Раннее выявление педагогом-психологом социально-психологических проблем обучающихся
тест по психологии
Хочу поделиться своим опытом и считаю это находкой и своим спасением. Я пришла к этому вынужденно, но рада, что нашла этот способ. Я говорю об опосредованном обследовании обучающихся и опосредованном же воздействии на них.
Дело в том, что в ДЮСШ 1160 обучающихся. Физически мне доступны только около 300 человек. Занятия у остальных детей проходят на территории школ и детских садов всего района. Но про этих остальных мне же что-то надо знать! Как-то на них надо воздействовать, работать с ними.
И тут на помощь мне пришел метод экспертного оценивания. То есть когда тренер-преподаватель или родитель оценивают обучающегося по заданным параметрам. Это может быть какой-то поведенческий или эмоциональный признак. Если касаться адаптации, то это, например, частые пропуски занятий, отказ от выполнения действий на тренировке, частые жалобы на плохое самочувствие, замкнутость, тревожность, немотивированная агрессия и др. Детей оценивают по степени выраженности этого признака: всегда, иногда, никогда или по его наличию/отсутствию.
Это позволяет не только охватить всех 1160 обучающихся, но и быстро и наглядно посмотреть картину проблем детей. После такой диагностики мы с тренером-преподавателем ищем пути решения обнаруженных проблем. И затем педагог воздействует на обучающихся, а, следовательно, и я, только опосредованно через тренера-преподавателя.
В условиях ежедневной многозадачности педагога-психолога такая тактика очень актуальна, а порой и единственно возможная.
В связи с необходимостью раннего выявления социально-психологических проблем обучающихся в учебно-тренировочных группах, я разработала опросник, помогающий мне в этом. Делюсь им с вами. Также предоставляю пример аналитической справки и памятки тренерам и родителям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
oprosnik_sp_problem.docx | 14.57 КБ |
analit_spravka_sp_problemy.docx | 25.12 КБ |
pamyatka_otklonyayushcheesya.docx | 14.74 КБ |
pamyatka_roditelyam.docx | 15.61 КБ |
pamyatka_trener1.docx | 15.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Опросник для тренеров-преподавателей
Уважаемые педагоги! Для выявления социально-психологических проблем обучающихся в группах, прошу вас указать наличие проблемных факторов, уделяя особое внимание следующим изменениям в поведении детей:
Факторы социально-психологических проблем | Ф.И.О. обучающегося |
Частые пропуски занятий | |
Отказ от участия в мероприятиях без объяснения причин | |
Частые жалобы на плохое самочувствие | |
Замкнутость | |
самоизоляция или изоляция со стороны других обучающихся | |
резкое снижение успеваемости | |
недоверие к сверстникам и взрослым
| |
низкая самооценка | |
постоянное или частое состояние тревожности | |
пугливость, боязнь громких звуков и резких движений
| |
немотивированная агрессия | |
Другое |
Ф.И.О. тренера-преподавателя _____________________________________
Группа ____________
Предварительный просмотр:
МБУ ДО ДЮСШ
Аналитическая справка
социально-психологического обследования обучающихся
Дата проведения: 07.09 – 30.09.2021
Цель: раннее выявление социально-психологических проблем обучающихся в группах.
Методики:
Опросник для тренеров-преподавателей «Факторы социально-психологических проблем».
Обследование проводилось методом экспертного оценивания обучающихся тренерами-преподавателями по следующим факторам:
- Частые пропуски занятий
- Отказ от участия в мероприятиях без объяснения причин
- Частые жалобы на плохое самочувствие
- Замкнутость
- Самоизоляция или изоляция со стороны других обучающихся
- Резкое снижение успеваемости
- Недоверие к сверстникам и взрослым
- Низкая самооценка
- Постоянное или частое состояние тревожности
- Пугливость, боязнь громких звуков и резких движений
- Немотивированная агрессия
- Другое
Этот метод позволяет охватить всех обучающихся – 1160 человек, быстро и наглядно посмотреть картину социально-психологических проблем обучающихся.
По результатам обследования можно сделать следующие выводы:
В целом, обучающиеся МБУ ДО ДЮСШ характеризуются благополучной картиной и очень слабой представленностью социально-психологических проблем или их полным отсутствием.
В каждой группе имеется 1-2 обучающихся, характеризующихся частыми пропусками занятий. Из дополнительных бесед с тренерами-преподавателями понятно, что дети пропускают занятия по болезни, родители самостоятельно своевременно информируют об этом тренера-преподавателя. Как правило, это дети дошкольного возраста.
Другие факторы представлены эпизодически и не имеют стойкого системного характера.
Каждый обучающийся, внесенный в таблицу тренерами-преподавателями, имеет не более одного фактора социально-психологических проблем, что говорит об их слабой представленности.
В 12 факторе «Другое» тренеры-преподаватели указывали такие качества и поведенческие особенности обучающихся как: невнимательность, гиперактивность, обидчивость, несамостоятельность, слабая ответственность.
Рекомендации тренерам-преподавателям:
Способствуйте созданию и поддержанию благоприятной, дружеской атмосферы в группе, побуждайте обучающихся к совместной деятельности и сотрудничеству.
Придерживайтесь такого стиля взаимоотношений с детьми и подростками, чтобы в трудной жизненной ситуации при необходимости каждый обучающийся мог обратиться к вам за помощью. Помните о неэффективности авторитарного стиля при взаимодействии с подростками. Чрезмерные запреты, ограничения и наказания могут спровоцировать у подростка ответную агрессию, направленную как на других, так и на самого себя.
Паузы в занятии используйте как возможность для беседы о будущем и перспективах в жизни. Поговорите о том, какие цели ставят перед собой обучающиеся, как намерены их добиваться, помогите им составить план конкретных и реалистичных действий.
Обязательно обращайте внимание на ситуации, в которых кто-либо из обучающихся становятся объектом агрессии со стороны других. Говорите с участниками конфликтов таким образом, чтобы был услышан каждый, при этом оставайтесь нейтральным, не занимая сторону кого-либо из участников конфликта.
Объясните обучающимся, что для достижения успеха ценен и важен опыт ошибок, неудач. Возможность учиться на ошибках является одним из способов развития личности.
Помогайте детям найти те сферы, в которых они могут быть успешными.
Если вы понимаете, что у вас по каким-либо причинам не получается сохранить контакт с обучающимися или группой, обратитесь за помощью к педагогу-психологу.
Если вы считаете поведение ребенка или подростка проблемным то, постарайтесь уделить ему внимание и найти повод, чтобы поговорить.
Сохраняйте спокойствие. Вы должны показать обучающемуся то, что с ним происходит, для вас важно, и вы готовы ему помочь, например: «Мне кажется, с тобой что-то происходит - ты не такой, как обычно – грустный, задумчивый, молчаливый, т.п. у тебя что-то случилось? Если ты позволишь, я буду рад (рада) тебе помочь». Важной задачей такого разговора является уговорить ребенка обратиться за помощью. Говорите без эмоционального давления, но уверенно и настойчиво.
После беседы с ребенком следует поговорить с родителями (в беседе с ребенком скажите ему об этом, обсудите эту ситуацию и заручитесь его согласием). В беседе с родителями обратите внимание на то, что в данном случае возможно только спокойное поведение и принятие ребенка, никаких обвинений, и, тем более, игнорирования изменений в его состоянии и поведении. Убедите родителей обратиться к педагогу-психологу.
Если отклоняющееся поведение обучающегося носит не постоянный, а эпизодический характер, то проконсультируйтесь с педагогом-психологом о своих дальнейших действиях.
Педагог-психолог _______________________________ Е.М.Волгина
Приложение 1
Факторы Группы тренеров-преподавателей | Количество обучающихся с проблемным поведением | |||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | |
Демин СО | 3 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Рыжик СО | 3 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Уманцев УТ-1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Бессарабов СО | 3 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Кожухов УТ-3 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Потапенко В. НП-2 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 |
Потапенко В. УТ-1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Пятницкая УТ-2 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Редкоус СО | 3 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 |
Богомазов СО | 3 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 |
Левкович СО | 3 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 |
Левкович НП-2 | 2 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Шкуркин УТ-2 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Гуреева НП-3 | 2 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Панская УТ-2 | 2 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Потапенка Е. НП-2 | 2 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Потапенко Е. УТ-3 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Семенова СО | 3 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Семенова УТ-1 | 2 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Волохов СО | 3 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Волохов НП-3 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Волохов УТ-2 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Закарьяев СО | 3 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Закарьяев НП-2 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Закарьяев УТ-1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Лебедев НП-1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Лебедев НП-2 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Лебедев НП-3 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Мягкий УТ-1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Олейников НП-3 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Олейников УТ-4 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Ризаев СО | 3 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Ризаев НП-1 | 2 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Степаненко СО | 3 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Степаненко НП-2 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Степаненко УТ-1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Ульянов УТ-2 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Мисько СО | 2 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 |
Стаценко СО | 2 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 |
Стаценко НП-1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Аникеев УТ-1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Оболенская СО | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 |
Оболенская НП-2 | 2 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Терещенко НП-3 | 2 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Тихий СО | 4 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Предварительный просмотр:
ПАМЯТКА
Что необходимо делать тренеру-преподавателю в случае обнаружения у обучающихся признаков отклоняющегося поведения,
характерных травм и следов от побоев.
Отклоняющееся поведение – это постоянно, стойко повторяющееся поведение не соответствующее общепринятым социальным нормам и наносящее ущерб самому человеку, окружающим людям и имуществу.
Если вы считаете поведение ребенка или подростка проблемным то, постарайтесь уделить ему внимание и найти повод, чтобы поговорить.
Сохраняйте спокойствие. Вы должны показать обучающемуся то, что с ним происходит, для вас важно, и вы готовы ему помочь, например: «Мне кажется, с тобой что-то происходит - ты не такой, как обычно – грустный, задумчивый, молчаливый, т.п. у тебя что-то случилось? Если ты позволишь, я буду рад (рада) тебе помочь». Важной задачей такого разговора является уговорить ребенка обратиться за помощью. Говорите без эмоционального давления, но уверенно и настойчиво.
После беседы с ребенком следует поговорить с родителями (в беседе с ребенком скажите ему об этом, обсудите эту ситуацию и заручитесь его согласием). В беседе с родителями обратите внимание на то, что в данном случае возможно только спокойное поведение и принятие ребенка, никаких обвинений, и, тем более, игнорирования изменений в его состоянии и поведении. Убедите родителей обратиться к педагогу-психологу.
Если отклоняющееся поведение обучающегося носит не постоянный, а эпизодический характер, то проконсультируйтесь с педагогом-психологом о своих дальнейших действиях.
В случае обнаружения на теле ребенка травм или следов от побоев вы не должны пытаться проводить настоящее расследование: это дело специализированных служб и организаций. Вам следует немедленно поставить в известность администрацию МБУ ДО ДЮСШ.
Предварительный просмотр:
Памятка родителям
по созданию благоприятной семейной атмосферы
Семья – это определённый морально-психологический климат, это школа отношений с людьми. Семья для ребёнка – это место его рождения и становления. Именно в семье ребёнок получает азы знаний об окружающем мире, а при высоком культурном и образовательном потенциале родителей – продолжает получать не только азы, но и саму культуру всю свою жизнь.
* Объединяйтесь, когда нужно преодолеть какие-то трудности, всё делайте сообща. Семья – это частная республика. Дети – члены этой республики, и все дела, все радости и беды должны быть общими.
* Во всём нужно действовать собственным примером. Личный пример – это единственный способ завоевать уважение детей. Трудно запретить взрослеющему ребёнку курить, если сам родитель курит. Нельзя добиться аккуратности и вкуса в одежде девочки, если сама мама неаккуратно и безвкусно одевается.
* Говорите обо всём без боязни и сохраняйте доверие к тому, кто задаёт каверзные вопросы и противоречит. Вызывайте детей на разговор: о вашей работе, о ваших делах, о предстоящем отпуске и т. д. Спорьте, но уважительно и сохраняйте доброе отношение и доверие к тем детям, которые спорят с вами с уважением.
* Радуйтесь тому, что у них возникают собственные взгляды, свои убеждения, пусть они отличаются от ваших, лишь бы были они разумными. Умейте признавать свою неправоту. Семья первая среда приобщения ребёнка к социальной жизни.
* Если у вас есть возможность погулять с ребёнком, не упускайте её. Совместные прогулки – это общение, ненавязчивые советы, наблюдения за окружающей средой.
* Радуйтесь успехам ребёнка. Не раздражайтесь в момент его временных неудач. Терпеливо, с интересом слушайте рассказы ребёнка о событиях в его жизни.
* Ребёнок должен чувствовать, что он любим. Необходимо исключить из общения окрики, грубые интонации.
* Принимайте ребёнка таким, каким он есть. В одной и той же семье могут родиться и красивые, здоровые, умные дети, и дети прямо противоположные первым. И каждого, независимо от их качеств, родители должны с любовью принять, ибо только деятельная любовь родителей поможет одним детям сохранить и развить свою красоту, ум и здоровье, а другим скорректировать свои недостатки и проявить свои достоинства.
Будьте счастливы ☺
Предварительный просмотр:
Памятка тренеру-преподавателю
Способствуйте созданию и поддержанию благоприятной, дружеской атмосферы в группе, побуждайте обучающихся к совместной деятельности и сотрудничеству.
Придерживайтесь такого стиля взаимоотношений с детьми и подростками, чтобы в трудной жизненной ситуации при необходимости каждый обучающийся мог обратиться к вам за помощью. Помните о неэффективности авторитарного стиля при взаимодействии с подростками. Чрезмерные запреты, ограничения и наказания могут спровоцировать у подростка ответную агрессию, направленную как на других, так и на самого себя.
Паузы в занятии используйте как возможность для беседы о будущем и перспективах в жизни. В подростковом возрасте формируется картина будущего, поэтому подростки обычно видят или совсем отдаленное будущее, или текущий момент. Поговорите о том, какие цели ставят перед собой обучающиеся, как намерены их добиваться, помогите им составить план конкретных и реалистичных действий.
Обязательно обращайте внимание на ситуации, в которых кто-либо из обучающихся становятся объектом агрессии со стороны других. Говорите с участниками конфликтов таким образом, чтобы был услышан каждый, при этом оставайтесь нейтральным, не занимая сторону кого-либо из участников конфликта.
Объясните обучающимся, что для достижения успеха ценен и важен опыт ошибок, неудач. Возможность учиться на ошибках является одним из способов развития личности.
Помогайте детям найти те сферы, в которых они могут быть успешными.
Если вы понимаете, что у вас по каким-либо причинам не получается сохранить контакт с обучающимися или группой, обратитесь за помощью к педагогу-психологу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "ПОЛОЖЕНИЕ О СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЕ". Автор:СОКОЛОВА ЛАРИСА АНАТОЛЬЕВНА -РУКОВОДИТЕЛЬ СОЦИАЛЬНО –ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ, ПЕДАГОГ – ПСИХОЛОГ ВЫСШЕЙ КАТЕГОРИИ МБОУ «ОТКРЫТАЯ (СМЕННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №4»
Положение о социально-психологической службе МБОУ «ОСОШ №4»...
План работы педагога-психолога по профилактике суицида среди обучающихся 2014-2015 уч.год
План работы является дополнительным. По распоряжению управления образования муниципального района необходимо было дополнить перспективный годовой план данным направлением работы....
Социально-психологические аспекты раннего выявления, реабилитации и сопровождения семей с детьми
В статье освещены методы оказания помощи семье в рамках работы отделения службы сопровождения семей с детьми на базе социально-реабилитационного Центра , дано подробное описание метода групповой...
Методические рекомендации по проведению социально-психологического тестирования лиц, обучающихся в общеобразовательных организациях.
В связи с вступлением в силу с 11 декабря 2013 года дополнения к Федеральному закону Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” о том, что ...
Планы работы педагога-психолога на неделю, год, с обучающимся
Планы работы педагога-психолога на неделю, год, с обучающимся...
Программа педагога-психолога по внеурочной деятельности с обучающимися 6 класса «Я в этом огромном мире»
Программа педагога-психологапо внеурочной деятельностис обучающимися 6 класса«Я в этом огромном мире»...
Доклад – выступление на педсовет по реализации Программы развития школы «Система работы педагога-психолога по формированию учебной мотивации обучающихся начального общего образования»
Доклад – выступление на педсовет по реализации Программы развития школы.Тема: «Система работы педагога-психолога по формированию учебной мотивации обучающихся начального общего образования...
- Мне нравится (1)