План работы
консультация по психологии
Предварительный просмотр:
Утверждаю
Директор школы _________________ Бузинаева О.В.
ПЛАН РАБОТЫ
педагога-психолога МБОУ «Баяндаевская СОШ» на 2021-2022 учебный год
Цель: обеспечение оптимальных условий для адаптации, обучения, воспитания и развития ребенка, исходя из его индивидуальных особенностей.
Задачи
- Мониторинг личностных, интеллектуальных качеств учащихся, особенностей эмоционально – волевой и
мотивационной сферы с целью обеспечения помощи педагогическому коллективу в создании образовательной
среды, учитывающей психофизиологические особенности учащихся и с тем, чтобы отследить динамику
изменений и вовремя оказать коррекционную помощь.
- Отслеживание и профилактика суицидальных наклонностей учащихся группы риска.
- Оказание психологической помощи учащимся 9,11 класса в период подготовки к ОГЭ и ЕГЭ
- Оказание коррекционно – развивающей помощи учащимся, нуждающимся в коррекции и развитии познавательных способностей, имеющих проблемы в установлении контактов с окружающими, повышенный уровень тревожности.
- Профилактика употребления ПАВ несовершеннолетними.
- Оказание психологической помощи учащимся группы риска.
- Оказание психологической помощи одаренным учащимся.
- Оказание содействия педагогическому коллективу в повышении профессиональной компетентности через просветительскую работу.
- Совершенствование организации работы с детьми ОВЗ и детьми – инвалидами и их родителями.
- Отслеживание процесса развития и формирование УУД учащихся для проектирования и своевременной корректировки учебного процесса.
- Психологическое сопровождение предпрофильной подготовки и профильного обучения учащихся
Задачи на разных этапах обучения:
Начальная школа:
- Обеспечение адаптации к школе.
- Выявление интеллектуального уровня, состояния эмоционально-волевой сферы;
- Систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка и динамики развития психических функций:
- мышления (анализа, обобщения, сравнения, аналогии, классификации и др.),
- памяти (кратковременной, отсроченной, слуховой, зрительной),
- внимания (объема, распределения, устойчивости, способности к быстрому переключению),
- восприятия (слухового, зрительного, целостности, фрагментарности).
- Повышение заинтересованности детей в учебной деятельности, развитие познавательной и учебной мотивации.
- Развитие самостоятельности и самоорганизации.
- Поддержка в формировании желания и умения учиться, развитие творческих способностей.
- формировать у обучающихся способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению;
- создать специальные социально-психологические условия для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении.
Основная школа:
- Сопровождение перехода в среднее звено.
- Поддержка в решении задач личностного и ценностно-смыслового самоопределения и саморазвития: психологическое сопровождение предпрофильной подготовки и профильного обучения учащихся.
- Развитие самосознания, обучение анализу своих чувств и поступков.
- Помощь в решении личностных проблем и проблем социализации.
- Обучение конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций.
- Профилактика девиантного поведения.
Старшая школа:
- Сопровождение перехода в старшее звено.
- Помощь в профильной ориентации и профессиональном самоопределении.
- Развитие временной перспективы, способности к целеполаганию.
- Развитие психосоциальной компетентности.
- Профилактика девиантного поведения, разного рода зависимостей.
- Поддержка в самопознании.
Направления психологической работы:
1. Психопрофилактическая работа:
- формирование у детей, педагогов, родителей общей психологической культуры с помощью бесед и тренингов;
- своевременное предупреждение нарушений в становлении личности, развитии интеллекта и эмоционально-волевой сферы ребенка;
- профилактика отклонений в развитии, поведении и деятельности детей;
- оказание помощи детям в период адаптации их к условиям учебно-воспитательного учреждения;
- определение психологической готовности детей к обучению в школе с целью раннего выявления способностей, отклонений в развитии и их коррекции;
- предупреждение психологической перегрузки и невротических срывов, связанных с неблагоприятными условиями жизни. Обучение и воспитание детей;
- создание благоприятного психологического климата в учебно-воспитательном учреждении через оптимизацию форм обучения.
2. Психодиагностическая работа:
- психологическое обследование ребенка с целью определения соответствия его психического развития возрастным нормам и уровня овладения им необходимыми навыками и умениями;
- изучение психологических особенностей детей, их интересов, способностей и склонностей с целью обеспечения индивидуального подхода к каждому ребенку, оказание помощи в профессиональном и личностном самоопределении;
- дифференциальная диагностика отклонений в интеллектуальном и личностном развитии детей разного возраста, нарушений поведения;
- диагностику характера общения детей с взрослыми и сверстниками, выявление причин нарушения общения.
3. Развивающая и психокоррекционная работа.
Работа предполагает осуществление программ, предусматривающих:
- развитие и коррекцию отклонений в психическом развитии;
- обучение методам и приемам саморегуляции и преодоления эмоциональных стрессов.
4. Консультативная работа.
- консультирование педагогов, родителей по проблемам обучения и воспитания детей;
- консультирование детей.
Ожидаемый результат – социально - адаптированная личность ребёнка способная к профессиональному самоопределению и самостоятельному жизнеустройству.
ДИАГНОСТИКА
№п/п | Содержание работы | Используемые методы и диагностический инструментарий | Участники образовательного процесса | Сроки | Контроль |
1 | Диагностика школьной мотивации и адаптации обучающихся, вновь прибывших в школу. | Наблюдение Анкетирование Методика Н.Г.Лускановой «Что мне нравится в школе»; | Вновь поступившие обучающиеся. | Сентябрь – октябрь и по мере поступления | Составление аналитической справки Разработка рекомендаций |
2 | Диагностика выявления обучающихся, склонных к насилию и жестокости. | Тест на уровень склонности к насилию и жестокости | 6 – 8, 10 классы | Сентябрь | Составление аналитической справки. Разработка рекомендаций. Выявление детей «группы риска». |
3 | Диагностика уровня социально-психологической адаптации и мотивации | -«Социометрия» авт. Морено; - Изучение мотивации обучения старших подростков М.И.Лукьянова, Н.В.Калинина; - Анкета «Как определить состояние психологического климата в классе» | 10 класс | Октябрь-ноябрь | Составление аналитической справки Разработка рекомендаций |
4 | Мониторинг уровня телефонной, компьютерной и игровой зависимости у детей «группы риска». | Способ скриннинговой диагностики компьютерной зависимости (Л. Н. Юрьева, Т. Ю. Бояьбот) | 5-8 классы «Группа риска» | Ноябрь | Аналитическая справка Разработка рекомендаций классным руководителям, родителям. |
5 | Диагностика адаптации к обучению в 5 классе (уровень школьной мотивации, психологический климат, самооценка, межличностные отношения, уровень агрессивности) (мониторинг) | 1. «Социометрия» авт. Морено; 2. Методика изучения учебной мотивации М.И.Лукьянова, Н.В.Калинина. 3. Анкета «Как определить состояние психологического климата в классе» | 5 класс | Октябрь-ноябрь Апрель | Составление аналитической справки. Разработка рекомендаций классным руководителям. Выявление детей с дезадаптацией. |
6 | Диагностика психологического климата в школе и классе (отношения со сверстниками, с педагогами, навыки общения, отношение к школе) (мониторинг) | Наблюдение Анкета «Как определить состояние психологического климата в классе» Федоренко Л.Г. | 6-7, 10 классы | Декабрь Май | Составление аналитической справки |
7 | Диагностика выявления жестокого обращения с детьми в школе, дома и на улице | Анкетирование | 4-7, 9 классы | Декабрь | Аналитическая справка. |
8 | Мониторинг уровня агрессии у подростков «группы риска» | 1.Опросник Басса – Дарки, модификация Резапкиной Г.В. | 6- 8,10 классы «группа риска» и ВШУ | Февраль | Разработка планов групповой и индивидуальной коррекционной работы |
9 |
Психологическое сопровождение предпрофильной подготовки и профильного обучения учащихся. Диагностика профессиональных склонностей и профессиональной направленности обучающихся. | ДДО Е.С.Климова, Акцент 2-90, Леонгарда-Шмишека, тест Сонди. | 7 -10 классы | Первое и второе полугодие | Аналитическая справка. |
10 | Диагностика психологической атмосферы в педагогическом коллективе, эмоционального выгорания педагогов (мониторинг) | 1. Модифицированная методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко 2.Тест. (М.И. Станкин) Сформирован ли у Вас педагогический такт? | Педагоги, воспитатели | Март | Индивидуальная работа с педагогами |
11 | Диагностика определения уровня готовности обучающихся 4 класса к переходу из начальной школы в среднее звено. | 1. Анкета «Как определить состояние психологического климата в классе» Федоренко Л.Г. 2. Анкета для оценки уровня школьной мотивации Н. Лускановой. 3. Тест на оценку сформированности навыков чтения. 4. Методика изучения уровня внимания (П.Я.Гальперин, С.Л.Кабылицкая). 5. Социометрия. | 4 класс | Апрель - май | Аналитическая справка. Собеседование с учителями по преемственности обучения и воспитания. Разработка рекомендаций. |
12 | Диагностика эмоционально-волевой и познавательной сфер обучающихся по запросу администрации школы, педагогов, родителей | В соответствии с запросом. | Все классы | В течение года | Составление психологической характеристики. Разработка рекомендаций для участников образовательного процесса |
13 | Индивидуальное психологическое обследование обучающихся, вновь поступивших в школу. | В соответствии с запросом | Вновь поступившие обучающиеся. | В течение года | Заключение. Составление психологической характеристики. |
14 | Мониторинг школьной мотивации и адаптации обучающихся, вновь прибывших в школу. | Методика Н.Г.Лускановой «Что мне нравится в школе» | Вновь прибывшие в школу. | Май | Аналитическая справка. |
15 | Тест-опросник «Склонность к зависимости от употребления психоактивных веществ», Опросник выявления предрасположенности к зависимому поведению, | Методика диагностики склонности к различным зависимостям (автор Лозовая Г.В), диагностика потребностей новых ощущений. (Краткий вариант психологического опросника М. Цукермана позволяет показать степень выраженности такой потребности у каждого отдельного человека) | Март-апрель, обучающиеся 7-11 классы | Аналитическая справка. |
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА
№п/п | Содержание работы | Участники образовательного процесса | Сроки | Контроль |
1. | Индивидуальные занятия по развитию психомоторных и сенсорных процессов, развитию ВПФ. | 2, 3, 4 классы | Сентябрь - май | Программа «Развитие психомоторных и сенсорных процессов» Рекомендации ПМПк Журнал учета развивающей и коррекционной работы(РКР) |
2. | Психологическое сопровождение обучающихся в рамках ФГОС О УО (ИН) | 2- 4 классы | Сентябрь-май | Программа организации психол. сопровождения обучающихся 1-4 класса с УО (ИН) в соотв. с треб ФГОС УО (ИН)
|
3 | Разработка плана мероприятий психолого-педагогической реабилитации предусмотренных ИПРА ребенка-инвалида. | Дети-инвалиды | Сентябрь | |
4 | Коррекция агрессивного поведения обучающихся. | 5,6-8, 10 классы | В течение года | Программа коррекции агрессивных состояний По результатам диагностики |
5 | Занятия (групповые и индивидуальные) для обучающихся со школьной дезадаптацией. | 5 класс, вновь прибывшие | В течение года | По результатам диагностики |
6 | Занятия (групповые и индивидуальные) по обучению методам релаксации, коррекции эмоционально-волевой и поведенческой сферы с использованием сенсорной комнаты | 2-4 классы 5-8, 10 классы | Сентябрь - май | Программа «Волшебный мир сенсорной комнаты» |
7 | Индивидуальные занятия по развитию познавательной сферы | 1-7 классы | В течение года | По результатам диагностики. Рекомендации ПМПк |
8 | Индивидуальные и групповые занятия для детей «группы риска» | Обучающиеся «группы риска» | Октябрь-май | По результатам диагностики. |
9 | Тренинг межличностных отношений | 8 классы | Декабрь | Конспект тренинга |
10 | Тренинг по конфликтологии | Педагоги, воспитатели | Март | Конспект тренинга |
11 | Оказание психологической помощи и поддержки молодым и вновь поступившим на работу педагогам и воспитателям. | Педагоги, воспитатели | В течение года | Консультации, рекомендации |
12 | Участие в подготовке и проведении общешкольных мероприятий, в районных и областных фестивалях и конкурсах. | 2-8, 10 классы | В течение года |
КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
№п/п | Содержание работы | Участники образовательного процесса | Сроки | Контроль |
1. | Индивидуальное консультирование обучающихся, педагогов и родителей | По запросу | В течение года | Журнал консультаций |
2. | Индивидуальное консультирование по результатам диагностики | «Группа риска» | В течение года | Журнал консультаций |
3 | Консультации для родителей: - межличностные отношения в семье; - возрастные особенности развития детей; -родительско-детские отношения; - взаимоотношения с педагогами и воспитателями; - личностные проблемы родителей; - проблемы адаптации детей; -профессиональное самоопределение ребенка; - разрешение конфликтных ситуаций в семье; - взаимодействие с подростками; -по результатам диагностики; - поведенческие проблемы ребенка. - особенности развития детей с ограниченными возможностями здоровья. | Родители | В течение года | Журнал консультаций |
4. | Групповые консультации для подростков: - Как воспитывать в себе доброе отношение к «братьям нашим меньшим» - Как уберечь себя в сети Интернет и при использовании мобильной связи - Этика сетевого общения -Что делать в случае жестокого обращения дома, в школе и на улице - Как не стать жертвой буллинга в школе -Стресс и как с ним справиться - Вредные привычки - Любовь или влюбленность | 5-8, 10 классы | В течение года | Журнал консультаций |
5. | Консультации для педагогов: - по вопросу снижения уровня агрессивности подростков; - по вопросам взаимоотношений с обучающимися, родителями, коллегами и администрацией. - по результатам диагностики; - написание характеристик; -проблемы поведения обучающихся; - подготовка к аттестации; - неблагоприятные эмоциональные состояния; - консультации по индивидуальным психологическим особенностям вновь прибывших детей и детей «группы риска»; - личностные проблемы педагогов. - как избежать «эмоционального выгорания» | Педагоги воспитатели | В течение года | Журнал консультаций |
6. | Консультации для обучающихся: - межличностные отношения в семье и школе; (взаимоотношения с одноклассниками, педагогами, родителями); - взаимоотношения с противоположным полом; - неблагоприятное эмоциональное состояние; - предупреждение проявления девиантного поведения - способы снятия стрессовых состояний; - способы взаимодействия в конфликтной ситуации; - преодоление агрессии во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками; - по результатам изучения профессиональных предпочтений. | 5-8, 10 классы Обучающиеся, состоящие на ВШУ 8, 10 классы | В течение года | Журнал консультаций По результатам диагностики |
Психологическое просвещение | ||||
№ | Содержание работы | Участники образовательного процесса | Сроки | Контроль |
1 | Участие в работе педагогических советов школы | Педагоги | Один раз в четверть | Темы по плану работы школы |
2. | Участие в работе методических объединений: учителей начальных классов учителей-предметников, воспитателей | Педагоги | Один раз в четверть | Темы по плану МО |
3 | Участие в общешкольных и классных родительских собраниях. | Родители | По плану работы школы и классных руководителей Выступление, проведение анкетирования, разработка, памяток рекомендаций | |
4. | Подготовка информации для СМИ, электронных ресурсов, школьного сайта и информационного стенда. | Педагоги Воспитатели Родители Обучающиеся | В течение года | Журнал психологического просвещения |
5. | Подготовка печатных материалов (памятки) для родителей, педагогов, касающихся вопросов адаптации, обучения и воспитания детей | Педагоги Родители | Подготовка памяток для родителей |
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА
№ | Содержание работы | Участники образовательного процесса | Сроки | Контроль |
1. | Подготовка кабинета к работе в новом учебному году | Педагог-психолог | Август | Готовность кабинета |
2. | Составление циклограммы работы педагога-психолога | Педагог-психолог | Август | Циклограмма |
3. | Разработка программ индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий | Педагог-психолог | Август-сентябрь | Программы, расписание занятий. |
4. | Приобретение пособий и стимульного материала для диагностического обследования и коррекционно-развивающих занятий | Педагог-психолог | В течение года | Пособия, стимульный материал |
5. | Пополнение картотеки психологических игр по различным психологическим проблемам (агрессивность, тревожность, застенчивость и т.д.). | Педагог-психолог | В течение года | Картотека игр |
6. | Повышение квалификации, участие в веб-семинарах, областном методическом объединении педагогов – психологов. | Педагог-психолог | В течение года | |
8. | Участие в работе ППк школы | Педагог-психолог | По плану работы ППк | Протоколы ППк |
9. | Ведение отчетной документации, обработка результатов диагностических обследований, разработка рекомендаций по результатам диагностического обследования. | Педагог-психолог | В течение года | Журналы учета работы |
10 | Подготовка аналитического отчета (анализа работы) педагога-психолога за текущий учебный год и плана работы на следующий учебный год. | Педагог-психолог | Май | Отчёт, план |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План воспитательной работы в 9 классе на 2012-13г. (План мероприятий, Классные часы, Самоуправление в классе, План работы с родителями и др.)
Наш 9-й класс![[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3420969","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"320","style":"width: 480px; height: 320px; border-width: 2px; border-st...
Примерный план работы ШМО трудового, художественно- эстетического и физического воспитания на 2013 – 2014 учебный год. Примерный план работы ШМО трудового, художественно- эстетического и физического воспитания на 2013 – 2014 учебный год.
Примерный план работы ШМО трудового, художественно- эстетического и физического воспитанияна 2013 – 2014 учебный год....
План работы учебного кабинета и план самообразования
В план работы учебного кабинета входит: оборудование кабинета (средства обучения, методическое обеспечение, экзаменнационный материал и проверочные работы, библиотека кабинета), план работы кабинета (...
Социально-педагогическая работа в школе.Примерный план работы социального педагога. План работы Совета профилактики.Месячник психологического здоровья .Отчёт месячника психологического здоровья2015-2016гг
Примерное планирование работы социального педагога школы. Основные принципы деятельности социальной службы школы.Основные направления деятельности. Формы отчётности и другая документация необходимая в...
Адаптированные образовательные программы и КИМЫ по сельскохозяйственному труду, географии для коррекционной школы, план работы классного руководителя, план работы кабинета
Планирование по предмету сельскохозяйственный труд 6-9 класс, география 6-9 класс, контрольно-измерительные материфлы за год и по четвертям....
2016 г. Наставничество. План работы Школы молодого учителя, организация работы в соответствии с планом.
План совместной работы учителя -наставника и молодого специалиста на 2016-2017 учебный год. Целью работы Школы молодого учителя является повышение профессиональной компетентности молодых пе...
План-конспект урока по профильному труду 6 класс. Тема урока: «Ориентирование в задании по чертежу. Разбор чертежа. Составление плана работ изготовления скамейки».
Изучение план изготовления скамейки, научить самостоятельно изготавливать скамейку по плану; Развитие моторики рук, глазомер, связную речь, развить образную память, логическое мышление; Ко...