Стрессоустойчивость подростков
учебно-методический материал по психологии (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Толмачева Татьяна Владимировна

Материал интересен для старших школьников, родителей и педагогов. Предложены рекомендации по развитию стрессоустойчивости подростков.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stressoustoychivost_podrostkov.docx23.94 КБ

Предварительный просмотр:

Стрессоустойчивость подростков.

       В подростковом  возрасте очень часто школьники сталкиваются со стрессами.

Влияние стресса на подростка ничем не отличается от влияния на взрослого человека. В организме происходят те же реакции, также вырабатывается кортизол, также страдает психика.

Стресс влияет не только на наше психическое здоровье, но и на физическое. Вот наиболее распространенные последствия частых стрессов.

  • Раздражительность, нервозность, пониженное настроение.
  • Учащенное сердцебиение  
  • Снижение иммунитета.
  • Проблемы со сном.
  • Рассеянность внимания, ухудшение памяти.
  • Проблемы с аппетитом.
  • Болезни ЖКТ.
  • Депрессия.

Устойчивость к стрессу – это выработанная до автоматизма реакция организма и психики на различные стрессовые раздражители. Это сложный механизм защиты, который начинает формироваться у человека с раннего детства. Это своего рода психологический иммунитет!

Как выработать стрессоустойчивость подростка

Подросткам  важно выработать защитную реакцию, которая не позволит стрессу отрицательно  влиять на настроение,  самочувствие.

Выработать механизм защиты возможно.

  1. Необходимо определить  ценности  и приоритеты.

Правильное определение и четкое разграничение приоритетов, ценностей на  важные, значимые для человека и не столь важные. Если  старшеклассник  будет  разграничивать  то, что по-настоящему дорого и имеет значение в жизни, от того, что вообще никак его не касается, половину стрессов удастся избежать.

  1. Убежденность, самовнушение «у меня все получится, я смогу..».

Вспомните, что ранее в стрессовой ситуации  вы смогли  хорошо сделать то, что было необходимо, вспомните свой предыдущий положительный опыт – это придаст вам уверенности и сил. Не стоит переживать о том, что сможете вы сделать что-то  или не сможете.

     3. Выбор окружения.

Стрессовая ситуация может возникнуть и при общении с приятелями. Необходимо уметь выбирать  людей, с которыми приятно, полезно, интересно, которые могут  при необходимости оказать помощь. «Токсические» отношения, систематические конфликты  могут быть между людьми и  в подростковом возрасте, при этом  жизнь будет в постоянном эмоциональном напряжении. Подростку важно научиться ограждать себя от людей, чье общество отнимает у него спокойствие и жизненную энергию.

4.  Тайм-менеджмент.

В подростковом возрасте могут быть ситуации, при которых требуется делать выбор, что-то предпринимать, работать в режиме многозадачности. Тайм-менеджмент  - распределение действий на срочное и важное;  срочное,  но не важное; важное, но не срочное; не срочное и не важное. Данный подход поможет школьникам распределять время и добиваться успехов.

      5. Внешние раздражители.

 Определение и устранение внешних раздражителей -

• отвлекающая музыка (особенно если эта музыка не в нашем вкусе);

• шумы с улицы,

• сквозняки, дующие или на нашу шею, или по ногам;

• слишком тусклое или, наоборот, слишком яркое освещение, из-за которого напрягаются и сильно устают глаза;

• неприятные запахи;

• неудобное расположение оргтехники, особенно провода, о которых можно легко споткнуться и упасть;

• неудобное расположение мебели и каких-нибудь коробок;

• некомфортная температура в помещении;

Необходимо самостоятельно определить  то, что создаёт неблагоприятную обстановку. Постарайтесь создать комфорт и уют, особенно когда выполняете трудную или длительную работу.

         6. Внутренние раздражители.

Определение и устранение внутренних раздражителей-

- боль (контролировать свое здоровье, заботиться о себе),

- чувство голода - из-за чувства голода снижается тонус, желание что-либо делать. Появляется усталость, апатия.  Становится труднее концентрировать своё внимание и о чём-либо думать. В это время мы очень слабы и подвержены вредному воздействию стресса.

      7. Упражнение «Зато…»

Справиться со стрессом поможет упражнение «Зато..». Вы делаете работу, которая не очень вам нравится, при этом вы себе говорите – «Зато, когда я закончу эту работу, я пойду смотреть мой любимый фильм, пойду гулять с друзьями и проч.»

      8.  Ищите хорошее и умейте не замечать плохое. 

Рекомендуем не обращать большого внимания на негатив, ограничивайте себя в желании смотреть и обсуждать чьё-либо недостойное поведение или какую-нибудь неприятную ситуацию. Не тратьте на эту «грязь» своё время,   свои силы и энергию. Вокруг нас много хорошего, замечательного, красивого и чудесного – ищите это, наслаждайтесь и любуйтесь, восхищайтесь и говорите об этом.

      9. Работа с дыханием.

 Дыхание помогает эффективно противостоять стрессу и снять напряжение: сделайте обычный вдох, а потом длинный выдох. Пусть выдох будет примерно в 3 раза длиннее вдоха. И помните, что дышать лучше через нос. Затем опять обычный вдох и длинный выдох. Рекомендуется дышать  около 2-3 минут. Вы почувствуете эффект: успокоение, расслабление, уходят головные боли, нормализуется  сердцебиение  и вы чувствуете, что вновь обрели состояние уравновешенности и вновь владеете собой.

Что даст подростку стрессоустойчивость?

  • Поможет преодолевать проблемы и трудности, не впадая в депрессию, не опуская руки.
  • Благодаря этому качеству человек себя чувствует психологически комфортно.
  • Появляется возможность достигать результатов там, где сдаются остальные.
  • Повышает выносливость.
  • Гармоничные отношения с окружающими людьми.

Стрессоустойчивость подростка – это важное качество, которое поможет ему перенести этот непростой период физического и психологического созревания. Благодаря устойчивости к стрессу старшеклассник сможет практически безболезненно выходить из различных ситуаций, сохраняя позитивный настрой, радуясь светлому будущему.

 

                                                                                        Толмачева Т.В.,         

                                                                                  педагог-психолог


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание для 5-8 классов "Воспитание «стрессоустойчивости» у детей и подростков как средство укрепления физического и психического здоровья"

Данный материал можно использовать как на общешкольном родительском собрании, так и в средних классах. Материал сопровождается презентацией.Цель: познакомить родителей с опасностью возникновения стрес...

Воспитание стрессоустойчивости у детей и подростков как средство укрепления физического и психического здоровья

Цель: познакомить родителей с опасностью возникновения стресса и методами его профилактики. Форма: психологическая беседа, тренинг. Участники: родители учащихся, классные руководители....

ВЗАИМОСВЯЗЬ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ И СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЯХ

Интенсивное развитие самосознания и критического мышленияприводит к тому, что ребенок в подростковом возрасте обнаруживаетпротиворечия не только в окружающем его мире, но и внутри собственногопредстав...

Конспект открытого занятия на тему: «Формирование стрессоустойчивости у подростков».

Коррекция эмоционального и физического состояния в ситуациях сильного напряжения (таких как проверочные контрольные работы, экзамены, сложные межличностные взаимоотношения),сохранение и укрепление пси...

Стрессоустойчивость. Как общаться с подростками?

Труфанова Е.А. учитель физической культурыКак разговаривать с подростком?1. Главное в ваших взаимоотношениях с ребенком — взаимопонимание. Чтобы его установить, вы должны проявлять инициативу и ...

ПРОГРАММА МБОУ СОШ №2 с.Дивное по формированию стрессоустойчивости у подростков «Понимание и поддержка»

В последнее время жизнь современного человека, стала напряженной и беспокойной. Большое количество информации дает ему возможность больше знать, а это значит больше поводов для волнений и тревог. Трев...