контактов между людьми: Тез. Симп.-Л., 2000.
11. Никиреев Е.М. Направленность личности и методы ее исследования. - Москва-Воронеж,2004.
12. Общая психология/Под ред. А.В. Петровского. - Москва, 2006.
13. Орлов Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера. - Москва, 1998.
14. Пантилеев С.Р., Столин В.В. Методика исследования самоотношения //
Практикум по психодиагностике. Конкретные психодиагностические методики. М., 1989.- с. 166-172.
-60-
15. Петровский, А.В. Опыт построения социально-психологической концепции групповой активности// Вопросы психологии. - 2003. - № 5. - С. 20-25.
16. Платонов, К.К. О системе психологии. - Москва, 1998.
17. Психология: Учебник/Под ред. А.А.Крылов.-2-е изд., перераб.и доп.. - М.: 2004.
18. Рейнвальд, Н.И. Психология личности. - Москва, 1998.
19. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. - Москва, 2006.
20. Смирнов Д.В. Социальная психология. - М.: 2005.
21. Сосновский Б.А. Мотив и смысл. - Москва,1998.
22. Тейлор, Ш. Социальная психология.-10-е изд.. - Москва: Питер, 2004.
23. Ткачев, В.Н. Сотворение личности. - Москва: Кон-Пресс, 1998.
24. Философский словарь/Под ред. М.М. Розенталя. - М.: 2002.
25. Чудновский, В.Э. К вопросу психологической сущности устойчивости личности// Вопросы психологии. - 1998. - № 2. - С.87-92
26. Шмелева, Н.Б. Ценностные ориентации, мотивации и психологические установки // Российский журнал социальной работы. - 2002. - №1. - С. 115-124.
27. Психодиагностическая серия. Выпуск 2. Леонтьев Д.А. - Тест смысло-
жизненных ориентации (СЖО). - М.: "СМЫСЛ", 1992.- 16с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практико-значимый проект "Построение процесса обучения на основе инновационных технологий"
Данная работа поможет тем, кто занимается на курсах повышения квалификации, так как в ней представленны различные технологии образовательного процесса и практическое применение их, на примере Проекта-...
Практико–значимый проект «Использование технологии уровневой дифференциации на уроках математики в условиях малокомплектной школы».
Практико-значимый проект....
Практико - значимый проект. Технология Деловой игры, как средство повышения позновательной активности учащихся на уроках химии
Как технология Деловая игра повышает познавательную активность на уроках химии...
практико-значимый проект "Слагаемые профессионального имиджа педагога"
В работе рассматривается понятие профессионального имиджа педагога, приводятся данные проведенного автором небольшого исследования о представлениях участников УВП о педагогическом имидже....
Практико-значимый проект"Конфликтологическая компетентность как составляющая профессиональной культуры педагога"
Цель проекта: создание алгоритма формирования конфликтологической компетенции педагога как составляющей его профессиональной культуры...
Практико-значимый проект.Тема "Роль семьи в формировании личности ребёнка старшего дошкольного возраста"
Презентация проекта по учебному модулю "Актуальные вопросы социально-личностного развития детей дошкольного возраста"....
Практико-значимая работа «Социальное партнерство семьи и школы в нравственном развитии личности»
Практико-значимая работа«Социальное партнерство семьи и школы в нравственном развитии личности»...