ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССОВ. "Я выбираю профессию"
рабочая программа (9 класс) по теме

Грецингер Нелли Георгиевна

Чтобы выбрать профессию, которая подходит надо изучить прежде всего самого себя, все то, что делает каждого из нас единственным и неповторимым — свои интересы и склонности, особенности мышления, памяти, внимания, особенности нерв­ной системы. Далее надо ознакомиться с миром профессий, узнать, какие тре­бования предъявляет профессия к человеку, и только после этого соотнести их со своими личностными особенностями. И только тогда выбор профессии будет верным и удачным. Надо каждому пройти осознанно, разобраться в самом себе, ответив на вопросы: «Что у меня лучше получается? К чему я сам больше склонен? Где бы я хотел реализовать себя? Как я понимаю успех?» Узнать мно­гообразие мира профессий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon soderzhanie_kursa.doc86.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССОВ

Я выбираю профессию.

Пояснительная записка

Казахстан идет по пути строительства демократического, правового государства. Духовно – нравственное становление детей и молодежи, подготовка их к самостоятельной жизни, их гибкая социализация есть важнейшая составляющая развития общества и государства. Основные положения государства в области образования и воспитания сформулированы в Законе РК, в Послании Президента к народу, где четко определены цели и задачи воспитания, моделирования воспитательного пространства в целях обеспечения самоопределения личности, создания условий для ее самореализации.

Президент Республики Казахстан Н.А.Назарбаев  в своем Послании народу Казахстана сказал: «Каким я представляю себе Казахстан через 33 года? Наше молодое государство вырастет и возмужает, наши дети, внуки вырастут с ним. Они будут ответственными и энергичными представителями своего поколения, хорошо образованными, обладающими прекрасным здоровьем». Теперь Президент Нурсултан Назарбаев поставил перед обществом, а значит и перед каждым гражданином Республики Казахстан задачу - в ближайшие 10 лет войти в число 50-ти конкурентоспособных стран мира, что  подтверждает необходимость в творчески развитой личности.

В жизни каждого молодого человека рано или поздно всегда возникает вопрос: кем стать и куда пойти для этого учиться? Еще не повзрослев и не став самостоятельными, не имея ни достаточного жизненного опыта, ни опыта принятия решений, молодые люди должны определиться в столь важном вопросе.

Выбор профессии часто определяет в дальнейшем весь жизненный путь человека. Поэтому очень важно предостеречь его в этот момент от возможных ошибок, оказать помощь в выборе дела по душе.

Я работаю психологом в школе и знаю, что работа с молодежью на пороге вступления в самостоятельную жизнь необходима и чрезвычайно важна. По проводимым опросам старшеклассников ряда школ  выяснилось, что более 85% учащихся 9-х классов не знают, кем они хотят стать, какую профессию выбрать. Около 30% выпускников в начале 11-го класса еще не определились с выбором учебного заведения и, следовательно, своей будущей профессии или не уверены в правильности собственного выбора. К такому выбору помогает подготовиться профессиональная ориентация. Есть два способа выбора профессии. Первый — это метод «проб и ошибок»: человек ищет вслепую, пробуя себя в различных сферах, пока не найдет то, что будет приносить ему и средства для того, чтобы достойно существовать, и удовлетворение от процесса работы. Но это может быть очень трудный и длительный процесс, ведь существуют десятки тысяч профессий.

А возможен другой путь: надо изучить прежде всего самого себя, все то, что делает каждого из нас единственным и неповторимым — свои интересы и склонности, особенности мышления, памяти, внимания, особенности нервной системы. Далее надо ознакомиться с миром профессий, узнать, какие требования предъявляет профессия к человеку, и только после этого соотнести их со своими личностными особенностями. И только тогда выбор профессии будет верным и удачным.

Этот второй путь надо каждому пройти осознанно, разобраться в самом себе, ответив на вопросы: «Что у меня лучше получается? К чему я сам больше склонен? Где бы я хотел реализовать себя? Как я понимаю успех?» Узнать многообразие мира профессий.

С помощью предложенных методик можно определить свои профессиональные интересы, склонности и способности.

Содержание курса:

1. Истории профориентации.

Что такое профориентация. Необходимость проведения такой работы, как и возникло первое профориентационное направление в работе. В каких странах и с какими временными периодами связано появление первых профориентационных бюро в нашей стране. Основные факторы, влияющие на выбор профессии. Периодизация по Дж.Сьюперу и Е. А. Климова.

2. Особенности профессионального самоопределения.

Как выбрать профессию по душе и не ошибиться с главным делом жизни. Влияние экономической ситуации в нашей стране, которая способствует более интенсивному перераспределению специалистов из одной области труда в другую. О множестве новых профессий молодежь практически не имеет информации, да и традиционные профессии претерпевают изменения, что требует от современного человека умения быстро перестроиться, быть мобильным, если надо — поменять специальность, предприятие, должность. Этапы профориентационной работы в школе. Планирование своей профессиональной карьерной лестницы. Где и как собирать информацию об интересующей профессии.

3. Что такое профессия?

История возникновения профориентации с древности до наших дней. Что такое профессия, трудовая деятельность, специальность, специализация, должность. Профессиональные признаки (категории). Что такое технологические, педагогические, психологические, экономические, медицинские характеристики профессии. Что такое профессиограмма. Пример профессиограммы менеджера.

4. Классификация профессий.

В мире существует тысячи различных профессий. Человеку довольно трудно ориентироваться в таком количестве, и поэтому разобраться в море профессий без классификации нелегко. Классификации профессий по характеру труда и по уровню классификаций. Типы профессий. Класс профессий — группа профессий, сходных по характеру труда.

5. Мотивы и основные условия выбора профессии.

Почему люди выбирают ту или иную профессию, институт или училище? Каковы возможные причины, заставляющие их работать по той или иной специальности? Чего люди ждут, что хотят получить от своей профессиональной деятельности. Группы мотивов выбора профессии. Иерархия мотивов выбора профессии. Профессиональные интересы, возможности и склонности.

6. Типичные ошибки при выборе профессии.

Причины неправильного выбора профессии. Престижность профессии. Способности и склонности человека.

7. Хорошо ли я себя знаю?

Знание психологических требований профессий. Проблемы самопознания человека. Окно Иогари. Основной метод психодиагностики — психологическое тестирование, т. е. проверка уровня развития общих и специальных способностей человека, особенностей его интеллекта, характера с помощью психологических тестов. Личностные особенности, интересы, склонности в выборе профессионального пути.

8. Свойства нервной системы и темперамента в профессиональной деятельности.

Каждый человек по-разному реагирует на жизненные ситуации. Одних препятствие на пути к цели приводит в состояние замешательства, у других не вызывает практически никаких затруднений, у третьих служит дополнительным стимулом. Причина таких различий заключается в индивидуальных особенностях поведения человека, которые обусловлены свойствами нервной системы человека. Тип нервной системы человека определяют три основных свойства нервных процессов: это сила, подвижность и уравновешенность. Сила нервных процессов, их подвижность, уравновешенность, темперамент. Определение типа личности по Айзенку.

9. Эмоционально-волевые качества личности.

Эмоции имеют исключительно важное значение для самопознания человека, осознания им своих особенностей, поступков, своего места в жизни, профессиональных планов на будущее. Эмоции — психические процессы, отражающие личную значимость и оценку внутренних и внешних ситуаций для жизнедеятельности человека. Эмоциональные состояния выполняют роль регуляторов человеческого поведения и общения.

10. Интересы и склонности человека.

Важное место среди личностных особенностей человека занимает направленность его личности, то есть потребности, интересы и склонности человека. Интересы различают по содержанию (музыкальные, технические), по широте (разносторонние и узкие), по глубине (глубокие и поверхностные), по длительности (устойчивые и неустойчивые), по предметной направленности (технические, гуманитарные, художественные и др.). тестирование «Карта интересов».

11. возможности личности в профессиональной деятельности.

Каждый человек может в той или иной степени обучаться чему-то новому, понимать окружающих людей, формулировать свои мысли, читать, считать, рисовать, планировать, отвечать за себя и других, переносить физические нагрузки, работать руками или головой. Способности, конечно, можно развить, однако одни способности можно развить за короткое время, а развитие других потребует значительного отрезка жизни. Свои способности человек может узнать, только приложив их к делу – работе, занятиям в кружках, олимпиадах, различных конкурсах, творчестве. Пока человек бездействует, он сам не знает своих способностей. О человеке, который при равных условиях обучения и тренировки быстрее освоил дело и лучше с ним справляется, говорят, что он способный. Понятие общих и специальных способностей. Опросник профессиональных предпочтений (ОПП).

12. Интеллектуальные способности и успешность  в профессиональной  деятельности.

Интеллектуальные способности человека, так как способность мыслить нужна людям всех профессий. В ходе мыслительной деятельности каждому человеку приходится решать задачи, планировать будущее. Люди очень мало знали бы об окружающем мире, если бы их познания ограничивались только той информацией, которую они получают от своих органов чувств. Более широко и глубоко познать окружающий мир мы можем с помощью мышления или своего интеллекта. При выборе профессии важно знать, какой вид мышления развит у вас лучше и, естественно, учитывать свои интеллектуальные возможности. Тест «Аналогии», «Числовые ряды», тест интеллектуального потенциала (ТИП). Тренинговые задания. Тесты на интеллект определяют только владение мыслительными операциями, и то не абсолютно, а лишь в сравнении с другими людьми. По результатам тестов можно судить только о минимуме интеллектуальных возможностей человека.

13. Профессиональная пригодность.

Способности человека, являются одним из важнейших условий освоения и реализации профессиональной деятельности. Другое условие успешности профессиональной деятельности человека — его личностные особенности: направленность личности, особенности эмоционально-волевой сферы человека, темперамент. Каждая профессия предъявляет к человеку свои требования. Если требования, предъявляемые профессией к человеку, совпадают с его личными качествами и возможностями, то тогда говорят о профессиональной пригодности этого человека. Что такое профессиональная пригодность. Разные профессии предъявляют различные требования к человеку — одни к типологическим и психофизиологическим его особенностям, другие к психическим процессам, третьи к чертам личности. Таким образом, каждая профессия «адресует» требования к разным структурам личности человека.

14. Специфические профессионально важные качества для разных типов профессий.

Область техники следует понимать очень широко, так надо учитывать, что к области техники относятся не только «железки», но и всевозможные неметаллические материалы: ткани, пластмассы и разные другие полуфабрикаты. Тип профессий «человек — техника» является самым большим по объему и разнообразным из всех типов. Сюда относятся все профессии, включающие в процесс трудовой деятельности различные манипуляции с объектом или сам объект. Типа профессий «человек — знаковая система» по форме знаковых систем выделяются следующие классы профессий. Профессий типа «человек — художественный образ» занимаются эстетическим преобразованием окружающего мира, вносят в него красоту и гармонию. Профессии типа «человек — природа» характеризуют отношение человека к природе. Если человек не обладает терпением и выдержкой при взаимодействии с другими людьми, невнимателен к ним, то в этом случае можно говорить о профессиональной непригодности работника к профессии типа «человек — человек». Опросник КОС.

15. Личный профессиональный план.

Каждый человек стремится как можно лучше узнать себя и, конечно же, как можно более полно реализовать себя, добиться успехов в жизни. В предыдущих главах вы познакомились с миром профессий, научились ориентироваться в нем и соотносить свои личностные особенности с требованиями профессии, лучше узнали себя (особенности своей нервной системы, область своих профессиональных интересов и склонностей), познакомились с тем, где и какое образование можно получить. Уже проведена достаточная подготовительная работа по определению ваших «хочу» и «могу». Теперь надо попытаться составить представление о своей будущей профессиональной деятельности, то есть выработать свой личный профессиональный план, позволяющий осуществить ваши профессиональные намерения.

16. Современный рынок труда и его требования к профессионалу.

После того как учащиеся ознакомились с множеством профессий, разобрались в себе (в своих особенностях, интересах, склонностях и способностях), узнали, какие существуют виды образования и способы его получения, наметили свой профессиональный план, попробуем разобраться в той социально-экономической среде, общественных условиях, в которых вам придется жить, учиться и работать. В настоящий момент наше общество находится на переходном этапе, при котором возникают острые противоречия, сказывающиеся и на экономическом состоянии всего общества и в микроклимате семьи каждого человека. Составление самопрезинтации, резюме, подготовка к интервью. Правила поведения на собеседовании.

Тематический план

Тема занятия

Количество

часов

Дата

проведения

1

Истории профориентации

1

2

Особенности профессионального самоопределения

2

3

Что такое профессия?

2

4

Классификация профессий

2

5

Мотивы и основные условия выбора профессии

2

6

Типичные ошибки при выборе профессии

2

7

Хорошо ли я себя знаю?

2

8

Свойства нервной системы и темперамента в профессиональной деятельности

2

9

Эмоционально – волевые качества личности

2

10

Интересы и склонности человека

1

11

Возможности личности в профессиональной деятельности

2

12

Интеллектуальные способности и успешность в профессиональной деятельности

2

13

Профессиональная пригодность

1

14

Специфические профессионально важные качества для разных типов профессий

2

15

Личный профессиональный план

1

16

Современный рынок труда и его требования к профессионалу

2

17

Тестирование

6

Итого:

34 часа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа факультативного курса для учащихся 11 классов «Дополнительные главы математики»

Данный факультативный курс рассчитан на углубление и расширение знаний старшеклассников по предмету для успешной сдачи выпускных экзаменов по математике....

Программа факультативного курса "Подготовка учащихся 9 класса к ГИА по математике"

     Факультативный курс «Подготовка учащихся 9 класса к ГИА» входит в образовательную область «Математика» и представляет углубленное изучение теоретического материала укр...

Авторская (радикальная) педагогическая разработка «Природные богатства Братска» программа факультативного курса для учащихся 8-9 классов

 Авторская педагогическая разработка факультативного курса «Природные богатства  Братска»  соответствует федеральному компоненту государственного стандарта среднего (полног...

Адаптационная программа факультативного курса для учащихся 7,8 классов "Основы народного и декоративно-прикладного искусства"

В программе особое внимание уделяется изучению, традиционной культуры и искусства России. Русская культура предстает как часть мировой культуры, что дает большие возможности для интеграции с всем...

Адаптационная программа факультативного курса для учащихся 5,6 классов "Основы народного и декоративно-прикладного искусства"

Программа является органической частью всей системы художественного образования и эстетического воспитания школьников. В программе русская культура предстает как часть мировой культуры, что дает больш...

ПРОГРАММА факультативного курса для учащихся 5 класса «Познай себя»

Пояснительная запискаПреподавание курса по изучению личности школьников представляется актуальной и важной задачей образования, получившего социальный заказ на подготовку подрастающего поколения...