Взаимосвязь образа «я» и стиля семейного воспитания детей подросткового возраста
статья по психологии (10 класс)

Клыпина Юлия Александровна

Подростковый возраст является трудным периодом в плане полового созревания и психологического взросления ребенка. В данный период происходят значительные изменения в самосознании подростка, которые проявляются  в появлении чувства взрослости – центрального новообразования младшего подросткового возраста. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Клыпина Юлия Александровна

ФГПОУ «Бурятский республиканский индустриальный техникум»

г. Улан-Удэ, Российская Федерация

Взаимосвязь образа «я» и стиля семейного воспитания детей подросткового возраста

Подростковый возраст является трудным периодом в плане полового созревания и психологического взросления ребенка. В данный период происходят значительные изменения в самосознании подростка, которые проявляются  в появлении чувства взрослости – центрального новообразования младшего подросткового возраста. Возникает непреодолимое желание казаться взрослым, в частности, отстаивать свои права, что зачастую приводит к нарушениям детско-родительских отношений. По выражению Л.С. Выготского, в личности подростка нет ничего устойчивого, окончательного и неподвижного [4, С. 105]. Выражена нестабильность проявления личностных качеств, что приводит к появлению желаний и поступков, которые противоречат друг другу. Благодаря интенсивному развитию интеллектуальной сферы ребенка появляется такое качественное новообразование как рефлексия, которое способствует самовоспитанию. У подростка складываются различные образы «Я», которые очень изменчивы и подвержены влиянию разнообразных внешних факторов. К концу возраста они объединяются в единое целое, создавая личность ребенка. Все вышеперечисленные особенности характеризуют кризис подросткового возраста [1, С. 175].

В современном обществе семья становится одним из центральных объектов изучения в разных областях знаний. Семья играет важнейшую роль в обществе, так как именно в семье  формируется личность человека и происходит овладение им социальных ролей, что необходимо для благоприятной адаптации в социуме. Функции семьи потерпели качественные изменения, что сказалось на взаимодействии общеобразовательной школы и семей. Школа ушла на второй план, так как появилась потребность в расширении общения подростка с внешним миром, на что влияют и другие социальные институты. В связи с утратой прежних ценностей и установок личности, таких как уважение старшего поколения, изменения мотивационно-потребностной сферы, значимость развития определенных личностных качеств (воля, отношение к труду, отношение к себе и к другим людям и др.), появилась потребность в расширении общения подростка с внешним миром. В семье происходит самый значимый воспитательный процесс социализации ребенка, что предполагает разностороннее познание им окружающей социальной действительности, что способствует приобщению ребенка к человеческой культуре. Ведущими в формировании личности ребенка являются нравственная атмосфера жизни семьи, ее уклад, стиль. Под этим подразумеваются социальные установки, система ценностей семьи, нравственные идеалы, потребности семьи, взаимоотношения в семье друг с другом и окружающими людьми, семейные традиции. Внутрисемейные отношения для ребенка — первый специфический образец общественных отношений. Важной особенностью семейного воспитания является то, что именно в условиях семьи ребенок включается в систему взаимоотношений. В семьях с прочным контактом между взрослым и ребенком, уважительным отношением к детям у родителей активнее формируются такие качества, как коллективизм, доброжелательность, самостоятельность. Но не всегда семья оказывает положительное влияние на детей. Отрицательно сказывается конфликтная атмосфера семьи, постоянные ссоры, скандалы между членами семьи. Ни материальные условия, ни педагогические знания родителей не способны компенсировать воспитательную неполноценность стрессовой напряженной атмосферы семьи [3, С. 86]. 

В ходе изучения теоретического материала, нами была выявлена следующая проблема: какова взаимосвязь между формированием образа «я» и стилем семейного воспитания детей подросткового возраста? Для разрешения данной проблемы нами был проведен констатирующий эксперимент в МБОУ «СОШ № 51» г. Улан-Удэ. В исследовании принимали участие подростки в возрасте 14-15 лет в количестве 28 человек. Для изучения особенностей детско-родительских отношений в период подросткового кризиса нами были выделены критерии, такие как: образ «Я» подростков (самоотношение), самооценка, а так же детско-родительские отношения, в частности отношение подростков к родителям и стиль семейного воспитания. Для проведения эксперимента нами были использованы следующие психодиагностические методики:

  1. Методика исследования самоотношения (С.Р. Пантелеев).
  2. Подростки о родителях (Э. Шафер).
  3. Тест-опросник для определения уровня самооценки (С.В. Ковалев).
  4. Анализ семейных взаимоотношений (Э.Г. Эйдемиллер).

Образ «Я» испытуемых характеризуется низкими значениями по таким шкалам как: самоуверенность, отраженное самоотношение, самоценность, самопринятие, самопривязанность, внутренняя конфликтность и самообвинение. Это указывает на недостаточность интраперсонального опыта, неустойчивость самоотношения, присутствие  внутреннего конфликта и снижение уровня самооценки подростков. Выявленные особенности  являются следствием подросткового кризиса и взросления личности, развития разных сторон Я – концепции подростка.  

Изучение поведения родителей и отношение подростков к ним показало, что во взаимоотношениях в семьях подростков позитивный интерес к ребенку в большинстве случаев не является достаточно выраженным, что говорит о том, что в семьях отсутствует взаимопонимание между детьми и родителями, взаимопомощь и моральная поддержка. По шкале директивности также следует отметить недостаточный уровень проявления, что характеризует отношение родителей, как управление поведением ребенка в независимости от его планов и стремлений. Однако взаимоотношения дочерей и матерей в результате оценок этих шкал показывает результат, соответствующий норме. Шкала враждебности в большинстве случаев оценена на недостаточном уровне, что характеризует родительское воспитание как проявление излишней строгости и агрессивности. Оценка отца сыном показала, что в их взаимоотношениях уровень проявления враждебности в норме. Шкала автономности, в свою очередь дала понять, что в данной группе подростков отношение родителей с сыновьями находятся в пределах нормы, а отношения дочерей с родителями показало слабо выраженные результаты. Шкала непоследовательности на всех четырех уровнях взаимоотношений в семье охарактеризована в пределах нормы, что говорит о том, что в семьях есть четко установленный стиль семейного воспитания.  

Следующим этапом проводилось изучение уровня самооценки подростков, в результате интерпретации которого было выявлено, что  в классе преобладает низкий уровень самооценки и составляет 60,8%. Дети болезненно переносят критику в свой адрес, и чаще всего, подстраиваются под мнение окружающих людей. Так же у подростков проявляется избыточная застенчивость. Следовательно, подростки неустойчивы к воздействиям различных субъектов межличностного общения. Подростки испытывают страх от широких социальных контактов, зачастую их поведение характеризуется депрессивным состоянием и тревожностью.  

Анализ семейных взаимоотношений показал, что по следующим критериям у родителей были выявлены критические показатели:  

  1. Чрезмерность требований-запретов (доминирование). В этом случае ребенку «все нельзя». Такого стиля воспитания придерживаются родители в количестве четырех человек. Подростку предъявляется огромное количество требований, ограничивающих его свободу и самостоятельность. Типичные высказывания родителей отражают их страх перед любым проявлением самостоятельности ребенка. Этот страх проявляется в резком преувеличении последствий, которые могут иметь место даже при незначительном нарушении запрета, а также в стремлении подавить самостоятельность мысли подростка.  
  2. Недостаточность требований-запретов к ребенку присутствует в трех семьях. Родители, так или иначе, транслируют ребенку, что ему «все можно». Даже если существуют какие-то запреты, ребенок их легко нарушает, зная, что с него никто не спросит. Он сам определяет время возвращения домой вечером, круг друзей, вопрос о курении и употреблении алкоголя. Он ни за что не отчитывается перед родителями. Родители при этом не хотят или не могут установить какие-либо рамки в его поведении. Данное воспитание стимулирует развитие гипертимного типа характера у подростка, особенно неустойчивого типа. Эти две шкалы указывают на то, что ребенку нельзя делать. Они определяют, прежде всего, степень самостоятельности ребенка, возможность самому выбирать способ поведения.  
  3. Минимальность санкций наблюдается в пяти семьях. Родители склонны обходиться без наказаний или применять их крайне редко. Они уповают на поощрения, сомневаются в результативности любых наказаний. Эти две шкалы дают представление о строгости наказаний, применяемых к ребенку родителями за невыполнение семейных требований.  

Таким образом, следует отметить, что детско-родительские отношения в группе подростков имеют некоторые нарушения со стороны родителей, в использовании методов воспитания, что негативно сказывается на формировании их образа «я» и развитии самооценки. Для решения данной проблемы необходимо проводить коррекционно-развивающую работу с семьями и осуществлять полное психолого-педагогическое сопровождение семей, имеющих данные нарушения.

Список использованной литературы

  1. Андреева Г. М. Социальная психология.  Москва: Аспект Пресс, 1999. – 376 с.  
  2. Бодалев А. А. Проблемы формирования личности. Москва:

Просвещение, 1995. – 274 с.

  1. Долгова В.И., Шумакова О.А. Психолого-педагогические основы гармонизации детско-родительских отношений: монография. – Челябинск: АТОКСО, 2010. – 112 с.
  2. Клее М. Психология подростка. –  Москва: Педагогика, 1991. –

176 с.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УЧЁТ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ И ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

Психологические особенности творческой деятельности подростков. занятия декоративно- прикладной деятельностью в эстетическом воспитании подростков....

Родительское собрание "Взаимосвязь стиля семейного воспитания и личности ребенка"

Родительское собрание "Взаимосвязь стиля семейного воспитания и личности ребенка"...

Родительское собрание "Стили семейного воспитания детей"

Цель: Познакомить родителей с современной классификацией стилей семейного воспитания и их особенностями....

Статья "Взаимосвязь нарушений поведения детей и стилей семейного воспитания"

Личность развивается благодаря взаимодействию индивида с окружающими людьми. С одной стороны, человек реализует во взаимоотношениях свою систему ценностных ориентации и установок, с дру...

«Стили семейного воспитания детей»

родительское собрание...

Экскурсионная деятельность, как средство воспитания детей подросткового возраста.

Экскурсоведение в России на сегодня очень востребовано. Дополнительное образование благотворная почва для того, чтобы вобрать, переработать и реализовать все возможные сочетания новых технологий ...

Формирование конструктивных способов решения проблемных ситуаций у детей подросткового возраста в условиях Центра содействия семейному воспитанию

Все дети разные, некоторые учатся на своих ошибках, другие на чужих. Моя цель научить детей предвидеть эти ошибки и научиться предотвращать их....