Социально-психологические аспекты раннего выявления, реабилитации и сопровождения семей с детьми
статья по психологии на тему
В статье освещены методы оказания помощи семье в рамках работы отделения службы сопровождения семей с детьми на базе социально-реабилитационного Центра , дано подробное описание метода групповой коррекции взаимоотношений в проблемных семьях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
реабилитация семей с детьми | 37.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Логинова Наталья Ивановна, педагог-психолог отделения методологического сопровождения ОГКУСО СРЦН «Причал надежды» в г. Ульяновске - Центр по профилактике семейного неблагополучия», Россия.
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСМКИЕ АСПЕКТЫ РАННЕГО ВЫЯВЛЕНИЯ, РЕАБИЛИТАЦИИ И СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЕЙ С ДЕТЬМИ.
В статье освещены методы оказания помощи семье в рамках работы отделения сопровождения семей с детьми на базе СРЦН, дано подробное описание метода групповой коррекции взаимоотношений в проблемных семьях.
Сопровождение, реабилитация, семья с детьми, профилактика сиротства, психологическая помощь.
Проблема раннего выявления семейного неблагополучия является актуальной и значимой в системе профилактической работы по защите прав и интересов несовершеннолетних,
С 2015 года на базе Центра функционирует отделение сопровождения семей с детьми. Работа специалистов нового отделения чрезвычайно актуальна, ведь чем раньше оказывается социальная поддержка конкретной семье, тем больше шансов у ребенка остаться с родителями.
Семейное неблагополучие выявляется из следующих источников:
- сообщения граждан,
- сообщения должностных лиц органов и учреждений,
- в ходе проверок рейдов,
- заявления родственников, родителей,
- в ходе индивидуального консультирования.
Как правило, в выявленных семьях имеет место разной степени выраженности кризис или тяжелое обстоятельство, с которым семья по той или иной причине справиться не может.
Важно отметить, что семье и отдельной личности в период жизненных кризисов свойственно искажение центрального образования самосознания — образа мира, то есть представлений и отношений к себе и окружающему миру в целом, при этом , как правило, нарушается адаптация человека к жизни.
Потерю себя и мира невозможно восполнить, применяя только привычные средства социальной помощи : материальную поддержку, профессиональную переподготовку и трудоустройство, или призыв взять себя в руки.
Чтобы вернуть человека к жизни, реанимировать отношения в семье, необходима специальная работа по возрождению у клиента механизма обретения им ответственности за себя и свой образ жизни, позиции «я — хозяин своей жизни и ее творец». Поэтому основной формой оказания помощи должен стать специально организованный процесс — а именно, социально-психологическое сопровождение семьи или личности.
В настоящее сопровождение рассматривают как системную технологию помощи семье . Большинство из них имеют в целом однотипные этапы сопровождения:
I этап. Знакомство с семьей
II этап. Выезд специалистов на дом
III этап. Обследование родительского контингента
IV этап. Заседание совета специалистов, совместное планирование работы с семьей
V этап. Групповая и индивидуальная работа
VI этап. Патронаж
VII этап. Включение семей в сферу культурной жизни.
В сопровождении семьи главная роль принадлежит руководителю учреждения - ответственному организатору .
Основной его функцией и задачей является умение собрать и создать единую, слаженную рабочую команду, в которую входят социальные педагоги, психологи, специализирующиеся по проблемам детства и супружеским взаимоотношениям.
Главным составляющим эффективности работы Центра по профилактике семейного неблагополучия является профессионализм специалистов.
Предлагаю рассмотреть более подробно некоторые формы и методы работы с семьей группы риска:
- Вмешательство в кризисную ситуацию в семье.
Оно сводится к оказанию первичной психологической поддержки и попытке мобилизации усилий членов семьи на преодоление кризиса. В кризисном вмешательстве реализуются как минимум следующие цели:
- снижение болезненных симптомов (тяжелых переживаний, желания «напиться», отчаяния матери из-за неполноценности ребенка);
- восстановление докризисного уровня функционирования семьи;
- осознание семьей тех событий, которые приводят к состоянию дисбаланса;
- выявление внутренних ресурсов , поиск и использование различных форм помощи извне для преодоления кризиса.
На данном этапе существует риск отказа семьи от услуг сопровождения. В целях его предупреждения, специалистом важно учитывать следующие особенности взаимодействия с членами семьи:
- безусловное принятие личности родителя,
-доверительный тон взаимодействия,
- отсутствие высокомерия специалиста и желания самоутвердиться за счет клиента, нельзя пользоваться возможностью идеализации себя перед семьей:
-отсутствие нотаций и поучений, ненавязывание своих ценностей и убеждений.
Таким способом становится легче предупредить проблему отказа семьи от услуги Центра, нежели пытаться исправить уже состоявшийся отказ.
Цель сопровождения - не менять или переделывать человека, а создавать возможности и условия стать самим собой в атмосфере доброжелательности , доверия, полного включения в сотрудничество .
Но в особо трудных или экстремальных ситуациях, содержащих угрозу жизни и здоровью в первую очередь детей или представляющих опасность для окружающих, клиент - центрированная поддержка не представляется целесообразной.
Вместо нее применяется «директивная поддержка», т.е. занятие по отношению к клиенту авторитарной позиции в виде указания, директивы, предписания.
Возможна более сглаженная , директивная поддержка в виде договорного соглашения, когда специалист самостоятельно определяет комплекс мер, которые следует предпринять, но договаривается с клиентом о процессе работы и сотрудничает с ним на всем пути продвижения к цели.
2. Решение проблем трудоустройства длительно не работающих взрослых членов семьи.
Перед каждым длительно не работающим клиентом вопросы трудоустройства рано или поздно встают обязательно и неотвратимо.
Длительная безработица, как правило, формирует чувство страха перед контактами с внешним миром. Выпадение длительно неработающих из социального контакта нередко приводит к формированию уверенности, что остальные живут припеваючи, безбедно, имеют много денег, благополучны и счастливы.
Выпивка, наркотики, стремление к перемене мест становятся способом убить свободное время, которого у безработного очень много. В отношении работы у таких людей целое «громадье» ничем не обоснованных фантастических планов, завышенных профессиональных притязаний, начиная с намерений стать не меньше чем менеджерами, гонщиками, и кончая мечтами уехать в Штаты, «жениться на богатой» или выйти замуж за бизнесмена, благодаря чему можно прожить безбедно до конца своих дней.
Поэтому трудоустройство - очень важные аспект в реабилитации семьи.
Активное профессиональное самоопределение- это всегда поэтапный процесс, который включает:
- мероприятия по выявлению у клиента собственного желания работать,
- выявление склонности клиента к определенному виду деятельности или к профессии, которую он хочет выбрать,
-формирование у клиента потребности в определенном виде труда на том поприще, которое он избрал для себя.
3.Кураторство с элементами надзора и контроля.
«Куратор»( наставник) - лицо, назначаемое для оказания персональной помощи несовершеннолетнему или недееспособному человеку, для того, чтобы руководить его действиями с целью охраны общественных интересов.
Кураторство (взятие на поруки, попечительство, частичный надзор, индивидуальное шефство) направлено на поиск альтернативных подходов, способных оградить детей и подростков от совершения в дальнейшем более серьезных правонарушений . Кураторство предполагает вовлечение детей и подростков в различные виду групповой и индивидуальной деятельности, проводимые учреждениями социального обслуживания. Куратор расширяет сферу общения своих подопечных или выполнение им режимных моментов.
4. Клубная работа с семьей
На базе Центра функционирует клуб общения для родителей и детей «Радуга». Сотрудничество детей и взрослых в рамках клуба позволяет создать пространство особого смысла и деятельности, решающее многие семейные трудности. Это практикум для всех участников, закладывающий основы семейного творчества и взаимоподдержки .
В рамках работы клуба на базе Центра реализуется программа «Пусть всегда будет семья», целью которой является активизация эффективного социально-ролевого поведения в процессе построения супружеских и детско-родительских отношений. Заседания клуба проводятся 1-2 раза в месяц.
Групповая реабилитация –актуальна и эффективна в работе со взрослыми.
Взаимодействие в группе дает возможность клиенту посмотреть на себя глазами другого, поделиться опытом между более благополучными родителями и менее благополучными, получить поддержку, расширить кругозор , получить общение по душам.
Тематика групповых занятий программы включает в себя реализацию трех разделов:
Раздел 1. «Открываем тайник души» - с целью коррекции отношения членов семьи к собственному «я» (к себе), изменения мировоззрения; развитие продуктивной адаптации к жизни.
Задачи раздела:
- Расширение «картины мира» родителя, преодоление базового чувства недоверия; коррекция зависимостей, прояснение жизненных ценностей, личностный рост.
Работа по разделу формирует основу для дальнейшей реабилитации и представлена НЛП техниками экстенсивного развития личности.
Раздел 2.«Строим семью» - посвящен коррекции нарушенной структуры функционирования семьи.
Задачи раздела :
помощь семье в обнаружении себя как системы, имеющей собственную структуру, границы, функции, цели, потребности и смыслы существования.
Основной постулат терапии на данном этапе исходит из точки зрения о том, что «Семья- это единение «МЫ» и свободное существование «Я» каждого члена семьи».
Семья - это система, т.е. группа людей, связанных общим местом проживания, совместным хозяйством, а главное – взаимоотношениями .
Хроническая негибкость семейной системы – бросающаяся в глаза особенность семей, члены которых имеют нарушения; вырасти здоровым в таких семьях практически невозможно, потому что они слишком неподатливы.
Дисфункциональные семьи не способны к независимости или реальной близости. Они не знают себя и не знают друг друга. .
Поэтому на первой встрече важно каждому члену семьи описать свою семью и то, чем они занимаются: «Расскажите о всей семье»; «На что похожа ваша семья?»; «Как она устроена?». Первые сеансы также включают в себя исследование семейной истории (метод построения генограммы, выстраивание «Линии Времени» с основными событиями жизни родителя)
Работа специалиста по ранней профилактике семейного неблагополучия должна подтолкнуть клиентов к осознанию необходимости введения правил взаимодействия в семье, коррекции дисфункциональных семейных и личных границ, выстраивания таких важнейших элементов функционирования семейной системы, как традиций и ритуалов.
Важно отметить, что через обращение к ценностям возможно развитие материнской эмпатии.
Нижеприведенные методы активно используются специалистами в решении проблем недостаточной связи между мамой ми ребенком:
- техники обращения к собственному детству - воспоминания о детстве, о том, как вас воспитывали , о прощении родителей, если с детства запомнились обиды и были получены психологические травмы;
- воспоминания о самых приятных моментах детства, их влияние на вашу дальнейшую жизнь,
- воспоминания детства, когда что-то хотелось и не сбылось/ или наоборот, сбылось: «В детстве мне хотелось…», «В детстве я мечтала…»
- незаконченные предложения: «Мамой быть просто…», «Мамой быть сложно...» , «Мои отличия как мамы в том, что…, и я желаю соседке справа….», «Семья нужна человеку для того, чтобы…» и т.д.
-анализ проблемных ситуаций «Что теряет женщина с приходом материнства, что приобретает? », «Мамой быть сложно, мамой быть просто»
- выявление собственных ресурсов для материнства - дискуссия «Условия успешного материнства»
- Арт- терапия «Маска эффективной матери» ( какая она? ассоциации, в чем эффективна?) и так дале..
Раздел 3. «Общаемся с ребенком»- коррекции детско-родительских отношений.
Часть занятий программы «Пусть всегда будет семья» проходит совместно с детьми, это способствует созданию ситуаций взаимодействия и сотрудничества, позволяет научиться способам эффективной коммуникации для разрешения проблем, которые могут возникать у родителя с ребенком (проблемы родителя).
Эффективными являются техники гештальт-терапии : рисунки в парах, диалоги в паре ребенок-родитель, телесно-ориентированные упражнения.
Дефекты воспитания - это есть первейший и главнейший показатель неблагополучной семьи. Ни материальные, ни бытовые, ни престижные показатели не характеризуют степень благополучия семьи или неблагополучия - только отношение к ребенку.
В любом детско-родительском взаимодействии во время терапии важен правильный вывод: после занятия с каждым родителем происходит обсуждение по схеме-
- Что получилось применять в ходе совместного занятия с ребенком?
- Какие ошибки были вами допущены в ходе выполнения и как ребенок отреагировал на них?
- Что, по вашему мнению, получил ребенок в ходе вашего с ним общения?
Техник психокоррекции в работе с семьями «группы риска» множество, но главное в них – возможность вести диалог на понятном клиенту языке, опираясь на его картину мира:
«Лесенка счастья», «Кто Я?»,
«Линия жизни» (обозначение жизненных перспектив и средств их достижения),
техники планирования жизненных целей ( цель всей жизни, цели на последующие 5 лет жизни, цели на день),
техники обращения к собственному детству (НЛП ),
«Рисунок в паре», «Слепой и поводырь»,
«Я и мир вокруг»,
Автобиография «Я и мой жизненный путь» (осознание того, как прошлое влияет на настоящее как продолжает сказываться в настоящем, прощание с прошлым),
«Рамки, через которые мы смотрим на мир»( помощь в осознании того , как взгляды на мир влияют на восприятие жизни в целом) и так далее.
Главное достоинство занятий по программе «Пусть всегда будет семья» в том, что они позволяют членам семьи посмотреть друг на друга иным взглядом, осознать, изучить, апробировать и принять новые законы семейного и детско-родительского общения.
Результат реабилитации семьи зависит от следующих факторов:
- причина неблагополучия - положительная динамика обозначается в тех случаях, когда причинами неблагополучия является педагогическая или экономическая несостоятельность родителя, неожиданная трудная жизненная ситуация, конфликтная ситуация в семье
- возраст родителей – чем моложе родитель, тем более актуален для него ресурс на восстановление утраченных ценностей. И наоборот: чем старше клиент, тем устойчивее его ценностный деформации личности и тем ниже мотивация на сотрудничество с психологом
- психосоматическое здоровье - глубокие интеллектуальные нарушения, многолетний алкоголизм в тяжелой стадии значительно снижают результативность.
Но даже и в этом случае клиенты нуждаются в духовной поддержке по коррекции мировоззрения, поиску смысла жизни, отреагировании чувств и переживаний.
Необходима дальнейшая популяризация проводимых мероприятий в рамках работы отделения сопровождения семей с детьми , это будет способствовать развитию высокого уровня профессионализма специалистов, повышению статуса семьи, укреплению семейных ценностей, формированию ответственного отношения к родительству и недопущению социального сиротства.
Список использованной литературы:
1. Алексеева Л.С., Меновщиков В.Ю. Социальный патронат семьи в системе социального обслуживания: Научно-методическое пособие. М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 2000.
2. Барцалкина В. Ад благих намерений. Путь к себе. № 8—9. 1993.
3. Бейкер К.Г. Теория семейных систем М. Боуэна // Вопросы психологии. — 1991. — №6.
4. Вебьер В. Важные шаги к помогающему диалогу. СПб.: РАТЭПП, 1998. с. 69—70.
5. Выготский Л.С. Собрание соч. М.: АПН СССР, 1982. Т. 5. С. 305.
6.Ковалев С. В. НЛП человеческого совершенства. Психотехнологии экстенсивного развития. Издание второе — исправленное и доработанное — М.: Издательский Дом Профит Стайл», «КСП+», 2007, 496 с.
7.Комплексный подход в социальной работе. Энциклопедия социальной работы. Пер. с англ. М.: Центр общечеловеческих ценностей. 1994. Т. 2. С. 14.
Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. М.: Смысл, 1999.
8. Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности. М.: Наука, 1985. С. 95.
9.Минделл Э. Психотерапия как духовная практика. М.: НФ «Класс», 1997.
10.Орлова Э.А. Общественный статус социальной работы: культурно-антропологическая интерпретация. Материалы методического семинара. М.: Институт социальной работы, 1996. С. 5—21.
11. Осухова Н.Г. Психологическое сопровождение личности в период адаптации к жизненным изменениям. Профориентация и психологическая поддержка — новые возможности занятости: Тез. докл. межрегиональной научно-практической конференции. М.: Красная площадь, 1996. С. 103—105.
12. Петровская Л.А. Развитие компетентного общения как одно из направлений оказания психологической помощи. Введение в практическую социальную психологию. М.: Смысл, 1996. С. 150—164.
13.Сандлер Дж., Дэр К., Холдер А. Пациент и психоаналитик: основы психоаналитического процесса. М.: Смысл, 1995
14. Семья как социальный институт и проблемы маргинализации населения. М.: Большая Российская энциклопедия, 1998.
15. Слюсарев Ю.В. Психологическое сопровождение как фактор активизации саморазвития личности: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. СПб., 1992
16.Столин В.В. Психологические основы семейной терапии. Вопросы психологии, № 6. 1982. С. 86—87.
17.Фанч Ф. Пути преобразования. Пер. с англ. Киев: Ника-Центр; Вист-С, 1997.
18.Филонов Л.Б. Стратегия контактного взаимодействия и проявления личности. Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М.: Наука, 1976. С. 296—315.
19.Черников А.В. Системная семейная психотерапия как модель помощи взрослым и детям // Мир психологии. Научно-методический журнал. — 1996. — №1.
20. Экологический подход. Энциклопедия социальной работы. Пер. с англ. М.: Центр общечеловеческих ценностей. 1994. Т. 3. С. 440.
21. Ярулов А.А. Коррекция негативной психической напряженности детей дошкольного и младшего школьного возраста в условиях детского дома: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 1996.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пособие "Социальное сопровождение семей с детьми"
Методические материалы и рекомендации для использования в педагогической деятельности...
РАННЕЕ ВЫЯВЛЕНИЕ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ В СЕМЬЯХ
Методическое пособие...
Доклад на тему: «Раннее выявление семей, склонных к насилию и жестокому обращению с детьми».
Доклад на тему: «Раннее выявление семей, склонных к насилию и жестокому обращению с детьми»....
Социально-психологическое тестирование на предмет раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ
Презентация для родителей и классных руководителей на тему "Социально-психологическое тестирование на предмет раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных вещест...
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ «УЧАСТИЕ В СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ТЕСТИРОВАНИИ НА ПРЕДМЕТ РАННЕГО ВЫЯВЛЕНИЯ НЕЗАКОННОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ»
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ «УЧАСТИЕ В СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ТЕСТИРОВАНИИ НА ПРЕДМЕТ РАННЕГО ВЫЯВЛЕНИЯ НЕЗАКОННОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВИ ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ»...
Отраслевая публикация " Региональные аспекты внедрения социального сопровождения семей с детьми"
Статья...
Раннее выявление педагогом-психологом социально-психологических проблем обучающихся
Хочу поделиться своим опытом и считаю это находкой и своим спасением. Я пришла к этому вынужденно, но рада, что нашла этот способ. Я говорю об опосредованном обследовании обучающихся и опосредованном ...