Психолого-педагогические методы воздействия на личность учащихся
статья по психологии
В настоящее время психологическая наука и практика располагает большим количеством классификаций моделей сопровождения, в основе которых лежат самые разные критерии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 25.87 КБ |
Предварительный просмотр:
«Психолого-педагогические методы воздействия на личность учащихся»
На современном этапе развития общества совместно с формированием гуманистической направленности образования интенсивно развивается идея психолого-педагогического сопровождения всех субъектов образовательного процесса, возникшая в рамках проблемы оказания эффективной квалифицированной психологической помощи. Однако, несмотря на достаточно большое количество публикаций, касающихся различных аспектов психологического сопровождения, всё ещё существует необходимость в обобщении и систематизации накопленного теоретического и практического материала. Педагогическим процессом называется реализация образовательно-воспитательных целей и задач, а систему педагогических средств, которые характеризуют взаимодействие педагогов и учащихся, называют методом/методами обучения. Разделить эти средства на образовательные или воспитательные можно лишь условно, исходя из чего, далее будет применяться универсальное понятие «методы воздействия на личность». Технологию педагогического процесса можно описать примерно следующим образом: изначально педагог доносит до учащихся информацию о необходимости и важности решения определённой задачи, после этого обучает их, чтобы они усвоили конкретные знания, способствующие достижению поставленной цели, а затем формирует у них соответствующие навыки и умения. Любой из этапов предполагает стимулирование познавательной деятельности, её контроль и оценку.
Чтобы педагогический процесс был максимально эффективным, специалисты рекомендуют включать в него такие методы воздействия на личность как убеждение, упражнение и приучение, обучение, стимулирование и оценку.
Исследования ведущих отечественных педагогов М. И. Махмутовой и Ю. К. Бабанского позволили установить, что в выборе методов и их сочетании следует опираться на то:
- Соответствуют ли методы целям и задачам педагогического процесса
- Соответствуют ли методы содержательной части занятий
- Соответствуют ли методы реальному учебному потенциалу учащихся: возрасту, уровню развития, личностным особенностям
- Соответствуют ли методы актуальным условиям и времени, предназначенному для занятий
- Соответствуют ли методы возможностям самих педагогов, которые определяются имеющимся у них опытом, степенью психологической, педагогической и методической подготовки
Методы воздействия на личность:
Убеждение
Убеждение является разноплановым воздействием на сознание, волю и чувства человека, направленным на формирование определённых качеств. Исходя из того, какова направленность педагогического воздействия, убеждение может иметь форму внушения, доказательства или их комбинации. Продуктивность данного метода зависит от того, соблюдаются ли особые требования, наиболее значимыми из которых считаются:
- Учёт жизненного опыта учащихся
- Учёт возрастных и индивидуальных особенностей учащихся
- Авторитет педагога
- Доступность, конкретность и искренность
- Совокупность убеждения и приучения на практике
Особое значение в убеждении имеют такие приёмы как диспут, лекция и беседа.
Упражнение и приучение
Упражнение представляет собой структурированное и организованное выполнение учащимися определённых действий, направленное на развитие и формирование их личности. Приучением называется организация систематического выполнения определённых действий, направленного на формирование продуктивных привычек. Как метод педагогического воздействия упражнение и приучение применимы для реализации всевозможных задач эстетического, физического и нравственного развития и воспитания. Результаты педагогической работы напрямую зависят от регулярного и систематического применения конкретных упражнений.
В рамках данной темы, как правило, используются следующие упражнения:
- Режимные упражнения
- Упражнения в полезной деятельности
- Специальные упражнения
Режимными упражнениями называются упражнения, основной педагогический эффект которых заключается не в результате, а в режиме, способствующем адаптации психофизиологических реакций организма к внешним условиям. Такие упражнения оказывают положительный эффект на здоровье учащихся, их интеллектуальные и физические возможности.
Упражнениями в полезной деятельности называются упражнения, целью которых является выработка учащимися привычек в практической работе, труде и взаимодействии друг с другом. Основной составляющей таких упражнений является осознание учащимися пользы от упражнений, ощущение удовлетворения, радости и самоутверждения посредством труда.
Специальными упражнениями называются упражнения тренировочного плана, цель которых состоит в выработке и закреплении навыков и умений. В образовательной деятельности специальными являются все упражнения, а в воспитательной – формирование простейших поведенческих паттернов, обусловленных культурной средой. Данный вид упражнений можно применять и когда требуется исправить какие-то недостатки.
Упражнение может представлять собой простейшее повторение только на ранних этапах. На последующих оно должно стать совершенствованием с постоянно нарастающим результатом.
Обучение
С методами обучения мы уже успели познакомиться в предыдущих уроках. Здесь же просто скажем о том, что они могут подразделяться на практические, наглядные, словесные и другие, исходя из доминирующих средств представления информации.
Среди методов обучения выделяют:
- Методы получения новых знаний
- Методы формирования навыков и умений с применением теории к практике
- Методы оценки и проверки полученных знаний, навыков и умений
Классификация методов обучения зависит от задач и целей педагогического процесса.
Стимулирование
Стимулирование означает побуждение, придание импульса мыслительному процессу или практическому действию. Несмотря на то, что стимулирующим эффектом обладает каждый метод, существуют методы, предназначенные для оказания дополнительного стимулирующего воздействия и усиления прочих методов, не являющихся основными по отношению к стимулирующим.
Базовыми стимулирующими методами являются:
- Соревнование
- Поощрение
- Наказание
Соревнование заключается в стремлении к лидерству и самоутверждению, свойственному каждому человеку. В образовательной среде соревнование можно назвать аналогом спортивных состязаний, однако нельзя допускать, чтобы оно приняло форму жёсткого соперничества и желания победить любыми способами. Поощрение служит сигналом состоявшегося самоутверждения, т.к. включает в себя признание окружающими или самим учащимся эффективности тех действий, стратегий и отношения к ним, которые он выбрал для реализации. Поощрение вызывает чувство удовлетворения, энергетический всплеск, придаёт уверенности в себе, повышает старательность и результативность. Но наиболее существенных эффектом поощрения является желание продолжать вести себя таким образом, чтобы вышеназванные ощущения появлялись как можно чаще. Но и чрезмерно частым поощрение быть не должно, иначе оно может обесцениться, а награда всегда будет ожидаемой. Наказание является как бы самоутверждением наоборот, т.к. оно формирует желание скорректировать своё поведение и вызывает гамму неприятных эмоций и чувств, связанных с прошлым опытом, в процессе планирования предстоящей деятельности; вызывает нежелание повторения негативных событий. Наказание порождает чувство отстранённости и отчуждённости, и способствует мотивации учащегося к осуществлению серьёзных перемен в себе самом и своих действиях.
Таким образом, представлены в общих чертах основные методы педагогического воздействия на личность учащихся. Но, также, существует ещё один метод – это метод оценки знаний, умений и навыков. Учитывая то, что он является не только одним из элементов комплекса педагогических методов воздействия, но ещё и самостоятельным методом диагностики познавательной активности учащихся, а также состоит из нескольких составляющих, лучше рассматривать его в отдельности от остальных.
Методы оценки знаний, умений и навыков учащихся
Различные этапы обучения подразумевают и применение различных видов оценки знаний, умений и навыков.
Так, выделяют:
- Текущую проверку и оценку знаний, которая проводится в процессе ежедневных занятий
- Четвертную проверку и оценку знаний, которая проводится по итогам каждой четверти
- Годовую проверку и оценку знаний, которая проводится по итогам каждого года
- Выпускные и переводные экзамены
Помимо этого, существует разделение методов оценки знаний на традиционные и современные.
Традиционные методы оценки знаний, умений и навыков
К традиционным методам оценки знаний, умений и навыков относятся:
- Повседневное наблюдение за деятельностью учащихся
- Устный опрос
- Письменная проверка
- Поурочный балл
- Контрольная работа
- Проверка домашних работ
Повседневное наблюдение за работой учащихся помогает педагогу в формировании представления о том, как ученики ведут себя на уроках, чем занимаются, как воспринимают и анализируют учебный материал, насколько хороша их память и сообразительность, насколько они самостоятельны и способны применять на практике получаемые знания. Устные опросы состоят в постановке педагогом вопросов на тему содержания учебной информации и последующих ответах учащихся. По сути, данный метод считается самым распространённым. Посредством устных опросов выявляется качество и полнота усвоения знаний.
Учитывая то, что устный опрос — это вопросно-ответный способ диагностики знаний, его также называют беседой. В процессе такой беседы педагог разделят учебный материал на смысловые блоки, и по каждому из них задаёт вопросы. Нередко устный опрос дополняется устными или письменными упражнениями. Однако недостаток этого метода состоит в том, что за одно занятие можно проверить всего 3-4 человека, по причине чего метод может быть модифицирован во фронтальный опрос, уплотнённый опрос или поурочный балл.
Фронтальный опрос предполагает разделение учебного материала на ещё более мелкие блоки, чтобы проверить максимум учащихся, задавая им по 1-2 вопроса. Но глубину усвоения материала установить невозможно. Уплотнённый опрос заключается в том, что педагог проверяет одного из учащихся сам, а остальным даётся задание в письменной форме ответить на подготовленные вопросы. По причине последующей письменной проверки и выставления оценок опрос и называется уплотнённым – деятельность педагога уплотняет время, требующееся на проверку.
По мере практики метода уплотнённого опроса сформировался самостоятельный метод – письменная проверка. Смысл его сводится к раздаче педагогом заблаговременно подготовленных на бумаге учебных заданий, на которые учащиеся должны ответить, как правило, в течение 10-15 минут. Метод способствует оценке знаний учащихся в течение всего одного занятия.
Поурочный балл представляет собой популярную модификацию устного опроса. Выставляется этот балл за знания, проявляемые учащимися в течение одного занятия. Представленный метод способствует поддержанию познавательной активности и произвольного внимания учащихся, а также производить систематическую проверку их знаний.
Метод контрольной работы предельно эффективен для проверки знаний, умений, навыков и творческих способностей учащихся. Смысл метода сводится к тому, что по окончании изучения какой-либо темы или раздела учебного материала педагог осуществляет письменную или практическую проверку того, что знают и/или умеют учащиеся.
Проверка домашних работ играет огромную роль в процессе анализа успеваемости учащихся, т.к. предоставляет педагогу возможность выяснить общее отношение учащихся к занятиям и самостоятельной работе, степень усвоения учебного материала, уровень самостоятельности, а также помогает определить наличие пробелов в знаниях.
Помимо рассмотренных выше методов, считающихся традиционными, в педагогической практике применяются более современные методы.
Современные методы оценки знаний, умений и навыков
К современным методам оценки знаний, умений и навыков относятся:
- Программированный контроль
- Рейтинговая оценка
- Тестирование
Программированный контроль нередко называют альтернативным методом, а также методом выбора. В процессе его применения учащимся задаются вопросы с вариантами ответа (обычно вариантов три или четыре), но правильным является лишь один. Учащиеся же должны выбрать правильный вариант. Ряд вопросов с ответами может задаваться всем учащимся в течение одного занятия в письменной или цифровой (компьютерной) форме, благодаря чему всего за несколько минут можно произвести оценку их знаний. Нужно учитывать то, что метод позволяет оценить только отдельные стороны усвоения учебной информации, а полную проверку знаний произвести нельзя.
Рейтинговая оценка относится к наиболее прогрессивным методам оценки знаний, навыков и умений, т.е. её применение представляет собой систему, посредством которой организуется учебный процесс и повышается его результативность. В рейтинговой оценке учитывается активная деятельность учащихся, которая связана с получением знаний и навыков, а также других показателей, оказывающих формирующее воздействие на личностные характеристики учащихся.
Рейтинговая оценка очень эффективна, т.к. позволяет дать дифференцированную оценку знаний, в то время как традиционные методы предполагают только оценки «неудовлетворительно», «удовлетворительно», «хорошо» и «отлично». Здесь же результаты можно отобразить в виде шкал, где оценочных градаций несоизмеримо больше. Кроме того, гарантируется высокая достоверность полученных измерений.
Метод рейтинговой оценки по праву считается методом системного подхода к освоению различных дисциплин. А его стандартом в большинстве случаев является тест. Тестирование представляет собой такой метод оценки, согласно которому учащиеся выполняют тестовые задания, позволяющие определить, насколько прочно усвоен ими учебный материал или навыки, а также установить их личностные характеристики. В процессе выполнения тестов учащимся предлагается совокупность вопросов (в некоторых случаях до 50 вопросов и более), на которые они должны дать верный ответ из предложенных нескольких вариантов. Тестирование, как метод, является очень оперативным, а результаты проверки подсчитываются крайне просто, т.к. тесты всегда разрабатываются с соответствующими ключами. Чаще всего для прохождения предлагаются тесты на бумаге, однако сегодня всё чаще используются и особые высокотехнологичные устройства, такие как компьютеры, ноутбуки, дистанционные пульты и т.п. Ещё одна положительная черта тестирования заключается в том, что его можно применять к большим группам учащихся. Подводя итог теме методов оценки знаний, умений и навыков, следует отметить, что их применение позволяет не только оценить и проанализировать степень усвоения учащимися изученной информации и приобретённых умений, но оказывает на них ещё и мотивирующее воздействие. Результаты оценки могут послужить и стимулом к познавательной активности, и поощрением, и наказанием, и толчком к соревновательной деятельности. Верно подобранные методы, как педагогического воздействия, так и проверки знаний, умений и навыков учащихся всегда будут побуждать их узнавать новое, развиваться, совершенствоваться, личностно расти и преуспевать в обучении. Педагогическая же деятельность будет осуществляться педагогами с максимальной отдачей и эффективностью, и позволит достигать любых поставленных образовательно-воспитательных целей.
Литература:
- Адушкина, К. В., Психолого-педагогическое сопровождение субъектов образования [Электронный ресурс]: учебное пособие / К. В. Адушкина, О. В. Лозгачёва; Урал. гос. пед. ун-т. – Электрон. дан. – Екатеринбург: [б. и.], 2017.
- Авраменко, Н. К. Подготовка ребёнка к школе [Текст] / Н. К. Авраменко. – М., 2004. – 148 с.
- Баранова, Н. С. Учебное сотрудничество как средство оптимизации процесса обучения [Текст] / Н. С. Баранова // Школа педагогических взаимодействий: вчера, сегодня, завтра: сборник материалов Всероссийской конференции с элементами научной школы для молодых учителей / под. ред. Э. Ф Зеера ; Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2010. – С. 154-156.
- Баранова, В. Н. Программно-методические материалы для организации коррекционно-развивающей работы педагога-психолога [Текст] / В. Н. Баранова. – Омск: ГОУ ДПО «ИРООО», 2006.
- Божович, Л. И. Психологические вопросы готовности ребенка к школьному обучению [Текст] / Л. И. Божович // Вопросы психологи ребенка дошкольного возраста / под ред. А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца. – М.: Просвещение, 1995. – С. 132-142.
- Божович, Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте [Текст] / Л. И. Божович. – М., 2008. 13. Бордовская, Н. В. Педагогика [Текст]: учебник / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. – СПб.: Питер, 2000. – 304 с. – (Серия «Учебник нового века»).
- Волков, В. С. Основные закономерности психологического развития ребенка [Текст] / В. С. Волков, Н. В. Волкова. – М.: А.П.О., 1994. – 64 с.
- Выготский, Л. С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте [Текст] / Л. С. Выготский // Избранные психологические исследования. – М., 1956.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
психолого-педагогический консилиум "Проблемы адаптации в школе учащихся 1 и 5 классов"
В данном материале освещается проблема адаптации школьников к физическим и когнитивным нагрузкам. Исследуются гендерные особенности учащихся 1-х и 5-х классов в обеспечении адаптивных реакций. Р...
Научная публикация на тему: "Задачи современного образования. Опыт коммуникативных ситуаций на уроках иностранного языка как средство, оказывающее формирующее воздействие на личность учащегося и на его языковую компетенцию".
Задачи современного образования....
Психолого-педагогические условия формирования и развития личности в инновационной образовательной среде
Условия для развития личности ребенка....
Диагностика развития одаренных учащихся и психолого-педагогическое сопровождение процесса становления творческой личности в условиях КШИ.
Статья о диагностике одаренных обучающихся и и психолого-педагогическим сопровождением процесса становления творческой личности в кадетской школе интернат "Спасатель"....
Психолого-педагогическое изучение духовно-нравственной сферы личности учащихся 9-11 классов
Мне всегда было интересно, чем отличаются современные старшеклассники от поколения моих собственных детей (30-ние), от нас, когда мы тоже были школьниками. Какие ориентиры нравственных представлений и...
Психолого-педагогическая диагностика. Методы и приемы.
Задачи : контроль за интеллектуальным и личностным развитием учащихся; оценка школьной зрелости; выявление причин неуспеваемости; отбор в школы и классы с углубленным изучением...