Методическая разработка по теме: "Стили воспитания детей" (беседа с родителями)
консультация на тему
В данной методической разработке представлены основные принципы наиболее распространенных в современной педагогике классификаций отношений "Родитель-ребенок". Тест-игра позволяет прояснить некоторые аспекты отношений в семье. Цель беседы - дать родителям повод задуматься о последствия их действий в отношении детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stili_vospitaniya.doc | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации города Димитровграда
Центр дополнительного образования детей
Методическая разработка
по теме:
«Стили воспитания детей»
(Беседа с родителями)
педагога дополнительного образования
Бушуевой Лилии Саидахметовны
руководителя творческого объединения
«Чудо-ленточка»
г. Димитровград-2015
Современные дети сильно отличаются от детей старших поколений. Отличаются своей, порой чрезмерной, активностью, бесстрашием, своей способностью управляться с, казалось бы, такой сложной бытовой и компьютерной техникой. Они мыслят и действуют по-другому, без оглядки на сложившиеся стереотипы и авторитеты. Их сложно заставить что-либо делать, а уговаривать и убеждать далеко не всем взрослым под силу.
На самом деле, для того, чтобы сделать ребенка послушным нужно не так уж и много. Вся проблема заключается в том, что взрослый и ребенок на одни и те же ситуации смотрят с разных сторон. А родители очень часто неправильно расценивают поведение ребенка в определенной ситуации. Это и приводит к разногласиям и даже конфликтам.
Мы предлагаем Вам тест-игру, которая позволит прояснить некоторые аспекты отношений в вашей семье. Отметьте те вопросы и фразы, которые Вы часто употребляете в общении со своим ребенком.
Вопросы и фразы Сколько раз тебе повторять? Посоветуй мне, пожалуйста Не знаю, что бы я без тебя делал(а) И в кого ты такой уродился?! Какие у тебя замечательные друзья! Ну на кого ты похож (а)? Я в твои годы!.. Ты моя опора и помощник(ца) Ну что за друзья у тебя? О чем ты только думаешь?! Какая (какой) ты у меня умница! А как ты считаешь, сынок (доченька)? У всех дети, как дети, а ты…. Какой (какая) ты у меня сообразительный (ая)! | Число баллов 2 1 1 2 1 2 2 1 2 2 1 1 2 1 |
Оценка результатов
Подсчитайте общее число баллов. Если Вы набрали 5-7 баллов, значит, живете с ребенком душа в душу. Он искренне любит и уважает Вас, ваши отношения способствуют становлению его личности.
Сумма баллов от 8 до 10 свидетельствует о намечающихся сложностях во взаимоотношениях с ребенком, непонимании его проблем, попытках перенести вину за недостатки в его развитии на самого ребенка.
11 баллов и выше - Вы непоследовательны в общении с ребенком, его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств. Стоит задуматься над этим!
В современной педагогической науке существует две наиболее распространенные классификации отношений «Родитель-ребенок». Одна из них основана на понятии «дистанции» между родителем и ребенком.
Согласно этому виду классификации существует три стиля общения в семье: «оптимальная дистанция», «сокращенная дистанция», «увеличенная дистанция».
«Оптимальная дистанция». Этот стиль основан на уважении родителями детей, в результате чего дети тоже уважительно относятся к родителям. В семьях такого типа, родители воспринимают ребенка как личность, считаются с его мнением и стремятся к выработке такового у ребенка. При выборе направления деятельности ребенка, основой считаются его интересы. Требования и настойчивость выражаются не в грубой форме приказания, а на основе понимания ребенком необходимости их выполнения. Отношения строятся на принципах сотрудничества и взаимопонимания. Родители проявляют заинтересованность и принимают активное участие во всех сторонах жизни ребенка, не навязывая при этом своего мнения, а предлагая помощь.
«Сокращенная дистанция». Этот стиль общения характеризуется чрезмерной опекой, абсолютным контролем и ограничением свободы ребенка. Родители все решают сами, считая, что ребенок слишком мал, глуп, неопытен и т. д., независимо от его возраста, навязывают ребенку свои взгляды и убеждения, выбирают круг общения, виды и направления деятельности. Дети в таких семьях вырастают инфантильными, безынициативными, бесхарактерными, неспособными к самостоятельности. Став взрослыми, эти люди часто ищут в супруге замену родителям, способном заботиться и опекать его.
«Увеличенная дистанция» – отчуждение родителей от детей, намеренная или вынужденная. Родители мало времени проводят с ребенком, заботясь лишь о том, чтобы он был «устроен». Общение, сведенное к минимуму, приводит к потере интереса к жизни ребенка, с его желаниями и склонностями не считаются, его мнение не учитывается. Такой ребенок становится черствым, грубым, равнодушным.
Другой вид классификации более традиционный. В зависимости от того, кто занимает в семье главенствующую роль, выделяют авторитарный, демократический и либеральный стили общения в семье.
Авторитарный стиль общения основан на стремлении к абсолютному подчинению детей родителям. Общение с ребенком происходит часто в приказном тоне, его желания не учитываются, инициатива подавляется, индивидуальные особенности не замечаются и оставляются без внимания. Требования взрослых не объясняются, ребенок часто не понимает, зачем от него требуют что-либо, а вынужден слепо подчиняться. Дети в таких семьях растут замкнутыми, часто теряют интерес к жизни, не имеют развитого мышления и неспособны к творчеству.
Демократический стиль общения считается наиболее оптимальным. Он характеризуется взаимной любовью, уважением и стремлением к созданию оптимального душевного комфорта для всех членов семьи. Взрослые общаются с детьми «на равных», с раннего возраста воспринимая их как полноценных членов семьи, советуются с ними по доступным для них вопросам. Дети с радостью проявляют инициативу, смело высказывают собственное мнение, родители часто являются для них лучшими друзьями, пользуются уважением и доверием. Демократический стиль общения способствует развитию оптимистических настроений, всестороннему развитию, реализации склонностей и способностей ребенка, такие дети более коммуникабельны и легче находят свое место в жизни. Место наказания в таких семьях занимает огорчение родителей, осуждение действий и поступков. Дети, как правило, адекватно реагируют на отношение родителей к их поведению и хорошо понимают оценку своего поступка, вырабатывая внутреннюю мотивацию к нравственности и дисциплине.
Либеральный стиль общения характеризуется всепрощением и вседозволенностью. Родители боятся не угодить ребенку, стремятся удовлетворить все его потребности и желания, завоевывая, таким образом, любовь ребенка. Источником такого отношения является чрезмерная родительская любовь, которая приводит к эгоизму и распущенности. Ребенок вырастает человеком лицемерным, расчетливым, направленным на получение задуманного наиболее легкими путями, не заботясь о нравственности этих путей, неспособен к дисциплине и самовоспитанию и т. д.
Далеко не всегда эти стили проявляются в чистом виде в семье. Родители в разных ситуациях могут применять разные стили воспитания. Например, в ситуации конфликта родители действуют методом диктата, а в «мирное время», наоборот – допускают попустительство. Однако такое чередование стилей, такая непоследовательность, также неблагоприятно влияет на ребенка. В семье необходимо установить единый стиль воспитания, понятный ребенку, учитывающий его потребности и возможности.
Если мы хотим, чтобы из наших детей выросли позитивные, оптимистичные, физически и психически здоровые люди, нам необходимо знать, как себя вести.
10 заповедей Марии Монтессори, врача, педагога, ученого, философа, создателя педагогической системы.
-Если ребенка часто критикуют – он учится осуждать.
-Если ребенка часто хвалят – он учится оценивать.
-Если ребенку демонстрируют враждебность он учится драться.
-Если с ребенком обычно честны – он учится справедливости.
-Если ребенка часто высмеивают – он учится быть робким.
-Если ребенок часто живет с чувством безопасности – он учится верить.
-Если ребенка часто позорят – он учится чувствовать себя виноватым.
-Если ребенка часто одобряют – он учится хорошо к себе относиться.
-Если к ребенку часто бывают снисходительны – он учится быть терпеливым.
-Если ребенка часто подбадривают – он учится уверенности в себе.
-Если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным – он учится находить в этом мире любовь.
И главное помните, что для Вашего ребенка самое главное – это Ваша любовь и Ваше уважение!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическая разработка по теме: "Стили и методы семейного воспитания".
В данной разработке рассматривается роль семьи в становлении личности ребенка, раскрывается влияние родительско-детских отношений на этот процесс, даётся характеристика наиболее распростра...
Родительское собрание в 7 классе на тему:"Стили семейного воспитания"
В подростковом возрасте обостряются конфликты между родителями и детьми – это во многом объясняется «чувством взрослости», подростковым негативизмом, но часто непонимание, возникающе...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ:«СТИЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ»
Последнее десятилетие в нашей стране характеризуется переходом к личностно-ориентированной парадигме образования. В связи с этим учебные результаты перестают считаться единственным показателем э...
Родительское собрание по теме "Стили семейного воспитания"
СТИЛИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯЦель: создание единого воспитательного пространства, главной ценностью которого является личность ребенка, его счастье и успех....
Презентация к родительскому собранию по теме "Стили семейного воспитания"
II. Вопрос родительского собрания, анкетирование родителей (анкета приводится в презентации)...
Протокол родительского собрания: Тема: « Стили семейного воспитания».
Цель родительского собрания:1. содействовать пониманию родителями проблем, вытекающих из неправильно выбранного стиля семейного воспитания.2.способствовать повышению эффективности взаимоотношений межд...
Родительское собрание. Тема: Стили семейного воспитания
Цель: содействовать пониманию родителями проблем, вытекающих из неправильно выбранного стиля семейного воспитания, способствовать повышению эффективности взаимоотношений между ребенком и родителя...