Рабочая программа по психологии для 8 класса "Познай себя"
рабочая программа по психологии (8 класс)

Суворова Екатерина Эдуардовна

Данная прграмма рассчитана на обучающихся 8 класса и призвана не только познакомить восьмиклассников с достижениями психологической науки, но и помочь им в познании самих себя, своих индивидуальных особеностей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «УТВЕРЖДЕНО»

приказом директора

МБОУ СОШ № 3

от 30 августа 2019 года № 430

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«Познай себя» для 8 классов 

Срок реализации программы 1 год

Составитель программы: Суворова Екатерина Эдуардовна

г. Усолье-Сибирское, 2019 г.

Рабочая программа «Познай себя» (8 класс) составлена в соответствие с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, основной образовательной программой основного общего образования.

За основу данной программы взята государственная программа спецкурса по самопознанию для 9 классов, программа «Психология 8-11 класс» А.А. Реан, Ю.Б. Гатанов, А.А. Баранов, а также работа Я.Л. Коломинского «Человек: психология». Данная программа рассчитана на учащихся 8 класса и призвана не только познакомить восьмиклассников с достижениями психологической науки, но и помочь им в познании самих себя, своих индивидуальных особенностей.

Количество учебных часов, на которые рассчитана программа:

 

8 класс

Количество учебных недель

34

Количество часов в неделю

1

Количество часов в год

34

 

I Планируемые результаты освоения учебного предмета

8 класс

          Личностные результаты

Овладение определенными социально-психологическими знаниями;

Развитие способности адекватного и наиболее полного познания себя и других людей;

Диагностика и коррекция личностных качеств и умений, снятие барьеров, мешающих реальным и продуктивным действиям;

Изучение и овладение индивидуализированными приемами межличностного взаимодействия для повышения его эффективности.        

Положительно-эмоционально относиться к изучаемому материалу и к учению в целом. Формирование адекватной самооценки.

Уметь оценивать поступки людей, уметь соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами,

Знания моральных норм; развитие познавательных интересов;

Ознакомить учащихся с внутренним миром личности, с нравственными ценностями

Метапредметные результаты:

Умение рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);

Умение целеполагать (ставить и удерживать цели);

Умение планировать (составлять план своей деятельности);

Умение моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);

Умение проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;

Умение вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

Ожидаемые результаты освоения программы. 

Личностные результаты:

в ценностно-ориентационной сфере: сформированность эмоционально-ценностного отношения к миру, к отношениям между людьми; соблюдение норм и правил, способствующих психологическому благополучию  в социуме.

в познавательной сфере: развитие  и закрепление  адекватных способов ориентирования в окружающем мире: в мире отношений; во внутреннем мире, обогатит эмоциональный опыт, активизирует мышление, восприятие, воображение

- в коммуникативной сфере: формированию коммуникативных качеств:  слушать и слышать другого человека, использовать приемы, направленные на эффективное общение, уважение к мнению другого человека, к его высказываниям.

I I. Содержание программы

       

Содержание  «Познай себя»

   8  КЛАСС

Наименование раздела

                                         Содержание раздела

1

Введение

Тема 1. Что изучает психология?

Что такое психика? Составляющие моего «Я»: психические процессы, волевые качества, темперамент, характер, коммуникативные способности, личностные качества.

Для чего необходимы знания психологии?

Знания психологии для себя, в семейных отношениях, в общении с людьми.

2

Ощущение и восприятие.

Тема 1. Введение понятия «ощущение», «восприятие».

Введение понятия. Пороги ощущений. Чувствительность. Адаптация. Развитие чувствительности.

Тема 2. Введение понятия «восприятие». Восприятие и прошлый опыт человека. Избирательность восприятия. Виды восприятия.

3

Память.

Тема 1. Введение понятия «память», виды памяти.

Память. Виды памяти. Процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение. Индивидуальные особенности памяти.

4

Мышление.

Тема 1. Мышление. Виды мышления: конкретно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое.

Творческое мышление

5

Внимание.

Тема 1. Введение понятия «внимание», «виды внимания».

Непроизвольное внимание. Непроизвольность, легкость возникновения и переключения. Произвольное внимание. Принятие задачи. Послепроизвольное внимание.

Тема 2. Основные свойства внимания.

Концентрация. Объем. Переключение. Распределение. Устойчивость. Колебания внимания при восприятии действенных изображений.

Тема 3. Управление вниманием

6

Темперамент.

Тема 1. Понятие «темперамент», свойства нервной системы и типы темперамента.

Темперамент. Холерический, сангвинический, флегматический, меланхолический.

Тема 2. Какой у меня темперамент (практикум).

Методика изучения темперамента.

7

Способности.

Тема 1. Понятие «способности», виды способностей.

Способности. Виды способностей: общие способности, специальные. Степени развития способностей.

Тема 2. Профессиональное самоопределение

Изучение направленности способностей, уровня их развития.

8

Эмоции.

Тема 1. Понятие об эмоциях и чувствах.

Классификация эмоций.

Тема 2. Внешнее выражение эмоций и поведение.

Мимика, жесты.

9

Психические состояния

Тема 1. Психические состояния: особенности, классификация.

Тема 2. Утомление и стресс. Фрустрация. Настроение.

10.

Я-концепция и самооценка.

Тема 1. Я – концепция. Самооценка. Виды самооценки.

11

Характер.

Тема 1. Понятие «характер», его изучение.

Характер. Структура характера. Признаки характера.

Тема 2. Какой у меня характер?

Методики изучения характера, индивидуальные особенности личности.

12

Общение

Тема 1. Правила общения.

Тема 2 Межличностное познание. Стереотипизация. Проецирование. Децентрация, идентификация, эмпатия.

13

Волнение и стресс

Тема 1. Волнение. Стресс.

Тема 2. Уровень стрессоустойчивости

Тема 3. Эффективные способы саморегуляции в стрессовых ситуациях.

Тематическое планирование 8 класс 

№ п/п

Разделы и темы

Количество часов

Форма учебных занятий

теория

практика

всего

Введение

1

1.

Что изучает психология?

1

1

2.

Для чего необходимы знания психологии?

Ощущения и восприятие

5

3.

Пороги ощущений. Чувствительность.

1

1

4

Адаптация. Развитие чувствительности.

1

1

5

Восприятие. Константность восприятия.

1

1

6

Избирательность восприятия.

1

1

7

Виды восприятия

1

1

Память

2

8

Виды памяти

1

1

9

Процессы памяти

1

1

Мышление

3

10

Операции мышления.

1

1

11

Основные виды мышления

1

1

12

Творческое мышление

1

1

Внимание

3

13

Виды внимания

1

1

14

Основные свойства внимания

1

1

15

Управление вниманием

1

1

Темперамент

2

16

Понятие «темперамент». Типы темперамента.

1

1

17

Какой у меня темперамент (практикум)

1

1

игра

Способности

2

18

 Понятие «способности», виды способностей

1

1

19

 Профессиональное самоопределение

1

1

игра

Эмоции

2

20

Понятие об эмоциях и чувствах. Классификация эмоций.

1

1

21

Внешнее выражение эмоций и поведение. Мимика и жесты.

1

1

Психические состояния

2

22

Психические состояния: особенности, классификация.

1

1

23

Утомление и стресс. Фрустрация. Настроение.

1

1

Я-концепция и самооценка

1

24

Я-концепция. Самооценка. Виды самооценки

1

1

Характер

3

25

Понятие «характер». Структура характера. Признаки характера.

1

1

26

Какой у меня характер?

1

1

игра

27

Индивидуальные особенности личности

1

1

игра

Общение

3

28

Правила общения

1

1

29

Межличностное познание.

1

1

2

Волнение и стресс

5

30

Волнение. Стресс.

1

1

2

31

Уровень стрессоустойчивости

1

1

32

Эффективные способы саморегуляции в стрессовых ситуациях.

1

1

2

ИТОГО:

22

12

34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа «Уроки психологии» для учащихся 10 класса

На уроках,  учащимся даются основные понятия общей психологии в доступной форме, психологические тесты, советы по снятию стресса.Последнее занятие посвящено снятию стресса и релаксации, уча...

Рабочая программа элективного курса "Дорога к себе"

Программа элективного курса для предпрофильной подготовки девятиклассников...

Рабочая программа по психологии на параллели 1-х классов "Умники и умницы" в рамках внедрения ФГОС

Представлена програма работы с учениками 1-х классов в рамках внедрения ФГОС по формированию универсальных учебных действий (УУД)....

Рабочая программа внеурочной деятельности класса "Раскрой себя"

   Актуальность программы состоит в том, что дети получают ценный опыт общественного действия, удовлетворяют свои духовные, познавательные, творческие, социальные потребности. Использ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Познай себя" для 5 класса

Изучение данного курса направленно на правильное понимание своих возможностей, потребностей и интересов....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА педагога - психолога составлена на основе программы: «Программа по формированию базовых психических функций у учащихся начальной школы «Учись учиться»»

Большую роль в процессе учебной деятельности школьников начальных классов, играет уровень развития познавательных процессов: внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления....

Рабочая программа по психологии курс «Познай себя» для 7 класса

Программа по курсу «Познай себя» ориентирована на учащихся общеобразовательных классов.Основная часть учащихся этих классов испытывает трудности в обучении, у многих отмечается резкое сниж...