Этапы развития самостоятельности в подростковом возрасте
консультация по психологии (6, 7, 8, 9 класс)

Толмачева Татьяна Владимировна

Информация адресована родителям, законным представителям, а также педагогам, работающим с детьми подросткового возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samostoyatelnost_podrostkov.docx17 КБ

Предварительный просмотр:

Этапы развития самостоятельности в подростковом возрасте

 Цель-  повышение  психологической компетентности родителей, лиц, их заменяющих, профилактика конфликтов  в детско-родительских отношениях.

1 этап – 5 класс

Ребенок становится непослушным и негативным, сопротивляется проявлениям заботы о себе, контролю.

 Для успешного прохождения  и оптимизации развития необходимо

- терпение,   проявление внимания и участия

- акцентировать внимание на положительных качествах,

- осуществлять поддержку при проявлениях самостоятельности, не ругать, а хвалить за чистую посуду, купленный хлеб и  пр.

- развивать умение заботиться  о себе,

- обсуждать,  расширять домашние обязанности, права,

- проводить беседы о взрослении.

2 этап «Требую самостоятельности, хотя не знаю, что это такое»- 6- 7 класс

Подросток борется за свою независимость.

Закрывается в своей комнате, требует уединения, развешивает постеры, настаивает  на своих правах, игнорируя обязанности, часто не следит за своей речью, манерой общения, может обидеть.

Для успешного прохождения  и оптимизации развития необходимо  

- обсуждать и расширять права и обязанности,

-сохранять спокойствие и терпение при эмоциональных вспышках подростка,

- говорить о своих чувствах,

- прощать и отделять реальные чувства от высказываний,

- поддерживать, развивать уверенность,

- развивать умение говорить о своих желаниях и планах,

- учитывать желания подростка при приобретении, планировании отдыха, выходных и пр.

3 этап «Пробую быть самостоятельным, хотя и не очень умею» 8-9 класс

 У подростка всегда есть свое мнение, не всегда верное, иногда в противовес мнению взрослых. Свое мнение он считает истинно верным.

Не считается с мнением родителей. Поступает так, как хочет.  Имеет стремление все испробовать. Считает, что может все и с ним ничего не случится, не заботится   о своей безопасности.

Для успешного прохождения  и оптимизации развития необходимо  

- аргументировать запреты, ограничения,

- обсуждать возможные последствия поступков,

- учитывать мнение подростка,

- не считать свою  позицию  100 % верной,

- принимать компромиссные решения,

- не критиковать друзей, иначе это вызовет отрицание и негатив,

- продолжать поддерживать, развивать уверенность,

- расширять обязанности,

-  развивать умение брать ответственность на себя, отвечать за свои действия.

4 этап «Проявляю  самостоятельность» 9-11 классы.

 Подросток  прислушивается к родителям. Просит советов, делится впечатлениями.  Пытаются договориться, идти на компромисс.

Действуют самостоятельно, в т. ч. и в учебе.

Для успешного прохождения  и оптимизации развития необходимо  

- оказывать поддержку,

- предоставлять право брать на себя ответственность за свои поступки, жизнь.

- минимизировать контроль,

- быть внимательным к его просьбам, самостоятельным решениям.

- доверять подростку.

В случае конфликтной ситуации  с подростком

Рекомендуется сначала выслушать подростка, выяснить, что ему важно, чего хочет или не хочет,  затем родитель говорит о своем желании, используя  форму «Я – сообщение» -  «Знаешь, я очень ждала, что ты мне позвонишь»,   вместо  «Ты почему мне не позвонил?»- обвинение.

Совместное обсуждение сложившейся ситуации- «Что же нам придумать». При этом, необходимо дать подростку шанс первому предложить  решение, совместно рассмотреть его,  затем предлагать свои варианты.  Оценить предложения и  совместно выбрать более приемлемые.  Придерживаться атмосферы взаимного уважения.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическое просвещение педагогов "Возрастно – нормативная модель развития в подростковом периоде. Возрастные возможности подросткового возраста" (с презентацией)

Психологическое просвещение педагогов "Возрастно – нормативная  модель развития  в подростковом периоде. Возрастные возможности подросткового возраста" (с презентацией)Возрастно-нормативная ...

Особенности развития детей старшего подросткового возраста

Особенности развития детей старшего подросткового возраста...

Самостоятельная работа по теме_Основные этапы развития информационного общества. Этапы развития технических средств и информационных ресурсов

Самостоятельная работа по теме "Основные этапы развития информационного общества. Этапы развития технических средств и информационных ресурсов" для студентов СПО 1 курса....

Нравственно-психологические особенности подросткового возраста. Взаимоотношения юношей и девушек в подростковом возрасте. Особенности проведения реабилитационной работы.

Материал для выступления на методическом объединении воспитателей социально-реабилитационного центра. Может быть полезен учителям-предметникам, классным руководителям, социальным педагогам и даже роди...