Педагогический проект "Семья и школа - залог успешного воспитания ребенка"
методическая разработка по теме

Людишина Светлана Ильинична

Целью данного проекта является создание условий  для активизации  воспитательных функций  родителей  через   вовлечение их  в единое образовательно - воспитательное пространство.

Задачи:

1. Обобщить и систематизировать теоретические сведения о формах и принципах взаимодействия семьи и школы.

2. Определить основные проблемы во взаимодействии семьи и школы.

З. Разработать принципы эффективного взаимодействия се­мьи и школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_vzaimodeystvie_semi_i_shkoly.doc160.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«СЕМЬЯ И ШКОЛА –

ЗАЛОГ УСПЕШНОГО ВОСПИТАНИЯ РЕБЁНКА»

 

Составитель: ЗДУВР Людишина С.И.

Семья и школа - это берег и море.

На берегу ребенок делает свои первые шаги,

получает первые уроки жизни,

а потом перед ним открывается необозримое море знаний,

и курс в этом море прокладывает школа.

Это не значит, что он должен совсем оторваться от берега. 

Л. А. Кассиль

Целью данного проекта является создание условий  для активизации  воспитательных функций  родителей  через   вовлечение их  в единое образовательно - воспитательное пространство.

Задачи:

1. Обобщить и систематизировать теоретические сведения о формах и принципах взаимодействия семьи и школы.

2. Определить основные проблемы во взаимодействии семьи и школы.

З. Разработать принципы эффективного взаимодействия семьи и школы.

Определяющее влияние в воспитании ребенка оказывает семья, формирование структуры личности в первую очередь зависит от отношения внутри семьи, отношения к проблемам ребенка родителей, от отношения к своим родительским обязанностям. В связи с этим нельзя в процессе обучения не учитывать этот фактор, т.к. только совместные усилия школы и родителей позволит успешно решать задачи обучения, развития и формирования личности учащихся. Я считаю, что указанные в проекте задачи необходимо решать через совместную деятельность школы, родителей и детей, которая выражается в подготовке и проведении внеклассных мероприятий. При проведении мероприятий необходимо учитывать интересы детей, дать возможность им раскрыться творчески, помочь родителям познать своего ребенка, его способности, интересы вне семьи.

Успешное решение задач воспитания и обучения возможно только при объединении усилий семьи и школы. Школа является одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих образовательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, семьи и социума.

Данная концепция  позволяет при успешном ее выполнении создать коллектив единомышленников из учителей, родителей и детей, которому под силу решать самые сложные задачи.  

Данный проект направлен на учащихся 1- 9 классов.

Организаторы и участники проекта:

- педагоги школы;

- школьное ученическое самоуправление;

- общешкольный родительский комитет;

- родители учащихся (по желанию)

- школьный и сельский библиотекари;

- педагог-психолог;

- фельдшер ФАПа.

Проект рассчитан на период с сентября  2010 по май 2011 гг.

При последовательной реализации проекта может сложиться эффективная система взаимодействия всех субъектов образовательного процесса.

Организация круглого стола.

План проведения:

1. Обоснование выбора темы. Цели и задачи.

2. Теоретические сведения «Взаимодействие школы и родителей».

3. Работа творческих групп:

Группа 1. «Анкета для родителей», «Анкета для учителей»

Группа 2. «Принципы взаимодействия для учителей»

Группа3.«Принципы взаимодействия для родителей»

Группа эмоциональной поддержки:

- Советы учителям;

- Советы родителям.

4.Представление отчетов творческих групп.

5. Подведение итогов работы. Принятие проекта решения.

    Постановка проблемы

Семья - основа будущего благополучия человека, уверенности в завтрашнем дне. Ребенок- надежда и опора родителей, они вправе надеяться на его помощь и поддержку, на уважительное к себе отношение. Ребенок должен расти и развиваться в атмосфере любви, доброты и поддержки, свободной от любых форм насилия.

       Современные семьи развиваются в условиях качественно новой и противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи, разрабатываются и реализуются комплексные целевые программы по укреплению и повышению ее значимости в воспитании детей. С другой стороны, наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем.  Это прежде всего падение жизненного уровня большинства семей, рост числа разводов, увеличение числа неполных и имеющих одного ребенка семей. Значительная часть подростков удаляется от родителей. Следовательно, в сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны школы.  

Успешное решение задач воспитания и обучения возможно только при объединении усилий семьи и школы. Школа является одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих образовательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, семьи и социума.

Концепция модернизации российского образования подчеркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания и обучения ребенка.

Школа во все времена стремилась усилить свое влияниe на семью, чтобы с ее помощью реализовать возможности и развить способности ребенка. В современном мире школа становится все более открытой, стремится к диалогу, межличностному общению, широкому социальному взаимодействию.

Практика показывает, что сотрудничество семьи и школы становится все более актуальным и востребованным.

Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками. Это позволит лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях, развить его способности, преодолеть негативное в поведении. Педагогическому коллективу важно установить партнерские отношения с семьями своих учеников, создать атмосферу  взаимоподдержки  и общности интересов.

Процесс взаимодействия семьи и школы должен быть направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную   деятельность, сотрудничество с детьми, педагогами.

Поэтому был разработан проект  программы работы с семьей.

Принципы взаимодействия семьи и школы

  1. Взаимное уважение и доверие.

2. Понимание должно завершаться развивающим советом и готовностью родителя действовать самостоятельно.

3.Умейте слышать и слушать.

4. Разумная система взысканий и положительное стимулирование - путь к успеху.

5. Верить в творческие силы ребенка.

6.Ребенок - главная цель взаимодействия.

7.Вся деятельность в интересах ребенка.

8.Поддерживайте и отмечайте успехи.

9.В здоровом теле - здоровый дух!

10.Учи не только знать, но и применять.  

11. Сохраняй спокойствие, гнев никогда не был аргументом.

12. Помни! Когда детям нечем заняться, они занимаются озорством.

Возможные формы и методы работы:

1.Организация родительских собраний — собрания не должны сводится к монологу учителя, это взаимный обмен мнениями, идеями, совместный поиск.

  • Родительский лекторий.
  • Тематические конференции.
  • Индивидуальная работа.
  • Круглый стол

2. Сотрудничество с родителями.

- организация совместных мероприятий.

 

3. Личностно-ориентированная коллективная творческая деятельность и ее организация

4.Составление социальных карт. 

- Организация диагностической работы по изучению семей.

5.Создание условий для обеспечения прав родителей на участие в управлении образовательным учреждением, организации учебно-воспитательного процесса;

- помощь в организации деятельности общественных родительских формирований (попечительский совет, родительский комитет).

 В школе работает родительский комитет, с его помощью решаются многие задачи.

Индивидуальная работа с родителями.

   А)  «День открытых дверей для родителей»

- индивидуальные и групповые консультации по педагогическим        

  вопросам;

- индивидуальные консультации работников социально –

  психологической службы;

-консультации по правовым вопросам инспектора КДН (по мере необходимости).

Б) Индивидуальные посещения классными руководителями, соц. педагогом  семей учащихся.

Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми в общеобразовательном учреждении важно представлять коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живёт только в том случае, если организована совместная деятельность педагогов, детей, родителей.

Следовательно, целесообразно значительную часть воспитательного процесса организовать совместно с учащимися и родителями, а возникшие проблемы и задачи решать сообща, чтобы прийти к согласию, не ущемляя интересов друг друга и объединяя усилия для достижения более высоких результатов.

План реализации  проекта

Месяц

Мероприятие

Ответственный

Сентябрь

День знаний

Педагог-организатор, совет школы

Сентябрь

Мои родители - мои друзья

(игровая программа с участием родителей (в походе)

Октябрь

Акция «Доброе дело»

Педагог-организатор, совет школы

Октябрь

Акция ко  Дню пожилых людей

( концерт «Дорогие мои старики»)

Педагог-организатор, совет школы, родительский комитет

Октябрь

Любимые сказки (КВН по сказкам)

Библиотекарь

Ноябрь

Концерт ко Дню матери

Кл. рук-ли

Ноябрь

Создание географической карты моей родни.

Кл. рук-ли

Декабрь

Домашний музей  (выставка) «Моя семья»

Кл. рук-ли

Декабрь

Общешкольное род. собрание «Здоровье ребенка в наших руках»

Мед. работник

Декабрь

Новогодний карнавал

Педагог-организатор, совет школы

Январь

Мой семейный альбом (выставка)

Педагог-организатор, совет школы

Февраль

«Папа, мама, я – спортивная семья»

Учитель физической культуры и ОБЖ, совет школы

Февраль

«Отцы и дети» (конкурсно-игровая программа с участие пап)

Педагог-организатор, совет школы

Март

Конкурсная программа «Мамино фирменное блюдо»

Март

Концерт к дню 8 марта

Кл. рук-ли, совет школы

Апрель

Общешкольный праздник «Сильные, смелые, умелые»

Педагог-организатор, совет школы

Май

Общешкольный праздник «День рождение ДО»

Педагог-организатор, совет школы

Май

 Последний звонок для 9 класса

Кл. рук-ли

май

Заключительный  концерт «Вместе лучше»

Педагог-организатор, совет школы

май

Отзывы  «Наш проект»

ЗД УВР

Предполагаемые результаты

В процессе реализации проекта предполагается:

1.Активизация  роли семьи в воспитательно-образовательном процессе (критерий соц. значимости).

2.Оказание родителями помощи в решении организационных и иных вопросов воспитательного процесса.

3. Снижение количества неблагополучных семей (критерий востребованности общества).

4. Новая деятельность привлечет внимание учащихся и родителей к организации жизнедеятельности класса, создание новых классных и семейных традиций.

5. Благодаря новым семейным приоритетам, сформированным в ходе реализации проекта, учащиеся более ответственно будут относиться к своей семье, друзьям и всем взрослым.

Финансовое обеспечение проекта

Проект рассчитан на внутренние ресурсы школы. Его финансирование будет осуществляться за счет бюджетных и внебюджетных средств  школы.

Критерии результативности реализации проекта

критерий

показатели

Способы оценки

Социальная значимость

-динамика роста дел

-востребованность услуг

-рост обращений, положительных оценок

Наблюдение, анализ, опросники

Социальное развитие

-динамика уровня развития

-организационные навыки

Тесты, анкетирование, опросники, наблюдения, анализ степени участия

Педагогическая эффективность

-качество методического сопровождения

-мотивация педагогов

Анкетирование, опросники, наблюдение, анализ

Показатели эффективности проекта

  1. отсутствие конфликтности, “мирное” разрешение проблем между учащимися и их родителями, между родителями и школой;
  2. повышение степени удовлетворённости родителей результатами работы школы и классного руководителя;
  3. активное участие родителей в жизни школы;
  4. устойчивость в поведении детей.

Приложения

Взаимодействие школы и родителей

Вопрос о том, включать или не включать родителей в образовательный процесс, в России и в западных странах давно уже не ставится. Активное включение семьи в работу школы, по аналогии с химическим процессом, является тем фиксатором, который закрепляет и увеличивает эффект, производимый другим процессом (деятельностью самой школы).

И учителей и родителей волнуют различные аспекты взаимодействия семьи и школы. Ведь мы обучаем и воспитываем ребенка в специфических условиях, одни в школе, планомерно, обдуманно, другие дома, где воспитание более «таинственно» и свободно.

От успешного развития взаимодействия выигрывают обе стороны.

Положительным результатом сотрудничества для учителей становится:

  • повышение уважения со стороны родителей и общества в целом;
  • улучшение межличностных взаимоотношений с родителями;

повышение авторитета в глазах детей, родителей;

  • повышение удовлетворенности своей работой.

Для родителей положительным результатом становится:

  • повышение самооценки и самоодобрения;
  • лучшее знание школьных программ;

• уверенность в том, что при обучении учитывается мнение родителей и их пожелания;·

  • ощущение своей значимости в школе;
  • повышение их родительской компетентности;

• улучшение общения с ребенком вообще и в школе в частности.

Для детей выигрыш очевиден, он проявляется:

  • в лучшей посещаемости школы;
  • улучшении знаний, развитии умений;
  •  социальном становлении.

Проблема состоит в определении уровня участия и ответственности родителей.

Выделяют две формы общения школы и семьи:

  • односторонне направленное общение;

• двусторонне направленное общение.

Одностороннее общение предполагает инициативу

школы в его развитии и включает записи в дневники, четкие рекомендации родителям.

Двустороннее общение предполагает инициативу как со стороны школы, так и со стороны семьи и может проявляться в форме собраний, встреч, дней открытых дверей, посещений семей.

Выделяют два подхода к организации взаимодействия:

  • традиционный;
  • партнерский.

Традиционный подход: школа определяет роль родителей и их функции во взаимодействии. Основную ответственность при этом несет школа, а родители лишь помогают ей в случае необходимости.

Партнерский подход: основан на совместной ответственности и ее разделении между семьей и школой в процессе обучения детей и их социализации. Цель этого подхода - развить опыт детей в ходе обучения и повысить  его эффективность.

Школа по- разному  оказывает влияние на различных детей.

 

Ее влияние более эффективно на тех из них, которые  имеют крепкую семью. Школа создает возможности для  учебы всех детей, но только семья может создать условия, соответствующую среду для обучения.

По  мнению современных ученых, наиболее важные факторы успешности обучения ребенка, на которые оказывают влияние родители, это:

 • посещение ребенком школы;

• выполнение домашних заданий, дополнительное образование дома;

• количество и качество просматриваемых телевизионных программ.

    По мнению ученых, данные факторы  на 90% объясняют  успехи и неудачи ребенка в школе.

Работа с родителями будет эффективной и принесет удовлетворение, как считают психологи, если педагог встает  на позицию «взрослый-взрослый» и создаст атмосферу равноправного сотрудничества.

Стратегия успешного взаимодействия с семьей, определенная педагогами-профессионалами и психологами, должна состоять из следующих положении:

_ Мы должны помнить, что все семьи имеют сильные стороны.

_ Мы должны воспринимать ошибки и недостатки семьи  не как ошибки семьи, а как ошибки социальной системы в создании возможностей обучения и развитии компетентности  семьи.

_ Мы должны развивать работу с семьями на основе всего положительного, что у них есть, а не преодолевать ее  недостатки.

_ При вмешательстве в жизнь семьи мы не должны думать, что делаем это «для людей», а должны стремиться к тому, чтобы семья как можно меньше зависела от профессионалов (педагогов, психологов, социальных работников).

Наиболее эффективные формы работы с родителями:

 • Организация родительских собраний – собрания не должны сводиться к монологу учителя, это взаимный обмен мнениями, идеями, совместный поиск. Формы взаимодействия педагогов и родителей - это многообразие организации их совместной деятельности и общения.

 Родительское собрание - одна из основных форм работы с родителями. На нём обсуждаются проблемы жизни классного и родительского коллективов. Классный руководитель направляет деятельность родителей в процессе его подготовки. Собрания не должны сводиться к монологу учителя. Это взаимный обмен мнениями, идеями, совместный поиск. К сожалению, стоит констатировать, что значительная часть родителей пассивна и не научена занимать не только активную, но и вообще какую-либо выразительную позицию на родительских собраниях. Плохую помощь оказывает учителю отсутствие профессионального любопытства. Можно говорить об эмпирической формуле «чем больше я знаю о ребёнке и его семье, тем более я могу быть ему полезен». Однако в условиях демократии меняется характер взаимоотношений с учеником и его семьёй. Мы можем рассчитывать только на ту информацию, которую нам готовы дать, поскольку вмешательство в чужую жизнь, использование частной информации во вред семье и ребёнку в условиях демократии не допустимы. Как мотивировать родителей, чтобы родительское собрание вошло в их жизнь как нужная и приятная необходимость? н. Чем и как родитель мог бы быть полезен школе и как добиться, чтобы он захотел быть полезным, как вывести родителя на родительских собраниях из пассивной позиции? Этим целям могут служить анкетирования, родительские доклады и сообщения, собрание-праздник со столом, самодеятельностью и т. д.

Формы проведения родительских собраний

• Письменная форма, когда классный руководитель отправляет родителям некоторые документы, разработки, родители оценивают их и вносят свои предложения.

  • Родительское собрание вместе с учащимися.

• Родительское собрание в форме презентации семей, их традиций, умений, отношений, взглядов на воспитание.

  • Родительское собрание в кафе.
  • Родительское собрание во время похода у костра.
  • Родительское собрание в форме игры.

• Родительское собрание в форме пресс-конференции, когда-либо приглашаются специалисты, интересующие родителей, либо они оказываются среди родителей.

  • Родительское собрание мужчин.

• Родительское собрание в форме пресс-конференции учителей-предметников и последующего про ведения индивидуальных консультаций.

• Родительское собрание-спектакль, в котором выступают дети.

• Родительское собрание параллели для обсуждения важных проектов и программ, предлагаемых администрацией школы.

• Родительский лекторий. Способствует повышению педагогической культуры родителей, их психолого-педагогической компетентности в семейном воспитании, выработке единых подходов семьи и школы к воспитанию детей. В определении тематики участвуют родители.

• Тематические конференции по обмену опытом воспитания детей. Такая форма привлекает внимание родительской и педагогической общественности, деятелей науки и культуры.

• Презентации опыта семейного воспитания в средствах массовой информации.

Вечера вопросов и ответов проводятся с привлечением психологов, врачей, юристов и других специалистов, на них приглашаются родители с учетом возрастных особенностей детей (родители первоклассников, папы мальчиков-подростков, мамы учениц 8-9 классов).

Диспут, дискуссия - обмен мнениями по проблемам воспитания - одна из интересных для родителей форм повышения педагогической культуры. Она позволяет включить их в обсуждение важнейших проблем, способствует формированию умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на накопленный опыт, стимулирует активное педагогическое мышление. Результаты дискуссий воспринимаются с большим доверием.

Встречи родительской общественности с администрацией школы, учителями целесообразно проводить ежегодно. Педагоги знакомят родителей с требованиями организации работы по предмету, выслушивают пожелания родителей. В процессе совместного обсуждения возможно составление программ действий, перспективных планов совместной работы.

Индивидуальная работа, групповые формы взаимодействия педагогов и родителей. Особенно важной формой является деятельность родительского комитета. Родительский актив - это опора педагогов, и при умелом взаимодействии они успешно решают общие задачи. Родительский комитет стремится привлечь родителей и детей к организации классных, школьных дел, решению проблем жизни коллектива.

Десять секретов успешного проведения родительского собрания (памятка для педагога)

1. Для проведения родительского собрания выберите наиболее благоприятный день и час и постарайтесь, чтобы на это время ни у вас, ни у родителей ваших учеников не было запланировано никаких важных дел, интересных телепередач и т. п.

2. Определите одну наиболее важную проблему, касающуюся учеников вашего класса, и на ее обсуждении постройте разговор с родителями.

3. Особое внимание обратите на размещение родителей в классе. Например, можно расставить столы и стулья по кругу, чтобы все участники родительского собрания хорошо видели и слышали друг друга.

4. Подготовьте визитки с именами родителей, особенно в том случае, если они еще недостаточно хорошо знают друг друга.

5. Вместе с родителями придумайте правила для участников собрания. Например:

  •  снимать верхнюю одежду обязательно;
  • не допускается молчания при обсуждении проблемы;
  •  отвергая предложение (мнение), необходимо вносить встречное;

• называть друг друга по имени и отчеству или только по имени и т. д.

Берегите время людей, приглашенных на собрание. С этой целью установите регламент и строго следите за его соблюдением.

6. В ходе собрания используйте игры и групповые формы организации взаимодействия родителей.

7. Сделать общение на собрании непринужденным и откровенным может помочь чашка чая.

8. При обсуждении проблемных вопросов опирайтесь на жизненный и педагогический опыт наиболее авторитетных родителей, на мнение членов родительского комитета и совета школы.

9. Стремитесь к тому, чтобы на собрании были приняты конкретные решения.

  • Тематические конференции.
  • Индивидуальная работа.
  • Дни открытых дверей.

• Презентация работы школы, лучшего семейного опыта.

В настоящее время обострились проблемы организации взаимодействия школы с семьей, набирает силу процесс отчуждения родителей от школы. Для реализации успешного взаимодействия семьи и школы в деятельности по развитию личности ребенка необходимо определить принципы этого взаимодействия, что мы сегодня и попробуем сделать на педсовете.

Задания творческим группам

Творческая группа 1. (Анкета для родителей)

Для определения основных проблем во взаимодействии семьи и школы просим вас проанализировать анкеты родителей.

Таблица 3

1. Подсчитайте средний балл по каждому утверждению анкеты по формуле:

Сумма всех баллов: количество анкет

2. Получившиеся результаты занесите в таблицу (3).

3. Для построения диаграммы по получившимся результатам вырежьте из цветной бумаги столбики из расчета 25 см - 4 балла.

Формула подсчета высоты столбика:

Средний балл х 25 : 4.

4. Наклейте получившиеся столбики на предложенныe системы координат.

5. Сделайте выводы по получившимся результатам и представьте их в устном отчете.

(Лучше, если макет диаграммы будет построен заранее, участники только наклеят столбики гисторгаммы или раскрасят их).

Творческая группа 2. «Анкета для учителей»

Для определения основных проблем во взаимодействии семьи и школы просим вас проанализировать анкеты учителей.

1. Подсчитайте средний балл по каждому утверждению анкеты по формуле:

Сумма всех баллов: количество анкет.

Таблица 4

  1. Получившиеся результаты занесите в таблицу (4).

 3. Для построения диаграммы по получившимся результатам вырежьте из цветной бумаги столбики из расчета 25 см - 4 балла

Формула подсчета высоты столбика:

Средний балл х25:4

4. Наклейте получившиеся столбики на предложенныe системы координат.

5. Сделайте выводы по получившимся результатам и представьте их в устном отчете.

Творческая группа 3. «Принципы эффективного взаимодействия для учителей»

1. На основе предложенной анкеты для учителей просим вас сформулировать по каждому утверждению принцип эффективного взаимодействия семьи и школы в деятельности по развитию личности ребенка. Используйте предложенный перечень принципов взаимодействия.

2. Сформулированный принцип записывайте на отдельном цветном листке - «кирпичике» и пронумеруйте их в соответствии с номером утверждения анкеты.

3. Попробуйте сформулировать еще несколько принципов эффективного взаимодействия семьи и школы в деятельности по развитию личности ребенка.

4. При выступлении творческой группы 2 «Анкеты учителей » вы должны приколоть на общий плакат те принципы, которые по результатам анкет имеют средний балл больше 2,5.

5. Далее вы прикалываете еще несколько принципов, которые вы сформулировали самостоятельно.

Творческая группа 4. Группа эмоциональной поддержки «Советы родителям», «Советы учителям».

Уважаемые учителя!

Просим вас сформулировать 7 советов родителям и 7 советов учителям по успешному взаимодействию со школой.

Эти советы могут быть в песенной форме (можно использовать нарезку из песен), стихотворной, частушечной. Можно использовать высказывания классиков педагогики и психологии.

Надеемся на ваш творческий подход к поставленной задаче, и не забудьте про чувство юмора!

Заслушав и обсудив выступления творческих групп по теме педагогического совета, педагогический коллектив принял следующее решение:

Анкета для учителя

Уважаемые учителя!

Подходит к концу учебный год. Мы подводим итоги, радуемся успехам и выявляем проблемы, одной из которых является взаимодействие родителей и школы.

Для проведения диагностики сложившихся взаимоотношений просим вас оценить работу школы по предложенным направлениям.

Обведите число баллов, соответствующее Вашей точке

зрения;

О - нет, совершенно не согласен; 1 - скорее нет, чем да;

2 - трудно сказать, не знаю; 3 - скорее да, чем нет;

4 - да, совершенно согласен.

1. Школа делает все, чтобы оправдать ожидания родителей.

2. Мы испытываем чувства взаимопонимания в контактах с родителями учащегося.

3. Мы проявляем доброжелательное отношение к учащимся.

  1. Мы справедливо оцениваем достижения учащихся. 5. Мы не перегружаем учащихся домашними заданиями и учебными занятиями.

6. Мы учитываем индивидуальные особенности учащегося.

7. Мы организуем внеклассную работу так, чтобы она была интересна и полезна учащимся.

8. Мы стараемся дать учащимся глубокие, прочные знания.

 9. Мы заботимся о физическом развитии и здоровье учащихся.

10. Школа способствует формированию достойного поведения учащихся.

11. Мы создаем условия для проявления и развития

способностей нашего ребенка.

12. Школа по-настоящему готовит учащихся к самостоятельной жизни.

13. На родительском собрании мы даем информацию, полезную для родителей.

Анкета для родителей

Уважаемые родители!

Подходит к концу учебный год. Мы подводим итоги, радуемся успехам и выявляем проблемы. Помогите, пожалуйста, нам в этом! Ответьте искренне на вопросы этой анкеты. Мы надеемся на Ваше сотрудничество с нами.

Обведите число баллов, соответствующее Вашей точке зрения:

О - нет, совершенно не согласен;

1 - скорее нет, чем да;

2 - трудно сказать, не знаю;

3 - скорее да, чем нет;

4 - да, совершенно согласен.

  1. Школа оправдывает наши ожидания.

2. Мы испытываем чувства взаимопонимания в контактах с учителями нашего ребенка.

3. Педагоги проявляют доброжелательное отношение к нашему ребенку.

4. Педагоги справедливо оценивают достижения нашего ребенка.

5. Наш ребенок не пере гружен домашними заданиями и учебными занятиями.

6. Учителя учитывают индивидуальные особенности нашего ребенка.

7. В школе проводятся дела, которые интересны и полезны нашему ребенку.

8. В школе работают различные кружки и секции, где может заниматься наш ребенок.

9. Педагоги дают нашему ребенку глубокие, прочные знания.

10. В школе заботятся о физическом развитии и здоровье нашего ребенка.

11. Школа способствует формированию достойного поведения нашего ребенка.

12. Учителя создают условия для проявления и развития способностей нашего ребенка.

13 .. Школа по-настоящему готовит нашего ребенка к самостоятельной жизни.

14. Информация, получаемая на родительском собрании, полезна для меня.

Основные направления органи3ации работы образовательного учреждения с семьей

  • Составление социальных карт.

• Организация диагностической работы по изучению семей.

• Индивидуальная работа с семьей.

• Организация психолого-педагогического просвещения родителей.

• Создание системы массовых мероприятий с родителями, работа по организации совместной общественно-значимой деятельности и досуга родителей и учащихся.

 • Выявление и использование в практической деятельности позитивного опыта семейного воспитания.

• Оказание помощи родителям в формировании нравственного образа жизни семьи, в профилактике и диагностике наркомании, в предупреждении других негативных проявлений у детей и подростков.

• Создание условий для обеспечения прав родителей на участие в управлении образовательным учреждением, организации учебно-воспитательного процесса; помощь в организации деятельности общественных родительских формирований (попечительский совет, родительский комитет, родительский патруль и др.);

• Включение в работу с семьёй социальных педагогов, педагогов ДО, библиотекаря, воспитателей ГПД.

Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми в общеобразовательном учреждении важно представлять коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живёт только в том случае, если организована совместная деятельность педагогов, детей, родителей.

Педагогам в школе чаще всего приходится мириться с данностью семейного микроклимата обучающегося, помогать ему в решении личных проблем на основе педагогической поддержки, вовлечении ребёнка в общую деятельность, оказывать помощь в реализации его творческих интересов.

Следовательно, целесообразно значительную часть воспитательного процесс а организовать совместно с учащимися и родителями, а возникшие проблемы и задачи решать сообща, чтобы прийти к согласию, не ущемляя интересов друг друга и объединяя усилия для достижения более высоких результатов.

Формы взаимодействия педагогов и родителей

Формы взаимодействия педагогов и родителей - это многообразие организации их совместной деятельности и общения.

•  Родительское собрание - одна из основных форм работы с родителями. На нём обсуждаются проблемы жизни классного и родительского коллективов. Классный руководитель направляет деятельность родителей в процессе его подготовки. Собрания не должны сводиться к монологу учителя. Это взаимный обмен мнениями, идеями, совместный поиск. К сожалению, стоит констатировать, что значительная часть родителей пассивна и не научена занимать не только активную, но и вообще какую-либо выразительную позицию на родительских собраниях. Плохую помощь оказывает учителю отсутствие профессионального любопытства. Можно говорить об эмпирической формуле «чем больше я знаю о ребёнке и его семье, тем более я могу быть ему полезен». Однако в условиях демократии меняется характер взаимоотношений с учеником и его семьёй. Мы можем рассчитывать только на ту информацию, которую нам готовы дать, поскольку вмешательство в чужую жизнь, использование частной информации во вред семье и ребёнку в условиях демократии не допустимы. Как мотивировать родителей, чтобы родительское собрание вошло в их жизнь как нужная и приятная необходимость? н. Чем и как родитель мог бы быть полезен школе и как добиться, чтобы он захотел быть полезным, как вывести родителя на родительских собраниях из пассивной позиции? Этим целям могут служить анкетирования, родительские доклады и сообщения, собрание-праздник со столом, самодеятельностью и т. д.

Формы проведения родительских собраний

• Письменная форма, когда классный руководитель отправляет родителям некоторые документы, разработки, родители оценивают их и вносят свои предложения.

  • Родительское собрание вместе с учащимися.

• Родительское собрание в форме презентации семей, их традиций, умений, отношений, взглядов на воспитание.

  • Родительское собрание в кафе.
  • Родительское собрание во время похода у костра.
  • Родительское собрание в форме игры.

• Родительское собрание в форме пресс-конференции, когда-либо приглашаются специалисты, интересующие родителей, либо они оказываются среди родителей.

  • Родительское собрание мужчин.

• Родительское собрание в форме пресс-конференции учителей-предметников и последующего про ведения индивидуальных консультаций.

• Родительское собрание-спектакль, в котором выступают дети.

• Родительское собрание параллели для обсуждения важных проектов и программ, предлагаемых администрацией школы.

• Родительский лекторий. Способствует повышению педагогической культуры родителей, их психолого-педагогической компетентности в семейном воспитании, выработке единых подходов семьи и школы к воспитанию детей. В определении тематики участвуют родители.

• Тематические конференции по обмену опытом воспитания детей. Такая форма привлекает внимание родительской и педагогической общественности, деятелей науки и культуры.

• Презентации опыта семейного воспитания в средствах массовой информации.

Вечера вопросов и ответов проводятся с привлечением психологов, врачей, юристов и других специалистов, на них приглашаются родители с учетом возрастных особенностей детей (родители первоклассников, папы мальчиков-подростков, мамы учениц 8-9 классов).

Диспут, дискуссия - обмен мнениями по проблемам воспитания - одна из интересных для родителей форм повышения педагогической культуры. Она позволяет включить их в обсуждение важнейших проблем, способствует формированию умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на накопленный опыт, стимулирует активное педагогическое мышление. Результаты дискуссий воспринимаются с большим доверием.

Встречи родительской общественности с администрацией школы, учителями целесообразно проводить ежегодно. Педагоги знакомят родителей с требованиями организации работы по предмету, выслушивают пожелания родителей. В процессе совместного обсуждения возможно составление программ действий, перспективных планов совместной работы.

Индивидуальная работа, групповые формы взаимодействия педагогов и родителей. Особенно важной формой является деятельность родительского комитета. Родительский актив - это опора педагогов, и при умелом взаимодействии они успешно решают общие задачи. Родительский комитет стремится привлечь родителей и детей к организации классных, школьных дел, решению проблем жизни коллектива.

Десять секретов успешного проведения родительского собрания (памятка для педагога)

1. Для проведения родительского собрания выберите наиболее благоприятный день и час и постарайтесь, чтобы на это время ни у вас, ни у родителей ваших учеников не было запланировано никаких важных дел, интересных телепередач и т. п.

2. Определите одну наиболее важную проблему, касающуюся учеников вашего класса, и на ее обсуждении постройте разговор с родителями.

3. Особое внимание обратите на размещение родителей в классе. Например, можно расставить столы и стулья по кругу, чтобы все участники родительского собрания хорошо видели и слышали друг друга.

4. Подготовьте визитки с именами родителей, особенно в том случае, если они еще недостаточно хорошо знают друг друга.

5. Вместе с родителями придумайте правила для участников собрания. Например:

  •  снимать верхнюю одежду обязательно;
  • не допускается молчания при обсуждении проблемы;
  •  отвергая предложение (мнение), необходимо вносить встречное;

• называть друг друга по имени и отчеству или только по имени и т. д.

Берегите время людей, приглашенных на собрание. С этой целью установите регламент и строго следите за его соблюдением.

6. В ходе собрания используйте игры и групповые формы организации взаимодействия родителей.

7. Сделать общение на собрании непринужденным и откровенным может помочь чашка чая.

8. При обсуждении проблемных вопросов опирайтесь на жизненный и педагогический опыт наиболее авторитетных родителей, на мнение членов родительского комитета и совета школы.

9. Стремитесь к тому, чтобы на собрании были приняты конкретные решения.

Правила педагогической этики во взаимодействии с родителями

1. Учитывайте личные интересы родителей, их возможность посещения школы и родительских собраний;

2. Ведите беседу с родителями в подходящей обстановке, не на ходу.

3. Обращайтесь к родителям по имени и отчеству.

Умейте расположить родителей к себе.

4. Не вызывайте огонь на себя, станьте собеседником, умейте слышать и слушать.

5. Не оскорбляйте родительские чувства и помыслы; в каждом ребенке найдите положительные черты и качества.

6. Хвалите ребенка и родителей при всех, о проблемах говорите индивидуально.

7. Обращение к родителям посредством дневника или письменного сообщения должно быть уважительным, лаконичным и конкретным.

Правила поведения классного руководителя на родительском собрании

1. Педагогу необходимо снять собственное напряжение и тревогу перед встречей с родителями.

2. С помощью речи, интонации, жестов и других средств дайте родителям почувствовать ваше уважение и внимание к ним.

3. Постарайтесь понять родителей, правильно определить проблемы, наиболее волнующие их. Убедите их в том, что у школы и семьи одни проблемы, одни задачи, одни дети.

4. Разговаривать с родителями следует спокойно и доброжелательно. Важно, чтобы родители всех учеников и благополучных, и детей «группы риска» - ушли с собрания с верой в своего ребенка.

5. Результатом вашей совместной работы на родительском собрании должна стать уверенность родителей в том, что в воспитании детей они всегда могут рассчитывать на вашу поддержку и помощь других учителей школы.

Принципы действия

(предлагаются группам 3 и 4)

  1. Спрос рождает предложение.
  2. Принцип выполнения социального заказа.
  3. Взаимное уважение и доверие.

4. Понимание должно завершаться развивающим советом и готовностью родителя действовать самостоятельно.

  1. Умейте слышать и слушать.
  2. Не вызывайте огонь на себя.

7. Разумная система взысканий и положительное стимулирование - путь к успеху.

8. Не следовать правилу: плохая оценка - плохой ученик.

9. Верить в творческие силы ребенка.

  1. От каждого по способностям, каждому по труду.
  2. Ребенок - главная цель взаимодействия.
  3. Вся деятельность в интересах ребенка.

13. Как можно больше уважения к человеку и как можно больше требовательности к нему (А. С. Макаренко).

  1. Поддерживайте и отмечайте успехи.
  2. Знание - сила!
  3. В здоровом теле - здоровый дух!
  4. Воспитай мысль, а она созреет в добрые поступки.
  5. Учи не только знать, но и применять.
  6. Не забывать о чувстве юмора.

20. Работа строится на имеющихся положительных аспектах, а не на преодолении недостатков.

21. Помни! Дети больше похожи на свое время, чем на родителей.

22. Сохраняй спокойствие, гнев никогда не был аргументом.

23. Помни! Когда детям нечем заняться, они занимаются озорством.

Используемая литература

  1. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! – М.: Просвещение, 1983.
  2. Воликова Т. В. Учитель и семья. - Москва, 1987.
  3. Внутришкольное управление /сос. Т.Е. Заводова. -  Мн.: Карсико-Принт, 2005 (Деятельность классного руководителя).
  4. Дереклеева Н.И. Справочник завуча: Учебно- методическая работа. Воспитательная работа. 5-11 классы. М.: ВАКО, 2006. (Педагогика. Психология. Управление).
  5. Гребенщиков И. В. Школа и семья. - Москва, 1985.
  6. Дерелеева Н.И., Савченко М.Ю., Артюхова И.С. Справочник классного руководителя (5-9 классы)/ Под ред. И.С. Артюховой. – М.: ВАКО, 2005. (Педагогика. Психология. Управление).
  7. Карклина С.Э. Проблемы семейного воспитания. – М.: Советская Россия, 1983.
  8. Кулик Л.А., Берестов Н.И. Семейное воспитание. – М.: Просвещение, 1990.
  9. Никишина, И.В. Инновационная деятельность современного педагога: методическое пособие / И. В. Никишина. – Волгоград.: Учитель, 2007.
  10. Подласый И. П. Педагогика т. 2 - Москва, 1999.
  11. Селевко, Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективности управления УВП / Г. К. Селевко. – М.: НИИ школьных технологий, 2005
  12. Смолко Е. Воспитывать вместе. // Семья и школа. - 1985, № 9.
  13. Сухомлинский В. Мудрость родительской любви. - Москва, 1990.
  14. Справочник классного руководителя.  Лучшее из практики воспитательной работы.// МЦФЭР,2009-2011гг.

Источники интернет:

  1. http://festival.1september.ru/ Джебко Ольга Владимировна
  2. http://sc133.ucoz.ru/index/semja_i_shkola/0-78 Соболева Е.А.,  Миронова С.Н. и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сотрудничество семьи и школы – залог успешного решения задач воспитания школьников

Жизнь ребенка состоит из двух важных сфер: школа и семья, которые подвергаются изменению, развитию. На современном этапе развития общества потеря семейных ценностей наряду с другими стала одной из осн...

Взаимодействие семьи и школы - залог успешного обучения ребенка

Кто отвечает за обучение ребенка в школе - родители или педагоги? Единство требований семьи и школы - очень важный принцип воспитания. Функции семьи и школы не совпадают, но взаимодополняют друг друга...

Практика «Трудовая подготовка в Мыскаменской школе-интернате: залог успешности каждого ребенка»

Первая серьёзная жизненная проблема, с которой сталкиваются выпускники школ - это выбор будущей профессии. Вопрос "Кем я буду?" задаёт себе каждый молодой человек. И главное здесь не растеряться, сори...

Сотрудничество с семьей - залог успешного развития ребенка с ОВЗ.

Одним из приоритетных направлений педагогической деятельности является работа с семьей. Анализируя данную проблему, мы пришли к выводу, что нельзя добиться больших успехов в воспитании детей с огранич...

Сотрудничество с семьей - залог успешного развития ребенка с ОВЗ.

Сотрудничество с семьей  - залог успешного развития ребенка с ОВЗ....

Сотрудничество с семьей - залог успешного развития ребенка с ОВЗ.

Сотрудничество с семьей  - залог успешного развития ребенка с ОВЗ....