Раннее выявление педагогом-психологом социально-психологических проблем обучающихся
тест по психологии

Волгина Евгения Михайловна

Хочу поделиться своим опытом и считаю это находкой и своим спасением. Я пришла к этому вынужденно, но рада, что нашла этот способ. Я говорю об опосредованном обследовании обучающихся и опосредованном же воздействии на них.

Дело в том, что в ДЮСШ 1160 обучающихся. Физически мне доступны только около 300 человек. Занятия у остальных детей проходят на территории школ и детских садов всего района. Но про этих остальных мне же что-то надо знать! Как-то на них надо воздействовать, работать с ними.

И тут на помощь мне пришел метод экспертного оценивания. То есть когда тренер-преподаватель или родитель оценивают обучающегося по заданным параметрам. Это может быть какой-то поведенческий или эмоциональный признак. Если касаться адаптации, то это, например, частые пропуски занятий, отказ от выполнения действий на тренировке, частые жалобы на плохое самочувствие, замкнутость, тревожность, немотивированная агрессия и др. Детей оценивают по степени выраженности этого признака: всегда, иногда, никогда или по его наличию/отсутствию.

Это позволяет не только охватить всех 1160 обучающихся, но и быстро и наглядно посмотреть картину проблем детей. После такой диагностики мы с тренером-преподавателем ищем пути решения обнаруженных проблем. И затем педагог воздействует на обучающихся, а, следовательно, и я, только опосредованно через тренера-преподавателя.

В условиях ежедневной многозадачности педагога-психолога такая тактика очень актуальна, а порой и единственно возможная.

В связи с необходимостью раннего выявления социально-психологических проблем обучающихся в учебно-тренировочных группах, я разработала опросник, помогающий мне в этом. Делюсь им с вами. Также предоставляю пример аналитической справки и памятки тренерам и родителям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Опросник для тренеров-преподавателей

Уважаемые педагоги! Для выявления социально-психологических проблем обучающихся в группах, прошу вас указать наличие проблемных факторов, уделяя особое внимание следующим изменениям в поведении детей:

Факторы социально-психологических проблем

Ф.И.О. обучающегося

Частые пропуски занятий

Отказ от участия в мероприятиях без объяснения причин

Частые жалобы на плохое самочувствие

Замкнутость

самоизоляция или изоляция со стороны других обучающихся

резкое снижение успеваемости

недоверие к сверстникам и взрослым

 

низкая самооценка

постоянное или частое состояние тревожности

пугливость, боязнь громких звуков и резких движений

 

немотивированная агрессия

Другое

Ф.И.О. тренера-преподавателя _____________________________________  

Группа ____________  



Предварительный просмотр:

МБУ ДО ДЮСШ

Аналитическая справка

социально-психологического обследования обучающихся

Дата проведения: 07.09 – 30.09.2021

Цель: раннее выявление социально-психологических проблем обучающихся в группах.

Методики:

Опросник для тренеров-преподавателей «Факторы социально-психологических проблем».

Обследование проводилось методом экспертного оценивания обучающихся тренерами-преподавателями по следующим факторам:

  1. Частые пропуски занятий
  2. Отказ от участия в мероприятиях без объяснения причин
  3. Частые жалобы на плохое самочувствие
  4. Замкнутость
  5. Самоизоляция или изоляция со стороны других обучающихся
  6. Резкое снижение успеваемости
  7. Недоверие к сверстникам и взрослым
  8. Низкая самооценка
  9. Постоянное или частое состояние тревожности
  10. Пугливость, боязнь громких звуков и резких движений
  11. Немотивированная агрессия
  12. Другое

Этот метод позволяет охватить всех обучающихся – 1160 человек, быстро и наглядно посмотреть картину социально-психологических проблем обучающихся.

По результатам обследования можно сделать следующие выводы:

В целом, обучающиеся МБУ ДО ДЮСШ характеризуются благополучной картиной и очень слабой представленностью социально-психологических проблем или их полным отсутствием.

В каждой группе имеется 1-2 обучающихся, характеризующихся частыми пропусками занятий. Из дополнительных бесед с тренерами-преподавателями понятно, что дети пропускают занятия по болезни, родители самостоятельно своевременно информируют об этом тренера-преподавателя. Как правило, это дети дошкольного возраста.

Другие факторы представлены эпизодически и не имеют стойкого системного характера.

Каждый обучающийся, внесенный в таблицу тренерами-преподавателями, имеет не более одного фактора социально-психологических проблем, что говорит об их слабой представленности.

В 12 факторе «Другое» тренеры-преподаватели указывали такие качества и поведенческие особенности обучающихся как: невнимательность, гиперактивность, обидчивость, несамостоятельность, слабая ответственность.

Рекомендации тренерам-преподавателям:

Способствуйте созданию и поддержанию благоприятной, дружеской атмосферы в группе, побуждайте обучающихся к совместной деятельности и сотрудничеству.

Придерживайтесь такого стиля взаимоотношений с детьми и подростками, чтобы в трудной жизненной ситуации при необходимости каждый обучающийся мог обратиться к вам за помощью. Помните о неэффективности авторитарного стиля при взаимодействии с подростками. Чрезмерные запреты, ограничения и наказания могут спровоцировать у подростка ответную агрессию, направленную как на других, так и на самого себя.

Паузы в занятии используйте как возможность для беседы о будущем и перспективах в жизни. Поговорите о том, какие цели ставят перед собой обучающиеся, как намерены их добиваться, помогите им составить план конкретных и реалистичных действий.

Обязательно обращайте внимание на ситуации, в которых кто-либо из обучающихся становятся объектом агрессии со стороны других. Говорите с участниками конфликтов таким образом, чтобы был услышан каждый, при этом оставайтесь нейтральным, не занимая сторону кого-либо из участников конфликта.

Объясните обучающимся, что для достижения успеха ценен и важен опыт ошибок, неудач. Возможность учиться на ошибках является одним из способов развития личности.

Помогайте детям найти те сферы, в которых они могут быть успешными.

Если вы понимаете, что у вас по каким-либо причинам не получается сохранить контакт с обучающимися или группой, обратитесь за помощью к педагогу-психологу.

Если вы считаете поведение ребенка или подростка проблемным то, постарайтесь уделить ему внимание и найти повод, чтобы поговорить.

Сохраняйте спокойствие. Вы должны показать обучающемуся то, что с ним происходит, для вас важно, и вы готовы ему помочь, например: «Мне кажется, с тобой что-то происходит - ты не такой, как обычно – грустный, задумчивый, молчаливый, т.п. у тебя что-то случилось? Если ты позволишь, я буду рад (рада) тебе помочь». Важной задачей такого разговора является уговорить ребенка обратиться за помощью. Говорите без эмоционального давления, но уверенно и настойчиво.

 После беседы с ребенком следует поговорить с родителями (в беседе с ребенком скажите ему об этом, обсудите эту ситуацию и заручитесь его согласием). В беседе с родителями обратите внимание на то, что в данном случае возможно только спокойное поведение и принятие ребенка, никаких обвинений, и, тем более, игнорирования изменений в его состоянии и поведении. Убедите родителей обратиться к педагогу-психологу.

Если отклоняющееся поведение обучающегося носит не постоянный, а эпизодический характер, то проконсультируйтесь с педагогом-психологом о своих дальнейших действиях.

Педагог-психолог   _______________________________   Е.М.Волгина

Приложение 1

                        Факторы

Группы

тренеров-преподавателей

Количество обучающихся с проблемным поведением

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Демин СО

3

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

Рыжик СО

3

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

Уманцев УТ-1

1

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

Бессарабов СО

3

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

Кожухов УТ-3

1

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

Потапенко В. НП-2

1

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

1

Потапенко В. УТ-1

1

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

Пятницкая УТ-2

1

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

Редкоус СО

3

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

1

Богомазов СО

3

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

1

Левкович СО

3

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

1

Левкович НП-2

2

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

Шкуркин УТ-2

1

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

Гуреева НП-3

2

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

Панская УТ-2

2

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

Потапенка Е. НП-2

2

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

Потапенко Е. УТ-3

1

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

Семенова СО

3

0

1

0

0

0

0

1

0

0

0

0

Семенова УТ-1

2

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

Волохов СО

3

0

0

1

0

0

0

0

0

0

0

0

Волохов НП-3

1

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

Волохов УТ-2

1

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

Закарьяев СО

3

0

0

1

0

0

0

0

0

0

0

0

Закарьяев НП-2

1

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

Закарьяев УТ-1

1

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

Лебедев НП-1

1

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

Лебедев НП-2

1

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

Лебедев НП-3

1

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

Мягкий УТ-1

1

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

Олейников НП-3

1

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

Олейников УТ-4

1

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

Ризаев СО

3

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

Ризаев НП-1

2

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

Степаненко СО

3

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

Степаненко НП-2

1

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

Степаненко УТ-1

1

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

Ульянов УТ-2

1

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

Мисько СО

2

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

1

Стаценко СО

2

0

1

0

0

0

0

0

0

0

0

1

Стаценко НП-1

1

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

Аникеев УТ-1

1

0

0

1

0

0

0

0

0

0

0

0

Оболенская СО

1

0

1

0

0

0

0

1

0

0

0

1

Оболенская НП-2

2

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

Терещенко НП-3

2

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

Тихий СО

4

0

1

1

0

0

0

0

0

0

0

0



Предварительный просмотр:

ПАМЯТКА

Что необходимо делать тренеру-преподавателю в случае обнаружения у обучающихся признаков отклоняющегося поведения,

характерных травм и следов от побоев.

Отклоняющееся поведение – это постоянно, стойко повторяющееся поведение не соответствующее общепринятым социальным нормам и наносящее ущерб самому человеку, окружающим людям и имуществу.

Если вы считаете поведение ребенка или подростка проблемным то, постарайтесь уделить ему внимание и найти повод, чтобы поговорить.

Сохраняйте спокойствие. Вы должны показать обучающемуся то, что с ним происходит, для вас важно, и вы готовы ему помочь, например: «Мне кажется, с тобой что-то происходит - ты не такой, как обычно – грустный, задумчивый, молчаливый, т.п. у тебя что-то случилось? Если ты позволишь, я буду рад (рада) тебе помочь». Важной задачей такого разговора является уговорить ребенка обратиться за помощью. Говорите без эмоционального давления, но уверенно и настойчиво.

 После беседы с ребенком следует поговорить с родителями (в беседе с ребенком скажите ему об этом, обсудите эту ситуацию и заручитесь его согласием). В беседе с родителями обратите внимание на то, что в данном случае возможно только спокойное поведение и принятие ребенка, никаких обвинений, и, тем более, игнорирования изменений в его состоянии и поведении. Убедите родителей обратиться к педагогу-психологу.

Если отклоняющееся поведение обучающегося носит не постоянный, а эпизодический характер, то проконсультируйтесь с педагогом-психологом о своих дальнейших действиях.

В случае обнаружения на теле ребенка травм или следов от побоев вы не должны пытаться проводить настоящее расследование: это дело специализированных служб и организаций. Вам следует немедленно поставить в известность администрацию МБУ ДО ДЮСШ.



Предварительный просмотр:

Памятка родителям

по созданию благоприятной семейной атмосферы

Семья – это определённый морально-психологический климат, это школа отношений с людьми. Семья для ребёнка – это место его рождения и становления. Именно в семье ребёнок получает азы знаний об окружающем мире, а при высоком культурном и образовательном потенциале родителей – продолжает получать не только азы, но и саму культуру всю свою жизнь.

* Объединяйтесь, когда нужно преодолеть какие-то трудности, всё делайте сообща. Семья – это частная республика. Дети – члены этой республики, и все дела, все радости и беды должны быть общими.

* Во всём нужно действовать собственным примером. Личный пример – это единственный способ завоевать уважение детей. Трудно запретить взрослеющему ребёнку курить, если сам родитель курит. Нельзя добиться аккуратности и вкуса в одежде девочки, если сама мама неаккуратно и безвкусно одевается.

* Говорите обо всём без боязни и сохраняйте доверие к тому, кто задаёт каверзные вопросы и противоречит. Вызывайте детей на разговор: о вашей работе, о ваших делах, о предстоящем отпуске и т. д. Спорьте, но уважительно и сохраняйте доброе отношение и доверие к тем детям, которые спорят с вами с уважением.

* Радуйтесь тому, что у них возникают собственные взгляды, свои убеждения, пусть они отличаются от ваших, лишь бы были они разумными. Умейте признавать свою неправоту. Семья первая среда приобщения ребёнка к социальной жизни.

* Если у вас есть возможность погулять с ребёнком, не упускайте её. Совместные прогулки – это общение, ненавязчивые советы, наблюдения за окружающей средой.

* Радуйтесь успехам ребёнка. Не раздражайтесь в момент его временных неудач. Терпеливо, с интересом слушайте рассказы ребёнка о событиях в его жизни.

* Ребёнок должен чувствовать, что он любим. Необходимо исключить из общения окрики, грубые интонации.

* Принимайте ребёнка таким, каким он есть. В одной и той же семье могут родиться и красивые, здоровые, умные дети, и дети прямо противоположные первым. И каждого, независимо от их качеств, родители должны с любовью принять, ибо только деятельная любовь родителей поможет одним детям сохранить и развить свою красоту, ум и здоровье, а другим скорректировать свои недостатки и проявить свои достоинства.

Будьте счастливы



Предварительный просмотр:

Памятка тренеру-преподавателю

 Способствуйте созданию и поддержанию благоприятной, дружеской атмосферы в группе, побуждайте обучающихся к совместной деятельности и сотрудничеству.

Придерживайтесь такого стиля взаимоотношений с детьми и подростками, чтобы в трудной жизненной ситуации при необходимости каждый обучающийся мог обратиться к вам за помощью. Помните о неэффективности авторитарного стиля при взаимодействии с подростками. Чрезмерные запреты, ограничения и наказания могут спровоцировать у подростка ответную агрессию, направленную как на других, так и на самого себя.

Паузы в занятии используйте как возможность для беседы о будущем и перспективах в жизни. В подростковом возрасте формируется картина будущего, поэтому подростки обычно видят или совсем отдаленное будущее, или текущий момент. Поговорите о том, какие цели ставят перед собой обучающиеся, как намерены их добиваться, помогите им составить план конкретных и реалистичных действий.

Обязательно обращайте внимание на ситуации, в которых кто-либо из обучающихся становятся объектом агрессии со стороны других. Говорите с участниками конфликтов таким образом, чтобы был услышан каждый, при этом оставайтесь нейтральным, не занимая сторону кого-либо из участников конфликта. 

Объясните обучающимся, что для достижения успеха ценен и важен опыт ошибок, неудач. Возможность учиться на ошибках является одним из способов развития личности.

Помогайте детям найти те сферы, в которых они могут быть успешными.

Если вы понимаете, что у вас по каким-либо причинам не получается сохранить контакт с обучающимися или группой, обратитесь за помощью к педагогу-психологу.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы педагога-психолога по профилактике суицида среди обучающихся 2014-2015 уч.год

План работы является дополнительным. По распоряжению управления образования муниципального района необходимо было дополнить перспективный годовой план данным направлением работы....

Социально-психологические аспекты раннего выявления, реабилитации и сопровождения семей с детьми

В статье освещены методы  оказания помощи семье в рамках работы отделения службы сопровождения семей с детьми на базе социально-реабилитационного Центра , дано подробное описание метода групповой...

Методические рекомендации по проведению социально-психологического тестирования лиц, обучающихся в общеобразовательных организациях.

В связи с вступлением в силу с 11 декабря 2013 года дополнения к Федеральному закону Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” о том, что ...

Планы работы педагога-психолога на неделю, год, с обучающимся

Планы работы педагога-психолога на неделю, год, с обучающимся...

Программа педагога-психолога по внеурочной деятельности с обучающимися 6 класса «Я в этом огромном мире»

Программа педагога-психологапо внеурочной деятельностис обучающимися 6 класса«Я в этом огромном мире»...

Доклад – выступление на педсовет по реализации Программы развития школы «Система работы педагога-психолога по формированию учебной мотивации обучающихся начального общего образования»

Доклад – выступление на педсовет по реализации Программы развития школы.Тема: «Система работы педагога-психолога по формированию учебной мотивации обучающихся начального общего образования...