Практикум для родителей "пальчиковый игротренинг"
консультация по психологии
I. Уважаемые родители, сегодня мы с вами собрались, чтобы узнать, как и с помощью чего можно развивать руку. Как вы думаете, почему пальчиковые игры стали фантастически популярны в наши дни?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_v.v._-_argokova.docx | 27.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Практикум для родителей "пальчиковый игротренинг"
"Ум ребёнка находится на кончике его пальцев" В. Сухомлинский.
I. Уважаемые родители, сегодня мы с вами собрались, чтобы узнать, как и с помощью чего можно развивать руку. Как вы думаете, почему пальчиковые игры стали фантастически популярны в наши дни?
Всем известно, что между речевой функцией и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Такая же тесная связь установлена между рукой и речевым центром мозга. Гармонизация движения тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует формированию правильной речи. Известно и то, что в последние 5-10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился. Почему? Да потому, что родители меньше стали говорить с детьми, потому, что многие из них страшно заняты на работе. Дети и сами меньше говорят, потому, что больше смотрят телевизор, видео, слушаю аудио. Они очень редко делают что-то своими руками, потому, что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики (одежда и обувь с липучкой вместо шнурков и пуговиц; книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания и т.д.)
Опираясь на большой опыт работы с детьми дошкольного возраста, я полностью согласна с закономерностью, которую выявили учёные на основе обследования детей: если развития движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. А если движение пальцев отстает (ребёнок неправильно держит ложку, с трудом справляется с карандашом, кистью пластилином), то задерживается и речевое развитие.
Поэтому слабую руку ребёнка можно и необходимо развивать. В этом нам помогут пальчиковые игры и упражнения. Это уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием пальчиковый гимнастики стимулирует развитие речи, мышления, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребёнок лучше запоминает стихотворный текст, его речь делается более выразительной. А насколько ребёнку понравится игра, во многом зависит от исполнения взрослого. Для наших детей важно ласковое, спокойное настроение и осторожное, бережное прикосновение. Большое значение имеет выразительная речь и мимика взрослого. Конечно, для выразительности исполнения взрослому следует выучить стихи наизусть, и с удовольствием играть самому.
Умелыми пальчики становятся не сразу. Поэтому игры и упражнения необходимо проводить ежедневно не только в нашем центре, но и дома. Как разучивать пальчиковые игры вы сможете прочитать в буклете, который получите в конце нашей встречи. А сейчас я предлагаю вам вместе со мной провести пальчиковые игры. Давайте попробуем, как у нас это получится.
Видите, как трудно научиться двигать пальчиками, поэтому мы должны помочь своим детям. Игры с пальчиками - это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми. Когда мама трогает ладошку, поглаживает или щекочет, ребёнок получает массу необходимых для него впечатлений.
II. Развитию речи способствуют не только пальчиковые игры, но и действия с самыми различными предметами. У вас на столах лежат разнообразные предметы, которые помогут вам наглядно увидеть, как и при помощи чего можно и нужно развивать руки детей.
1. На столах есть мозаика, семена, орешки, косточки, крупа. Попробуйте выложить из них любой рисунок – солнышко, домик, цветок. Выкладывание узоров, контуров предметов, букв из различных материалов – серьезное занятие. Оно требует от детей усидчивости и терпения, развивает навык выполнять действия по образцу, развивает фантазию. И самое главное – развивает пальцы рук. Взрослым необходимо контролировать все занятия с использованием мелких предметов, обязательно находиться рядом.
2. Возьмите в руки пластилин, помните и слепите, что хотите. Пластилин прикасается к каждой точке ваших пальцев и ладоней, массажирует и стимулирует их. Он дает уникальные возможности проводить интересные игры с пользой для общего развития ребёнка.
Кусочки пластилина,
Катает наша Зина,
Шарики, колбаски,
И оживают сказки.
Пальчики стараются,
Лепят, развиваются.
3. Упражнения с шестигранными карандашами оказывают прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие. Надо покатать между двух ладоней шестигранный карандаш:
Карандаш в руке катаю,
Между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик
Быть послушным научу!
4. Очень интересные и полезные упражнения с деревянными и пластмассовыми палочками, спичками (обязательно обрезать Серные головки!), соломинками. Предлагаю родителям сложить из спичек мороженое.
Очень радовались дети:
Мама принесла в пакете
Пряников для Машеньки,
Бубликов для Сашеньки,
Васеньке - пирожное,
Ну а мне мороженое.
5. Можно также использовать металлические и пластмассовые конструктор, цветные клубочки ниток для перематывания, верёвочки разной толщины для завязывания и развязывания узлов, разноцветные кнопки для составления узора на губке и многое другое, что подскажет ваша фантазия. Ещё раз подчёркиваю, что работа с мелкими и острыми предметами требует обязательного присутствия взрослых.
6. Игры с прищепками. Нанизываем прищепки на шнурок, получаем бусы. Можно чередовать цвета.
"Кус – кус "– поочерёдно "кусать" пальчики бельевой прищепкой. Весёлые счёты получаются, если использовать обычную сушилку для белья. Малыш долго будет двигать их туда – сюда, перецеплять с одной на другую перекладину, пересчитывать.
Если кто – то с места сдвинется,
На него котёнок кинется.
Если что-нибудь покатится,
За него котёнок схватится.
Прыг – Скок! Цап – Царап!
Не уйдёшь от наших лап!
7. Игры с бигудями. Использовать как массажер, катая их между ладошками. Цепляем друг за друга – получается конструктор.
Бигуди в руках катаю,
между пальчиков верчу.
Непрерывно каждый пальчик,
Быть послушным научу.
8. Игры с зубными щетками. Растираем зубной щеткой сначала подушечки пальчика, затем медленно опускаемся к его основанию.
Я возьму зубную щетку,
Чтоб погладить пальчики.
Станьте ловкими скорей,
Пальчики- удальчики.
9. Игры с пуговицами. "Лыжники "– вставать в углубление больших пуговиц указательным и средним пальцами, двигаются по столу, имитируя ходьбу лыжника. Можно нанизывать на леску чередуя бусины и пуговицы.
Две новые кленовые
Подошвы двухметровые
На них поставил две ноги,
И по большим снегам беги.
10. Игры с резиночками. Используем резиночки для денег, одеваем на руки и играем по типу "гармошки".
11. Игры с мячиками – ежиками. Катаем в ладошках, используя для этого обычные брелки для ключей.
Мячик мой не отдыхает,
На ладошке он гуляет.
Взад – вперёд его качу,
Влево – вправо – как хочу
Сверху – левой, снизу – правой,
Я его катаю, браво.
III. Как уже известно, дети легче запоминают текст, если он подкреплён соответствующими движениями. Неслучайно в русском фольклоре мы находим такое обилие и многообразие различных потешек, прибауток, тексты которых можно использовать как пальчиковые игры. Игры, разработанные на фольклорным материале, максимально полезны для ребёнка. Они содержательны, увлекательны, грамотны по-своему дидактическому наполнению. Талантом нашей народной педагогики созданы игры "ладушки ", "Сорока-белобока", "Коза рогатая" и другие. Их назначение до сих пор недостаточно осмысленно взрослыми. Многие родители видят в них развлекательные, а не развивающие, оздоравливающие воздействия. Они были созданы нашими предками, которые в большинстве были неграмотные и опирались на жизненный опыт и интуицию. Самобытная народная педагогика донесла до наших дней уникальные игры, в которые с удовольствием играют наши малыши, и которым сейчас мы вас хотим научить. Присоединяйтесь к нам, оставайтесь с нами рядом и повторяйте движение за своими детьми.
Пальчиковые игры:
1. Пекарь.
2. Как у бабушки Наташи.
Игра с движениями с музыкальным сопровождением:
1. Где был, Иванушка.
2. Пальчик мой!
IV. Оценка мероприятий родителями.
Перед вами ёлочка. Её нужно украсить красивыми шарами. Если вам понравилось наше мероприятие, вы получили знания, были активны в участии, елочку красным шаром. Если вам не понравилась наша встреча, вы считаете, что потеряли время, украсьте елочку синим шаром.
V. Итог практикума.
В ходе дискуссии с родителями выясняется значение пальчиковых игр и упражнений, которые:
- развивают мелкую моторику пальцев рук;
- стимулируют речевое развитие;
- повышают работоспособность головного мозга;
- оказывают оздоравливающее воздействия на весь организм.
Необходимость развивать руку не только в детском саду, но и дома.
Памятка
Детям дошкольного возраста для развития мелкой моторики необходимо предлагать:
- Различные виды мозаик.
- Разнообразные конструкторы (железные, деревянные, пластмассовые).
- Пористые губки, резиновые мячи с шершавой поверхностью, резиновые эспандеры.
- Цветные клубочки ниток для перематывания.
- Набор верёвочек различной толщины для завязывания и развязывания узлов.
- Набор мелких игрушек для развития тактильного восприятия («Узнай на ощупь»).
- Палочки (деревянные, пластмассовые) для выкладывания узоров по образцу.
- Спички с обрезанными головками.
- Материалы для занятий ниткографией (выкладывание узоров цветными нитками на фланелеграфе или на бумаге) .
- Семена, мелкие орешки, крупа.
- Бусы, бисер, пуговицы, разноцветные кнопки.
- Пластилин.
- Бумага для плетения, складывания.
- Разнообразный природный материал.
- Ручки, фломастеры, карандаши.
Внимание! С мелкими и острыми предметами дети должны играть только в присутствии взрослых!
Этапы разучивания игр:
- Взрослый сначала показывает игру малышу сам.
- Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и ручкой ребёнка.
- Взрослый и ребёнок выполняют движения одновременно, взрослый проговаривает текст.
- Ребёнок выполняет движение с необходимой помощью взрослого, который произносит текст.
- Ребёнок выполняет движение и проговаривает текст, а взрослый подсказывает и помогает.
Рекомендации:
- Не проводить игру холодными руками. Руки можно согреть в тёплой воде или растерев ладони.
- Если в новой игре имеются не знакомые малышам персонажи или понятия, сначала расскажите о них, используя картинки или игрушки.
- Пальчиковые игры с детьми до 1,5 лет проводите как показ или как пассивную гимнастику руки и пальцев ребёнка.
- Детям старше 1.5 лет можно время от времени предлагать выполнять движения вместе.
- Если сюжет игры позволяет, можно "бегать" пальчиками по руке или спине ребёнка, щекотать, гладить и др.
- Используйте максимально выразительную мимику.
- Делайте в подходящих местах паузы, говорите то тише, то громче, определите, где можно говорить очень медленно, повторяйте, где возможно, движение без текста.
- Выбрав две – три игры, постепенно заменяйте их новыми.
- Проводите занятия весело, "не замечайте ", если малыш на первых порах делает что-то неправильно, поощряйте успехи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пальчиковый игротренинг:нетрадиционные игровые приемы
Данная консультация может быть проведена как для вопитателей, так и для родителей младших групп детского сада. В ней представлены игровые приемы для развития мелкой моторики пальцев рук с помощью мате...
Игротренинг "Мир профессий"
Профориентационная работа ( развитие осознанного отношения у старшеклассников к своему профессиональному будущему). ...
Конспект логопедического игротренинга для детей старшей группы
Игротренинг направлен на развитие и коррекцию речи, формирование волевых качеств и творческих способностей, гармонизацию эмоционального состояния. Разработка представляет собой практическое руководств...
Профориетация: в шутку и всерьез. Игротренинг для детей 13-14 лет
Данное мероприятие рекомендовано для детей 13-14 лет. Оно позволит развить осознанное отношение у подростков к своему профессиональному будущему. Разнообразные задания, загадки, игры, упражнения, сдел...
Пальчиковый игротренинг "Уроки веселых пальчиков"
Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь....
Пальчиковый игротренинг.
В устной речи любого народа можно встретить короткие стихотворения, которые сопровождаются движениями пальцев, например, известная всем «Сорока-Ворона...». Люди давно заметили, что движени...
«Школа дошколят»: Пальчиковый игротренинг (нетрадиционные игровые приемы)
Мелкая моторика – это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка «пользоваться» этими движениями – держать ложку и карандаш, застегивать пуговицы, рисовать, лепить. Гол...