Конспект открытого занятия на тему: «Формирование стрессоустойчивости у подростков».
материал для подготовки к егэ (гиа, 9 класс)
Коррекция эмоционального и физического состояния в ситуациях сильного напряжения (таких как проверочные контрольные работы, экзамены, сложные межличностные взаимоотношения),сохранение и укрепление психического здоровья учащихся, развитие системы профилактики стрессовых ситуаций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Подготовка к экзаменам 9 классы | 34.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого занятия на тему: «Формирование стрессоустойчивости у подростков».
Дата проведения: 16.04.2019 г. 9 класс ГБОУ СОШ «ОЦ «Южный город».
Цели урока: – коррекция эмоционального и физического состояния в ситуациях сильного напряжения (таких как проверочные контрольные работы, экзамены, сложные межличностные взаимоотношения и т.д.),сохранение и укрепление психического здоровья учащихся, развитие системы профилактики стрессовых ситуаций.
Обучающая:
- познакомить учащихся с понятием стессоустойчивость;
- сформировать теоретическое представление о стрессе;
- познакомить с основными способами снижения тревожности в стрессовой ситуации.
Развивающая:
- развитие коммуникативных умений, эмоциональной сферы;
- развивать навык эффективного выхода из стрессовой ситуации с помощью различных психокоррекционных методов.
- развивать в себе качества стрессоустойчивого человека.
Воспитывающая:
- воспитывать положительное отношение к межличностному контакту;
- правильно использовать межличностное пространство;
- формировать навыки эффективного взаимодействия, повышать самооценку и уверенность в себе.
Урок применения знаний, умений и навыков в теории и на практике.
Метод: Познавательный.
Межпредметные связи: а) культурология,
б) социология;
в) социальная психология;
Комплексно-методическое обеспечение: тематическая папка, тесты пострессойстойчивости, ситуации, презентация.
Используемые новые образовательные технологии:
- технология проблемного обучения;
- информационно-коммуникативные технологии;
- технология развивающего обучения;
-здоровьесберегающие технологии;
- игровые технологии.
Психологическое занятие состоит из 5 основных блоков.
- Приветствие. Приветствие может включать в себя любые игровые элементы, повторяющиеся на каждом занятии. Оно должно отражать начало занятия и настроить на активную работу каждого участника.
- Теоретическая часть. Введение понятия стресс, стрессоустойчивость. Обобщение различных взглядов на природу стресса. Схема динамики протекания стресса у человека.
- Разминка. Любые активные двигательные упражнения, способствующие концентрации внимания, включению в работу на тренинге. Использую личностно-ориентированную технологию. При формировании группы учитываю степень освоения программного материла, интерес к изучению нового материала.
- Основная часть. Кульминационной частью занятия являются различные упражнения направленные на снятие стресса.
- Завершение. Завершение является неотъемлемой составляющей частью любого психологического занятия. Оно включает в себя рефлексию, ритуал прощания и отражает окончание тренинга.
Ход занятия.
- Приветствие.
Поприветствовать друг друга спинами, мизинцами, пятками.
- Теоретическая часть.
Используется технология проблемного обучения, ставится перед детьми учебно-проблемная задача, проблемная ситуация. В процессе изучения данной темы дети приобретают новые знания и способы для решения конкретных задач.
Педагог-психолог: В 1936 году в журнале «Nature», в разделе «Письма к редактору», было опубликовано короткое сообщение канадского физиолога Ганса Селье (тогда еще никому неизвестного) под названием «Синдром, вызываемый разными повреждающими агентами». Еще, будучи студентом, Селье обратил внимание на тот факт, что различные инфекционные заболевания имеют сходное начало: общее недомогание, потеря аппетита, температура, озноб, ломота и боли в суставах. Селье предположил, что существует общая неспецифическая реакция организма на любую «вредность», направленная на мобилизацию защитных сил организма. Эту реакцию он назвал... (На слайде):
- психологическая нагрузка на организм;
- стресс;
- напряжение;
- перенапряжение.
Вы должны решить задачу: - как называется эта реакция организма?
- сформулировать тему нашего занятия.
Предлагаю посмотреть на утверждения ученых.
Исследования В. Кеннона (1927,1929) показали, что организм стремится обеспечить постоянство (гомеостазис) своей внутренней среды.
Г. Селье, показал независимость процесса приспособления от характера раздражения или нагрузки. Воздействия могут быть самыми различными, но независимо от своих особенностей ведут к цепи однотипных изменений, обеспечивающих приспособление.
Обобщая, различные взгляды мы можем сделать вывод, что это стресс. Термин «стресс» используется, по крайней мере, в трех значениях. Во-первых, понятие стресс может определяться как любые внешние стимулы или события, которые вызывают у человека напряжение или возбуждение. В настоящее время в этом значении чаще употребляются термины «стрессор», «стресс-фактор». Во-вторых, стресс может относиться к субъективной реакции и в этом значении он отражает внутреннее психическое состояние напряжения и возбуждения. В-третьих, стресс может быть физической реакцией организма на предъявляемое требование или вредное воздействие.
Г.Селье отмечает, что слово «стресс», так же как «успех», «неудача» и «счастье», имеет различное значение для разных людей. Поэтому дать его определение довольно трудно, хотя оно и вошло в нашу обыденную речь.
Показ слайдов.
Рассмотрим схему динамики протекания стресса у человека:
временной период
AD-уровень фоновой активности в спокойном состоянии.
Данная модель включает в себя три основные стадии:
1. AB -нарастание психологического напряжения.
2. BC – высокий уровень психического напряжения до критического максимума.
3. CD – снижение психологического напряжения.
1-я стадия сопровождается тем, что состояние человека меняется на противоположное по эмоциональному знаку. Спокойный и уравновешенный человек начинает суетиться и раздражаться. Живой и подвижный человек становится внезапно мрачным и неразговорчивым. На данной стадии возможно развитие конфликтных ситуаций. У человека ослабевает самоконтроль: он постепенно теряет способность сознательно и разумно регулировать свое поведение.
2-я стадия начинается в точке В и доходит до наивысшего напряжения (точка С). Человека поглощает деструктивный стресс, происходит полная или частичная потеря сознательного самоконтроля, сопровождаемая аффективным состоянием.
3-я стадия снижение психологического напряжения (от точки С до точки D). На данной стадии человек вновь возвращается к своему исходному состоянию, но проявляется оно в ощущении чувства апатии, безразличия, часто – чувства стыда или вины. Депрессия в таком случае – результат переживания острого кратковременного или длительного хронического стресса. Длительность стрессового «сценария» в целом, и отдельных стадий в частности, обусловлено многими объективными и субъективными факторами, последние из которых часто доминируют. Продолжительность стрессовых стадий колеблется от 2-3 минут до нескольких недель. Индивидуальные особенности переживания стресса могут усвоиться человеком еще в детском возрасте на бессознательном уровне.
- Разминка.
Упражнение: «Колпак».
Цель этого упражнения - тренировка внимания, умения ориентироваться в стрессовой ситуации.
Ведущий произносит следующий текст: «Колпак мой треугольный. Треугольный мой колпак. А если не треугольный, то это не мой колпак». Затем вместо слова «колпак» ведущий предлагает учащимся дважды слегка похлопать себя по голове, а само слово не произносить. Далее ведущий предлагает заменить жестом следующее по порядку слово «мой». Вместо слова «мой» предлагается показать на себя. Текст произносится теперь уже с двумя изменениями. Так последовательно меняются на жесты все остальные слова. Причем слово «треугольный» меняется в два приема. Сначала вместо слога «тре» все выбрасывают по три пальца вперед, а потом вместо оставшейся части «угольный» каждый выпячивает локоть. - Поздравляю тех, кто сделал минимальное количество ошибок.
Ну вот, мы немного размялись, у всех приподнятое настроение, мы отработали приемы волевой мобилизации и настроились на работу.
Упражнение: « 9 точек »
Цель упражнения – активизация мыслительных процессов, настрой на работу.
***
***
***
Перед вами 9 точек. Требуется зачеркнуть все точки четырьмя линиями, не отрывая карандаш от листа бумаги, и, не следуя по ранее начертанной линии.
4.Основная часть.
Упражнение «Эксперимент».
Цель: научить самообладанию в стрессовых ситуациях.
Каждому участнику выдаются карточки, на которых написаны тексты с хаотичным на первый взгляд набором букв, и дается задание прочитать текст.
Психолог. Вам необходимо за 30 секунд прочитать три последовательных отрывка:
ШАРЛЬПОДНЯЛЛЮСИНАСПИНУИСКАЗАЛОБХВАТИМОЮШЕЮ
НоКАКТеперьВернутьсяНАЭстАКАДУКаКПЕРЕнестиЭТоГоСтрАшНОНаПУгаННоГоРЕБЕНКаВБеЗОПаСНОемЕсТО
наКОнецП ОСЛЫШАЛ Ся Топ ОтБегУщиХ ног
Дискуссия:
- Сразу ли вы справились с заданием?
- Что понадобилось вам для его быстрого выполнения?
- В чем заключается, на ваш взгляд, самообладание?
Психолог. В сложных условиях учебной деятельности, например во время контрольных работ, экзаменов, физической подготовки, часто возникает необходимость осуществить волевую мобилизацию. В этом случае могут оказаться удобными в применении экспресс-методы, которые позволят решить какую-то частную задачу. Эти приемы волевойсаморегуляции взяты из школ восточных единоборств.
Упражнение: «Волевое дыхание».
Примите исходное положение стоя, расслабьтесь, установите глубокое ровное дыхание. Затем, выдыхая ровно и спокойно, одновременно поднимите обе руки до уровня груди ладонями вверх, согните их в локтях и отведите локти назад.
После этого сделайте спокойный выдох с одновременным медленным опусканием рук ладонями вниз. Во время выдоха последовательно напрягаются мышцы рук, плечевого пояса, живота, ног. Можно представить, что опускающиеся руки прессуют находящийся в легких воздух и направляют его вниз в землю. По окончании выдоха напряжение мышц прекращается.
Упражнение повторяется до появления уверенности в своих силах и готовности организма действовать с максимальной отдачей.
Упражнение: «Приятно вспомнить»
Упражнение основано на использовании такого механизма психическойсаморегуляции, как самоубеждение. В случае неуверенности в своих силах при решении какой-либо задачи рекомендуется представить и проанализировать опыт успешного решения аналогичных проблем в прошлом. В конце концов, нужно твердо сказать себе: «Я решал задачи и посложнее, решу и эту!»
Эти все упражнения, с которыми вы познакомились в ходе занятия, желательно использовать каждый день в процессе подготовки к занятиям в школе, при подготовке к экзаменам.
Упражнение «Снежки»
Цель: снятие напряжения и усталости после занятия.
Материалы:
Старые газеты или что-то подобное; клейкая лента, которой можно будет обозначить линию, разделяющую две команды.
- Возьмите каждый по большому листу газеты, как следует скомкайте его и сделайте из него хороший, достаточно плотный мячик. Теперь разделитесь, пожалуйста на две команды, и пусть каждая выстроится в линию так, чтобы расстояние между командами составляло примерно четыре метра. По моей команде вы начнете бросать мячи на сторону противника.
Игроки каждой команды стремятся как можно быстрее забросить мячи, оказавшиеся на их стороне, на сторону противника. Услышав команду <Стоп!>, вам надо будет прекратить бросаться мячами. Выигрывает та команда, на чьей стороне оказалось меньше мячей. И не перебегайте, пожалуйста, за разделительную линию.
5.Завершение.
Ребята, расскажите к каким выводам вы пришли, и дайте советы своим одноклассникам. Что делать, чтобы нейтрализовать стресс?
Во-первых, при стрессах быстро расходуется запас витаминов в организме, особенно группы В. Многие врачи советуют принимать ежедневно витамины, но помните о передозировке. Все должно быть в меру! Во-вторых, очень полезны физические упражнения. Ходите в спортивный зал, делайте зарядку, танцуйте, пойте, гуляйте, посещайте бассейн, баню. В-третьих, необходима психическая и физическая релаксация. Попробуйте следующие способы: слушайте расслабляющую музыку, смотрите на ночное небо, облака, мечтайте. В-четвертых, для гармоничной жизни необходима поддержка семьи, друзей. Ходите на психологические тренинги, не уклоняйтесь от семейных торжеств, знакомьтесь с новыми интересными людьми. Уделяйте внимание родителям, бабушкам и дедушкам, сестре или брату, ведь они особенно нуждаются в вашей любви, заботе, ласке.
Давайте сравним рекомендации для разных органов и систем. Например, для глаз читать лежа вредно, а для позвоночника вредно много сидеть над книгой, полезно лежать, распрямив позвоночник. Так можно ли читать лежа? Если да, то при каких условиях?; (необходимо выполнять физические упражнения, регулярно заниматься спортом, вести активный образ жизни).
А теперь советы для вас, для выпускников:
Показ слайдов
-Общее утомление
Рекомендации. Соблюдение режима сна и бодрствования, прогулки на свежем воздухе не менее 30 минут в день (!), витамины, сосредоточенность при подготовке (это экономит время)
-Нервозность, переживания
Рекомендации. Аутотренинг, самовнушение, распределение времени, планирование деятельности, прогулки, витамины, «несильные» лекарства
-Утомление глаз
Рекомендации. Перерывы в чтении, не читать лежа, умывание холодной водой, гимнастика для глаз (различные варианты), не спать лицом в подушку, не приучать глаза к стимулирующим витаминным каплям, полноценный сон, питание, богатое витамином А (морковь), после утомления глаз не поднимать тяжести
-Вегетативные проявления (в том числе боли в сердце, желудке)
Рекомендации. Привычный режим дня, травяные чаи, правильное питание, прогулки, аутотренинг, медитация, спокойная музыка, любимая музыка
-Нагрузка на сердце, сосуды
Рекомендации. Самоуспокоение на случай неудачи: «И Энштейн был двоечником!», самовнушение: «Все сдают — и я сдам», гимнастика во время утомительных занятий, прогулки на свежем воздухе, полноценный отдых и сон, правильная поза за столом (не сдавливать грудную клетку, крупные сосуды, выпрямлять ноги)
-Мышечное утомление
Рекомендации. Чередование труда и отдыха, наклоны, элементарные физические упражнения, питание с высоким содержанием белка и низким — жира, массаж, самомассаж.
-Нагрузка на позвоночник
Рекомендации. Вращение головой, наклоны, подбор правильной позы, осанки, смена позы, пища, богатая кальцием, спать на плоской подушке, в перерывах между занятиями полежать на полу. Выводы: Какие основные выводы мы можем сделать в итоге нашего занятия? (Ответы учащихся).
Первый вывод — здоровье можно сохранять с помощью своих же собственных усилий (знать и применять противострессовые техники, следить за своим внутренним состоянием).
Второй относится собственно к учебной деятельности (всему можно научиться, в дальнейшем совершенствоваться, приобретать полезные навыки).
Обсуждение пройденного материала на занятии.
- Сразу ли вы справлялись с заданиями?
- Что было легко, а что сложно?
- В чем заключается, на ваш взгляд, стрессоустойчивость?
- Как развить самообладание?
- Можно ли, на ваш взгляд, использовать эти методы регуляции психического состояния в обычной повседневной жизни?
- Какие задачи и проблемные ситуации мы решили на занятии?
Презентация « Интервью».
Использую информационно-коммуникативную технологию позволяющую получить информацию через ИКТ. Благодаря чему у детей лучше развиваются познавательные, регулятивные и личностные компоненты УУД.
Домашнее задание: Создайте буклет с советами своим одноклассникам по профилактике стресса возникающего во время сдачи экзамена. Пусть ваши рекомендации будут разнообразными, не бойтесь ошибаться.
Прощание. Все участники по кругу дарят друг другу воображаемый подарок.
Литература при подготовке к уроку:
1. В.А. Крутецкий. «Психология», 2000г.
2.Р.С. Немов. «Психология», 2003г.
3. Л.П.Пономаренко, Р.В.Белоусова. «Психология для старшеклассников» (2 части), 2002г.
4. Е.И. Рогов. «Психология общения».ВЛАДОС. М., 2003г.
5. Рефераты к теме
6. Н.Д. Творогова. «Практикум по психологии». МИА, М., 2001г.
7. Г.М. Шеламова. «Деловая культура и психология общения». АCADEMA. М., 2005г.
8. М. Кипнис. «Тренинг межкультурных отношений». Часть I. М., 2006г.
Информационные источники:
1. http://festival.1september.ru/articles/530497/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия по теме "Мережка". Браслет.
Конспект открытого занятия по строчевой вышике. Выполняется вышивка мережкой "козлик" на ткани. Браслет украшается выполненной вышивкой....
Конспект открытого занятия по теме «Работа над оркестровыми партиями на индивидуальных занятиях по классу домры»
Открытое занятие проводится по дополнительной общеобразовательной программе оркестровой студии «Гармония» «Домра» (специальный инструмент), утверждённой Педсоветом и Экспертным советом ДТДиМ 12 сентяб...
конспект открытого занятия по теме: «Согласование притяжательных прилагательных в роде (на материале лексической темы «дикие животные»)»
конспект открытого занятия по теме: «Согласование притяжательных прилагательных в роде (на материале лексической темы «дикие животные»)»...
Конспект открытого занятия по теме:"Формирование понятия "категория рода имён существительных" в русском языке у детей-билингвов"
Занятие для учащихся 3-4-х классов с двуязычием....
План-конспект открытого занятия по теме Обобщающее занятие по теме «Азбука оригами»
Тема занятия: «Обобщающее занятие по теме «Азбука оригами»Образовательная программа: «Оригами. Ступени мастерства»Год обучения: 1Возраст детей: 9 – 13 летЦель: Пров...
Конспект открытого занятия на тему: «Проверочная игра по командам по теме «Средства музыкальной выразительности»» (с использованием современных образовательных технологий и электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе)
Конспект открытого занятия на тему: «Проверочная игра по командам по теме «Средства музыкальной выразительности»» (с использованием современных образовательных технологий...