стили воспитания детей и последствия
учебно-методический материал по психологии (8 класс)
Для использования классными руководителями на родительских собраниях, для использования в работе школьному психологу
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stili_vospitaniya.docx | 22.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Стили воспитания и их последствия.
Цель - повышение психологической компетентности родителей, лиц, их заменяющих, профилактика конфликтов в детско-родительских отношениях.
Для ребенка семья- это целый мир, в котором он растет, развивается, делает первые открытия, учится любить, радоваться, сочувствовать. В семье закладываются основы личности ребенка.
Семейное воспитание - это сотрудничество, взаимодействие, взаимообогащение детей и взрослых. Родители не только дают, прививают, формируют, но и получают, приобретают от детей. Одной из важных особенностей семьи является гибкость - родители реагируют на развитие, взросление своего ребенка и в результате изменяют нормы, требования, характер общения, взаимодействия.
В глазах ребенка родители выступают как источник эмоциональной поддержки и тепла, без которых он чувствует себя беззащитным и беспомощным, они формируют его личность.
Дети, растущие в атмосфере любви, заботы, понимания, имеют меньше проблем и трудностей в общении, учебе, они открыты, доброжелательны, общительны.
Нарушенные детско-родительские отношения ведут к формированию психологических проблем- агрессивности, тревожности, лживости и пр.
В каждой семье могут быть различные типы семейного воспитания, однако формируется индивидуальный стиль, который стабилен.
Существует 5 основных стилей воспитания-
- Авторитарный стиль.
Родители, лица их заменяющие, фактически не считаются с мнением ребенка, часто применяют угрозы, могут применить физические наказания, излишне требовательны «Только – так, а не иначе», «Как я сказал, так и будет» – родители устанавливают правила и не готовы их менять, ребенок в семье не обладает правом голоса и вынужден подчиняться. Общение строится в основном на требованиях, указаниях, принуждениях. Родители жестко контролируют ребенка, не принимают, а иногда даже отвергают его чувства и переживания. Со стороны родителей формируется механизм контроля, основанный на чувстве вины или страха перед наказанием.
Последствия- дети замыкаются в себе, связь с родителями нарушается, происходит отчуждение, чувствуют себя ненужными. Дети испытывают страх при решении каких-либо проблем, вопросов, пассивные, робкие, могут быть агрессивными, раздражительными. Редко испытывают доверие к людям. Они могут вырасти «жервами», считающими себя виноватыми, либо быть противоположными - жестокими людьми, обвиняющими других во всех своих неудачах. Такие дети попадают в группу риска по возникновению зависимого поведения.
- Попустительский, либеральный стиль.
Родители самоустраняются от воспитания ребенка, полагают, что детей должны воспитывать люди, имеющие специальное образование. Фактически ребенок предоставлен сам себе. Вседозволенность, полная свобода, никто не требует ответственного отношения к действиям, поведению. Ребенок практически не знает запретов, ограничений. Кроме того, родители не вмешиваются в его дела, не интересуются проблемами. В семье слабые эмоциональные связи, отсутствуют доверительные близкие отношения. Родители не способны требовать и организовывать, по факту не помогают ребенку и не поддерживают его.
Последствия - дети вырастают эгоистичными, конфликтными, непослушными, слабовольными. Они также ощущают себя ненужными. Не соблюдают общепринятые правила поведения и пр. Также вырастают нервозными, так как они не знают четких правил и норм, не знают как правильно. Дети склонны к непослушанию, агрессивности, импульсивности. Проблемы в саду и школе часто возникают из-за необходимости соблюдать правила. Дети имеют высокую вероятность влияния асоциальных групп.
- Демократичный стиль.
Демократический тип воспитания считается наиболее благоприятным для развития детей. При указанном воспитании дети становятся самостоятельными и дисциплинированными. Они имеют свои обязанности, их интересы не ущемляются.
Родители учитывают мнения, потребности детей. Они поощряют личную ответственность и самостоятельность своих детей, доверяют им. Стиль – сотрудничество, родители общаются с детьми на равных, координируют действия детей. Контроль, основан на разумной родительской заботе, дети прислушиваются к просьбам и объяснениям родителей. Между ними теплые, дружеские отношения. Ребенок чувствует уверенность в себе, ощущает поддержку, заботу, родители помогают только тогда, когда это необходимо.
Родители применяют гибкость при воспитании- они учитывают возрастные особенности ребенка и не предъявляют ему повышенных или пониженных требований. При необходимости родители обосновывают собственные требования и всегда готовы услышать аргументы ребенка. Они не отнимают у него право выбора и при этом возлагают определённую ответственность.
Последствия – дети доброжелательные, самостоятельные, инициативные, ответственные. Добиваются успехов.
- Опекающий стиль.
Родители стремятся быть около ребенка, решать за него все проблемы -“ребенок маленький, поэтому надо делать все вместо него”. Такое отношение к ребенку часто возникает в семьях, где малыша слишком долго ждали или беременность была трудной. Родители столько вложили в ожидание, что не могут позволить себе, чтобы с ребенком что-то случилось. Поэтому потакают всем капризам чада, сдувают пылинки с него. Инфантильность и капризность, когда ребенок привык, что все за него решается и преподносится;
Последствия - преувеличенная собственная значимость, социальная незрелость, дети не умеют строить отношения, решать вопросы, преодолевать жизненные трудности, выстраивать карьеру.
- Хаотичный стиль.
Непоследовательное воспитание, «вчера было нельзя, сегодня можно», отсутствие единого подхода к воспитанию. В случае с хаотическим стилем родители придерживаются разного мнения относительно модели воспитания. Нередко у матери случаются эмоциональные перепады.В таких ситуациях дети становятся неуправляемыми и не учитывают родительские требования. Они страдают от неуравновешенности и не чувствуют себя защищёнными. Ребенок не может себя контролировать, у него нет чувства ответственности, он не знает чего ожидать и как себя вести.
Последствия- не формируется самоконтроль и чувство ответственности, социальная незрелость, конфликтность, не понимание по жизни, чего он хочет будучи взрослым, т.е. вопрос самореализации. Во взрослом возрасте им обычно свойственна безответственность и инфантильность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Решение проблем в музыкальном воспитании детей на примерах воздействия на них различных музыкальных стилей
Выступление на педагогическом совете...
Типы матерей и последствия воспитания детей.
Не секрет, что идеальные родители, да и идеальные дети встречаются крайне редко, а процесс воспитания, согласи...
Позитивные и негативные установки в воспитании и их последствия.
Статья рассказывает о позитивных и негативных установках, которые применяют родители в воспитании детей. Часто мы не задумываемся о том, к каким последствиям для формирующейся личности они могут приве...
Методическая разработка по теме: "Стили воспитания детей" (беседа с родителями)
В данной методической разработке представлены основные принципы наиболее распространенных в современной педагогике классификаций отношений "Родитель-ребенок". Тест-игра позволяет прояснить некоторые а...
Родительское собрание "Стили семейного воспитания детей"
Цель: Познакомить родителей с современной классификацией стилей семейного воспитания и их особенностями....
Взаимосвязь образа «я» и стиля семейного воспитания детей подросткового возраста
Подростковый возраст является трудным периодом в плане полового созревания и психологического взросления ребенка. В данный период происходят значительные изменения в самосознании подростка, которые пр...
«Стили семейного воспитания детей»
родительское собрание...