Этапы развития самостоятельности в подростковом возрасте
консультация по психологии (6, 7, 8, 9 класс)
Информация адресована родителям, законным представителям, а также педагогам, работающим с детьми подросткового возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samostoyatelnost_podrostkov.docx | 17 КБ |
Предварительный просмотр:
Этапы развития самостоятельности в подростковом возрасте
Цель- повышение психологической компетентности родителей, лиц, их заменяющих, профилактика конфликтов в детско-родительских отношениях.
1 этап – 5 класс
Ребенок становится непослушным и негативным, сопротивляется проявлениям заботы о себе, контролю.
Для успешного прохождения и оптимизации развития необходимо
- терпение, проявление внимания и участия
- акцентировать внимание на положительных качествах,
- осуществлять поддержку при проявлениях самостоятельности, не ругать, а хвалить за чистую посуду, купленный хлеб и пр.
- развивать умение заботиться о себе,
- обсуждать, расширять домашние обязанности, права,
- проводить беседы о взрослении.
2 этап «Требую самостоятельности, хотя не знаю, что это такое»- 6- 7 класс
Подросток борется за свою независимость.
Закрывается в своей комнате, требует уединения, развешивает постеры, настаивает на своих правах, игнорируя обязанности, часто не следит за своей речью, манерой общения, может обидеть.
Для успешного прохождения и оптимизации развития необходимо
- обсуждать и расширять права и обязанности,
-сохранять спокойствие и терпение при эмоциональных вспышках подростка,
- говорить о своих чувствах,
- прощать и отделять реальные чувства от высказываний,
- поддерживать, развивать уверенность,
- развивать умение говорить о своих желаниях и планах,
- учитывать желания подростка при приобретении, планировании отдыха, выходных и пр.
3 этап «Пробую быть самостоятельным, хотя и не очень умею» 8-9 класс
У подростка всегда есть свое мнение, не всегда верное, иногда в противовес мнению взрослых. Свое мнение он считает истинно верным.
Не считается с мнением родителей. Поступает так, как хочет. Имеет стремление все испробовать. Считает, что может все и с ним ничего не случится, не заботится о своей безопасности.
Для успешного прохождения и оптимизации развития необходимо
- аргументировать запреты, ограничения,
- обсуждать возможные последствия поступков,
- учитывать мнение подростка,
- не считать свою позицию 100 % верной,
- принимать компромиссные решения,
- не критиковать друзей, иначе это вызовет отрицание и негатив,
- продолжать поддерживать, развивать уверенность,
- расширять обязанности,
- развивать умение брать ответственность на себя, отвечать за свои действия.
4 этап «Проявляю самостоятельность» 9-11 классы.
Подросток прислушивается к родителям. Просит советов, делится впечатлениями. Пытаются договориться, идти на компромисс.
Действуют самостоятельно, в т. ч. и в учебе.
Для успешного прохождения и оптимизации развития необходимо
- оказывать поддержку,
- предоставлять право брать на себя ответственность за свои поступки, жизнь.
- минимизировать контроль,
- быть внимательным к его просьбам, самостоятельным решениям.
- доверять подростку.
В случае конфликтной ситуации с подростком
Рекомендуется сначала выслушать подростка, выяснить, что ему важно, чего хочет или не хочет, затем родитель говорит о своем желании, используя форму «Я – сообщение» - «Знаешь, я очень ждала, что ты мне позвонишь», вместо «Ты почему мне не позвонил?»- обвинение.
Совместное обсуждение сложившейся ситуации- «Что же нам придумать». При этом, необходимо дать подростку шанс первому предложить решение, совместно рассмотреть его, затем предлагать свои варианты. Оценить предложения и совместно выбрать более приемлемые. Придерживаться атмосферы взаимного уважения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Особенности развития памяти в подростковом возрасте"
Курсовая работа...
Психологическое просвещение педагогов "Возрастно – нормативная модель развития в подростковом периоде. Возрастные возможности подросткового возраста" (с презентацией)
Психологическое просвещение педагогов "Возрастно – нормативная модель развития в подростковом периоде. Возрастные возможности подросткового возраста" (с презентацией)Возрастно-нормативная ...
Особенности развития детей старшего подросткового возраста
Особенности развития детей старшего подросткового возраста...
Памятка " Этапы развития самостоятельности в подростковом возрасте"
Информация для родителей и педагогов...
Самостоятельная работа по теме_Основные этапы развития информационного общества. Этапы развития технических средств и информационных ресурсов
Самостоятельная работа по теме "Основные этапы развития информационного общества. Этапы развития технических средств и информационных ресурсов" для студентов СПО 1 курса....
Первые проблемы подросткового возраста. Ранний подростковый возраст.
Выступление на родительском собрании....
Нравственно-психологические особенности подросткового возраста. Взаимоотношения юношей и девушек в подростковом возрасте. Особенности проведения реабилитационной работы.
Материал для выступления на методическом объединении воспитателей социально-реабилитационного центра. Может быть полезен учителям-предметникам, классным руководителям, социальным педагогам и даже роди...