Стрессоустойчивость подростков
учебно-методический материал по психологии (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
Материал интересен для старших школьников, родителей и педагогов. Предложены рекомендации по развитию стрессоустойчивости подростков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stressoustoychivost_podrostkov.docx | 23.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Стрессоустойчивость подростков.
В подростковом возрасте очень часто школьники сталкиваются со стрессами.
Влияние стресса на подростка ничем не отличается от влияния на взрослого человека. В организме происходят те же реакции, также вырабатывается кортизол, также страдает психика.
Стресс влияет не только на наше психическое здоровье, но и на физическое. Вот наиболее распространенные последствия частых стрессов.
- Раздражительность, нервозность, пониженное настроение.
- Учащенное сердцебиение
- Снижение иммунитета.
- Проблемы со сном.
- Рассеянность внимания, ухудшение памяти.
- Проблемы с аппетитом.
- Болезни ЖКТ.
- Депрессия.
Устойчивость к стрессу – это выработанная до автоматизма реакция организма и психики на различные стрессовые раздражители. Это сложный механизм защиты, который начинает формироваться у человека с раннего детства. Это своего рода психологический иммунитет!
Как выработать стрессоустойчивость подростка
Подросткам важно выработать защитную реакцию, которая не позволит стрессу отрицательно влиять на настроение, самочувствие.
Выработать механизм защиты возможно.
- Необходимо определить ценности и приоритеты.
Правильное определение и четкое разграничение приоритетов, ценностей на важные, значимые для человека и не столь важные. Если старшеклассник будет разграничивать то, что по-настоящему дорого и имеет значение в жизни, от того, что вообще никак его не касается, половину стрессов удастся избежать.
- Убежденность, самовнушение «у меня все получится, я смогу..».
Вспомните, что ранее в стрессовой ситуации вы смогли хорошо сделать то, что было необходимо, вспомните свой предыдущий положительный опыт – это придаст вам уверенности и сил. Не стоит переживать о том, что сможете вы сделать что-то или не сможете.
3. Выбор окружения.
Стрессовая ситуация может возникнуть и при общении с приятелями. Необходимо уметь выбирать людей, с которыми приятно, полезно, интересно, которые могут при необходимости оказать помощь. «Токсические» отношения, систематические конфликты могут быть между людьми и в подростковом возрасте, при этом жизнь будет в постоянном эмоциональном напряжении. Подростку важно научиться ограждать себя от людей, чье общество отнимает у него спокойствие и жизненную энергию.
4. Тайм-менеджмент.
В подростковом возрасте могут быть ситуации, при которых требуется делать выбор, что-то предпринимать, работать в режиме многозадачности. Тайм-менеджмент - распределение действий на срочное и важное; срочное, но не важное; важное, но не срочное; не срочное и не важное. Данный подход поможет школьникам распределять время и добиваться успехов.
5. Внешние раздражители.
Определение и устранение внешних раздражителей -
• отвлекающая музыка (особенно если эта музыка не в нашем вкусе);
• шумы с улицы,
• сквозняки, дующие или на нашу шею, или по ногам;
• слишком тусклое или, наоборот, слишком яркое освещение, из-за которого напрягаются и сильно устают глаза;
• неприятные запахи;
• неудобное расположение оргтехники, особенно провода, о которых можно легко споткнуться и упасть;
• неудобное расположение мебели и каких-нибудь коробок;
• некомфортная температура в помещении;
Необходимо самостоятельно определить то, что создаёт неблагоприятную обстановку. Постарайтесь создать комфорт и уют, особенно когда выполняете трудную или длительную работу.
6. Внутренние раздражители.
Определение и устранение внутренних раздражителей-
- боль (контролировать свое здоровье, заботиться о себе),
- чувство голода - из-за чувства голода снижается тонус, желание что-либо делать. Появляется усталость, апатия. Становится труднее концентрировать своё внимание и о чём-либо думать. В это время мы очень слабы и подвержены вредному воздействию стресса.
7. Упражнение «Зато…»
Справиться со стрессом поможет упражнение «Зато..». Вы делаете работу, которая не очень вам нравится, при этом вы себе говорите – «Зато, когда я закончу эту работу, я пойду смотреть мой любимый фильм, пойду гулять с друзьями и проч.»
8. Ищите хорошее и умейте не замечать плохое.
Рекомендуем не обращать большого внимания на негатив, ограничивайте себя в желании смотреть и обсуждать чьё-либо недостойное поведение или какую-нибудь неприятную ситуацию. Не тратьте на эту «грязь» своё время, свои силы и энергию. Вокруг нас много хорошего, замечательного, красивого и чудесного – ищите это, наслаждайтесь и любуйтесь, восхищайтесь и говорите об этом.
9. Работа с дыханием.
Дыхание помогает эффективно противостоять стрессу и снять напряжение: сделайте обычный вдох, а потом длинный выдох. Пусть выдох будет примерно в 3 раза длиннее вдоха. И помните, что дышать лучше через нос. Затем опять обычный вдох и длинный выдох. Рекомендуется дышать около 2-3 минут. Вы почувствуете эффект: успокоение, расслабление, уходят головные боли, нормализуется сердцебиение и вы чувствуете, что вновь обрели состояние уравновешенности и вновь владеете собой.
Что даст подростку стрессоустойчивость?
- Поможет преодолевать проблемы и трудности, не впадая в депрессию, не опуская руки.
- Благодаря этому качеству человек себя чувствует психологически комфортно.
- Появляется возможность достигать результатов там, где сдаются остальные.
- Повышает выносливость.
- Гармоничные отношения с окружающими людьми.
Стрессоустойчивость подростка – это важное качество, которое поможет ему перенести этот непростой период физического и психологического созревания. Благодаря устойчивости к стрессу старшеклассник сможет практически безболезненно выходить из различных ситуаций, сохраняя позитивный настрой, радуясь светлому будущему.
Толмачева Т.В.,
педагог-психолог
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание для 5-8 классов "Воспитание «стрессоустойчивости» у детей и подростков как средство укрепления физического и психического здоровья"
Данный материал можно использовать как на общешкольном родительском собрании, так и в средних классах. Материал сопровождается презентацией.Цель: познакомить родителей с опасностью возникновения стрес...
Организация работы педагога-психолога со всеми субъектами образовательного процесса,направленная на формирование стрессоустойчивости у подростков
Содержание опыта работы по данной теме...
Воспитание стрессоустойчивости у детей и подростков как средство укрепления физического и психического здоровья
Цель: познакомить родителей с опасностью возникновения стресса и методами его профилактики. Форма: психологическая беседа, тренинг. Участники: родители учащихся, классные руководители....
ВЗАИМОСВЯЗЬ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ И СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЯХ
Интенсивное развитие самосознания и критического мышленияприводит к тому, что ребенок в подростковом возрасте обнаруживаетпротиворечия не только в окружающем его мире, но и внутри собственногопредстав...
Конспект открытого занятия на тему: «Формирование стрессоустойчивости у подростков».
Коррекция эмоционального и физического состояния в ситуациях сильного напряжения (таких как проверочные контрольные работы, экзамены, сложные межличностные взаимоотношения),сохранение и укрепление пси...
Стрессоустойчивость. Как общаться с подростками?
Труфанова Е.А. учитель физической культурыКак разговаривать с подростком?1. Главное в ваших взаимоотношениях с ребенком — взаимопонимание. Чтобы его установить, вы должны проявлять инициативу и ...
ПРОГРАММА МБОУ СОШ №2 с.Дивное по формированию стрессоустойчивости у подростков «Понимание и поддержка»
В последнее время жизнь современного человека, стала напряженной и беспокойной. Большое количество информации дает ему возможность больше знать, а это значит больше поводов для волнений и тревог. Трев...