Положение о Службе психолого-педагогического сопровождения в системе образования в Московской области
материал на тему

Милова Мария Игоревна

 

Положение о Службе  психолого-педагогического сопровождения в системе образования в Московской области 

Скачать:


Предварительный просмотр:

УТВЕРЖДЕНО                                                           приказом министра образования  Московской области                                                                                                      от   _02.07.2014 _№ _3055_

Положение о Службе  психолого-педагогического сопровождения                    в системе образования в Московской области

  1. Общие положения
  1. В рамках  Национальной  стратегии  действий в интересах детей на                      2012 - 2017 годы, утвержденной  Указом  Президента Российской Федерации              от 01.06.2012 №  761, в числе мер, направленных  на обеспечение доступности и качества образования, актуальными являются меры по обеспечению:            

правового регулирования оказания психологической помощи детям педагогами-психологами,

 предоставления детям качественной психологической и коррекционно-педагогической помощи в образовательных организациях,

 создания  системы психолого-педагогической поддержки семьи и повышения педагогической компетентности родителей,

психологического сопровождения развития ребенка в условиях семьи и образовательной организации.

В системе образования в Московской области  психолого-педагогическое  сопровождение  образования  является одним из  важных   направлений деятельности.

Положение о Службе психолого-педагогического сопровождения в системе образования в Московской области призвано структурировать  организационно-методическую основу деятельности специалистов по психолого-педагогическому сопровождению.

  1. Служба  психолого-педагогического сопровождения в системе образования в Московской области  (далее – психолого-педагогическая Служба) представляет собой систему психолого-педагогического сопровождения деятельности в сфере образования, направленного на  создание  благоприятных условий для обучения,  личностного развития,  успешной социализации обучающихся в соответствии с их индивидуальными возможностями и особенностями, на оказание психолого-педагогической помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных образовательных программ (далее – образовательные программы), развитии и социальной адаптации.
  2. Нормативной, правовой основой деятельности психолого-педагогической  Службы  являются  международные акты, законы Российской Федерации, Указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжениями Правительства Российской Федерации, законы Московской области, постановления Правительства Московской области  в области образования и защиты прав детей,   типовые  положения об образовательных организациях,   уставы образовательных организаций, настоящее Положение.
  3. Психолого-педагогическая Служба представляет собой целостную многоуровневую структуру, включающую в себя три  взаимосвязанных уровня, на каждом из которых осуществляется административное управление, координация деятельности, методическое сопровождение:
  • уровень образовательной организации: административное управление, координация деятельности осуществляется администрацией, методическое сопровождение  – методическим  объединением  специалистов по психолого-педагогическому сопровождению:
  • уровень муниципального образования: административное управление, координация деятельности осуществляется органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области, осуществляющими управление в сфере образования, научно-методическое сопровождение – муниципальными методическими центрами, муниципальными центрами для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи,   районным (городским) методическим объединением специалистов по психолого-педагогическому сопровождению:
  • региональный уровень: координация деятельности осуществляется Министерством образования Московской области,   научно-методическое сопровождение – психологическими  факультетами и другими структурными подразделениями государственных образовательных организаций высшего образования Московской области, подведомственных Министерству образования Московской области,  региональными центрами для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи.

1.5.  В состав психолого-педагогической  Службы входят  педагоги-психологи, социальные педагоги, учителя-логопеды, учителя-дефектологи             (далее – специалисты психолого-педагогического сопровождения) муниципальных образовательных организаций в Московской области,   государственных образовательных организаций, подведомственных Министерству образования Московской области, методисты муниципальных методических центров, педагогические работники психологических факультетов, кафедр психологии государственных образовательных организаций высшего профессионального образования Московской области, подведомственных Министерству образования Московской области,  курирующие деятельность специалистов психолого-педагогического сопровождения.

1.6. Деятельность психолого-педагогической Службы основана на взаимодействии  специалистов  психолого-педагогического сопровождения, педагогических и руководящих работников  образовательных  организаций, межведомственном взаимодействии с учреждениями  социальной защиты населения,   здравоохранения, правоохранительных органов, взаимодействии с родителями (законными представителями) обучающихся.

1.7. Родители (законные представители) должны быть проинформированы о целях и формах организации  психолого-педагогического сопровождения обучающихся в образовательном процессе,  являющимся необходимым условием реализации образовательной программы в образовательной организации.

1.8.  Психолого-педагогическая помощь оказывается обучающимся  на основании заявления или согласия в письменной форме  родителей (законных представителей).

  1. Задачи психолого-педагогической Службы

Основными задачами психолого-педагогической Службы являются следующие:

  • предупреждение возникновения проблем в развитии, обучении и социализации обучающихся,
  • содействие обучающимся в решении актуальных задач развития, обучения, социализации;
  • психолого-педагогическое проектирование, экспертиза и мониторинг условий и  результатов образовательного процесса;
  •  создание в сотрудничестве с педагогическими и административными работниками образовательных  организаций  развивающей, психологически безопасной здоровьесберегающей образовательной среды;
  • формирование психологической культуры обучающихся, родителей, педагогических работников;
  • совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов социально-психологического сопровождения  с учетом современных требований;
  • усиление профилактической направленности в деятельности специалистов сопровождения,  как основы  преодоления  асоциальных явлений и их негативных последствий в  образовательной среде;
  • разработка, апробация и внедрение эффективных технологий психолого-педагогического сопровождения, направленных на полноценное интеллектуальное, личностное и нравственное развитие обучающихся на всех этапах воспитания и обучения, обучающихся  с проблемами в развитии, обучении, поведении, имеющих ограниченные возможности здоровья; проблемных, асоциальных, опекунских семей, усыновителей и др.;
  • оказание своевременной адресной психологической помощи обучающимся, оказавшимся в трудной жизненной или экстремальной ситуации, пережившим психологическую травму, находящимся в кризисном состоянии.

3. Организация деятельности психолого-педагогической Службы  

3.1. Психолого-педагогическое сопровождение и психолого-педагогической помощь  и поддержка   обучающихся, испытывающих  трудности в освоении образовательных программ, развитии и социальной адаптации, осуществляются специалистами психолого-педагогического сопровождения в дошкольных образовательных  организациях, общеобразовательных организациях, профессиональных  образовательных  организациях, организациях дополнительного образования (далее – образовательные организации), в образовательных  организациях  для детей, нуждающихся в психолого-педагогической, медико-социальной помощи, в центрах психолого-медико-социального сопровождения, центрах психолого-педагогической реабилитации и коррекции, центрах диагностики и консультирования  (далее – Центр психологической помощи).

3.2.  образовательные организации могут иметь в своей структуре структурное подразделение «Психолого-педагогическая служба» (далее – структурное подразделение), обеспечивающие осуществление психолого-педагогического сопровождения  обучающихся  и оказание им психолого-педагогической  помощи, состав которого определяется целями и задачами  образовательной организации.

Специалисты  психолого-педагогического сопровождения или структурное  подразделение  занимают определенные помещения в образовательной организации, подчиняются режиму работы, установленному в образовательной организации, находятся в подчинении ее руководителя;  осуществляют свою деятельность в соответствии с концепцией развития образовательной организации,  образовательной программой.

3.3. Центры  психологической помощи оказывают:  

- помощь организациям, осуществляющим образовательную деятельность, по вопросам реализации образовательных программ, обучения и воспитания обучающихся, в том числе осуществляют психолого-педагогическое сопровождение реализации образовательных программ;

- методическую помощь организациям, осуществляющим образовательную деятельность, включая помощь в разработке образовательных программ, индивидуальных учебных планов, выборе оптимальных методов обучения и воспитания обучающихся, испытывающих трудности в освоении образовательных программ, выявлении и устранении потенциальных препятствий к обучению;

- специализированную  помощь обучающимся, нуждающимся в психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи;

- консультационную  помощь  педагогическим и руководящим  работникам образовательных организаций, родителям (законным представителям)  обучающихся;

-  осуществляют мониторинг эффективности оказываемой организациями, осуществляющими образовательную деятельность, психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям, испытывающим трудности в освоении образовательных программ, развитии и социальной адаптации;

- осуществляют функции психолого-медико-педагогической комиссии, в том числе проведение комплексного психолого-медико-педагогического обследования детей в целях своевременного выявления особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей, подготовку  по результатам обследования детей рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, а также подтверждение, уточнение или изменение ранее данных рекомендаций.

3.4. Научно-методическое обеспечение деятельности по психолого-педагогическому сопровождению осуществляется педагогическими работниками государственных образовательных организаций высшего образования Московской области, подведомственных Министерству образования Московской области (психологических факультетов, кафедр психологии и иных структурных  подразделений, осуществляющих  в рамках уставной деятельности высшего учебного заведения образовательную, научную, научно-исследовательскую либо творческую деятельность), муниципальными методическими центрами, и включает в себя:

  •  повышение квалификации  педагогических и  руководящих работников образовательных организаций по актуальным вопросам психолого-педагогического сопровождения;  
  • организацию  и проведение  конференций, форумов,  семинаров, мастер-классов, направленных на повышение профессиональной компетентности педагогических, руководящих работников образовательных организаций;  
  • рецензирование образовательных программ и проектов, учебно-методических пособий, инициируемых органами, осуществляющими  управление в сфере  образования, или отдельными образовательными организациями;
  • осуществление  сетевого взаимодействия специалистов психолого-педагогического сопровождения;
  • обобщение, систематизацию  и распространение   передового опыта специалистов  психолого-педагогического сопровождения.  

  1. Основные направления деятельности по психолого-педагогическому сопровождению
  1. Основные направления деятельности по психолого-педагогическому сопровождению включают  в себя:
  • психолого-педагогическое сопровождение реализации федерального государственного  образовательного  стандарта дошкольного образования, основного общего образования, образовательных программ;
  • психолого-педагогическое проектирование и экспертизу развивающей, психологически безопасной здоровьесберегающей образовательной среды;
  • психологическое консультирование субъектов образовательного процесса;  
  • коррекционно-развивающую  работу  с обучающимися (разработка  и реализация коррекционно-развивающих программ для обучающихся направленных на развитие интеллектуальной, эмоционально-волевой сферы, познавательных процессов, снижение уровня тревожности, решение проблем в сфере общения, преодоление проблем в поведении; реализацию специалистами психолого-педагогического сопровождения психолого-педагогической коррекции определенных недостатков в психическом развитии обучающихся, нарушений социализации и адаптации);
  • психологическую  диагностику  обучающихся (определение психологических особенностей обучающихся, потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении, а также выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации);
  • психологическое просвещение субъектов образовательного процесса (создание условий для получения необходимых психолого-педагогических знаний и навыков, формирования психологической культуры);
  • психолого-педагогическую  профилактику (предупреждение  возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии детей, возникновения явлений дезадаптации обучающихся в образовательных организациях);
  • обеспечение условий для психолого-педагогической преемственности содержания и форм организации образовательного процесса, сопровождение разработки образовательных маршрутов для творчески одаренных обучающихся, а также обучающихся, испытывающих трудности в освоении  образовательных программ и социальной адаптации.

4.2.  Направления психолого-педагогического сопровождения, реализуемые в образовательной организации,  указываются в уставе  образовательной организации; информация должна быть доступна для родителей (законных представителей) обучающихся.

  1. Модели деятельности специалистов психолого-педагогического сопровождения
  1. Под моделью деятельности понимается организационная форма работы специалистов психолого-педагогического сопровождения. Выбор модели деятельности определяется типом образовательной организации, количеством обучающихся и специалистов психолого-педагогического сопровождения,  потребностями обучающихся.
  2. В образовательных организациях могут быть реализованы следующие модели:
  1. Модель психолого-педагогического сопровождения обучающихся.

Психолого-педагогическое сопровождение реализуется через работу с отдельными группами обучающихся по проблематике адаптации в образовательной организации, коррекции и развитии познавательной, эмоционально-волевой сферы, подготовки к переходу на иной уровень образования, преодоления трудностей в обучении и общении со сверстниками и педагогами, проблем в поведении преимущественно в рамках психопрофилактики, психологической диагностики,  коррекционно-развивающей работы и консультирования.

Работа с педагогическими и руководящими работниками образовательной организации, родителями (законными представителями) обучающихся  реализуется преимущественно в рамках психологического просвещения и консультирования.

  1.  Модель психолого-педагогического сопровождения педагогических и  руководящих образовательных организаций.

Психолого-педагогическое сопровождение реализуется через инструментально-информационное сопровождение (разработку методических рекомендаций, памяток, проведение консультаций, лекториев, тренингов), развитие профессиональных компетенций педагогических работников и  руководящих работников, экспертно-методическое сопровождение реализации образовательных программ, разработку индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся, имеющих особые образовательные потребности.

Модель реализуется преимущественно в рамках методического сопровождения реализации образовательных программ; психологической профилактики, консультирования, психологической диагностики, психологического просвещения.

Работа с обучающимися осуществляется преимущественно в рамках психологической диагностики, консультирования, психологического просвещения.

  1. Модель комплексного психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса.

Модель реализуется в рамках  проектирования и развития образовательной среды, разработки концепции развития образовательной организации, мониторинга образовательных результатов в рамках психолого-педагогического сопровождения реализации образовательных программ, методического обеспечения реализации образовательных программ, экспертизы  образовательной деятельности, психологической профилактики, психологического консультирования и психологического просвещения.

Предполагает  работу с обучающимися, педагогическими и руководящими работниками образовательной организации, родителями (законными представителями) обучающихся; осуществляется в рамках межведомственного взаимодействия с учреждениями  социальной защиты населения,   здравоохранения, правоохранительных органов по вопросам,  связанных  с обеспечением развития, воспитания, образования, социализации и здоровья обучающихся.

  1. Права и обязанности специалистов психолого-педагогического сопровождения

6.1. Право на реализацию психолого-педагогического  сопровождения  и оказание психолого-педагогической помощи имеют специалисты психолого-педагогического сопровождения, имеющие высшее или среднее профессиональное образования по направлениям подготовки «Педагогика и психология» (для педагогов-психологов), «Образование и педагогика», «Социальная педагогика» (для социальных педагогов), в области дефектологии (для учителей-логопедов, учителей-дефектологов), и подтвердившие  свою квалификацию в установленном порядке.

6.2. При организации психолого-педагогического сопровождения и оказании психологической помощи специалисты психолого-педагогического сопровождения независимы в своих решениях и выборе стратегий,  руководствуются  правами обучающихся, профессиональным долгом,  нормативно-правовыми актами в области образования и  защиты прав детей.

6.3. В своей профессиональной деятельности специалисты психолого-педагогического сопровождения  имеют право:

- самостоятельно определять приоритетные направления работы с учетом запросов участников образовательного процесса и возможностей образовательной организации;

- самостоятельно формулировать конкретные задачи работы с субъектами образовательного процесса, выбирать формы и методы этой работы, решать вопрос об очередности проведения различных видов работ;

- отказываться от выполнения возложенных на них обязанностей при отсутствии необходимых условий для успешного выполнения профессиональных обязанностей;

- обмениваться информацией со специалистами смежных специальностей и представителями других ведомств в интересах обучающихся.

6.4. В своей профессиональной деятельности специалисты психолого-педагогического сопровождения обязаны руководствоваться следующими этическими принципами:

6.4.1.Принцип конфиденциальности:

-  лица, принимающие участие в психолого-педагогических мероприятиях, должны делать это  сознательно и добровольно,  должны быть осведомлены об объеме и характере информации, которая может быть сообщена другим заинтересованным лицам;

- информация,  полученная в процессе психолого-педагогических мероприятий,  не подлежит сознательному или случайному разглашению, а в ситуации необходимости предоставления ее третьим лицам должна быть представлена в форме, исключающей ее использование против интересов и прав участников психолого-педагогических мероприятий;

- отчеты о профессиональной деятельности, результаты исследований и публикации должны быть составлены в форме, исключающей идентификацию личности  лиц, принимавших участие  в психолого-педагогических мероприятиях.

6.4.2.  Принцип компетентности:

- специалисты психолого-педагогического сопровождения  должны четко определять  границы собственной компетентности, т.е. не ставить перед собой задачи, невыполнимые с точки зрения современной психологической, педагогической науки и  практики, а также находящихся в компетенции представителей других специальностей;

- применять современные обоснованные методы диагностической, развивающей, психокоррекционной, психопрофилактической работы.

6.4.3. Принцип ответственности: специалисты психолого-педагогического сопровождения несут ответственность:

-   за  обоснованность психологического заключения  по результатам диагностического процесса, адекватность используемых диагностических, развивающих, коррекционных и психопрофилактических методов и средств, обоснованность даваемых рекомендаций;

- за правильность оформления протоколов и сохранность документации.

- в решении всех вопросов исходить из интересов обучающихся;

-  за постоянное  повышение  своей  профессиональной  квалификации.

6.5. Направления деятельности и профессиональные цели, описанные в настоящем  Положении, не обязывают специалистов психолого-педагогического сопровождения выполнять их в полном объеме.

Режим рабочего времени специалистов психолого-педагогического сопровождения регулируется их должностными обязанностями, правилами внутреннего распорядка образовательных организаций, коллективными договорами, разрабатываемыми в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, графиками и планами  работы, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.  

Режим рабочего времени специалистов психолого-педагогического сопровождения регулируется с учетом:

выполнения обязанностей, связанных с участием в работе педагогических, методических советов, с работой по проведению родительских собраний, консультаций, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой;

организации и проведения методической, диагностической и консультативной помощи родителям (законным представителям), семьям, обучающим детей на дому в соответствии с медицинским заключением;

времени, затрачиваемого непосредственно на подготовку к работе по обучению и воспитанию обучающихся, изучению их индивидуальных способностей, интересов и склонностей, а также их семейных обстоятельств и жилищно-бытовых условий.

В соответствии с рекомендациями Министерства образования и науки   Российской Федерации (письмо Минобразования Российской Федерации от 24.12.2001 №  29/1886-6 «Об использовании рабочего времени педагога-психолога») рекомендовано следующее распределение рабочего  времени педагога-психолога образовательной организации в неделю:

в пределах не менее половины недельной продолжительности рабочего времени – на  выполнение индивидуальной  и групповой  профилактической, диагностической, консультативной, коррекционной, развивающей, учебной, просветительской  работы  с обучающимися;  на экспертную,  консультационную работу с педагогическими, руководящими работниками образовательной организации,  родителями (законными представителями) по вопросам развития, обучения и воспитания детей; на участие   в психолого-медико-педагогическом консилиуме образовательной организации;  

остальное время в пределах установленной педагогу-психологу продолжительности рабочего времени приходится на  подготовку к индивидуальной и групповой консультативной работе, обработку, анализ и обобщение полученных результатов, заполнение отчетной документации, подготовку к экспертно-консультационной работе с педагогическими, руководящими работниками образовательной организации,  родителями (законными представителями) обучающихся,  организационно-методическую деятельность (повышение личной профессиональной квалификации, самообразование, супервизорство, участие в методических объединениях практических психологов, заполнение аналитической и отчетной документации и др.)

Выполнение указанной работы педагогом-психологом может осуществляться как непосредственно в образовательной организации, так и за её пределами.  

График  работы специалистов психолого-педагогического сопровождения  обсуждается с руководителем  образовательной организации и зафиксирован договором между администрацией образовательной организации  и специалистам  в типовом письменном контракте или в устной форме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Служба психолого-педагогического и медико-социального сопровождения системы образования Администрации муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район».

Служба психолого-педагогического и медико-социального сопровождения начала свою работу в системе образования муниципального района с 1991 года. В результате целенаправленной и активной деятельно...

Служба психолого-педагогического и медико-социального сопровождения системы образования Администрации муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район».

Служба психолого-педагогического и медико-социального сопровождения начала свою работу в системе образования муниципального района с 1991 года. В результате целенаправленной и активной деятельности по...

«Метод проектов, как неотъемлемая часть инновационной траектории развития современной методики преподавания предметов декоративно-прикладного и изобразительного искусства в системе дополнительного образования Московской области»

Метод проектов позволяет школьникам осуществить полный технологический цикл изготовления изделия. Условия эффективного использования творческих проектов в качестве демонстрационных материалов....