Программа факультативного курса «Я выбираю…» для 9 класса
рабочая программа по психологии (9 класс)
Данный факультативный курс позволяет подросткам познать себя, свои особенности и способности, ближе подойти к миру профессий, изучить профессиограммы, составить в итоге полученную информацию со своими интересами и возможностями, сохранив при этом душевное равновесие и психологическое здоровье.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_proforientatsiya_9_klass.docx | 25.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Российская Федерация
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Иркутска
средняя общеобразовательная школа №3
(МБОУ г. Иркутска СОШ № 3)
664001 г. Иркутск, Госпитальная,2тел.77-86-01 E-Mail: School3_irkutsk@mail.ru
«Согласовано» Заместитель директора по УВР МБОУ г. Иркутска СОШ № 3 А.А Шеметова____________ 06.09.2021г. | «Утверждено» Директора МБОУ г. Иркутска СОШ №3 Е.В. Ахмедзянова___________ Приказ от 07.09.2021 |
Рабочая программа факультативного курса по профориентации
«Я выбираю…»
для 9-ых классов
Учитель: Суворова А.А., педагог-психолог МБОУ г. Иркутск СОШ №3
г. Иркутск
2021 – 2022 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа составлена с учетом федерального государственного стандарта среднего общего образования. При разработке программы использованы материалы авторской программы Михайловой М.Ю. «На пути выбора профессии» и Е.В. Меттус, О.С. Турта, А.В. Литвина. Факультативный курс «Я выбираю…» является актуальным, так как тема самоопределения учащихся не теряла своей значимости. Для учащихся 9-ых классов этот курс поможет сориентироваться в перспективности выбора дальнейших путей получения образования и определиться с будущей сферой профессиональной деятельности. Подростки часто выбирают будущею профессию с помощью родителей, сверстников, окружения, либо ориентируясь на престижные и популярные профессии. Но он не знает, подойдут ли ему эти профессии, так как не владеет знаниями и требованиями к этим профессиям, не учитывает свои личностные особенности и способности.
В связи с этим данный факультативный курс позволяет подросткам познать себя, свои особенности и способности, ближе подойти к миру профессий, изучить профессиограммы, составить в итоге полученную информацию со своими интересами и возможностями, сохранив при этом душевное равновесие и психологическое здоровье.
Цель: создать условия для актуализации процесса профессионального самоопределения учащихся за счет специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе, о мире профессионального труда, их соотнесение в процессе профессиональных проб.
Задачи программы:
- Сформировать положительное отношение к самому себе уверенность в своих силах;
- Ознакомить со спецификой профессиональной деятельности;
- Обеспечить возможность соотносить свои склонности и способности с требованиями профессиональной деятельности;
- Создать условия для формирования планирования и обучения приёмам тайм-менеджмента;
- Отработать навыки публичного выступления
Количество часов в неделю: 1 час
Количество часов в год: 34 часа
Программа ориентирована на учащихся 9 классов.
Планируемые результаты освоения программы:
Личностными результатами являются:
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки,
- развитие эмоционально-волевой сферы, в том числе доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и сопереживания чувствам других людей.
Метапредметными результатами являются:
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия осознанного выбора в учебной деятельности;
- умение работать индивидуально и в группе, аргументировать своё мнение;
- владение речью;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения.
Способы обучения: Групповой, Индивидуально-групповой
Формы контроля: Рефлексия, обратная связь в форме диалога, результаты диагностических методик, дневник самопознания (портфолио)
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА
РАЗДЕЛ 1 «Выявление потребностей»
Вводное занятие. Знакомство с курсом. Составление карты интересов и образа будущего. Составление карты желаний и проведение упражнения «колесо баланса». Знакомство с сутью жизненного и профессионального самоопределения. Какой я человек? (диагностика по Акценту 2.90 и определение типа темперамента) Социальный интеллект.
РАЗДЕЛ 2 «В какой, сфере можно себя реализовать?»
Игра «Проектируем жизнь». Многообразие мира профессий. Формула успеха. Эмоциональное отношение к выбору профессий. Умение учитывать сильные и слабые стороны своих профессиональных возможностей. Моя примерная профессия
РАЗДЕЛ 3 «Практические методы»
Публичное выступление «Рассказ о себе и будущей профессии», Роли жизненных ценностей при выборе профессий. Игра «Собеседование». Саморегуляция. Изучение рынка труда. Что такое прокрастинация? Планирование. Планирование профессионального пути. Применение полученных знаний в ситуации выбора профессии.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тема урока | Количество часов | Дата | Корректировка |
Раздел 1 «Выявление потребностей» (11 часов) | |||
Вводное занятие. Знакомство с курсом | 1 час | ||
«Мои интересы». Составление карты интересов. Образа будущего | 2 часа | ||
«Мои желания» Составление колеса баланса и карты желаний | 2 часа | ||
Суть жизненного и профессионального самоопределения. Тест «Якоря профессии» | 2 часа | ||
«Какой я человек?» Тест Акцент 2-90. Определение типа темперамента | 2 часа | ||
Социальный интеллект | 2 часа | ||
Раздел 2 «В какой, сфере можно себя реализовать?» (7 часов) | |||
Игра «Проектируем жизнь» | 1 час | ||
Многообразие мира профессий | 1 час | ||
Формула успеха | 1 час | ||
Эмоциональное отношение к выбору профессии | 1 час | ||
Умение учитывать сильные и слабые стороны своих профессиональных возможностей | 1 час | ||
Моя примерная профессия (доклад на эту тему) | 2 часа | ||
Раздел 3 «Практические методы» (16 часов) | |||
Публичное выступление «Рассказ о себе и будущей профессии» | 2 часа | ||
Роль жизненных ценностей при выборе профессии | 2 часа | ||
Игра «Собеседование» | 2 часа | ||
Саморегуляция | 2 часа | ||
Изучение рынка труда | 2 часа | ||
Что такое прокрастинация? | 1 час | ||
Планирование | 1 час | ||
Планирование профессионального пути | 1 час | ||
Применение полученных знаний в ситуации выбора профессии | 2 часа | ||
Заключительное занятие | 1 час |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Для реализации учебной программы необходимы следующие учебно-методические средства:
- Возрастная психология: детство, отрочество, юность / под ред. В.С. Мухина, А.А. Хвостов. – М.: Изд. Центр «Академия», 2007.
- Зеер, Э.Ф. Психология профессий. – М.: Изд-во «Академия», 2003.
- Климов, Е.А. Введение в психологию труда. – М.: Изд. Центр «Академия», 2004.
- Пряжников, Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. – М.: Изд-во: «Институт практической психологии», 2000.
- Резапкина, Г.В. Я и моя профессия. – М.: Изд-во «Генезис», 2000.
- Технология. 9 класс: материалы к урокам раздела «Профессиональное самоопределение» по программе В.Д. Симоненко / авт.- сост. А.Н. Бобровская.- Волгоград: Учитель, 2009.- 171с.
- Учебники: Твоя профессиональная карьера: учеб. Для 8-9 кл. общеобразоват. учреждений М.С. Гуткин, П.С. Лернер, Г.Ф Михальченко и др. под ред. С.Н. Чистяковой, Т.И. Шалавиной – 3 – е изд. – М.: Просвещение, 2008 – 159 с.
- Человек и профессия. Образовательный курс профессиональной направленности. Методическое пособие для учителя с электронным содержанием сопровождением курса / авт. Сост: Л.Н. Бобровская , О.Н. Просихина, Е.А. Сапрыкина; под ред. Н.Н. Рождественской. 2-е изд.; доп.- М.: Глобус, 2008. -101 с. – (Профессиональная школа).
Требования к материально-техническим условиям реализации программы профессиональной ориентации школьников на ступени основного общего образования определяются необходимостью наличия на уроках: компьютера, мультимедийного проектора, стимульного материала к методикам, комплектов презентаций к некоторым урокам, словарей и справочников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа факультативного курса по географии 6 класс "Мордовский край"
В связи с внедрением регионального компонента в структуру и содержание географического образования, краеведение приобретает все большее значение в обучении. Необходимость изучения своей малой Родины в...
Программа факультативного курса "Компьютерная графика", 8 класс
Одним из важнейших аспектов деятельности человека становится умение оперативно и качественно работать с информацией, привлекая для этого современные средства и методы....
Программа факультативного курса ЗОЖ для 7 класса
Программа расчитана на 18 часов....
Программа факультативного курса для учащихся 11 классов «Дополнительные главы математики»
Данный факультативный курс рассчитан на углубление и расширение знаний старшеклассников по предмету для успешной сдачи выпускных экзаменов по математике....
«Подготовка к ЕНТ учащихся 11-го класса» Программа факультативного курса математики ХI-го класса
Факультатив «Подготовка к ЕНТ» предназначен для учащихся 11-х классов. С его помощью решается конкретно-практическая задача – подготовка к экзамену по ма...
ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССОВ. "Я выбираю профессию"
Чтобы выбрать профессию, которая подходит надо изучить прежде всего самого себя, все то, что делает каждого из нас единственным и неповторимым — свои интересы и склонности, особенности мышления, памят...
программы факультативных курсов в 6-7 классах: 6 класс-"Решение текстовых задач" и 7 класс-"Геометрические построения"
Анализ результатов проведения ЕГЭ с момента его существования говорит о том , что решаемость задания содержащего текстовую задачусоставляет в среднем около 30%.Такая ситуац...