Профилактика суицидального поведения среди детей и подростков в образовательных учреждениях
презентация к уроку

Ольга Анатольевна Быкова

Профилактика суицидального поведения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bykova_prez.pptx213.8 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Профилактика суицидального поведения среди детей и подростков в образовательных учреждениях Быкова Ольга Анатольевна педагог-психолог ГАПОУ ББМК МЗ РБ

Слайд 2

Почти каждый, кто всерьез думает о самоубийстве, так или иначе дает понять окружающим о своем намерении. Самоубийства не возникает внезапно, импульсивно, непредсказуемо или неизбежно. Они являются последней каплей в чаше постепенно ухудшающейся адаптации.

Слайд 3

Актуальность Смертность детского населения от самоубийств возрастает с каждым годом . Ежегодно более 1,5 тыс. самоубийств совершаются несовершеннолетними, на 100 тыс. детского населения - 19,8 случаев суицидов. В последние годы частота самоубийств среди 10-14-летних детей - от 3 до 4 случаев на 100 тысяч. Среди подростков 15-19 лет - 19-20 случаев. Это превышает средний мировой показатель по этой возрастной категории населения в 2,7 раза.

Слайд 4

Причины дефицит психологов, социальных педагогов, детских сексологов, который негативно сказывается на эффективности первичной профилактики суицидального поведения; отсутствие специалистов-суицидологов при дальнейшем сопровождении несовершеннолетнего после парасуицида ; недостаточное современное программно-методическое и материально-техническое обеспечение профилактической деятельности ; трудности педагогического, ученического и родительского коллектива в конструктивном решении проблемы , связанные с данными поведенческими реакциями по причине нарушения конфиденциальности, профессиональной этики, страха обсуждения данной темы;

Слайд 5

Причины проблемы при реализации индивидуальной профилактической работы с обучающимися по причине отказа многих родителей (законных представителей) от консультаций клинического психолога, психиатра; о тсутствие должного взаимодействия на межведомственном уровне при выявлении несовершеннолетнего , относящегося к «группе риска »; с ложности в ограничении доступа к сайтам сети Интернет, содержащим вредную опасную для жизни несовершеннолетних информацию .

Слайд 6

Суицид – умышленное самоповреждение со смертельным исходом, (лишение себя жизни). Психологический смысл суицида чаще всего заключается в отреагировании аффекта, снятии эмоционального напряжения, ухода от той ситуации, в которой оказывается человек . Суицидент – человек, совершивший попытку суицида, либо демонстрирующий суицидальные наклонности. Парасуицид - несмертельное умышленное самоповреждение (самоотравление), которое нацелено на достижение желаемых субъектом изменений за счет физических последствий Суицидальное поведение – это проявление суицидальной активности – мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки, покушения.

Слайд 7

Причины суицида: Конфликты различного содержания. Несформированное понимание смерти - в понимании ребенка смерть не означает бесповоротное прекращение жизни. В том числе, ранняя половая жизнь, приводящая к ранним разочарованиям при этом возникает ситуация, по мнению подростка, не совместимая с представлением "как жить дальше" (потеря любимого, наступление нежеланной беременности и т.д.), т.е. происходит утрата цели. Суицидальное поведение у подростков часто объясняется тем, что молодые люди, не имея жизненного опыта, не могут правильно определить цель своей жизни и наметить пути ее достижения. Саморазрушаемое поведение (алкоголизм, наркомания, криминализация общества) В подавляющем большинстве случаев суицидальное поведение в возрасте до 15 лет связано с реакцией протеста , особенно частым источником последних являются нарушенные внутрисемейные, внутришкольные или внутригрупповые взаимоотношения. Депрессия также является одной из причин, приводящих подростка к суицидальному поведению.

Слайд 8

Что делать дальше? 1. Внимательно выслушайте решившегося на самоубийство подростка. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами. 2. Оцените серьезность намерений и чувств ребенка. 3. Оцените глубину эмоционального кризиса. Подросток может испытывать серьезные трудности, но при этом не помышлять о самоубийстве. Часто человек, недавно находившийся в состоянии депрессии, вдруг начинает бурную, неустанную деятельность. Такое поведение может служить основанием для тревоги. 4. Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным жалобам и обидам ребенка. Не пренебрегайте ничем из сказанного. 5. Не бойтесь прямо спросить о чувствах ребенка , не думает ли он (она) о самоубийстве. Часто подросток бывает рад возможности открыто высказать свои проблемы.

Слайд 9

Что можно сделать для того, чтобы помочь 1.Подбирайте ключи к разгадке суицида 2.Примите суицидента как личность 3.Установите заботливые взаимоотношения 4.Будьте внимательным слушателем 5.Не спорьте 6. Задавайте вопросы 7.Не предлагайте неоправданных утешений. 8.Предложите конструктивные подходы. 9.Не оставляйте человека одного в ситуации высокого суицидального риска 10.Оцените степень риска самоубийства 11.Важность сохранения заботы и поддержки

Слайд 10

Алгоритм первичной профилактики суицидов Первичная профилактика суицида осуществляется в отношении подростков группы риска, имеющих в наличии три и более факторов суицидального риска. Мы не можем говорить о том, что эти дети обязательно будут реализовывать суицидальные намерения. Но, учитывая наличие комплекса суицидальных факторов, необходимо в отношении этой группы осуществлять профилактические меры.

Слайд 11

Алгоритм первичной профилактики суицидов провести комплекс мероприятий, содействующих повышению компетентности педагогов и родителей в области распознавания маркеров суицидального риска оказать поддержку детям и подросткам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

Слайд 12

Алгоритм вторичной профилактики суицидов Вторичная профилактика осуществляется в отношении подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации и высказывающих суицидальные намерения. То есть работать с теми, кто косвенно (через записки, дневниковые записи, словесные ключи), или прямо говорит о желании самоубийства. Основная задача — предотвращение суицида .

Слайд 13

Алгоритм вторичной профилактики суицидов Основная задача – оценка степени риска самоубийства. Существует три степени риска: - незначительный (наличие суицидальных мыслей без определенных планов), - средней степени (наличие суицидальных мыслей, наличие плана без сроков реализации), - высокий (есть мысли, разработан план, есть сроки реализации и средства для этого)

Слайд 14

Алгоритм вторичной профилактики суицидов Первоочередные (начальные) задачи при незначительном риске суицида. Предложить подростку эмоциональную поддержку. Сфокусировать внимание на сильных сторонах подростка. Направить к психологу, психотерапевту (психиатру).

Слайд 15

Алгоритм вторичной профилактики суицидов Задачи при наличии риска средней степени. Предложить подростку эмоциональную поддержку. Укрепить желание жить (через амбивалентные чувства). Обсудить альтернативы самоубийства. Заключить контракт. Направить к психологу, психотерапевту (психиатру) как можно скорее. Связаться с семьей, друзьями.

Слайд 16

Алгоритм третичной профилактики суицидов Третичная профилактика предполагает мероприятия, снижающие последствия и уменьшающие вероятность парасуицида , социальную и психологическую реабилитацию суицидента и его социального окружения. В первую очередь адресатом этого профилактического уровня становятся подростки, совершившие попытку суицида. Важно серьезно относиться к подобным действиям, так как при условии сохранения источника боли (фрустрации, конфликта и т.п.) подросток может предпринять вторую попытку «бегства» от проблемы.

Слайд 17

Алгоритм третичной профилактики суицидов Задачи при наличии высокого риска суицида. Постоянно оставаться с подростком, не оставляя его ни на минуту. При необходимости удалить орудия самоубийства. Заключить контракт. Немедленно связаться с психиатром или опытным врачом, вызвать «скорую помощь» и организовать госпитализацию. Информировать семью.

Слайд 18

Постсуицидальный период Наиболее опасным периодом считаются 1–3-я недели после первой попытки. Три главных компонента ближайшего постсуицида : актуальность конфликта, степень фиксированности суицидальных тенденций, отношение к совершенной попытке.

Слайд 19

Постсуицидальный период четыре типа постсуицидальных состояний. Критичный. Конфликт утратил актуальность. Суицидальных тенденций нет. Характерно чувство стыда за суицидальную попытку, страх перед возможным смертельным исходом. Рецидив маловероятен. Манипулятивный . Актуальность конфликта уменьшилась, но за счет влияния суицидального действия. Суицидальных тенденций постсуицида нет. Характерно легкое чувство стыда, страх смерти. Высока вероятность того, что и впредь при решении конфликтов суицидент будет прибегать к этому способу скорее демонстративно шантажного характера. Аналитический. Конфликт при рассматриваемом типе постсуицида актуален, однако суицидальных тенденций нет. Характерно раскаяние за покушение. Подросток будет искать способы решения конфликта, если не найдет — возможен рецидив, но уже с высокой вероятностью летального исхода. Суицидально-фиксированный. Конфликт актуален, причем характерно сохранение суицидальных тенденций. Отношение к суициду положительное. Это самый опасный тип, при котором необходимы тесное взаимодействие с суицидентом и жесткий контроль.

Слайд 20

ВАЖНО! При организации третичных профилактических мероприятий в школе, училище, др. учебных заведения, после совершения фатального суицида большое значение имеет помощь знакомым самоубийцы в преодолении боли и для предотвращения подражания и имитации. Социальное окружение подростка-суицидента как правило, испытывает вину после случившегося, считая, что не услышали зов о помощи, не смогли предотвратить самоубийство.

Слайд 21

ВАЖНО! По мнению К. Лукаса и Г. Сейдена , обращение к несовершеннолетнему другу самоубийцы - это разговор со следующей жертвой суицида. Цель подобных диалогов — дать возможность юношам и девушкам (педагогам, включенным в ситуацию) поговорить об умершем, снять запрет на обсуждение причин самоубийства, предотвратить его последующую идеализацию и романтизацию.

Слайд 22

ВАЖНО! Если самоубийство официально признается причиной смерти учащегося, тогда в уведомлении о причине смерти в среде учащихся (особенно задающих вопросы) должно звучать слово «самоубийство», а не «несчастный случай» или «неизвестная причина смерти». Однако ни в коем случае не должно быть упоминания средств совершения самоубийства . Друзьям и учащимся должно быть разрешено посещение похорон, но они не должны нести гроб во избежание вторичной травматизации .

Слайд 23

ВАЖНО! Недопустимо уверять в причастности к самоубийству окружающих подростков. Продолжать работу с друзьями суицидента на протяжении всего срока, пока они нуждаются в помощи, поддерживая в них надежду на облегчение в будущем. Недопустимо принятие каких-либо мер наказания по отношению к друзьям суицидента (отчисление из учебного заведения, выгонять из общежития и др.) в период переживания горя.

Слайд 24

Спасибо за внимание!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика суицидального поведения среди детей и подростков

доклад по теме "Профилактика суицидального поведения среди детей и подростков" в рамках районного семинара "Профилактика суицидального поведения. Опыт реализации курса Г.К. Селевко "Самосовершенствова...

«Профилактика суицидального поведения среди детей и подростков»

В данной статье ставится задача определения наличия риска суицидального поведения у подростков перед всеми участниками образовательного процесса. Рассмотрены проблемы предупреждения побуждений подрост...

Программа по профилактике суицидального поведения среди детей и подростков

Программа по профилактике суицидального поведения среди детей и подростков...

План работы по профилактике суицидального поведения среди детей и подростков

План работы по профилактике  суицидального поведения среди детей и подростков...

Проективная диагностика в профилактике суицидального поведения среди детей и подростков.

Сказки - это и мощное психотерапевтическое средство и одновременно психологическая диагностика. Сочинение собственных сказок открывают знания, которые живут в душе учащегося и активизированы в данный ...

Доклад по теме: " Профилактика суицидального поведения среди детей и подростков".

Аннотация (резюме): В данной статье ставится задача определения наличия риска суицидального поведения у подростков перед всеми участниками образовательного процесса. Рассмотрены проблемы предупр...

Девиантное поведение детей и подростков, причины, профилактика и меры коррекции. Профилактика суицидального поведения среди детей и подростков.

                В данной лекции кратко раскрыта практика   работы с  девиантными детьми, причины, профилактики и меры коррекции девиантног...