Игровые технологии в процессе психологического сопровождения ребенка в школе
методическая разработка по психологии по теме
Статья о значимости игровых технологий в процессе психологического сопровождения ребенка в школе. В статье даны описания некотороых мгровых методик. Подробное описание методики "Вертушка", которое можно успешно использовать для работы с учащимися, педагогами и родителями. Статья сопровождается мультимедийной презентацией.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Сопровождать - значит идти, ехать вместе с кем-либо в качестве спутника или провожающего. «Толковом словаре русского языка» (под редакцией Д. Ушакова)
1. Систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребёнка и динамики его психического развития в процессе школьного обучения. 2. Создание социально-психологических условий для развития личности ребенка и его успешного обучения. 3. Создание социально-психологических условий для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии и обучении.
«Она охватывает всю человеческую жизнь до самого основания, овладевает ее и существенным образом определяет бытийный склад человека, а также способ понимания бытия человека». (Е. Финка «Основные феномены человеческого бытия»).
Первый раз – в первый класс … нагружать все больше нас…
Подростковый возраст - время подумать…
«Катастрофа в пустыне» «От сумы да от тюрьмы», «Страшноватый суд» «Стул откровений» «Альтернатива»
Детский эколого-краеведческий лагерь «Радуга»
Работа с родителями. Тренинг совместно с детьми.
Игровая технология «Вертушка»
А 5 Столик А Столик Б Столик В Столик Г Столик Д 1 тур А1А2А3А4А5 Б1Б2Б3Б4Б5 В1В2В3В4В5 Г1Г2Г3Г4Г5 Д1Д2Д3Д4Д5 2 ТУР А1Б1В1Г1Д1 А2Б2В2Г2Д2 А3Б3В3Г3Д3 А4Б4В4Г4Д4 А5Б5В5Г5Д5 3 ТУР А1Б2В3Г4Д5 А2Б3В4Г5Д1 А3Б4В5Г1Д2 А5Б5В1Г2Д3 А4Б1В2Г3Д4 4 ТУР А4Б4В3Г2Д1 А5Б3В2Г1Д5 А3Б2В1Г5Д4 А2Б1В5Г4Д3 А1Б5В4Г3Д2 5 ТУР А1Б4В2Г5Д3 А2Б5В3Г1Д4 А5Б1В4Г2Д5 А4Б2В5Г3Д1 А3Б3В1Г4Д2
Новое хорошо забытое старое
Предварительный просмотр:
Кургина Марина Владимировна
Ленинградская область, Всеволожский район, п.Агалатово,
МОБУ «Агалатовская СОШ»
Игровые технологии в процессе психологического сопровождения ребенка в школе.
Идея психологического сопровождения лежит в основе школьной психологической службы.
Прежде всего, необходимо понимать лексическое значение слова “сопровождать”? В «Толковом словаре русского языка» (под редакцией Д. Ушакова) мы читаем: сопровождать - значит идти, ехать вместе с кем-либо в качестве спутника или провожающего. То есть, сопровождение ребенка по его жизненному пути - это движение вместе с ним, рядом с ним, иногда - чуть впереди, если надо объяснить возможные пути.
Школьная жизнь ребенка протекает в сложно организованной, разнообразной по формам и направленности среде. По своей природе эта среда социальна, так как представляет собой систему различных отношений ребенка со сверстниками и школьниками другого возраста, педагогами, родителями (своими и одноклассников), другими взрослыми, участвующими в школьном процессе. Попадая в школьный мир, ребенок оказывается перед множеством разнообразных выборов, касающихся всех сторон жизни в нем: как учиться и как строить свои отношения с учителями, как общаться со сверстниками, как относиться к тем или иным требованиям и нормам и многое другое. Можно сказать, что школьная среда предлагает школьнику на выбор множество дорог и путей, по которым можно идти и развиваться.
Исходя из выше изложенного, необходимо сделать вывод, что психологическое сопровождение рассматривается в первую очередь как процесс, как целостная деятельность практического психолога, в рамках которой могут быть выделены следующие обязательные взаимосвязанные компоненты:
1. Систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребёнка и динамики его психического развития в процессе школьного обучения.
2. Создание социально-психологических условий для развития личности ребенка и его успешного обучения.
3. Создание социально-психологических условий для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии и обучении.
Необходимо обратить внимание на второй и третий компоненты, именно выполнение их способствует успешной адаптации ребенка при переходе в различные социальные группы, а в дальнейшем, в адаптации и определении социальных ролей по окончании школы. Эта и есть та практическая часть психологического сопровождения ребенка в школе, которую необходимо проводить систематически совместно с педагогами и родителями.
Итак, мы приходим к идее необходимости разработки и проведения специальных игровых занятий с применением тренинговых упражнений.
Почему игровые занятия? Потому что игра имеет большое значение в жизни ребёнка, такое же, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет.
Современные западноевропейские философы Й. Хейзинги, Г. Гадамер, Е. Финк относят игру к одному из основных феноменов человеческого существования. «Она охватывает всю человеческую жизнь до самого основания, овладевает ее и существенным образом определяет бытийный склад человека, а также способ понимания бытия человека». (Е. Финка «Основные феномены человеческого бытия»).
Желательно руководить игрой. Нужно, прежде всего, сказать, что между игрой и работой нет такой большой разницы, как многие думают. Хорошая игра похожа на хорошую работу, плохая игра похожа на плохую работу. Это сходство очень велико, можно прямо сказать: плохая работа больше похожа на плохую игру, чем на хорошую работу.
В каждой хорошей игре есть, прежде всего, рабочее усилие и усилие мысли плюс правильно подобранные тренинговые упражнения, и, возможно, решение важных жизненных вопросов.
В данном ракурсе необходимо рассмотреть психологическое сопровождение всех ступеней учебного процесса.
Первая ступень – это проблема адаптации в первом классе, далее с процессом взросления ощущение собственной значимость, и подготовка к переходу в среднее звено. Просто рассказать ребенку о том, что в школе ему будет интересно, у него появится много друзей, конечно, этого мало. Ведь эти слова и действия не внесены еще в практику. А как ребенку объяснить, что значит быть внимательным на уроке. И вот тут нам и необходима игра и тренинговые упражнения.
Это могут быть упражнения и игры: «Чего не хватает?», «Акустики» «Пишущая машинка», « Зеркало» и др.
Мы знаем, что игра определяется как вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе. И в процессе этой игровой деятельности и формируются важнейшие модели поведения, которые мы видим во взрослой жизни.
Например, вернемся к проблеме «внимательный» или «невнимательный». Это значит постоянно быть включенным в игру, которая помогает ребенку замечать происходящее вокруг него, определять различные мелочи. Например, на этой неделе в школе может быть объявлена игра «Что я видел по дороге в школу», педагогом или родителем ведется определенный учет увиденного каждым ребенком. Через несколько дней игра усложняется, например « Что особенно интересным мне показалось по дороге в школу», опять учет, и так далее до окончания игры с последующим поощрением. И тогда складывается привычка анализировать увиденное, подмечать различные мелочи, что приводит к повышению уровня внимания и на уроках в том числе.
Вот другой пример из моей практики. На первых этапах обучения в существует проблема – дети как будто не слышат друг друга, в результате в классе присутствует постоянный шум. Мы провели ряд игровых занятий, включили тренинговые упражнения, помогающих решить эту проблему. Особенно понравилось ребятам упражнение «Стон королевы», предложенное Клаусом Фопелем. В ходе этого упражнения ребята учатся бесшумно двигаться по классу, другие упражнения («Зеркало») научили ребят понимать мимические движения друг друга, что снизило уровень шума в классе.
И вот ребенок в среднем звене. На первый план выходит проблема адаптации в пятом классе. На мой взгляд, самое важное еще впереди. Это период так называемого подросткового возраста, когда ребенку необходимо научиться не только строить, но и разрушать взаимоотношения, если они вредят ему. В этом возрасте просто необходимо научиться правильно, строить взаимоотношения с противоположным полом, и, конечно, быть толерантным к и своим сверстникам, и к родителям. А как этому всему научиться, если не в игре?
На этом этапе особенно важные тренинговые упражнения, требующие кинестетического контакта участников занятия; упражнения, направленные на регуляцию своих эмоций и чувств. Особенно важны и интересны большие ролевые игры, направленные на поиск компромисса. В этом необходимо обратиться к играм, предлагаемым Игорем Вачковым. Это «Катастрофа в пустыне», «От сумы да от тюрьмы», «Страшноватый суд», «Стул откровений», «Альтернатива».
В ходе предложенных игры с применением тренинговых технологий ребята учатся не бояться делать комплименты друг другу, находить положительные качества в каждом человеке, адекватно воспринимать критику в свой адрес, находиться альтернативную модель поведения, в результате которой не будет причинён вред себе, своему собеседнику и своему конкуренту. Невозможно научиться этим качествам владея лишь теорией, необходимо проигрывать ситуации и учиться действовать.
Еще один пример из практики. При подготовке игры к празднику «День Святого Валентина», мы решили создать игровую ситуацию «Юноша приглашает девушку в кафе». Эта игра была очень важно для ребят. Они «проиграли» ситуацию приглашения, оформления заказа в кафе, оплату счета. Затем совместно с ребятами мы разобрали отдельные моменты игры и сделали очень важные выводы.
Конечно, все этапы взросления важно, но необходимо обратить внимание на старшего школьника – ученика 10 -11 класса.
В этот момент идет активная подготовка к экзаменационным испытаниям в форме ЕГЭ и профессиональное самоопределение. Кроме этого на первый план выступает необходимость эмоциональной разгрузки. Как старший школьник может ее получить? Посещая спортивную секцию, танцевальный кружок, кинотеатр и др. Но не всегда и не всех есть эта возможность. А вот организовать и провести игровую программу, включая тренинговые упражнения и простые детские игры можно и нужно.
Правила поведения при подготовке и проведения ЕГЭ, выбор профессии также необходимо «проигрывать».
Особое внимание хочется обратить на организацию работы с родителями. Проведение родительских собраний в лекционной форме уже давно устарела и не имеет должного эффекта. Поэтому мы используем проведение совместных с детьми деловых и ролевых игр, в ходе которых решаются важные вопросы взаимодействия между родителями и детьми, вопросы обучения очень действенна. При организации работы с родителями используется игровая технология «Вертушка», в ходе которой можно собрать разные группы и обсудить различные вопросы. Принцип работы заключается в следующем: родителям и детям раздаются маршрутные листы, следуя которым они перемещаются из одной группы в другую. Количество групп определяется в зависимости от количества участников, учитывая, что в группе должно быть не менее 4 человек. Для каждой группы определяется один вопрос, который обсуждает в течении определенного времени, далее по сигналу ведущего участники переходят в другие группы. В результате такого перемещения, поставленные вопросы обсуждаются в различных группах. Например, мы обсуждали вопросы «Какие трудности я испытывал при обучении в школе», «Когда я опаздывал на урок, я говорил…», «Мой любимый предмет в школе» и т.п. Когда эти вопросы дети обсуждали совместно со своими родителями, и с родителями своих одноклассников, они понимали, что подобные проблемы существовали и в период обучения их родителей, и дети пути решения подобных проблем. А родители в свою очередь понимали, что трудности, с которыми сталкивается их ребенок, существовали и у них самих, в результате мы совместно искали решение.
Используя в своей работе подобные игровые программы, сделала вывод, что в любом возрасте дети и взрослые хотят играть, только эту игру, игровую ситуацию надо правильно организовать.
Литература.
- Организация психологической работы в школе, М.Р. Битянова, Учебное пособие, 1998г: 298с.
- Основные феномены человеческого бытия, Е. Финк
- ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИИ ГРУППОВОГО ТРЕНИНГА. М: Издательство "Ось-89", 1999. – 1995. – № 3. – с. 73-84. Вачков И. В.
- Практический психолог в школе: лекции, консультирование, тренинги. Автор: Самоукина Н. Издательство: ИНТОР Год издания: 1997 Страниц: 192
- Программа психологического сопровождения учащихся, учителей и родителей (http://school12-geldor.ucoz.ru/publ/17-1-0-32)
- Энергия паузы. Психологические игры и упражнения. Практическое пособие. Автор: К. Фопель. Издательство: Генезис. Год издания: 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему "Игровые технологии в процессе занятий физической культурой Игровые технологии в процессе занятий физической культурой
Игровая деятельность на уроках физической культуры занимает важное место в образовательном процессе. Ценность игровой деятельности заключается в том, что она учитывает психо...
Роль игровых технологий в процессе обучения и воспитания учащихся начальной школы СКОШ VIII вида.
Доклад о роли игровых технологий в процессе обучения и воспитания учащихся начальной школы СКОШ 8 вида...
Программа психологического сопровождения Совета старшеклассников "Школа лидера"
Развитие лидерских качеств у старшеклассников, формирование активной жизненной позиции...
Программа психологического сопровождения Совета старшеклассников "Школа лидера"
Развитие лидерских качеств у старшеклассников, формирование активной жизненной позиции...
Использование игровых технологий в процессе обучения на уроках профессионально-трудового обучения в коррекционной школе VIII вида.
Участие учащихся в дидактических играх способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху. В играх совершенствуется мышление, речь, ученик приобретает навыки планирования и ...
Игровые технологии в процессе психологического сопровождения ребенка в школе.
Данный материал будет интересен учителям иностранного языка, которые активно используют игровые технологии на уроках. Здесь я предлагаю различные виды игр для детей разных возрастов.Игра помогае...
Особенности использования игровых технологий в процессе обучения английскому языку учащихся с ограниченными возможностями здоровья в средней школе в контексте ФГОС
В некоторых классах есть ученики с ограниченными возможностями здоровья, обучающиеся на дому. Работа с детьми на уроке английского языка должна вестись с учётом индивидуальных особенностей и применени...