Игровые технологии в деятельности службы сопровождения
статья по психологии
Использование активных и интерактивных форм работы с субъектами образовательных отношений является показателем профессиональной компетентности специалистов службы сопровождения. Материал знакомит с особенностями игровых технологий в социальной и образовательной сфере, опытом игрового моделирования, который может использоваться в практике служб сопровождения образовательных организаций.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Игровые технологии в деятельности службы сопровождения
Липинская М.Н.
Прежде чем обозначить игровые технологии, реализуемые в деятельности службы сопровождения, остановимся на дискуссионных вопросах, с которыми мы сталкиваемся при анализе исследований, посвященных игровым технологиям.
Большинство исследователей относят игровые технологии к группе педагогических или социокультурных технологий.
В этом случае игровые технологии не представляют собой отдельную независимую группу технологий, а рассматриваются в контексте реализации целей образования, в контексте процесса социализации личности: выступают как средство формирования основ здорового образа жизни, правовой культуры, гуманистических ценностных ориентаций и т.д.
Среди педагогических технологий Селевко Г.К. выделяет:
- технологии педагогической поддержки (сопровождения), заключающиеся в совместной с ребёнком деятельности по определению его интересов, возможностей и путей развития; технологии реабилитации как восстановления каких-либо утраченных способностей или функций; технологии педагогической помощи (традиционный вид деятельности учителя);
- технологии, направленные на создание условий эффективной социализации (самостоятельного освоения ребёнком общественных норм и ценностей; возможны акценты в этих технологиях на социальную адаптацию (приспособление) к условиям среды, на социальную автономизацию (сохранение и развитие самостоятельности и индивидуальности), на социальное закаливание (подготовленность к встрече с неблагоприятными обстоятельствами);
- технологии работы с отклоняющимися (трудными и одарёнными) детьми.
Второй аспект, который необходимо отметить – это отсутствие единой трактовки понятия «игровые, игровая технология». Достаточно часто игровые технологии рассматриваются как метод или совокупность методов; как систематизированный набор игр, упражнений, заданий игрового характера.
В связи с этим встает вопрос: «А достаточно ли нам обладать неким набором игровых упражнений или игровым методом, чтобы обозначить его как игровую технологию?»
И неизбежно мы должны еще раз обратиться к понятиям «технология» и «метод» в их базовом значении.
Существенные характеристики технологии:
- получение гарантированного результата;
- наличие последовательности действий, алгоритма, ведущего к достижению заявленной цели;
- технология не предполагает изменение субъектов ее реализующих;
- минимизирована творческая активность субъектов, реализующих технологию и объектов, на которые она направлена;
- технология характеризуется воспроизводимостью;
- технология требует объективного контроля с использованием количественных показателей.
Метод, являясь частью технологического процесса, представляет собой способ достижения цели.
Особенностью технологий, реализуемых в психолого-педагогической деятельности, является то, что они предполагают изменение объекта, на который они направлены, что является показателем результативности применения технологии (например, в ситуации организации социально-педагогического сопровождения устойчивые позитивные изменения в жизнедеятельности клиента являются одним из критериев его эффективности); стимулируют изменение объектов; требуют контроля с использованием количественных и качественных показателей. В связи с этим размывается грань между понятиями «технология» и «метод».
В основе игровой технологии лежит способ освоения человеком мира и отношений в нем, способ самоутверждения человека, состоящий в произвольном конструировании действительности в условном плане.
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации обозначила задачи повышения эффективности комплексной поддержки уязвимых категорий детей, способствующей их социальной реабилитации и полноценной интеграции в общество; обеспечение условий для повышения социальной, коммуникативной и педагогической компетентности родителей.
Приказ Минпросвещения России от 03.09.2019 N 465 «Об утверждении перечня средств обучения и воспитания, необходимых для реализации образовательных программ …» вводит настольные игры как необходимую составляющую комплектации групп продленного дня, кабинетов психологов и логопедов, изучения ряда предметов в начальной школе, организации игровых комнат и рекреационных зон.
В деятельности службы сопровождения могут быть реализованы игровые технологии по следующим направлениям:
Субъекты образовательных отношений | |||
Обучающиеся | Педагоги | Семья | |
Направления | Диагностика Адаптация Развитие Коррекция Реабилитация Профилактика Профориентация Просвещение Консультирование | Диагностика Адаптация Профилактика Просвещение Консультирование | Диагностика Развитие Просвещение Коррекция Консультирование |
В психолого-педагогической деятельности большое распространение получили интерактивные игры, основанные на взаимодействии ведущего и группы, которое структурировано в соответствии с педагогической целью и позволяет осознать причины, структуру, специфику групповых и межличностных проблем. Применяя игровые технологии, мы должны четко понимать, что во «мнимых» игровых условиях разворачивается деятельность, назначение которой – развитие реальных социальных качеств участников. В игре задаются как педагогические, так и игровые цели. Прописываются все структурны элементы (участники, регламент, правила, условия, необходимый материал, описание ролей; этапы). В общем плане можно выделить следующие этапы разработки и реализации игровой технологии: этап целеполагания, проектирования содержания, реализации технологии и контрольный этап. Этап реализации включает: ведение в игру, основные действия (будут связаны с конкретной игровой технологией: деловая игра, имитационная или ролевая), завершение игры, обсуждение.
При реализации игровых технологий могут быть использованы методы проектирования, мозгового штурма, групповой дискуссии, разыгрывания ролей и др.
Среди целей игровых технологий можно выделить:
- снятие эмоционального напряжения;
- отреагирование отрицательных эмоций;
- сплочение группы;
- формирование эмпатии;
- обучение навыкам конструктивного взаимодействия;
- развитие навыков саморегуляции.
Обратимся к опыту игрового моделирования в социальной сфере и сфере образования, который может быть использован в деятельности службы сопровождения.
- Компьютерные имитационные игры
- Автономная некоммерческая организация «Семья детям» (г. Екатеринбург).
Игра «Ежка и его секреты» (http://www.family2children.ru/Igra_Ezhka_i_ego_sekreti). Игра ориентирована на формирование навыков безопасного поведения в ситуациях риска (профилактика преступлений в отношении детей).
- Общественная организация «Врачи детям».
Тренажер для смелых (http://www.classgames.ru). Игра направлена на профилактику буллинга. Включает образовательный компонент, диагностические ситуации и эффективные стратегии поведения.
- Настольные игры
- Академия развития игровых технологий «ИЛАРТ» (г. Калуга).
Данная организация представляет широкий набор настольных игр, которые могут быть использованы как при работе с детьми, так и при оказании психолого-педагогической поддержки родителям: «Душа профессии», «7 граней успешного родительства», «Конфликту НЕТ», «Папами не рождаются» и др.
- ООО «Социальные технологии развития».
Разработка индивидуальных и коллективных игр для решения самых важных задач, стоящих в жизни перед каждым человеком и коллективами людей. Метод «Личная социальная перспектива».
- Ролевые игры
- Проект «Полдень» (Проект социальной адаптации сирот и трудных подростков).
Главная особенность ролевой игры: обучающийся самостоятельно принимает участие в специально конструируемой сложной ситуации и, тем самым, получает опыт, обнаруживает свое незнание или достигает понимания.
- Социодрама
- Городской центр социальных программ и профилактики асоциальных явлений среди молодежи «КОНТАКТ».
Интерактивная форма работы с подростками, включающая в себя театрализованное представление, затрагивающее актуальные для данной категории вопросы, с последующим обсуждением.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровые технологии в процессе психологического сопровождения ребенка в школе
Статья о значимости игровых технологий в процессе психологического сопровождения ребенка в школе. В статье даны описания некотороых мгровых методик. Подробное описание методики "Вертушка", которое мож...
Игровые технологии в процессе психологического сопровождения ребенка в школе.
Данный материал будет интересен учителям иностранного языка, которые активно используют игровые технологии на уроках. Здесь я предлагаю различные виды игр для детей разных возрастов.Игра помогае...
Макет для создания проекта совместной деятельности специалистов службы сопровождения (логопед, дефектолог, психолог)
Макет может быть использован различными учасиниками образовательного процесса для планирования и реализации совместной проектной деятельности....
Организация различных видов групповой работы и влияние их на готовность специалистов служб сопровождения к профессиональной деятельности
В презентации рассматириваются интересные виды групповой работы для повышения квалификации специалистов служб сопровождения замещающих семей....
Нормативно-правовое обеспечение деятельности педагога-психолога службы сопровождения образовательной организации (выступление на городском семинаре 18.11.2015 г.)
В статье рассматривается организационно-методическая документация педагога- психолога службы сопровождения образовательной организации...
Игровые технологии в деятельности классного руководителя
Значение игры в ознакомлении с классным коллективом. Предлагается тест "Выражение лица". Возможность выявления взаимоотношений в семье и лидеров в классе....
МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНО – ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ.
Посная Г.В.,социальный педагог Санкт-Петербургского Государственного бюджетного учреждения центр для детей-сирот, оставшихся без попечения родителей «Центр содействия семейному воспитанию № 12&r...