Методика первичной диагностики и выявления детей «группы риска» (М.И. Рожков, М.А. Ковальчук)
материал по психологии (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
Данная методика позволяет выявить "группу риска" по следующим показателям:
А. отношения в семье;
Б. агрессивность;
В. недоверие к людям;
Г. неуверенность в себе;
Д. акцентуации характера: гипертимный тип, истероидный тип, шизоидный тип, эмоционально-лабильный тип.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методика первичной диагностики и выявления группы риска | 20.81 КБ |
приложение 1 Ключ к методике | 23.74 КБ |
Бланк к методике | 14.39 КБ |
Сводная таблица | 13.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Методика первичной диагностики и выявления детей
«группы риска» (М.И. Рожков, М.А. Ковальчук)
Инструкция
«Вам предлагается ряд вопросов, касающихся различных сторон Вашей жизни и особенностей Вашего поведения! Если Вы честно и обдуманно ответите на каждый вопрос, у Вас будет возможность лучше узнать самого себя. Здесь нет правильных и неправильных ответов. Отвечайте на каждый вопрос следующим образом: если согласны, отвечайте «да», если не согласны – «нет». Работайте как можно быстрее, долго не раздумывайте».
- Считаешь ли ты, то людям можно доверять?
- Думаешь ли ты, что единственный способ достичь чего-то в жизни – это заботиться прежде всего о себе?
- Легко ли ты заводишь друзей?
- Трудно ли тебе говорить людям «нет»?
- Часто ли кто-нибудь из родителей несправедливо критикует тебя?
- Бывает ли так, что твои родители возражают против друзей, с которыми ты встречаешься?
- Часто ли ты нервничаешь?
- Бывают ли у тебя беспричинные колебания настроения?
- Являешься ли ты обычно центром внимания в компании сверстников?
- Можешь ли ты быть приветливым даже с теми, кого явно не любишь?
- Ты не любишь, когда тебя критикуют?
- Можешь ли ты быть откровенным с близкими друзьями?
- Раздражаешься ли ты иногда настолько, что начинаешь кидаться предметами?
- Способен ли ты на грубые шутки?
- Часто ли у тебя возникает чувство, что тебя не понимают?
- Бывает ли у тебя чувство, что за твоей спиной люди говорят о тебе плохо?
- Много ли у тебя близких друзей?
- Стесняешься ли ты обращаться к людям за помощью?
- Нравится ли тебе нарушать установленные правила?
- Бывает ли у тебя иногда желание причинять вред другим людям?
- Раздражают ли тебя родители?
- Всегда ли дома ты обеспечен всем жизненно необходимым?
- Ты всегда уверен в себе?
- Ты обычно вздрагиваешь при необычном звуке?
- Кажется ли тебе, что твои родители тебя не понимают?
- Свои неудачи ты переживаешь сам?
- Бывает ли, что когда ты остаешься один, твое настроение улучшается?
- Кажется ли тебе, что у твоих друзей более счастливая семья, чем у тебя?
- Чувствуешь ли ты себя несчастным из-за недостатка денег в семье?
- Бывает, что ты злишься на всех?
- Часто ли ты чувствуешь себя беззащитным?
- Легко ли ты осваиваешься в новом коллективе?
- Трудно ли тебе отвечать в школе перед всем классом?
- Есть ли у тебя знакомые, которых ты вообще не можешь переносить?
- Можешь ли ты ударить человека?
- Ты иногда угрожаешь людям?
- Часто ли родители наказывали тебя?
- Появлялось ли у тебя когда-нибудь сильное желание убежать из дома?
- Думаешь ли ты, что твои родители часто обходятся с тобой как с ребенком?
- Часто ли ты чувствуешь себя несчастным?
- Легко ли ты можешь рассердиться?
- Рискнул бы ты схватить за уздечку бегущую лошадь?
- Считаешь ли ты, что есть много глупых моральных норм поведения?
- Страдаешь ли ты от робости и застенчивости?
- Испытывал ли ты чувство, что тебя недостаточно любят в семье?
- Твои родители живут отдельно от тебя?
- Часто ли ты теряешь уверенность в себе из-за внешнего вида7
- Часто ли у тебя бывает веселое и беззаботное настроение?
- Ты подвижный человек?
- Любят ли тебя твои знакомые, друзья?
- Бывает ли, что твои родители тебя не понимают и кажутся тебе чужими?
- При неудачах бывает ли у тебя желание убежать куда-нибудь подальше и не возвращаться?
- Бывало ли, что кто-то из родителей вызывал у тебя чувство страха?
- Критикуют ли родители твой внешний вид?
- Завидуешь ли ты иногда счастью других?
- Часто ли ты чувствуешь себя одиноким, даже находясь среди людей?
- Есть ли люди, которых ты ненавидишь по-настоящему?
- Часто ли ты дерешься?
- Легко ли ты просишь помощи у другого человека?
- Легко ли тебе усидеть на месте?
- Ты охотно отвечаешь у доски в школе?
- Бывает ли, что ты так расстроен, что долго не можешь уснуть?
- Часто ли ты обнаруживал, что твой приятель тебя обманул?
- Часто ли ты ругаешься?
- Мог бы ты без тренировки управлять парусной лодкой?
- Часто ли в вашей семье бывают ссоры?
- Является ли один из твоих родителей очень нервным?
- Часто ли ты чувствуешь ты себя ничтожным?
- Беспокоит ли тебя ощущение, что люди могут угадать твои мысли?
- Ты всегда делаешь все по-своему?
- Бывают ли твои родители чересчур строги к тебе?
- Стесняешься ли ты в обществе малознакомых людей?
- Часто ли тебе кажется, что ты чем-то хуже других?
- Легко ли тебе удается поднять настроение друзей?
Ключ
Показатель | № вопроса |
А. Отношения в семье | 5+, 6+, 21+, 22-, 25+, 28+, 29+, 37+, 38+, 39+, 45+,46+, 53+, 54+, 66+, 67+, 71+ |
Б. Агрессивность | 13+, 14+, 19+, 20+, 35+, 36+, 42+, 57+, 58+, 64+, 65+ |
В. Недоверие к людям | 1-, 2+, 3-, 4+, 15+, 16+, 17-, 18+, 34+, 43+, 44+, 59-, 63+, 72+ |
Г. Неуверенность в себе | 7+, 8+, 23-, 24+, 30+, 31+, 32+, 33+, 40+, 41+, 47+, 55+, 56+, 68+, 69+, 73+ |
Д. Акцентуации: Д1. гипертимная Д2. истероидная Д3. шизоидная Д4. эмоционально-лабильная | 48+, 49+,60-, 74+ 9+, 10+, 50+, 61+ 26+, 27+, 51+, 70+ 11+, 12+, 52+, 62+ |
Ключ в виде таблицы использовать гораздо удобнее (см. Приложение 1) |
Оценка результатов
Показатель | Высокие баллы (группа риска) |
А. Отношение в семье | 8 и более баллов |
Б. Агрессивность | 6 и более баллов |
В. Недоверие к людям | 7 и более баллов |
Г. Неуверенность в себе | 8 и более баллов |
Д. Акцентуации характера | 3-4 балла по каждому типу акцентуации |
Обработка и интерпретация результатов
Ответы учащихся сверяются с ключом. Подсчитывается количество совпадений ответов с ключом по каждому показателю (шкале), при этом если в ключе после номера вопроса стоит знак «+», это соответствует ответу «да», знак «-» соответствует ответу «нет».
Суммарный балл по каждой из пяти шкал отражает степень ее выраженности. Чем больше суммарный балл, тем сильнее выражен данный психологический показатель и тем выше вероятность отнесения ребенка к группе риска.
1.Отношения в семье
Высокие баллы по данной шкале опросника свидетельствуют о нарушении внутрисемейных отношений, которое может быть обусловлено:
- Напряженной ситуацией в семье;
- Неприязнью;
- Ограничениями и требованиями дисциплины без чувства родительской любви;
- Страхом перед родителями и т.д.;
Когда напряжение, вызванное неудовлетворенностью отношениями в семье, продолжается слишком долго, оно начинает оказывать сильное разрушающее воздействие на здоровье детей и подростков.
2.Агрессивность
Высокие баллы по этой шкале свидетельствуют о повышенной враждебности, задиристости, грубости. Агрессия может выражаться и в скрытых формах – недоброжелательности и озлобленности. Повышенная агрессивность часто сопровождается повышенной склонностью к риску и является неотъемлемой чертой характера детей и подростков группы риска.
3.Недоверие к людям
Высокие баллы по этой школе говорят о сильно выраженном недоверии к окружающим людям, подозрительности, враждебности. Такие дети и подростки часто бывают пассивными и застенчивыми в общении со сверстниками из-за боязни быть отвергнутыми. Обычно это сопровождается коммуникативной некомпетентностью, неумением устанавливать дружеские взаимоотношения с другими людьми.
4.Неуверенность в себе
Высокие баллы по этой шкале свидетельствуют о высокой тревожности, неуверенности личности в себе, возможно, о наличии комплекса неполноценности, низкой самооценки. Эти качества личности также являются благодатной почвой для различных расстройств в поведении, дети и подростки, имеющие высокие оценки по этой шкале, могут быть отнесены к группе риска.
5. Акцентуации характера
К группе риска относят следующие типы акцентуации характера.
- Гипертимный тип. Отличается почти всегда хорошим настроением, имеет высокий тонус, энергичен, активен, проявляет стремление быть лидером, неустойчив в интересах, недостаточно разборчив в знакомствах, не любит однообразия, дисциплины, монотонной работы, оптимистичен, переоценивает свои возможности, бурно реагирует на события, раздражителен.
- Истероидный тип. Проявляет повышенную любовь к самому себе, жажду внимания со стороны, потребность в восхищении, сочувствии со стороны окружающих людей, старается показать себя в лучшем свете, демонстративен в поведении, претендует на исключительное положение среди сверстников, непостоянен и ненадежен в человеческих отношениях.
- Шизоидный тип. Характеризуется замкнутостью и неумением понимать состояние других людей, испытывает трудности в установлении нормальных отношений с людьми, часто уходит в себя, в свой недоступный другим людям внутренний мир, в мир фантазий и грез.
- Эмоционально-лабильный тип. Характеризуется крайней непредсказуемой изменчивостью настроения. Сон, аппетит, работоспособность и общительность зависят от настроения. Высокочувствителен к отношениям людей.
Предварительный просмотр:
Ключ А
1 | 11 | 21 | + | 31 | 41 | 51 | 61 | 71 | + | ||||||
2 | 12 | 22 | - | 32 | 42 | 52 | 62 | 72 | |||||||
3 | 13 | 23 | 33 | 43 | 53 | + | 63 | 73 | |||||||
4 | 14 | 24 | 34 | 44 | 54 | + | 64 | 74 | |||||||
5 | + | 15 | 25 | + | 35 | 45 | + | 55 | 65 | ||||||
6 | + | 16 | 26 | 36 | 46 | + | 56 | 66 | + | ||||||
7 | 17 | 27 | 37 | + | 47 | 57 | 67 | + | |||||||
8 | 18 | 28 | + | 38 | + | 48 | 58 | 68 | |||||||
9 | 19 | 29 | + | 39 | + | 49 | 59 | 69 | |||||||
10 | 20 | 30 | 40 | 50 | 60 | 70 | |||||||||
А = |
Ключ Б
1 | 11 | 21 | 31 | 41 | 51 | 61 | 71 | ||||||||
2 | 12 | 22 | 32 | 42 | + | 52 | 62 | 72 | |||||||
3 | 13 | + | 23 | 33 | 43 | 53 | 63 | 73 | |||||||
4 | 14 | + | 24 | 34 | 44 | 54 | 64 | + | 74 | ||||||
5 | 15 | 25 | 35 | + | 45 | 55 | 65 | + | |||||||
6 | 16 | 26 | 36 | + | 46 | 56 | 66 | ||||||||
7 | 17 | 27 | 37 | 47 | 57 | + | 67 | ||||||||
8 | 18 | 28 | 38 | 48 | 58 | + | 68 | ||||||||
9 | 19 | + | 29 | 39 | 49 | 59 | 69 | ||||||||
10 | 20 | + | 30 | 40 | 50 | 60 | 70 | ||||||||
Б = |
Ключ В
1 | - | 11 | 21 | 31 | 41 | 51 | 61 | 71 | |||||||
2 | + | 12 | 22 | 32 | 42 | 52 | 62 | 72 | + | ||||||
3 | - | 13 | 23 | 33 | 43 | + | 53 | 63 | + | 73 | |||||
4 | + | 14 | 24 | 34 | + | 44 | + | 54 | 64 | 74 | |||||
5 | 15 | + | 25 | 35 | 45 | 55 | 65 | ||||||||
6 | 16 | + | 26 | 36 | 46 | 56 | 66 | ||||||||
7 | 17 | - | 27 | 37 | 47 | 57 | 67 | ||||||||
8 | 18 | + | 28 | 38 | 48 | 58 | 68 | ||||||||
9 | 19 | 29 | 39 | 49 | 59 | - | 69 | ||||||||
10 | 20 | 30 | 40 | 50 | 60 | 70 | |||||||||
В= |
Ключ Г
1 | 11 | 21 | 31 | + | 41 | + | 51 | 61 | 71 | ||||||
2 | 12 | 22 | 32 | + | 42 | 52 | 62 | 72 | |||||||
3 | 13 | 23 | - | 33 | + | 43 | 53 | 63 | 73 | + | |||||
4 | 14 | 24 | + | 34 | 44 | 54 | 64 | 74 | |||||||
5 | 15 | 25 | 35 | 45 | 55 | + | 65 | ||||||||
6 | 16 | 26 | 36 | 46 | 56 | + | 66 | ||||||||
7 | + | 17 | 27 | 37 | 47 | + | 57 | 67 | |||||||
8 | + | 18 | 28 | 38 | 48 | 58 | 68 | + | |||||||
9 | 19 | 29 | 39 | 49 | 59 | 69 | + | ||||||||
10 | 20 | 30 | + | 40 | + | 50 | 60 | 70 | |||||||
Г = |
Ключ Д 1
1 | 11 | 21 | 31 | 41 | 51 | 61 | 71 | |||||||||
2 | 12 | 22 | 32 | 42 | 52 | 62 | 72 | |||||||||
3 | 13 | 23 | 33 | 43 | 53 | 63 | 73 | |||||||||
4 | 14 | 24 | 34 | 44 | 54 | 64 | 74 | + | ||||||||
5 | 15 | 25 | 35 | 45 | 55 | 65 | ||||||||||
6 | 16 | 26 | 36 | 46 | 56 | 66 | ||||||||||
7 | 17 | 27 | 37 | 47 | 57 | 67 | ||||||||||
8 | 18 | 28 | 38 | 48 | + | 58 | 68 | |||||||||
9 | 19 | 29 | 39 | 49 | + | 59 | 69 | |||||||||
10 | 20 | 30 | 40 | 50 | 60 | - | 70 | |||||||||
Д 1 = |
Ключ Д 2
1 | 11 | 21 | 31 | 41 | 51 | 61 | + | 71 | |||||||
2 | 12 | 22 | 32 | 42 | 52 | 62 | 72 | ||||||||
3 | 13 | 23 | 33 | 43 | 53 | 63 | 73 | ||||||||
4 | 14 | 24 | 34 | 44 | 54 | 64 | 74 | ||||||||
5 | 15 | 25 | 35 | 45 | 55 | 65 | |||||||||
6 | 16 | 26 | 36 | 46 | 56 | 66 | |||||||||
7 | 17 | 27 | 37 | 47 | 57 | 67 | |||||||||
8 | 18 | 28 | 38 | 48 | 58 | 68 | |||||||||
9 | + | 19 | 29 | 39 | 49 | 59 | 69 | ||||||||
10 | + | 20 | 30 | 40 | 50 | + | 60 | 70 | |||||||
Д 2 = |
Ключ Д 3
1 | 11 | 21 | 31 | 41 | 51 | + | 61 | 71 | |||||||
2 | 12 | 22 | 32 | 42 | 52 | 62 | 72 | ||||||||
3 | 13 | 23 | 33 | 43 | 53 | 63 | 73 | ||||||||
4 | 14 | 24 | 34 | 44 | 54 | 64 | 74 | ||||||||
5 | 15 | 25 | 35 | 45 | 55 | 65 | |||||||||
6 | 16 | 26 | + | 36 | 46 | 56 | 66 | ||||||||
7 | 17 | 27 | + | 37 | 47 | 57 | 67 | ||||||||
8 | 18 | 28 | 38 | 48 | 58 | 68 | |||||||||
9 | 19 | 29 | 39 | 49 | 59 | 69 | |||||||||
10 | 20 | 30 | 40 | 50 | 60 | 70 | + | ||||||||
Д 3 = |
Ключ Д 4
1 | 11 | + | 21 | 31 | 41 | 51 | 61 | 71 | |||||||
2 | 12 | + | 22 | 32 | 42 | 52 | + | 62 | + | 72 | |||||
3 | 13 | 23 | 33 | 43 | 53 | 63 | 73 | ||||||||
4 | 14 | 24 | 34 | 44 | 54 | 64 | 74 | ||||||||
5 | 15 | 25 | 35 | 45 | 55 | 65 | |||||||||
6 | 16 | 26 | 36 | 46 | 56 | 66 | |||||||||
7 | 17 | 27 | 37 | 47 | 57 | 67 | |||||||||
8 | 18 | 28 | 38 | 48 | 58 | 68 | |||||||||
9 | 19 | 29 | 39 | 49 | 59 | 69 | |||||||||
10 | 20 | 30 | 40 | 50 | 60 | 70 | |||||||||
Д 4 = |
Предварительный просмотр:
Фамилия __________________________________ Имя______________________________
Возраст___________________ Класс________________ Дата__________________________
1 | 11 | 21 | 31 | 41 | 51 | 61 | 71 | ||||||||
2 | 12 | 22 | 32 | 42 | 52 | 62 | 72 | ||||||||
3 | 13 | 23 | 33 | 43 | 53 | 63 | 73 | ||||||||
4 | 14 | 24 | 34 | 44 | 54 | 64 | 74 | ||||||||
5 | 15 | 25 | 35 | 45 | 55 | 65 | |||||||||
6 | 16 | 26 | 36 | 46 | 56 | 66 | |||||||||
7 | 17 | 27 | 37 | 47 | 57 | 67 | |||||||||
8 | 18 | 28 | 38 | 48 | 58 | 68 | |||||||||
9 | 19 | 29 | 39 | 49 | 59 | 69 | |||||||||
10 | 20 | 30 | 40 | 50 | 60 | 70 | |||||||||
А = | Б = | В = | Г = | ||||||||||||
Д 1= | Д 2= | Д 3= | Д 4= |
Вывод:_________________________________________________________________________________
Фамилия __________________________________ Имя______________________________
Возраст___________________ Класс________________ Дата__________________________
1 | 11 | 21 | 31 | 41 | 51 | 61 | 71 | ||||||||
2 | 12 | 22 | 32 | 42 | 52 | 62 | 72 | ||||||||
3 | 13 | 23 | 33 | 43 | 53 | 63 | 73 | ||||||||
4 | 14 | 24 | 34 | 44 | 54 | 64 | 74 | ||||||||
5 | 15 | 25 | 35 | 45 | 55 | 65 | |||||||||
6 | 16 | 26 | 36 | 46 | 56 | 66 | |||||||||
7 | 17 | 27 | 37 | 47 | 57 | 67 | |||||||||
8 | 18 | 28 | 38 | 48 | 58 | 68 | |||||||||
9 | 19 | 29 | 39 | 49 | 59 | 69 | |||||||||
10 | 20 | 30 | 40 | 50 | 60 | 70 | |||||||||
А = | Б = | В = | Г = | ||||||||||||
Д 1= | Д 2= | Д 3= | Д 4= |
Вывод:_________________________________________________________________________________
Фамилия __________________________________ Имя______________________________
Возраст___________________ Класс________________ Дата__________________________
1 | 11 | 21 | 31 | 41 | 51 | 61 | 71 | |||||||||
2 | 12 | 22 | 32 | 42 | 52 | 62 | 72 | |||||||||
3 | 13 | 23 | 33 | 43 | 53 | 63 | 73 | |||||||||
4 | 14 | 24 | 34 | 44 | 54 | 64 | 74 | |||||||||
5 | 15 | 25 | 35 | 45 | 55 | 65 | ||||||||||
6 | 16 | 26 | 36 | 46 | 56 | 66 | ||||||||||
7 | 17 | 27 | 37 | 47 | 57 | 67 | ||||||||||
8 | 18 | 28 | 38 | 48 | 58 | 68 | ||||||||||
9 | 19 | 29 | 39 | 49 | 59 | 69 | ||||||||||
10 | 20 | 30 | 40 | 50 | 60 | 70 | ||||||||||
А = | Б = | В = | Г = | |||||||||||||
Д 1= | Д 2= | Д 3= | Д 4= |
Предварительный просмотр:
Сводная таблица результатов по методике
Класс___________ МБОУ СОШ №____________________ Дата______________
№ п/п | ФИ ученика | А | Б | В | Г | Д 1 | Д 2 | Д 4 | Д 4 | |
Классный руководитель__________________________________________________________________
Педагог-психолог: __________________________________ (________________________)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диагностический инструментарий. Анкета для учителя или родителей "Определение детей "группы риска". Экспресс - диагностика.
Анкета «Определение детей группы риска» предназначена для экспресс-диагностики, позволяющей выявить детей групп риска. Анкета состоит из 33 вопросов, ответить на которые да/нет предлагается учит...
Методика первичной диагностики и выявления детей группы риска
Представлена методика и готвый раздаточный материал....
Диагностика детей группы риска
Данная диагностика не создаст трудностей в использовании....
Методика первичной диагностики и выявления детей "группы риска" по М.И.Рожкову и М.А.Ковальчук.
Данный материал содержит первичные диагностические методики для определения особенностей развития личности, выявления факторов риска и для использования результатов методик при построении коррекционно...
Пакет диагностических материалов по выявлению детей группы риска по авитальному поведению с признаками психоэмоционального неблагополучия в условиях общеобразовательной организации
Важным вопросом в организации профилактики авитального поведения детей и подростов - это вопрос диагностики риска, выявление группы обучающихся с признаками психоэмоционального неблагополучия.Цель дан...
Методики для детей группы риска
методики для педагога психолога для работы с детьми группы риска...
Методика по выявлению детей группы риска
Опросник, направленный на выявление несовершеннолетних "группы риска"....