Рабочая программа по психологии для 8 класса "Познай себя"
рабочая программа по психологии (8 класс)
Данная прграмма рассчитана на обучающихся 8 класса и призвана не только познакомить восьмиклассников с достижениями психологической науки, но и помочь им в познании самих себя, своих индивидуальных особеностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по психологии 8 класс "Познай себя" | 38.97 КБ |
Предварительный просмотр:
«УТВЕРЖДЕНО»
приказом директора
МБОУ СОШ № 3
от 30 августа 2019 года № 430
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Познай себя» для 8 классов
Срок реализации программы 1 год
Составитель программы: Суворова Екатерина Эдуардовна
г. Усолье-Сибирское, 2019 г.
Рабочая программа «Познай себя» (8 класс) составлена в соответствие с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, основной образовательной программой основного общего образования.
За основу данной программы взята государственная программа спецкурса по самопознанию для 9 классов, программа «Психология 8-11 класс» А.А. Реан, Ю.Б. Гатанов, А.А. Баранов, а также работа Я.Л. Коломинского «Человек: психология». Данная программа рассчитана на учащихся 8 класса и призвана не только познакомить восьмиклассников с достижениями психологической науки, но и помочь им в познании самих себя, своих индивидуальных особенностей.
Количество учебных часов, на которые рассчитана программа:
8 класс | |
Количество учебных недель | 34 |
Количество часов в неделю | 1 |
Количество часов в год | 34 |
I Планируемые результаты освоения учебного предмета
8 класс
Личностные результаты
Овладение определенными социально-психологическими знаниями;
Развитие способности адекватного и наиболее полного познания себя и других людей;
Диагностика и коррекция личностных качеств и умений, снятие барьеров, мешающих реальным и продуктивным действиям;
Изучение и овладение индивидуализированными приемами межличностного взаимодействия для повышения его эффективности.
Положительно-эмоционально относиться к изучаемому материалу и к учению в целом. Формирование адекватной самооценки.
Уметь оценивать поступки людей, уметь соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами,
Знания моральных норм; развитие познавательных интересов;
Ознакомить учащихся с внутренним миром личности, с нравственными ценностями
Метапредметные результаты:
Умение рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
Умение целеполагать (ставить и удерживать цели);
Умение планировать (составлять план своей деятельности);
Умение моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
Умение проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
Умение вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
Ожидаемые результаты освоения программы.
Личностные результаты:
- в ценностно-ориентационной сфере: сформированность эмоционально-ценностного отношения к миру, к отношениям между людьми; соблюдение норм и правил, способствующих психологическому благополучию в социуме.
- в познавательной сфере: развитие и закрепление адекватных способов ориентирования в окружающем мире: в мире отношений; во внутреннем мире, обогатит эмоциональный опыт, активизирует мышление, восприятие, воображение
- в коммуникативной сфере: формированию коммуникативных качеств: слушать и слышать другого человека, использовать приемы, направленные на эффективное общение, уважение к мнению другого человека, к его высказываниям.
I I. Содержание программы
Содержание «Познай себя»
8 КЛАСС
№ | Наименование раздела | Содержание раздела |
1 | Введение | Тема 1. Что изучает психология? Что такое психика? Составляющие моего «Я»: психические процессы, волевые качества, темперамент, характер, коммуникативные способности, личностные качества. Для чего необходимы знания психологии? Знания психологии для себя, в семейных отношениях, в общении с людьми. |
2 | Ощущение и восприятие. | Тема 1. Введение понятия «ощущение», «восприятие». Введение понятия. Пороги ощущений. Чувствительность. Адаптация. Развитие чувствительности. Тема 2. Введение понятия «восприятие». Восприятие и прошлый опыт человека. Избирательность восприятия. Виды восприятия. |
3 | Память. | Тема 1. Введение понятия «память», виды памяти. Память. Виды памяти. Процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение. Индивидуальные особенности памяти. |
4 | Мышление. | Тема 1. Мышление. Виды мышления: конкретно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое. Творческое мышление |
5 | Внимание. | Тема 1. Введение понятия «внимание», «виды внимания». Непроизвольное внимание. Непроизвольность, легкость возникновения и переключения. Произвольное внимание. Принятие задачи. Послепроизвольное внимание. Тема 2. Основные свойства внимания. Концентрация. Объем. Переключение. Распределение. Устойчивость. Колебания внимания при восприятии действенных изображений. Тема 3. Управление вниманием |
6 | Темперамент. | Тема 1. Понятие «темперамент», свойства нервной системы и типы темперамента. Темперамент. Холерический, сангвинический, флегматический, меланхолический. Тема 2. Какой у меня темперамент (практикум). Методика изучения темперамента. |
7 | Способности. | Тема 1. Понятие «способности», виды способностей. Способности. Виды способностей: общие способности, специальные. Степени развития способностей. Тема 2. Профессиональное самоопределение Изучение направленности способностей, уровня их развития. |
8 | Эмоции. | Тема 1. Понятие об эмоциях и чувствах. Классификация эмоций. Тема 2. Внешнее выражение эмоций и поведение. Мимика, жесты. |
9 | Психические состояния | Тема 1. Психические состояния: особенности, классификация. Тема 2. Утомление и стресс. Фрустрация. Настроение. |
10. | Я-концепция и самооценка. | Тема 1. Я – концепция. Самооценка. Виды самооценки. |
11 | Характер. | Тема 1. Понятие «характер», его изучение. Характер. Структура характера. Признаки характера. Тема 2. Какой у меня характер? Методики изучения характера, индивидуальные особенности личности. |
12 | Общение | Тема 1. Правила общения. Тема 2 Межличностное познание. Стереотипизация. Проецирование. Децентрация, идентификация, эмпатия. |
13 | Волнение и стресс | Тема 1. Волнение. Стресс. Тема 2. Уровень стрессоустойчивости Тема 3. Эффективные способы саморегуляции в стрессовых ситуациях. |
Тематическое планирование 8 класс
№ п/п | Разделы и темы | Количество часов | Форма учебных занятий | ||
теория | практика | всего | |||
Введение | 1 | ||||
1. | Что изучает психология? | 1 | 1 | ||
2. | Для чего необходимы знания психологии? | ||||
Ощущения и восприятие | 5 | ||||
3. | Пороги ощущений. Чувствительность. | 1 | 1 | ||
4 | Адаптация. Развитие чувствительности. | 1 | 1 | ||
5 | Восприятие. Константность восприятия. | 1 | 1 | ||
6 | Избирательность восприятия. | 1 | 1 | ||
7 | Виды восприятия | 1 | 1 | ||
Память | 2 | ||||
8 | Виды памяти | 1 | 1 | ||
9 | Процессы памяти | 1 | 1 | ||
Мышление | 3 | ||||
10 | Операции мышления. | 1 | 1 | ||
11 | Основные виды мышления | 1 | 1 | ||
12 | Творческое мышление | 1 | 1 | ||
Внимание | 3 | ||||
13 | Виды внимания | 1 | 1 | ||
14 | Основные свойства внимания | 1 | 1 | ||
15 | Управление вниманием | 1 | 1 | ||
Темперамент | 2 | ||||
16 | Понятие «темперамент». Типы темперамента. | 1 | 1 | ||
17 | Какой у меня темперамент (практикум) | 1 | 1 | игра | |
Способности | 2 | ||||
18 | Понятие «способности», виды способностей | 1 | 1 | ||
19 | Профессиональное самоопределение | 1 | 1 | игра | |
Эмоции | 2 | ||||
20 | Понятие об эмоциях и чувствах. Классификация эмоций. | 1 | 1 | ||
21 | Внешнее выражение эмоций и поведение. Мимика и жесты. | 1 | 1 | ||
Психические состояния | 2 | ||||
22 | Психические состояния: особенности, классификация. | 1 | 1 | ||
23 | Утомление и стресс. Фрустрация. Настроение. | 1 | 1 | ||
Я-концепция и самооценка | 1 | ||||
24 | Я-концепция. Самооценка. Виды самооценки | 1 | 1 | ||
Характер | 3 | ||||
25 | Понятие «характер». Структура характера. Признаки характера. | 1 | 1 | ||
26 | Какой у меня характер? | 1 | 1 | игра | |
27 | Индивидуальные особенности личности | 1 | 1 | игра | |
Общение | 3 | ||||
28 | Правила общения | 1 | 1 | ||
29 | Межличностное познание. | 1 | 1 | 2 | |
Волнение и стресс | 5 | ||||
30 | Волнение. Стресс. | 1 | 1 | 2 | |
31 | Уровень стрессоустойчивости | 1 | 1 | ||
32 | Эффективные способы саморегуляции в стрессовых ситуациях. | 1 | 1 | 2 | |
ИТОГО: | 22 | 12 | 34 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа «Уроки психологии» для учащихся 10 класса
На уроках, учащимся даются основные понятия общей психологии в доступной форме, психологические тесты, советы по снятию стресса.Последнее занятие посвящено снятию стресса и релаксации, уча...
Рабочая программа элективного курса "Дорога к себе"
Программа элективного курса для предпрофильной подготовки девятиклассников...
Рабочая программа по психологии на параллели 1-х классов "Умники и умницы" в рамках внедрения ФГОС
Представлена програма работы с учениками 1-х классов в рамках внедрения ФГОС по формированию универсальных учебных действий (УУД)....
Рабочая программа внеурочной деятельности класса "Раскрой себя"
Актуальность программы состоит в том, что дети получают ценный опыт общественного действия, удовлетворяют свои духовные, познавательные, творческие, социальные потребности. Использ...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Познай себя" для 5 класса
Изучение данного курса направленно на правильное понимание своих возможностей, потребностей и интересов....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА педагога - психолога составлена на основе программы: «Программа по формированию базовых психических функций у учащихся начальной школы «Учись учиться»»
Большую роль в процессе учебной деятельности школьников начальных классов, играет уровень развития познавательных процессов: внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления....
Рабочая программа по психологии курс «Познай себя» для 7 класса
Программа по курсу «Познай себя» ориентирована на учащихся общеобразовательных классов.Основная часть учащихся этих классов испытывает трудности в обучении, у многих отмечается резкое сниж...