Формирование эмпатии у обучающихся
статья по психологии (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Хандий Марина Анатольевна

В данной статье описывается опыт работы ГБОУ школы №337 Невского района Санкт-Петербурга по реализации воспитательной работы, одной из главных целей которой - формирование эмпатии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_empatii_u_obuchayushchihsya.docx20.32 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование эмпатии у обучающихся.

Основой системы работы ГБОУ школа № 337 Невского района Санкт-

Петербурга по формированию эмпатии у обучающихся является

образовательно-воспитательное пространство школы, в которое входят:

Педагогический коллектив школы;

Воспитательная служба школы;

Психолого-педагогическая служба;

Родители (законные представители) обучающихся.

Ребенок в данном случае является «ядром» всего этого пространства и

рассматривается не только как объект, но и как субъект процесса

формирования эмпатии.

В нашем понимании процесс формирования эмпатии у обучающихся явление

комплексное, подразумевающее под собой активную просветительскую и

коррекционную работу как с педагогическим коллективом школы, так и с

родителями обучающихся. Это необходимо в первую очередь для того, чтобы

наладить взаимоотношения между обучающимися и их родителями, особенно

в этом нуждаются семьи, имеющие детей подросткового возраста. Работа же с

педагогами школы носит больше профилактический характер посредством

проведения психологических тренингов и индивидуальной работы с

психологом школы.

3 Но наибольший объем работы приходится на работу с самими обучающимися, которой я хочу уделить пристальное внимание в этой статье.

  1. Ученик-Ученик

В нашей школе проходит множество мероприятий, в которых ученики получают возможность для самоорганизации и самовыражению. Например, ежегодно в начале второй четверти проводится Неделя Толерантности. Ребята заранее получают задание представить ярко, красочно, самобытно культуру одной страны. Для этого им приходится потрудиться, выстроить план, отрепетировать, привлечь родителей к возможно пошиву костюмов, реквизита и т п. Участвуют абсолютно все классы с 5 по 11, и классные руководители корректируют план выступления учеников, дают советы, управляют процессом.

В течение года Совет школы, а именно его часть, которая объединилась в группу под названием «Гражданская активность», проводит акции по привлечению внимания учеников к значительным, а иногда и не очень праздникам. Мы стараемся необычно встретить учителей в День Учителя, проводим день друзей, день счастья, день масок, день всех влюбленных (это включает в себя создание фотозон и игр на больших переменах, чтобы вовлечь учеников средней и старшей школы в общение между собой).

Ребята 5-11 классов работают над реализацией различных социальных проектов в течение учебного года, и во многих классах есть такое понятие, как «старшие помогают младшим» – ученики средней и старшей школы приходят в начальную школу и проводят уроки доброты, уроки экологии, классные часы на неделе здоровья, неделе ПДД, мастерят с учениками всякие полезные штуки, например, скворечники.

Начало четвертой четверти у нас связано с самым ярким в прямом смысле событием. Это флешмоб «Вспышка цвета». В течение 8 дней мы одеваемся максимально ярко, но важно то, что каждый день посвящен одному цвету, поэтому вся школа пестрит различными оттенками красного в понедельник, оранжевого во вторник и так далее мы захватываем все цвета радуги. С этой акцией настоящая весна приходит в наши души, а затем уже и на улицы.

  1. Учитель-ученик

Взаимодействие между учителем и учеником также очень важно для формирования эмпатии, и у нас в школе есть проекты, которые позволяют ученикам не просто поработать с классным руководителем, но и с учителем-предметником и даже с директором. Яркий пример – шоу «Голос», в котором ребята при успешном прохождении слепых прослушиваний попадают к наставнику и готовят свои номера на полуфинал и финал проекта. В разные годы наставниками были учителя музыки, математики, физкультуры, педагоги дополнительного образования и директор нашей школы Макаренко Ольга Викторовна, которая является главным куратором проекта.

В качестве пилотного проекта мы провели ретро-вечеринку, идею и концепцию которой придумали ребята из совета школы на тематической смене в лагере. По задумке ребята с 8-11 класс путешествовали по эпохам с 50х годов 20 века по настоящее время и каждый класс представлял свою эпоху танцем-попурри или самым популярным в то время хитом. Ученики были одеты в духе эпохи. Участие принимали не только ученики, но и учителя. А поскольку после представления каждой эпохи была мини дискотека в духе того времени, то ученики и учителя смогли вместе потанцевать.

Также у нас стартовал проект «Танцы. Школа 337». У нас 3 наставника – это наши педагоги, и у каждого наставника 2 хореографа – это ребята 8-10 классов, которые занимаются танцами на высоком уровне, фактически профессионально. На проект участниками заявились ребята с 1 по 8 класс, и все были приняты, это около 100 человек. На отчетном концерте каждая команда представила 5 номеров  - визитку, групповой, парный и сольный танец, а также танец хореографов. Что важно в этом проекте? Работу по задумке сюжета танца, разучивание движений выполняют хореографы, как старшие товарищи участников. Управляют процессом и анализируют общую картину наставники-педагоги.

  1. Родитель-ученик

Также большое внимание в школе уделяется взаимодействию с родителями, мы реализуем такие проекты как премия «МАМА года» (приуроченная ко Дню Матери), премия ПАПА года (приуроченная к 23 февраля). На этих ежегодных премиях к участию заявляются любые мамы и папы учеников 1-11 классов, и готовят домашнее задание – представление семьи и творческие номера. Конечно, на этом конкурсе мамы и папы проходят ряд шуточных испытаний совместно со своими детьми, и получают удовольствие от такого общения. Родители активно задействованы в социальных проектах классов. К примеру, некоторые классы помогают бездомным животным, и родители принимают в этом участие.

Наши ученики уже который год выезжают с концертами в Социальный дом Невского района – к нашим подопечным, так мы их теперь называем. Это бабушки и дедушки, у которых нет родственников или они не общаются, а ученики нашей школы приезжают и создают им праздник. Как правило, это концерт на Новый Год и на день Победы.

Освещение наших мероприятий имеет огромное значение. У нас есть группа в VK, аккаунт в инстаграм, мы создали проект СОВЕТ В ЛИЦАХ, где ребята-активисты рассказывают о своей работе и больше детей узнают об этом и приходят с желанием помочь и участвовать в мероприятиях. И, конечно, эту работу видят родители и также с удовольствием вовлекаются.

В этом году в нашей школе появился психолого-педагогический проект СЕМЬЯ-РЕБЕНОК-ШКОЛА, который будет являться открытой дискуссионной площадкой для учеников, учителей и родителей, мы надеемся что это вовлечет еще больше участников в наши проекты.

В заключение хочу сказать, что по нашему мнению главная задача школы – социализировать ребенка, чтобы он был готов к любым ситуациям в жизни, не терялся, имел стержень, имел опыт выруливания в нестандартных ситуациях, а эмпатия – это первый шаг на пути к социализации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на педсовете "Внедрение современных педагогических технологий в учебный процесс с целью формирования познавательного интереса обучающихся", 2008

Доклад на педсовете "Внедрение современных педагогических технологий в учебный процесс с целью формирования познавательного интереса обучающихся"...

Формирование познавательной активности обучающихся, формирование ценностных установок в отношении интеллектуального труда на уроках математики

Учеба – это серьезный труд. И именно поэтому обучение должно быть интересным и занимательным, так как интерес вызывает удивление, будит мысль, вызывает желание понять явление. В данной работе представ...

«Сказкотерапия, как эффективное средство развития эмпатии у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

Сказкотерапия в работе с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ИЗО КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ИНЖЕНЕРНОГО МЫШЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 7 КЛАССОВ

В данной статье обозначена проблема формирования инженерного мышления у обучающихся, получающих общее и среднее образование. Рассматриваются особенности организации проектной деятельности на уроках из...

О реализации модуля 2.7. «Механизмы формирования функциональной грамотности обучающихся: практикум с использованием ресурсов региональных площадок» в рамках ДПП ПК «Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках русского языка и родных язы

С 31 октября по 11 ноября  учителя русского языка и родных языков народов РФ, работающие в образовательных учреждениях г.Тюмени и районах Тюменской области прошли курсы  «Формирование ...

Мастер-класс: «Лучшие методические приемы формирования читательской грамотности обучающихся» Тема: «Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»

       Тема: «Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы».          Цель мастер – класса: ...