Диагностика развития одаренных учащихся и психолого-педагогическое сопровождение процесса становления творческой личности в условиях КШИ.
статья по психологии на тему
Статья о диагностике одаренных обучающихся и и психолого-педагогическим сопровождением процесса становления творческой личности в кадетской школе интернат "Спасатель".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diagnostika_razvitiya_odarennykh_uchashchikhsya_i_psikhologo.doc | 36 КБ |
Предварительный просмотр:
Диагностика развития одаренных учащихся и психолого-педагогическое сопровождение процесса становления творческой личности в условиях КШИ.
Современная государственная образовательная политика основана на, объявленной в Послании Президента Российской Федерации Д.А. Медведева Федеральному собранию Российской Федерации национальной образовательной стратегии-инициативы «Наша новая школа» и его целевого ориентира: «главным результатом должно стать соответствие школьного образования целям опережающего развития»
Одно из направлений национальной образовательной стратегии-инициативы «Наша новая школа»- выстраивание разветвленной системы поиска и поддержки талантливых детей. Развитие такой системы предусматривает, прежде всего, образовательные учреждения круглосуточного пребывания, создание творческой среды для выявления, поддержки и сопровождения талантливых детей.
Выявление творческих способностей детей должно осуществляться на всех ступенях их развития. Поэтому сегодня необходимо создание условий для более раннего выявления, развития, социальной поддержки одаренных детей, реализации их потенциальных возможностей.
К сожалению, традиционная система образования создает недостаточные условия для развития одаренности и таланта. В современную эпоху, когда значение интеллектуального потенциала значительно возрастает, преодоление отставания в области работы с одаренными детьми и талантливой молодежью является необходимым и не терпит отлагательства. Тем более что первые ощутимые экономические и социальные эффекты заявят о себе только через несколько лет. Когда нынешние школьники станут творчески работающими, высококвалифицированными специалистами. Это приводит к осознанию необходимости выстраивания особой системы по работе с одаренными детьми.
Выявление одаренных детей - длительный процесс. Его отправной точкой должна быть конкретная необходимость, возникшая в образовательном процессе. Одним из современных средств диагностики одаренных детей являются тесты, направленные на оценку интеллекта и креативности.
Выводы тестирования должны быть соотнесены с результатами наблюдений поведения ученика в классе, мнением родителей и педагогов. Также выбор тестов для обследования учащихся зависит от задач диагностики и контекста школьной ситуации. В качестве подготовки к тестированию, а в дальнейшем для сопоставления своих выводов с заключением психолога, педагоги могут проводить первичную диагностику, которая строится на наблюдениях, практическом опыте, интуиции учителей, родителей, учащихся и самих одаренных детей.
К методам первичной диагностики относят: различные шкалы, опросники, самоопросники, наблюдения, проводимые по определенной схеме, как в естественных, так и в смоделированных условиях. Все это позволяет оценить определенные поведенческие проявления, характерные для одаренных детей.
Следует четко различать два случая использования тестов. В одном случае целью является индивидуальная помощь ученику, выявление проблем, с которыми он сталкивается, определение подходящих ему программ и занятий. Другой случай связан с отбором в специальные группы, классы. Во всех случаях необходимо учитывать, что одаренность может развиваться во времени и тестирование нужно периодически повторять. Проявление одаренности может быть подвержено воздействию неблагоприятных факторов: ссоры с родными, авитаминоз, бессонница, могут отрицательно сказаться на результатах исследования. Обобщение данных, полученных от психолога, родителей, учителей и сверстников дают информацию для принятия решения о включении ребенка в программу работы с одаренными детьми.
Образовательный процесс КШИ сочетает в себе качественную работу преподавателей, педагогов-психологов, наличие учебно-методической базы, регулярный контроль процесса обучения и его результаты. Обучение кадет осуществляется на основании положения о КШИ и в соответствии с программами и учебными планами, составленными на основе государственных программ, а также программ дополнительного образования. В КШИ создаются необходимые условия для выявления одаренности, развития интеллекта, исследовательских навыков, творческих способностей и личностного роста одаренных и талантливых детей, независимо от их места жительства и доходов семьи. В образовательном процессе КШИ широко используются современные информационные технологии. Учащиеся имеют доступ к ресурсам глобальной компьютерной сети - интернет, активно принимают участие в городских, районных, региональных интеллектуальных конкурсах и олимпиадах, ежегодно участвуют в Больших кадетских сборах (областных и всероссийских), принимают участие в акциях памяти, в осенней правовой школе при Уральском государственном гуманитарном университете и уполномоченный по правам человека Свердловской области, где проявляют свои интеллектуальные и творческие способности.
Также в КШИ «Спасатель» функционирует социально-психологическая служба, которая осуществляет психологическое сопровождение образовательного процесса, способствующее самораскрытию, развитию креативности, способностей и гармоничному развитию личности одаренных учащихся. Учитывая специфику ОУ большое внимание уделяется воспитательной работе. Кадеты принимают активное участие в творческой жизни ОУ, посещают кружки, студии, являются постоянными участниками творческих конкурсов, смотров.
Педагогическим коллективом КШИ «Спасатель» разрабатывается технология обучения одаренных детей в условиях интернатного проживания, апробируются новые методики выявления одаренности и определения перспектив личностного роста, методики и технологии психолого-педагогического сопровождения одаренных детей.
Сложность и специфика работы с одаренными детьми требует от педагогического сообщества совместного поиска инновационных моделей обучения, новых форм и методов работы с талантливыми детьми.
КШИ «Спасатель» востребованное в городе Екатеринбурге и Свердловской области образовательное учреждение. Здесь не только предоставляют качественные образовательные услуги и формируют навыки научно-исследовательской работы, но и создают условия для успешной социализации учащихся.
Зубова О.А., педагог-психолог; Гофман С.А., социальный педагог.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ТЕХНОЛОГИЯ ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КАК ОСНОВА СТАНОВЛЕНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ
Применение технологии творческого развития на уроках математики...
Доклад о роли учителя музыки в становлении творческой личности (музыканта)
Вопросы и проблемы, которые необходимо решать молодому поколению в связи с развитием и использованием новых технологий, требуют творческого подхода....
Развитие творческой личности в условиях реализации ФГОС нового поколения.
С внедрением ФГОС второго поколения проблема одаренности становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Происходящи...
РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ: ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
Развитие социальной компетентности школьников – одна из важнейших задач современного образования. Особую роль в этом процессе призвана играть психологическая служба. Задача формирования самостоят...
Роль интеграции учебных предметов и досуга в становлении творческой личности (статья из опыта работы)
Автор предлагает и делится своими мыслями и наработками, опираясь на многолетний педагогический опыт интеграционной деятельности педагога дополнительного образования с учащимися, родителями, учителями...
“Музейная педагогика” как педагогическое направление”. Выявление и развитие одаренности учащихся в рамках личностно - ориентированного образовательного процесса.
ldquo;Музейная педагогика” как педагогическое направление”. Выявление и развитие одаренности учащихся в рамках личностно - ориентированного образовательного процесса.Материалы межрегионал...
«Формирование единых подходов к психолого-педагогическому (логопедическому) сопровождению детей с особенностями в развитии»
Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся общеобразовательных школ - это комплексная технология, особая форма поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания и социа...