"Приемы активизации внимания детей при изучении школьного материала на уроке"
статья по психологии

Левагина Оксана Борисовна

В статье рассматриваются понятие внимание, его свойства, приемы активизации внимания на уроке

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приемы активизации внимания детей при изучении школьного материала на уроке. 

Актуальность данной темы обусловлена тем, что многие педагоги школ отмечают, что нынешнее поколение школьников часто отвлекается во время уроков, и как следствие, это мешает занятиям в классе или группе, т.е. многие школьники не способны долгое время удерживать внимание. Так что же такое внимание? Внимание – это сосредоточенность сознания и его направленность на что-либо, имеющее значение для человека. Внимание улучшает результат других психических процессов – таких, как запоминание, мышление, воображение, но не существует само по себе. К свойствам внимания относят его устойчивость, концентрацию, распределение, объем и переключение. За вниманием часто стоят интересы и потребности, установки и направленность субъекта, другие психологические характеристики личности. Внимание проявляется в любой сознательной деятельности человека. Как же сохранить внимание учеников в течение всего урока? От чего зависит длительное сосредоточение? Если объект внимания не доставляет новых впечатлений, то внимание отвлекается от него. Следовательно, внимание можно удержать, сохранить, только постоянно раскрывая в объекте внимания новое содержание. Другими факторами длительного сохранения внимания являются: • интерес к материалу • связь изучаемого материала с потребностями личности • содержательность и сложность выполняемой работы • комфортные или отвлекающие условия, в которых проходит работа • особенности личности (например, темперамент и волевые качества). Учителю в процессе своей работы также необходимо учитывать возрастные особенности внимания школьников. Исходя из выше сказанного, мы перечислим некоторые приемы активизации внимания детей при изучении школьного материала на уроке: • Использование голосовой и эмоциональной модуляции, жестикуляции привлекает внимание учеников, т.е. учителю следует постоянно изменять интонацию, высоту, громкость голоса от обычной речи до шепота, используя при этом адекватную мимику и жесты. Следует помнить о жестах открытости и доброжелательности. • Изменение темпа: выдерживание паузы, резкое изменение скорости, переход от нарочито медленной речи до скороговорки. • При объяснении педагогом нового материала учащимся предлагается конспектировать опорные и ключевые слова, можно предложить кому-то одному это делать на доске. По окончании объяснения школьники по очереди зачитывают свой конспект. • При объяснении материала педагогу необходимо прерывать речь на вполне очевидных для слушателей словах, попросив их продолжить. Активность школьников следует поощрять. • Приём «Провалы памяти», когда педагог делает вид, что забывает что-то вполне очевидное для класса и просит ему помочь «вспомнить». Это могут быть даты, имена, термины и т.п. • Использование при объяснении нового материала различных видов вопросов, а именно: наводящих, контрольных, риторических, уточняющих, встречных, вопросов предложений и т. д. • Смена видов деятельности в ходе урока существенно повышает внимательность школьников. • Четкая организация урока, когда педагогу не приходится самому отвлекаться на побочные действия, оставляя детей предоставленными самим себе. • Прием «Необъявленная тема». Универсальный прием, направленный на создание внешней мотивации изучения темы урока. Данный прием позволяет привлечь внимание учащихся за счет интереса к новой теме, не блокируя восприятие непонятными терминами. • Прием «Лови ошибку!». При объяснении материала учитель намеренно допускает ошибки. Дети на первых порах применения этого приема предупреждаются об этом. Далее учитель подсказывает учащимся «опасные» места интонацией или жестом. При этом учитель должен научить детей мгновенно пресекать ошибки условным знаком (быстро поднять руку) и пояснить суть ошибки. • Прием «Кто меня слышит…». Если в классе возник шум, и ученики никак не угомонятся, учитель может тихо произнести следующую фразу: «Кто меня слышит, поднимите правую руку». Некоторые ученики наверняка услышат его и поднимут правую руку. Далее учитель опять тихо произносит: «Кто меня слышит, поднимите обе руки». Некоторые ученики поднимают обе руки. Учитель тихо произносит фразу, растягивая слова: «Кто меня слышит, хлопните в ладоши два раза». Тут раздадутся хлопки, которые настораживают даже тех, кто до сих пор никак не реагировал на слова учителя. Учитель тихо произносит: «Кто меня слышит, встаньте». После этого обычно встают все учащиеся, и в классе наступает тишина. Педагог достигает своей цели — внимание учащихся обращено на него. Этот прием, к сожалению, нельзя часто применять в одном и том же классе: здесь многое построено на эффекте неожиданности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АКТИВНЫЕ ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ НОВОГО МАТЕРИАЛА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

В данной статье рассмотрены приемы обучения, используемые в школьной программе при изучении нового материала на уроках математики. Проанализированы этапы изучения нового материала, возможности использ...

Разработка урока по математике в 5 классе. Урок – изучение нового материала. Тема урока «Треугольник. Виды треугольника»

Цели урока:  Образовательная: познакомить учащихся с определением треугольника, его элементов, обозначением; видами треугольников.Развивающая: развивать пространственное воображение учащихся, гео...

Методы и приемы активизации деятельности детей с тяжелыми нарушениями речи на логопедических занятиях

laquo;Обучение эффективно только тогда, когда дети проявляютпознавательную активность»...

ОБЩАЯ МОДЕЛЬ проблемно-диалогического урока при изучении нового материала на уроке русского языка

Проблемно-диалогическое обучение – это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учащимися посредством специально организованного учителем диалога. Учитель сначала в побуждающем ил...

«Прямоугольный параллелепипед» Урок - изучение геометрического материала на уроках математики в 5 классе, с помощью моделирования

Нна уроке ребята   познакомятся с фигурой - прямоугольный параллелепипед.   Научатся  её делать и изображать в тетради, проверят себя...