Расстройства внимания у школьников. Причины. Признаки. Рекомендации.
материал по психологии

Карпухина Алла Александровна

Расстройства внимания у школьников.Причины. Признаки. Рекомендации.

 Очень часто родители и учителя обращаются с запросом - выявить причины и дать рекомендации по общению, обучению и воспитанию детей, которые испытывают проблемы в регулировке активности, проблемы при смене деятельности, проблемы в несвоевременной подвижности. 

  Такие дети возбуждаются от внешних факторов (громкого голоса, крика, громкой музыки, т.д) и не могут остановиться, устают сами от себя. 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rasstroystva_vnimaniya_u_shkolnikov.docx16.02 КБ

Предварительный просмотр:

Расстройства внимания у школьников.

Причины. Признаки. Рекомендации.

 Очень часто родители и учителя обращаются с запросом - выявить причины и дать рекомендации по общению, обучению и воспитанию детей, которые испытывают проблемы в регулировке активности, проблемы при смене деятельности, проблемы в несвоевременной подвижности. 

  Такие дети возбуждаются от внешних факторов (громкого голоса, крика, громкой музыки, т.д) и не могут остановиться, устают сами от себя. 

  Причинами гиперактивности детей являются неполадки химии мозга, нарушение в передних отделах головного мозга, которые могут быть обусловлены рядом факторов: травмы во внутриутробной жизни, родовые травмы, генетическая предрасположенность, экологические катастрофы, алкоголизм родителей и т.д.

Признаки гиперактивности:

  •  часто вертится, перебирает руками и ногами, ерзает на месте;
  • может неожиданно сорваться с места;
  • часто носится (дети младшего возраста), чувство беспокойства (подростки);
  • не может тихо отдыхать;
  • легко возбуждается;
  • часто излишне разговорчив.

Признаки импульсивности:

  • знает что нужно делать, но не делает, т.к. находится под сиюминутным восприятием происходящего и не мотивируется дальнейшими целями;
  • выпаливает ответ, не дослушав до конца вопроса;
  • перебивает других;
  • бывает навязчив;
  • резко вмешивается в чужие разговоры и игры;
  • с трудом ждет своей очереди, старается встать в ее начало, хочет быть первым, выиграть.

Признаки плохой концентрации внимания:

  • игнорирует детали;
  • с трудом удерживает внимание продолжительное время;
  • даже на прямое обращение к нему как-будто не слышит;
  • не может организовать собственную деятельность (нужен режим дня!);
  • не следует инструкции, не выполняет задание до конца, быстро теряет интерес;
  • избегает заданий, требующих умственных усилий, которые являются для него скучными;
  • часто теряет вещи, нужные для его деятельности;
  • часто отвлекается посторонними действиями;
  • часто рассеян.

   Если у ребенка отмечается 7-8 признаков из выше перечисленных, то это говорит о расстройстве внимания. Ребенок нуждается в коррекционной работе.

Рекомендации по взаимодействию с гиперактивными детьми:

  • необходим режим дня;
  • не пытайтесь снизить его активность, а лучше направьте ее в нужное русло (выполнять задание в движении, позволять вставать во время работы, особенно к концу занятия, разрешайте ставить колено на стул);
  • организуйте обучение и воспитание так, чтобы получать активный отклик;
  • используйте активность как награду (сбегать за чем-нибудь, помочь убрать, расставить книги или игрушки и т.п.);
  • во время ожидания разрешайте рисовать, крутить в руках что-то, играть в ластик;
  • если ребенок часто перебивает, учите его держать в голове главную мысль, рисовать, делать пометки;
  • предупреждайте ребенка о предстоящих трудностях;
  • поощряйте не скорость ответа, а его продуманность, просите размышлять вслух;
  • разрешайте делать выбор;
  • интересные задания давайте после неинтересных;
  • гиперактивный ребенок должен сидеть спиной к классу, подальше от окна;
  • давать нагрузку, которая соответствует возможностям концентрации внимания;
  • делить периоды работы на более короткие или частые, разрешать делать паузы (попить, полежать, поиграть и т.п.);
  • занизить требования к аккуратности, а потом их повышать;
  • не требовать быстроты выполнения заданий;
  • не давать заданий на время;
  • использовать наглядные пособия, индивидуальные карточки (особенно к концу рабочего дня). 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отклоняющееся поведение школьников: причины, профилактика и способы коррекции.

Статья посвящена понятию "Трудные дети". Здесь рассматривается природа отклоняющегося поведения, различие между  делинквентным и девиантным поведением. Анализируются основные причины нарушения по...

Профилактика агрессивного поведения у школьников. Причины агрессивного и суицидального поведения подростков. Раннее выявление агрессивного поведения подростков.

В статье рассмотрены вопросы раннего  выявления агрессивного поведения подростков. Представлены причины агрессивного и аутоагрессивного  поведения. Подробно  рассмотрены  факторы, ...

Расстройство внимания

Научные тезисы, краткий теоретический материал о внимании и его расстройствах...

Агрессивное поведение школьников: причины, последствия, профилактика

В работе рассматриваются вопросы, связанные с изучением различных видов проявления агрессии среди школьников, так называемым явлением буллинга в образовательной среде современной школы....

Статья "Тайм-менеджмент для школьников. Причины прокрастинации"

Прокрастинация - проблема не только выпускных классов, в наше время всё чаще дети сталкиваются с неспособностью заставить себя начать какое-либо дело. Отсутствие знаний по данному вопросу  влечет...

Педагогический совет "Неуспеваемость младших школьников: причины и средства её преодоления"

Неуспеваемость - это ситуация, когда поведение и результаты не соответствуют воспитательным и дидактическим требованиям школы....