Статья ОБЩЕНИЕ В СЕМЬЕ, КАК ГЛАВНЫЙ ФАКТОР УСПЕШНОГО ВОСПИТАНИЯ
статья по психологии
В статье представлен практический материал для работы с родителями по формированию навыков взаимодействия с детьми
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_soloveychik_1.docx | 20.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Леонтьева Елена Николаевна, педагог-психолог МБОУ МСОШ
ОБЩЕНИЕ В СЕМЬЕ, КАК ГЛАВНЫЙ ФАКТОР УСПЕШНОГО ВОСПИТАНИЯ
В статье представлен практический материал для работы с родителями по формированию навыков взаимодействия с детьми.
Ключевые слова: общение, коммуникация, вера в ребенка, ресурсы.
«Детская душа не поддается управлению – с ребенком можно лишь
общаться, причем под словом «общение» я понимаю не всякий контакт, а только душевный» - писал С.Соловейчик. Общение в семье представляет собой отношение членов семьи друг к другу и их взаимодействие, обмен информацией, духовный контакт. Но зачастую сегодня мы слышим от родителей: «когда общаться, я работаю», «мы общаемся, но он ничего мне не рассказывает», «с ним невозможно общаться…». Общение является одним из основных факторов формирования личности ребенка. Глубокий постоянный психологический контакт с ребенком — это универсальное требование к воспитанию, которое в одинаковой степени может быть рекомендовано всем родителям, контакт необходим в воспитании каждого ребенка в любом возрасте. Основа для сохранения контакта — искренняя заинтересованность во всем, что происходит в жизни ребенка, искреннее любопытство к его детским, пусть самым пустяковым и наивным, проблемам, желание понимать, наблюдать за всеми изменениями, которые происходят в душе и сознании растущего человека. Умению родителей общаться без постоянного осуждения личности ребенка помогает вера в то хорошее и сильное, что есть в каждом, даже в самом неблагополучном, ребенке.
В своей работе, через родительские собрания и тренинги, я стараюсь
помочь родителям увидеть свои ресурсы в воспитании, раскрываю наилучшие приёмы взаимодействия с ребенком, показываю пути развития родительских возможностей. Наверняка многие помнят о принципах общения с ребенком: безусловная любовь и принятие; активное слушание; личный пример; тактильный и зрительный контакт; вера в ребенка.
Для актуализации беседы с родителями, обычно, предлагаю различные
анкеты, вопросы в которых помогают выявить проблемы, например: дети не говорят с родителями по душам, не советуются по личным вопросам, родители не имеют общих увлечений с ребенком и не проводят свободное время с детьми, друзья детей не бывают в гостях и т.п. Также предлагаю рефлексивные упражнения.
Лестница «Коммуникативного мастерства».
Прикрепите свой стикер на ту ступеньку, на которой, по вашему мнению, находитесь вы в общении со своим ребенком.
1-я - у меня не получается эффективно общаться с ребенком
2-я- я стараюсь, но выходит не всегда
3-я- у меня чаще получается донести свои мысли и услышать ребенка
4-я- у меня нет проблем в общении с ребенком, мы друг друга понимаем.
5-я- я мастер коммуникации
Упражнение с мячом «Что нужно, чтобы ребенок был успешным в общении?»
Данное упражнение помогает увидеть несовершенства в собственном воспитании детей, услышать мнение других родителей.
Упражнение «Реклама». Каждому родителю предлагается тремя фразами прорекламировать своего ребенка. Например:
1.Всегда придет на помощь товарищу.
2.Классно катается на коньках.
3.Главный запевала в хоре.
Упражнение «Цветик-семицветик»
Ведущий на встрече с детьми, которая предшествует его работе с родителями, раздает им цветочки с семью лепестками и предлагает написать свои желания в сфере взаимоотношений с родителями. Аналогичные цветы раздаются родителям. Им предлагается подумать и написать, о чем мечтают их дети. Затем родителям предъявляются детские цветы, и они могут сравнить свои результаты с детскими.
Упражнение «Самолётик»
«У каждого из вас есть чистый лист бумаги, возьмите его в руки, а теперь вспомните, как когда-нибудь, вы ругали своих детей и при каждом воспоминании грубого, невыдержанного слова или поведения сгибайте лист. А сейчас начните разгибать лист и с каждым отгибом вспоминайте те добрые и ласковые слова, которые вы ему говорили, как признавались в любви своему родному человечку, и просто те счастливые минуты, которые проводили вместе. Вы расправили листок, но на нем, так и остались линии сгиба, так, и в душе ребенка, на всю жизнь остаются травмы, шрамы от непонимания и несправедливости к нему. Помните – никогда не поздно признать и исправить свои ошибки. А теперь сложите из этого листа самолетик, как символ надежды, достижения цели, на его крыльях напишите фразу, как обещание самому себе: «Я постараюсь исправить свои ошибки!» (пишут). А сейчас, на счет «три» произносим обещание про себя или вслух и запускаем самолетики ввысь. Три вещи никогда не возвращаются обратно - Время, Слово, Возможность. Поэтому не теряйте времени, выбирайте слова, не упускайте возможность». Эффективным является знакомство с техникой «активного слушания» с разыгрыванием конкретных ситуаций.
Список литературы:
1.Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком . Как ? М ., 2000.
2.С.Соловейчик. Непрописные истины воспитания. Избранные статьи. -
М.; «АСТ», 2017.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семья как основополагающий фактор успешной социализации дошкольника.
Глобальные перемены в жизнедеятельности современного мира в политической, экономической и социальной сферах постепенно создают необходимость в переосмыслении теории и практике воспитания и...
Моделирование ситуации общения как главный фактор успешности обучения и повышения иноязычной компетенции учащихся.
Данная работа посвящена проблеме формирования навыков говорения обучающихся.Раскрываются главные аспекты и этапы речевой деятельности и факторы успешности влияющие на неё....
Статья "Педагогическое сопровождение семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания школьника" (из опыта работы)
Предлагаемая статья была представлена в форме доклада на городском семинаре классных руководителей по заявленной теме. Выступление сопровождалось презентацией....
Педагогический проект "Семья и школа - залог успешного воспитания ребенка"
Целью данного проекта является создание условий для активизации воспитательных функций родителей через вовлечение их в единое образовательно - воспитательное ...
«Духовно-нравственное развитие обучающихся как главный фактор педагогического взаимодействия школы и семьи»
Вопрос взаимоотношения семьи и школы во все времена был актуальным, но новизна современной ситуации в том, что значительная часть современных родителей пытается разобраться в сущности подходов к обуче...
Уклад жизни семьи, как один из главных факторов воспитания по А. С. Макаренко. Опыт использования наследия А.С. Макаренко в работе с семьей.
Данная статья основана на опыте использования идей и работ величайшего педагога Антона Семеновича Макаренко в работе с родителями....
Сотрудничество и взаимодействие замещающей семьи с социальным окружением, родительским сообществом, как фактор успешной адаптации приемного ребенка в семье.
В материале освещается проблема адаптации приемных детей в замещающих семьях. Рассматриваются построения взаимодействияи детей данной категории в приемной семье и школе, в родительском сообществе. В с...