Специфика и направления работы педагога-психолога с семьей учащегося с ограниченными возможностями здоровья
статья по психологии
В статье рассматриваются основные направления взаимодействия педагога-психолога образовательного учреждения в период сопровождения семей, имеющих детей школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Т.А. Губенкова,
А.В. Бурцева
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 85»,
Рудничный район,
г. Кемерово
T.A. Gubenkova.
A.V. Burtseva
MAOU "Secondary school No 85",
Rudnichny district,
Kemerovo city
E-mail: tgubenkova82@gmail.com
Специфика и направления работы педагога-психолога с семьей учащегося с ограниченными возможностями здоровья
The specifics and directions of the work of a teacher-psychologist with the family of a student with special health conditions
Аннотация. В статье рассматриваются основные направления взаимодействия педагога-психолога образовательного учреждения в период сопровождения семей, имеющих детей школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
Annotation. The article deals with the main directions of interaction of a teacher-psychologist of an educational institution during the period of support for families with school-age children with disabilities.
Ключевые слова: ограниченные возможности здоровья, психолого-педагогическое сопровождение, специфика, основные направления работы.
Key words: limited health, psychological support, specifics, main directions of work.
В связи с внедрением в образовательные учреждения инклюзии, с введением новых федеральных государственных образовательных стандартов, перед всеми специалистами, в том числе и психологами, встали новые цели и задачи, включая обучение детей с особыми возможностями здоровья. Каждый ребенок имеет право получить полноценное образование в нашей стране, это право обеспечивается Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». В частности, в специальной статье 79 закона «Об образовании в РФ», регулирующей организацию получения образования учащимися с ОВЗ, разъясняет права ребенка с ОВЗ, а статья 44 прописывает права и обязанности родителей (законных представителей) детей.
Статус «учащийся с ОВ3» устанавливает психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК). А в законе «Об образовании в РФ» этот статус сформулирован следующим образом: «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий». Отсюда следует, что не все дети, имеющие медицинский диагноз или инвалидность, причисляются к группе детей с ОВЗ, а именно те, кому требуются специальные условия обучения: адаптированные для этого ребенка учебные программы, специальные приемы и методы обучения, определенные технические средства обучения и индивидуального пользования, услуги тьютера и т.д.
Однако многие родители отказываются принимать особенный статус своего ребенка и настаивают на обычной форме обучения.
В связи с этим, активно растет актуальность деятельности психолога ОУ, направленной на работу с родителями (семьями) учащихся с особыми возможностями здоровья (далее – ОВЗ). Подавляющее большинство семей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья, нуждаются в психолого-педагогической поддержке, направленной на повышение самооценки родителей, нормализацию психологического климата в семье, овладение необходимыми знаниями и навыками по воспитанию такого ребенка.
Для успешности воспитания и обучения детей с ОВЗ необходима объективная оценка их возможностей и выявление особых образовательных потребностей. Чаще всего у детей довольно легко формируются позитивные качества личности, и возрастает качество усвоения учебного материала в семье, где у родителей есть понимание и принятие своего ребенка, и все члены семьи вовлечены в процесс. В этом случае легче усваивается опыт нравственного поведения и первичного социального общения. Следовательно, воспитание ребенка должно начинаться с воспитания, самовоспитания и самообразования родителей. Они должны знать, не только как ухаживать за ребенком, но и каким образом развивать психику ребенка и формировать его как личность [3].
Присвоение статуса «ребенка с ОВЗ» зачастую становится для родителей достаточно сильным психотравмирующим фактором, поэтому педагоги-психологи сталкиваются с сопротивлением со стороны родителей и отказом от прохождения комиссии. Так же на специфику работы с родителями влияют различные факторы, характеризующие семьи: уровень материального достатка, морально-нравственные аспекты личности, уровень интеллектуального развития, педагогическая осведомленность родителей, состав семьи.
Учитывая выше сказанное, в своей работе с родителями детей с ОВЗ, мы ориентируемся на особенности данной конкретной семьи. Используя различные формы и методы сбора информации (анкетирование, опрос классного руководителя, консультация родителей, диагностика ребенка, беседа с медицинским работником, социальным педагогом школы), мы определяем дальнейшую специфику взаимодействия с семьей.
Таким образом, нами были выделены основные особенности, в соответствии с которыми должна выстраиваться психолого-педагогическая поддержка семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Основные особенности и направления работы психолога ОУ:
Информационное направление:
- информирование родителя (законного представителя) о возможностях инклюзивного образования, о благополучном влиянии на результат обучения ребенка с целью формирования понимания необходимости такой формы обучения для своего ребенка;
- знакомство с последовательностью действий, необходимых для оформления статуса ОВЗ, прохождения ПМПК;
- составление методического и дидактического материала с целью повышения психолого-педагогической компетентности родителей.
Диагностическое направление:
- исследование уровня развития учащегося для получения данных с целью определения дальнейшего маршрута работы;
- исследование психологического климата в семье;
- определение педагогических и воспитательных возможностей семьи.
Коррекционно-развивающее направление:
- способствование гармонизации психологического климата в семье,
- содействие овладению членами семьи новыми способами взаимодействия с ребенком;
- способствование более успешному обучению и усвоению основных личностных и учебных навыков учащемуся с ОВЗ.
Поддерживающее направление:
- оказание психологической помощи на всех этапах взаимодействия;
- содействие восстановлению нарушенных связей внутри семьи;
- оказание посреднической поддержки со всеми участниками образовательных отношений.
Завершая анализ проблемы, хотелось бы подчеркнуть, что успешность взаимодействия с ребенком с ОВЗ всегда начинается с успешного взаимодействия с его семьей. От того, насколько родитель (законный представитель) будет настроен на взаимное плодотворное сотрудничество, во многом предопределяется успешное обучение и развитие самого ребенка.
Литература
1. Баенская, Е. Р. Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием / [Текст]. -2-е изд – М., 2009.
2. Маллер, А. Р. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью [Текст]: учебное пособие / А. Р. Малер, Г. В.Цикото. – М.: ACADEMIA, 2003. – 202 с.
3. Мамайчук, И. И. Психология дизонтогенеза и основы психокоррекции. / [Электронный ресурс].//Режим доступа: https://www.google.com/search?q=%D0%9C%D0%B0%D0%BC%D0%B0%D0%B9%D1%87%D1%83%D0%BA
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта по теме: «Организация работы педагога-психолога с субъектами образовательного процесса, направленной на сохранение, укрепление и формирование здоровья учащихся»
Вашему вниманию представляю обобщение опыта по теме «Организация работы педагога-психолога с субъектами образовательного процесса, направленной на сохранение, укрепление и формирование здоровья учащих...
Просветительская работа педагога-психолога для классных руководителей учащихся старших классов (7-11кл) на тему: раннее материнство.
Учащиеся старших классов это время, когда осознанно начинает формироваться внутренний мир подростка, когда вырабатываются принципы деятельности, общения. В этом возрасте пробуждается интерес к пробл...
Основные направления работы педагога-психолога с семьей в условиях ОУ
Основные направления работы педагога-психолога с семьей в условиях школы. В данной работе представлен материал о взаимодействии школьного психолога с родителями в ситуации сотрудничества семьи и ...
Специфика работы педагога-психолога в дошкольной образовательной организации
В сообщение раскрываются цель, задачи, функции психологической службы ДОО. Дано подробное описание направлений работы педагога-психолога в детском саду....
Экспертная деятельность педагога-психолога. О работе педагога-психолога в рамках сотрудничества. Анкетирование учителей на предмет состояния эмоционального комфорта в школе. Удовлетворённость учащихся образовательным процессом.
Представлены виды работ педагога-психолога во взаимодействии с другими специалистами. Эта работа даёт положительные результаты....
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.
В статье рассматриваются здоровьесберегающие технологии, применяемые в работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях реабилитационного центра....
Организация работы педагога-психолога с субъектами образовательного процесса, направленная на сохранение, и укрепление здоровья и на выявления признаков одаренности у учащихся
Информационный блокТема педагогического опытаАктуальность опытаНовизна опытаЦель обобщения данного педагогического опытаЗадачи данного педагогического опытаОписание технологии опытаВедущая идеяОписани...