Протокол индивидуальной консультации
консультация по психологии
Протокол индивидуальной консультации
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 17.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Протокол индивидуальной консультации.
Дата 04.10.2021 г. Консультант: педагог - психолог Александрова А.С.
Ф.И. – Михаил Б.
Обучается в 1 классе.
Краткое содержание проблемы:
Мама предъявляет жалобы на то, что мальчик с неохотой идет в школу (хотя с начала сентября пошел в школу с желанием). По мнению мамы, негативные переживания мальчика, связанные со школой, привели к тому, что мальчик стал грызть ногти на руках, грызет карандаши, стал часто моргать глазами, наблюдается повышенная утомляемость, снижение работоспособности, мальчик с неохотой идет в школу утром, плачет, жалуется на то, что ничего у него в школе не получается, что учитель громко говорит, не хвалит его.
Общее впечатление о клиенте:
Мальчик с трудом идет на контакт, несколько медлителен по темпераменту. Кругозор и познавательное развитие – в норме для детей данного возраста. Зависим от отношения к нему взрослых (особенно родителей), ждет постоянной похвалы, одобрения и поддержки.
Цель консультации: нормализация эмоционального состояния мальчика, формирование позитивного отношения к обучению в школе.
Характер и ход консультации:
1.Диагностика общего эмоционального состояния мальчика, характера
взаимоотношений в семье, эмоционального отношения к школе.
2. Посещение уроков в школе (наблюдение за поведением мальчика на уроках–05.10.21 г.)
3. Беседа с мамой (09.11.21 г.)
4. Коррекция эмоционального состояния мальчика;
5. Организационные процедуры (режим дня, витамины, перемена соседки по парте)
6. Диагностика адаптированности ребенка к обучению в школе (групповая), спустя месяц после консультации (08.11.21 г.)
7. Беседа с учителем мальчика (10.11.21 г.)
Диагностическое обследование, методики:
1.Проективный тест «Что мне нравится в школе?», «Что мне не нравится в школе?»
2. Проективная методика «Рисунок семьи»
3. Метод цветового выбора МЦВ (модификация Л. Н. Собчик)
4. ЦТО – тест цветовых отношений
5. Методика «Незаконченные предложения»
6. Анкета «Что мне нравится в школе»
Результаты:
Рисунок семьи: Взаимоотношения в семье теплые, ровные. Наиболее значима мама, в рисунке мальчик подчеркивает теплоту взаимоотношений между родителями (папа дарит маме подарок). Близкие отношения с братом, который является для него во всём примером. Цвета рисунка – яркие, насыщенные, эмоциональный фон – радостный, позитивный.
«Что мне не нравится в школе» мальчик нарисовал ситуацию на уроке (Миша с соседкой по парте разговаривают, а учительница – громко объясняет). Использованы серый, синий, коричневый и оранжевый цвета, что говорит о том, что мальчик хочет отстраниться, выйти из этой ситуации.
«Что мне нравится в школе» игровая ситуация на перемене с использованием ярких цветов, что говорит о комфортности мальчика вне учебной ситуации.
Метод цветовых выборов:
34512670 – 1 выбор
34512607 – 2 выбор
Активность, высокая мотивация достижения, потребность в самореализации, противодействие обстоятельствам, препятствующим свободной самореализации личности, неустойчивость эмоционального состояния. Самооценка неустойчива, наряду с высоким уровнем притязаний – неуверенность в себе, которая легко переходит в другую крайность в ситуации признания и успеха в глазах окружающих. Потребность в теплых отношениях,
любви и понимании. Сентиментальность, идеализации объекта привязанности. Стремление примириться с трудностями и найти оптимальную зону комфорта.
ЦТО: Красный цвет (активность, общение, стремление достичь своего) – мама; настроение, когда всё получается на уроках; игра с машинками; подарки на день рождения;
Синий цвет – папа; когда учитель делает замечание; (ум, интеллект, углубленность в себя, некоторая эмоциональная отстраненность);
Желтый цвет (надежды на лучшее, активность, радость) – сам Миша; друг; подарки; школа днем; настроение сейчас (во время беседы с психологом); когда играю с кошкой и собакой;
Сиреневый (мечты, фантазии, застенчивость, отрыв от реальности, идеализация) – брат; учительница, подарки; игра за компьютером;
Серый (стремление отстраниться, отодвинуться подальше, спрятаться, чтобы не трогали)– когда на уроках что - то не получается; мама ругает; учитель не сильно ругается;
Черный (негатив, протест, уныние) – соседка по парте; папа ругается; учитель сильно ругается; школа утром;
Зеленый (практичность, стремление к самореализации) – бабушка Марина;
Коричневый (зона физиологического комфорта) – бабушка Надя;
Разноцветное (яркие цвета – красный, желтый, сиреневый, зеленый) кружок музыки; рисование; труд; представляла, какой будет школа; каникулы;
Незаконченные предложения:
Методика вызвала затруднения (при формулировании мыслей). Но основная канва рассуждений – надежды на то, что в школе все хорошо будет получаться, будет спокойно и радостно.
Дальнейшая работа с клиентом:
С мамой мальчика:
1. Беседа для уточнения подробностей психологических особенностей мальчика, режима дня, увлечений, интересов.
2. Беседа о трудностях периода адаптации ребенка в школе, действиях родителей, способствующих снижению тревожности и негативных моментов в период адаптации к школе.
3. Библиотерапия (книга «Первый раз – в первый класс» для родителей о трудностях адаптации в школе). Шамиль Ахмадуллин (Как легко учиться в начальной школе).
4. Обсуждение возможностей перестройки режима дня и увлечений (ограничение времени игр на компьютере, дневной сон, прием витаминов и седативных препаратов, достаточно длительные прогулки на воздухе, ранний отбой – т.к. мальчик с трудом встает утром и долго одевается, спокойные занятия перед сном – рисование, лепка или прогулка)
С учителем:
1. Беседа о поведении мальчика на уроке, его активности, концентрации внимания, реакции на замечания учителя, темпе работы на уроке и т.д.;
2. Наблюдение за поведением мальчика на уроке;
С мальчиком:
1. Ролевые игры «На уроке», «Я – учитель», «Я – ученик»
2. Метод незаконченных предложений
3. Изобразительное творчество
Совместные действия по нормализации эмоционального состояния мальчика:
1.Для повышения результативности учебной деятельности и уверенности мальчика в своих силах – учитель пересадила Мишу к более слабому ученику (на которого он не надеется, не разговаривает и не отвлекается на уроках).
2. Перестройка режима дня и увлечений (ограничение времени игр на компьютере, дневной сон, прием витаминов и седативных препаратов, достаточно длительные прогулки на воздухе, ранний отбой – т.к. мальчик с трудом встает утром и долго одевается, спокойные занятия перед сном – рисование, лепка или прогулка).
Собственно, психологические мероприятия (проигрывание ситуаций из школьной жизни), рисование.
Диагностика адаптированности в школе: (после коррекционных мероприятий по нормализации состояния – на конец октября) показала среднюю норму адаптированности к обучению в школе (довольно комфортно чувствует себя в позиции школьника, старается как можно лучше выполнять то, что требует учитель, спокойно чувствует себя в школе, отношение к школе позитивное).
На рисунке «Что мне нравится в школе» изобразил учебную деятельность на уроке в спокойных тонах.
Результаты повторной диагностики говорят о том, что произошла нормализация эмоционального состояния первоклассника. Отношение к школе и своей деятельности, учителю и одноклассникам – позитивное. Цель консультации достигнута.
Педагог – психолог Александрова А.С.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Протокол индивидуальной консультации педагога-психолога
Бланк протокола консультации педагога-психолога....