Пакет диагностических материалов по выявлению детей группы риска по авитальному поведению с признаками психоэмоционального неблагополучия в условиях общеобразовательной организации
тест по психологии (8 класс)

Важным вопросом в организации профилактики авитального поведения детей и подростов - это вопрос диагностики риска, выявление группы обучающихся с признаками психоэмоционального неблагополучия.

Цель данного пакета диагностических материалов -  обеспечить педагогов образовательных организаций алгоритмом диагностических процедур и диагностическим инструментарием.

Основу разработки алгоритма диагностических процедур составляют диагностические критерии (маркеры) риска авитального поведения детей и подростков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл диагностика29.75 КБ

Предварительный просмотр:

Пакет диагностических материалов

 по выявлению детей группы риска по авитальному поведению

с признаками психоэмоционального неблагополучия

в условиях общеобразовательной организации

Важным вопросом в организации профилактики авитального поведения детей и подростов - это вопрос диагностики риска, выявление группы обучающихся с признаками психоэмоционального неблагополучия.

Цель данного пакета диагностических материалов -  обеспечить педагогов образовательных организаций алгоритмом диагностических процедур и диагностическим инструментарием.

Основу разработки алгоритма диагностических процедур составляют диагностические критерии (маркеры) риска авитального поведения детей и подростков.

Риск авитального поведения – это комплексная характеристика психического состояния дезадаптированной личности, сформированного индивидуально неповторимым сочетанием особенностей личности и способами ее взаимодействия с социальной средой в экстремальных для нее жизненных ситуациях (как правило, в условиях конфликта в системе значимых отношений), сопровождающегося негативно окрашенными аффективными переживаниями и отражающего степень сформированностиавитальных установок.

При определении индивидуального авитального риска необходим сопоставительный анализ двух групп факторов – риска и защиты. При этом диагностика факторов риска должна включать в себя изучение:

1) социальной ситуации развития - социально-психологические особенности семьи и родительско-детских отношений, наличие/отсутствие психотравмирующих событий, обстоятельств, ситуаций в прошлом и настоящем; структуру межличностных отношений и социометрический статус обучающегося;

2) индивидуальные психологические особенности обучающегося - уровень депрессии, безнадежности, тревожности, страхи, интровертность/экстравертность, демонстративность, отстраненность (отказ от общения), агрессивность, негативизм, асоциальность, антисоциальность, признаки возможной психической патологии.

Следует учитывать, что перечисленные факторы в той или иной степени подвержены изменениям в течение времени, меняются ситуации, уровень адаптации и реакции личности, мотивы поведения, семейная ситуация, статус и т.д. Поэтому диагностированный у конкретного ребенка в данных обстоятельствах уровень риска - низкий, средний или высокий, не может экстраполироваться на будущее, следовательно, диагностика риска авитального поведения несовершеннолетних в образовательном учреждении не может быть разовым мероприятием, диагностика должна иметь характер мониторинга, являться систематической.

Предложенный алгоритм диагностических процедур (таблица 1) предусматривает два этапа: массовый и селективный скрининг.

1 этап. Массовый скрининг.

Основная цель и результат массового скрининга -выявление учащихся группы риска авитального поведения.

Объектом выступают все учащиеся. Предметом диагностики выступают признаки психоэмоционального неблагополучия, факторы наличия кризисной ситуации и социометрический статус учащегося, его положение в системе межличностных отношений в ученической группе.

Основная роль на первом этапе отводится классному руководителю, возможно участие социального педагога.

Основные методы – беседа, наблюдение, при необходимости социометрия. Форма отчета – Карта наблюдения, в которой отражается степень выраженности основных факторов авитального поведения(приложение 1).

2 этап. Селективный скрининг.

Объектом селективного скрининга выступают учащиеся группы риска, выявленные по результатам диагностики на первом этапе. Предметом диагностики выступают уровень безнадежности, депрессии, тип акцентуации характера, личностные особенности. Диагностика

Основная роль на данном этапе отводится педагогу-психологу.

Результат селективного скрининга состоит в дифференциации выявленной группы по уровню риска и в формулировке психологического диагноза, направленного на выяснение сущности индивидуально-психологических особенностей личности с целью оценки их актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендаций. Отметим, что содержание психологического диагноза определяет характер рекомендаций, которые могут включать в себя меры психолого-педагогического сопровождения, реализуемых на уровне образовательного учреждения, а также в случае необходимости рекомендации по получению консультаций медицинскими, клиническими психологами, врачами психиатрами и врачами-психотерапевтами. Результаты психодиагностического обследования оформляются в форме заключения.

В приложении 2 приводятся основные психодиагностические методики, которые можно использовать для дифференциации выявленной группы по уровню риска:

- Опросник детской депрессии М. Ковач;

- Методика «Шкала надежды и безнадежности» (А.А. Горбатков);

- Патохарактерологический диагностический опросник (Н.Я. Иванов, А.Е. Личко);

 - проективная методика «Рисунок человека» (руководство под редакцией А.Л. Венгер).

Работа с обучающимися на данном этапе проводится с согласия родителей.

                

        

Таблица 1. Алгоритм диагностических действий

по оценке рискаавитального поведения несовершеннолетних в образовательном учреждении

Этапы

Объект

диагностики

Предмет

диагностики

Диагностический метод

Субъект

диагностики

Форма отчета

Результат

МАССОВЫЙ

СКРИНИНГ

все учащиеся

наличие факторов риска формирования авитального поведения, психоэмоционального неблагополучия у учащихся

наблюдение,

беседа

классный

руководитель

карта (таблица)

факторов риска формирования авитального поведения, психоэмоционального неблагополучия

выявление

учащихся группы риска с признаками психоэмоционального неблагополучия

социометрический статус учащегося

социометрия

классный

руководитель

социометрическая

матрица

СЕЛЕКТИВНЫЙ

СКРИНИНГ

учащиеся группы риска (с согласия родителей)

уровень депрессии

Опросник детской

депрессии М. Ковач

педагог-психолог

индивидуальные протоколы

дифференциация группы по уровню риска авитального поведения,

оформление

заключения,

индивидуальныйплан

комплексного сопровождения (классный руководитель, социальный педагог, педагог-психолог),

рекомендации

уровень

безнадежности

методика «Шкала

надежды и

безнадежности»

(А.А. Горбатков)

педагог-психолог

индивидуальные протоколы

тревожность, страхи,

интровертность/

экстравертность,

демонстративность,

отстраненность

(отказ от общения),

агрессивность,

негативизм,

асоциальность,

антисоциальность

проективная методика

«Рисунок человека»

(руководство под редакцией А.Л. Венгер)

педагог-психолог

индивидуальный протокол

тип акцентуации

патохарактерологический

диагностический опросник (Н.Я. Иванов,

А.Е. Личко )

педагог-психолог

индивидуальный протокол


Степень выраженности риска  можно определить степенью влияния личностно-ситуационных и средовых факторов.

К числу таких критериев (маркеров) можно отнести: индивидуально-психологические особенности несовершеннолетних, признаки патохарактерологического развития, психотравмирующие обстоятельства (ситуация), уровень депрессии, уровень безнадежности.

Основные факторы риска развитияавитального поведения

 Семейные факторы:

– психические заболевания в семейной истории, история самоубийства или суицидальные попытки в семье;

– пренебрежение и жестокое обращение, насилие в семье;

– низкий социально-экономический статус и образовательныйуровень, безработица в семье и, как следствие, недостаточнаяинтеграция ребенка в социум;

– конфликты в семье, частые ссоры между родителями (опекунами), недостаток внимания и заботы о детях в семье, недостаточное внимание к состоянию ребенка (например, из-занехватки времени);

– алкоголизация, наркомания или другие виды антисоциального поведения родителей;

– частые переезды со сменой места жительства;

– проживание (по разным причинам) без родителей.

 Психиатрические нарушения у ребенка: тревожно-депрессивныерасстройства, расстройства личности, нарушения пищевого поведения, психотические расстройства и др.

 Личностные особенности:

– импульсивность, нестабильность настроения;

– перфекционизм (желание делать все идеально, обостреннаяреакция на критику, совершенные ошибки, недочеты);

– агрессивное поведение, раздражительность;

– неумение преодолевать проблемы и трудности, отсутствиегибкости мышления;

– нестабильная самооценка, идеи переоценки собственной личности с последующим ее обесцениванием;

– самодовольство, излишняя самоуверенность или чувство неполноценности и неуверенности, которое может скрыватьсяза маской надменности, доминирования, отвержения или провоцирующего поведения;

– склонность к тревоге и подавленности, частое плохое настроение;

– отступление от полоролевых стереотипов в поведении, проблемы, связанные с сексуальной ориентацией, и, как следствие, ситуация отвержения своей социальной группой.

Дополнительные провоцирующие факторы авитального поведения

ситуации, субъективно переживаемые как обидные, оскорбительные, несправедливые, глубоко ранящие. Объективная оценка взрослого в данном случае может сильно отличаться;

– депрессивные состояния с переживаниями безнадежности, безысходности, брошенности, ненужности, одиночества;

– крушение романтических отношений, разлука или ссора с друзьями;

– неприятности в семье;

– проблемы с законом;

– запугивание, издевательства (буллинг) со стороны сверстников;

– неспособность справиться с учебной программой, разочарованиеуспехами в школе;

– нежелательная беременность, аборт, заражение болезнью, передающейся половым путем;

– переломные моменты жизни;

– внезапное заболевание, ведущее к нарушению привычной жизнедеятельности;

– распад семьи, развод или уход одного из родителей из семьи,смерть одного из членов семьи;

употребление алкоголя, ПАВ.

Дополнительные поведенческие симптомы наличияавитальных намерений

– Депрессивная симптоматика (вялость,апатия; потеря интереса к занятиям, раньше доставлявшим удовольствие; нехарактерное снижение активности);

– резкое снижение успеваемости;

– ухудшение поведения в школе, нарушение дисциплины, пропускизанятий, прогулы;

– увеличение потребления (или начало потребления) табака, алкоголяили наркотиков;

– высказывания о нежелании жить, прямые или косвенные: «Скороэто все закончится», «Хорошо бы заснуть и не проснуться» и т.п.

– заинтересованность темой смерти;

– подготовка к совершению попытки (сбор таблеток, изучение информации о способах самоубийства);

– символическое прощание с ближайшим окружением (раздача личных вещей);

– сообщение друзьям о принятии решения о самоубийстве;

– другие резкие изменения в поведении.

Определение реального авитального риска всегда должно проводиться на основании двух рядов факторов: риска (авитальные) и защиты (витальные). Витальные факторы личности – это сформированные положительные жизненные установки, жизненная позиция, комплекс личностных факторов и психологические особенности человека, а также душевные переживания, препятствующие осуществлению суицидальных намерений.

Выделяют следующие группы: индивидуальные витальные факторы и основные факторы защиты от авитального поведения.

К индивидуальным  факторамзащиты относятся:

- эмоциональная привязанность к родным и близким людям, степень значимости отношений с ними, боязнь причинить им душевную боль;

- выраженное чувство долга, обязательность.

Факторы, обеспечивающие защитуот авитального поведения

а) Семья: хорошие, сердечные отношения, поддержка со стороны родных.

б) Личностные факторы: развитые социальные навыки; уверенностьв себе; умение обращаться за помощью к окружающим при возникновении трудностей; открытость к мнению и опыту других людей, к получению новых знаний; наличие религиозно-философскихубеждений, осуждающих суицид.

в) Социально-демографические факторы: социальная интеграция(включенность в общественную жизнь), хорошие отношения в школе с учителями и одноклассниками.

Основные из перечисленных факторов стали основой для разработки Карты наблюдения "Выраженность основных факторов риска и защиты формирования авитального поведения у обучающихся"(Приложение 1).

Литература

  1. Абрумова А.Г., Тихоненко В.А. Диагностика суицидального поведения // Методические рекомендации. М.: 1980, - 48 с.
  2. Банников Г.С., Павлова Т.С., Вихристюк О.В. Скрининговая диагностика антивитальных переживаний и склонности к импульсивности, аутоагрессивному поведению у подростков (предварительные результаты) // электронный журнал «Психологическая наука и образование».- 2014. - № 1. // URL: http://psyedu.ru/journal/2014/1/Bannikov_Pavlova.phtml
  3. Банников Г.С., Павлова Т.С., Кошкин К.А., Летова А.В. Потенциальные и актуальные факторы риска развития суицидального поведения подростков (обзор литературы) // Суицидология. 2015. № 4. - С. 21-32. Белова А.П., Малых С.Б., Сабирова Е.З., Лобаскова М.М. Оценка депрессивности в подростковом возрасте // Вестник ЮУрГУ.-2008. - № 10-18.
  4. Борисов И.В., Гладышев А.Г., Любов Е.Б. Онтологический взгляд: суицидальное поведение и феномен жизнестойкости // Суицидология.-2013.-№ 35. -С. 32-43.
  5. Вагин Ю.Р. Вопросы феноменологической суицидологии // Суицидология. - 2011. - № 3. - С. 3-17
  6. Горбатков А.А. Шкала надежды и безнадежности для подростков: некоторые аспекты валидизации // Психологическая наука и образование . - 2002. - № 3. - С. 89-103.
  7. Дмитриева Н.В., Короленко Ц.П., Левина Л.В. Психологические особенности личности суицидальных подростков // Вестник Кемеровского государственного университета.- 2015.-№ 1.-Т.1.-С. 127-134.
  8. Павлова Т.С., Банников Г.С. Современные теории суицидального поведения подростков и молодежи [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование: электрон. журн. 2013. № 4. URL: http://psyjournals.ru/psyedu_ru/ 2013/n4/65717.shtml
  9. Сучкова М. А., Данилова М. В. Особенности суицидального риска у подростков: анализ гендерных проявлений // Молодой ученый. — 2014. — №8. — С. 875-877.
  10. Холмогорова А.Б., Воликова С.В. Основные итоги исследований факторов суицидального риска у подростков на основе психосоциальной многофакторной модели расстройств аффективного спектра. [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2012. № 2. URL: http:// medpsy.ru.
  11. Юсупова Г.В., А.А. Галиуллина Психоэмоциональное здоровье подростка как основа устойчивости личности к факторам, провоцирующим суицид // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. - 2015. - № 1. - С. 240-244.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальное сопровождение детей "группы риска в условиях сельской общеобразовательной школы"

Программа разработана для организации работы с детьми "зоны риска", "группы риска"в условиях сельского социума. Личностно -ориентированный подход в обучении и воспитании ребенка - это один из  эффекти...

Методика первичной диагностики и выявления детей группы риска

Представлена методика и готвый раздаточный материал....

Методика первичной диагностики и выявления детей "группы риска" по М.И.Рожкову и М.А.Ковальчук.

Данный материал содержит первичные диагностические методики для определения особенностей развития личности, выявления факторов риска и для использования результатов методик при построении коррекционно...

«Социально-педагогическое сопровождение детей «группы риска» в условиях поликультурной общеобразовательной школы».Курсовая работа

В работе представлена психолого-педагогическая характеристика детей «группы риска», рассказывается о технологии социально-педагогического сопровождения детей«группы риска» в...

Роль социального педагога в организации индивидуального сопровождения детей «группы риска» в условиях детского дома.

Роль социального педагога в организации индивидуального сопровождения детей «группы риска» в условиях детского дома. Презентация к докладу....

Методика по выявлению детей группы риска

Опросник, направленный на выявление несовершеннолетних "группы риска"....

Методика первичной диагностики и выявления детей «группы риска» (М.И. Рожков, М.А. Ковальчук)

Данная методика позволяет выявить "группу риска" по следующим показателям:А. отношения в семье;Б. агрессивность;В. недоверие к людям;Г. неуверенность в себе;Д. акцентуации характера: гиперти...