РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
рабочая программа по психологии (5 класс)
Актуальность введения занятий по психологии для 5-классников обусловлена сложностью и спецификой переходного периода из начальной школы в среднее звено, возникновением ряда трудностей в адаптации к предметной системе обучения, к новым условиям обучения, системы требований учителей-предметников. Успешность адаптации зависит не только от интеллектуальной готовности учащихся, но и от того, насколько хорошо они умеют налаживать отношения и общаться с одноклассниками и педагогами, соблюдать школьные правила, ориентироваться в новых ситуациях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologiya_5d_kl_-_2020-2021_35_ch.docx | 35.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия г. Советский
«Согласовано» Анохина Н. В. заместитель директора по УВР
| «Утверждено» приказом директора гимназии от
« » сентября 2020 г. № |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
по психологии
(социальное, духовно-нравственное направление)
5 д класса
(основное общее образование)
Количество часов: 35
Программа составлена на основе
программы «Психология» 5-11 класс Т. С. Белокрыловой, программы адаптации детей к средней школе «Первый раз в пятый класс» Е. Г. Коблик, программы по воспитанию коммуникативной культуры «Навстречу» Н. Юдиной, программы по развитию познавательных процессов «36 занятий для будущих отличников» Л.В. Мищенкова.
Составитель: Сыч Н.В.,
педагог-психолог
МБОУ гимназии г. Советский
2020 – 2021 г.
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Практическая значимость курса.
Рабочая программа составлена на основе программы «Психология» 5-11 класс Т. С. Белокрыловой, дополнена методическими рекомендациями и материалами из программы адаптации детей к средней школе «Первый раз в пятый класс» Е. Г. Коблик, разделами по воспитанию коммуникативной культуры у учащихся 5-6 классов «Навстречу» Н. Юдиной, разделами по развитию познавательных процессов «36 занятий для будущих отличников» Л.В. Мищенкова.
Актуальность введения занятий по психологии для 5-классников обусловлена сложностью и спецификой переходного периода из начальной школы в среднее звено, возникновением ряда трудностей в адаптации к предметной системе обучения, к новым условиям обучения, системы требований учителей-предметников. Успешность адаптации зависит не только от интеллектуальной готовности учащихся, но и от того, насколько хорошо они умеют налаживать отношения и общаться с одноклассниками и педагогами, соблюдать школьные правила, ориентироваться в новых ситуациях. Большинство учащихся 5-х классов подвержены дезадаптации: становятся невнимательными, безответственными, тревожными, неуверенными в себе, хуже учатся по сравнению с начальной школой, испытывают трудности в общении с окружающими людьми. Таким образом, возникает необходимость в создании благоприятных и здоровьесберегающих условий, позволяющих каждому пятикласснику как можно эффективнее адаптироваться к школьному обучению в средней школе.
Целью данной программы является - повышение адаптивных возможностей пятиклассников и развитие навыков уверенного поведения при обучении в среднем звене.
В процессе реализации данного курса были поставлены следующие задачи:
- формирование у детей позитивной Я-концепции и устойчивой самооценки, снижение уровня школьной тревожности;
- формирование устойчивой учебной мотивации детей;
- создание классного коллектива через формирование групповой сплоченности и выработку системы единых обоснованных требований;
- повышение уровня психологической готовности к обучению, формирование учебных навыков;
- формирование адекватных форм поведения в новых школьных ситуациях;
- развитие социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений друг с другом, с новыми учителями.
Место курса в базисном учебном плане: 35 часов в год (один раз в неделю) продолжительностью 35 минут.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Программа к курсу «Психология. Адаптация к школе» обеспечивает достижение учащимися 5 класса определенных личностных, предметных и метапредметных результатов.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Ученик научится:
- адаптироваться в динамично развивающемся мире;
- осознавать свои личностные, профессиональные, жизненные ценности;
- отделять оценку поступка от оценки человека;
- развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки
Ученик имеет возможность научиться:
- развивать этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей и т.д.;
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Ученик научится:
- способам эффективного взаимодействия в социуме (классе);
- приемам самопознания;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации;
- установления аналогий и причинно-следственных связей;
- построения рассуждений;
- умение концентрировать и переключать своё внимание;
Ученик имеет возможность научиться:
- строить отношения с людьми других мировоззрений;
- общаться и сотрудничать со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
- выстраивать дружеские взаимоотношения;
- смотреть в будущее и ставить перед собой цели школьных достижений;
- делать простые выводы и обобщения в результате совместной работы класса.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Ученик научится:
- навыкам коммуникации в соответствии с целями и задачами;
- осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации;
- осознавать границы того, «что я знаю» и «что я не знаю», преодолевать разрыв между этими областями; слушать собеседника и вести диалог;
- признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
- излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета»;
- регулировать собственные эмоции, состояния, решать внутриличностные конфликты.
- овладевать логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения и классификации;
- устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;
- концентрировать и переключать внимание.
- СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Раздел | Содержание раздела | Кол-во часов | Виды учебной деятельности |
Психология, как наука | Что такое: наука психология. Правила групповой работы. Легенда о трех зеркалах. Практикум развития «Я-образа». | 3 | Слушание объяснений учителя, анализ выступлений одноклассников, практическое занятие |
Развитие коммуникативной культуры | Формирование группы "Разрешите представиться". «Привет, индивидуальность, или чем я отличаюсь от других». Я в мире людей. Познай самого себя Общение в моей жизни. Секреты эффективного общения. Конфликт или взаимодействие? Способы решения конфликтов Комплимент - дело серьезное. «Путешествие в Страну "Дружбы"» «А без друзей на свете трудно жить…» Мастерская пантомимы Легко ли быть учеником? Чего я боюсь? На ошибках учатся. Трудно ли быть настоящим учителем? Работа с негативными переживаниями Ставим цели Рисуем проблему Мы и наш класс | 20 | Слушание объяснений учителя, анализ выступлений одноклассников, проигрывание и анализ конкретных ситуаций, представление рефератов, просмотр презентаций одноклассников. |
Развитие познавательных процессов | Мышление – это успех Учимся мыслить играя Лабиринты мышления Кодирование слов с помощью цифр Академия логических задач Путешествие по реке творческих способностей Катавасия Крепкий орешек Копилка интересных фактов Литературная угадайка «Всякая всячина» Наше время истекло | 12 | Слушание объяснений учителя, выполнение заданий, проигрывание и анализ конкретных ситуаций, представление рефератов, участие в онлайн-конкурсах. |
4.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
№ | Тема урока | Кол- во часов | Дата | |
план | факт | |||
1. | Психология как наука. Что такое наука психология? Правила групповой работы. | 1 | ||
2. | Легенда о трех зеркалах. | 1 | ||
3. | Практикум развития Я-образа. | 1 | ||
4. | Развитие коммуникативной культуры. "Разрешите представиться". | 1 | ||
5. | «Привет, индивидуальность, или чем я отличаюсь от других». | 1 | ||
6. | Я в мире людей. | 1 | ||
7. | Познай самого себя | 1 | ||
8. | Общение в моей жизни. | 1 | ||
9. | Секреты эффективного общения. | 1 | ||
10. | Конфликт или взаимодействие? | 1 | ||
11. | Способы решения конфликтов | 1 | ||
12. | Комплимент - дело серьезное. | 1 | ||
13. | «Путешествие в Страну "Дружбы"» | 1 | ||
14. | «А без друзей на свете трудно жить…» | 1 | ||
15. | Мастерская пантомимы | 1 | ||
16. | Легко ли быть учеником? | 1 | ||
17. | Чего я боюсь? | 1 | ||
18. | На ошибках учатся. | 1 | ||
19. | Трудно ли быть настоящим учителем? | 1 | ||
20. | Работа с негативными переживаниями | 1 | ||
21. | Ставим цели | 1 | ||
22. | Рисуем проблему | 1 | ||
23. | Мы и наш класс | 1 | ||
24. | Развитие познавательных процессов Мышление – это успех | 1 | ||
25. | Учимся мыслить играя | 1 | ||
26. | Лабиринты мышления | 1 | ||
27. | Кодирование слов с помощью цифр | 1 | ||
28. | Академия логических задач | 1 | ||
29. | Путешествие по реке творческих способностей | 1 | ||
30. | Катавасия | 1 | ||
31. | Крепкий орешек | 1 | ||
32. | Копилка интересных фактов | 1 | ||
33. | Литературная угадайка | 1 | ||
34. | «Всякая всячина» | 1 | ||
35. | Наше время истекло | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы исследовательской деятельности по физике»
Программа «Основы исследовательской деятельности» разработана на основе Примерной программы учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся на ступени основного общего образо...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Издательская деятельность: газета "Большая перемена""
Программа направлена на развитие и реализацию творческих способностей учащихся через создание школьной газеты.Подготовка газетного и журнального материала требует вовлечения шк...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Проектная деятельность» 5 класс
Рабочая программа по основам проектной деятельности разработана для 5 класса на основе Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской ...
Адаптированная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Проектная деятельность» 5 класс
Адаптированная рабочая программа курса внеурочной деятельности "Проектная деятельность" составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта основного о...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Основы проектной деятельности»
Содержание курсаВведение Что такое проект.Понятие о проектах и исследовательской деятельности учащихся. Важность исследовательских умений в жизни современного человека. Презентация исследов...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности по литературе «Проектная деятельность по литературе» 8 класс
Программа курса внеурочной деятельности «Проектная деятельность по литературе» рассчитана на учащихся 8 класса, составляет 35 часов в год. Основная идея программы: формирование у вось...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности (элективный, факультативный курс) «Теория и практика литературы», по предмету «Литература»
Программа внеурочной деятельности...