Профилактика суицидального поведения среди детей и подростков в образовательных учреждениях
презентация к уроку
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Почти каждый, кто всерьез думает о самоубийстве, так или иначе дает понять окружающим о своем намерении. Самоубийства не возникает внезапно, импульсивно, непредсказуемо или неизбежно. Они являются последней каплей в чаше постепенно ухудшающейся адаптации.
Актуальность Смертность детского населения от самоубийств возрастает с каждым годом . Ежегодно более 1,5 тыс. самоубийств совершаются несовершеннолетними, на 100 тыс. детского населения - 19,8 случаев суицидов. В последние годы частота самоубийств среди 10-14-летних детей - от 3 до 4 случаев на 100 тысяч. Среди подростков 15-19 лет - 19-20 случаев. Это превышает средний мировой показатель по этой возрастной категории населения в 2,7 раза.
Причины дефицит психологов, социальных педагогов, детских сексологов, который негативно сказывается на эффективности первичной профилактики суицидального поведения; отсутствие специалистов-суицидологов при дальнейшем сопровождении несовершеннолетнего после парасуицида ; недостаточное современное программно-методическое и материально-техническое обеспечение профилактической деятельности ; трудности педагогического, ученического и родительского коллектива в конструктивном решении проблемы , связанные с данными поведенческими реакциями по причине нарушения конфиденциальности, профессиональной этики, страха обсуждения данной темы;
Причины проблемы при реализации индивидуальной профилактической работы с обучающимися по причине отказа многих родителей (законных представителей) от консультаций клинического психолога, психиатра; о тсутствие должного взаимодействия на межведомственном уровне при выявлении несовершеннолетнего , относящегося к «группе риска »; с ложности в ограничении доступа к сайтам сети Интернет, содержащим вредную опасную для жизни несовершеннолетних информацию .
Суицид – умышленное самоповреждение со смертельным исходом, (лишение себя жизни). Психологический смысл суицида чаще всего заключается в отреагировании аффекта, снятии эмоционального напряжения, ухода от той ситуации, в которой оказывается человек . Суицидент – человек, совершивший попытку суицида, либо демонстрирующий суицидальные наклонности. Парасуицид - несмертельное умышленное самоповреждение (самоотравление), которое нацелено на достижение желаемых субъектом изменений за счет физических последствий Суицидальное поведение – это проявление суицидальной активности – мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки, покушения.
Причины суицида: Конфликты различного содержания. Несформированное понимание смерти - в понимании ребенка смерть не означает бесповоротное прекращение жизни. В том числе, ранняя половая жизнь, приводящая к ранним разочарованиям при этом возникает ситуация, по мнению подростка, не совместимая с представлением "как жить дальше" (потеря любимого, наступление нежеланной беременности и т.д.), т.е. происходит утрата цели. Суицидальное поведение у подростков часто объясняется тем, что молодые люди, не имея жизненного опыта, не могут правильно определить цель своей жизни и наметить пути ее достижения. Саморазрушаемое поведение (алкоголизм, наркомания, криминализация общества) В подавляющем большинстве случаев суицидальное поведение в возрасте до 15 лет связано с реакцией протеста , особенно частым источником последних являются нарушенные внутрисемейные, внутришкольные или внутригрупповые взаимоотношения. Депрессия также является одной из причин, приводящих подростка к суицидальному поведению.
Что делать дальше? 1. Внимательно выслушайте решившегося на самоубийство подростка. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами. 2. Оцените серьезность намерений и чувств ребенка. 3. Оцените глубину эмоционального кризиса. Подросток может испытывать серьезные трудности, но при этом не помышлять о самоубийстве. Часто человек, недавно находившийся в состоянии депрессии, вдруг начинает бурную, неустанную деятельность. Такое поведение может служить основанием для тревоги. 4. Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным жалобам и обидам ребенка. Не пренебрегайте ничем из сказанного. 5. Не бойтесь прямо спросить о чувствах ребенка , не думает ли он (она) о самоубийстве. Часто подросток бывает рад возможности открыто высказать свои проблемы.
Что можно сделать для того, чтобы помочь 1.Подбирайте ключи к разгадке суицида 2.Примите суицидента как личность 3.Установите заботливые взаимоотношения 4.Будьте внимательным слушателем 5.Не спорьте 6. Задавайте вопросы 7.Не предлагайте неоправданных утешений. 8.Предложите конструктивные подходы. 9.Не оставляйте человека одного в ситуации высокого суицидального риска 10.Оцените степень риска самоубийства 11.Важность сохранения заботы и поддержки
Алгоритм первичной профилактики суицидов Первичная профилактика суицида осуществляется в отношении подростков группы риска, имеющих в наличии три и более факторов суицидального риска. Мы не можем говорить о том, что эти дети обязательно будут реализовывать суицидальные намерения. Но, учитывая наличие комплекса суицидальных факторов, необходимо в отношении этой группы осуществлять профилактические меры.
Алгоритм первичной профилактики суицидов провести комплекс мероприятий, содействующих повышению компетентности педагогов и родителей в области распознавания маркеров суицидального риска оказать поддержку детям и подросткам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
Алгоритм вторичной профилактики суицидов Вторичная профилактика осуществляется в отношении подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации и высказывающих суицидальные намерения. То есть работать с теми, кто косвенно (через записки, дневниковые записи, словесные ключи), или прямо говорит о желании самоубийства. Основная задача — предотвращение суицида .
Алгоритм вторичной профилактики суицидов Основная задача – оценка степени риска самоубийства. Существует три степени риска: - незначительный (наличие суицидальных мыслей без определенных планов), - средней степени (наличие суицидальных мыслей, наличие плана без сроков реализации), - высокий (есть мысли, разработан план, есть сроки реализации и средства для этого)
Алгоритм вторичной профилактики суицидов Первоочередные (начальные) задачи при незначительном риске суицида. Предложить подростку эмоциональную поддержку. Сфокусировать внимание на сильных сторонах подростка. Направить к психологу, психотерапевту (психиатру).
Алгоритм вторичной профилактики суицидов Задачи при наличии риска средней степени. Предложить подростку эмоциональную поддержку. Укрепить желание жить (через амбивалентные чувства). Обсудить альтернативы самоубийства. Заключить контракт. Направить к психологу, психотерапевту (психиатру) как можно скорее. Связаться с семьей, друзьями.
Алгоритм третичной профилактики суицидов Третичная профилактика предполагает мероприятия, снижающие последствия и уменьшающие вероятность парасуицида , социальную и психологическую реабилитацию суицидента и его социального окружения. В первую очередь адресатом этого профилактического уровня становятся подростки, совершившие попытку суицида. Важно серьезно относиться к подобным действиям, так как при условии сохранения источника боли (фрустрации, конфликта и т.п.) подросток может предпринять вторую попытку «бегства» от проблемы.
Алгоритм третичной профилактики суицидов Задачи при наличии высокого риска суицида. Постоянно оставаться с подростком, не оставляя его ни на минуту. При необходимости удалить орудия самоубийства. Заключить контракт. Немедленно связаться с психиатром или опытным врачом, вызвать «скорую помощь» и организовать госпитализацию. Информировать семью.
Постсуицидальный период Наиболее опасным периодом считаются 1–3-я недели после первой попытки. Три главных компонента ближайшего постсуицида : актуальность конфликта, степень фиксированности суицидальных тенденций, отношение к совершенной попытке.
Постсуицидальный период четыре типа постсуицидальных состояний. Критичный. Конфликт утратил актуальность. Суицидальных тенденций нет. Характерно чувство стыда за суицидальную попытку, страх перед возможным смертельным исходом. Рецидив маловероятен. Манипулятивный . Актуальность конфликта уменьшилась, но за счет влияния суицидального действия. Суицидальных тенденций постсуицида нет. Характерно легкое чувство стыда, страх смерти. Высока вероятность того, что и впредь при решении конфликтов суицидент будет прибегать к этому способу скорее демонстративно шантажного характера. Аналитический. Конфликт при рассматриваемом типе постсуицида актуален, однако суицидальных тенденций нет. Характерно раскаяние за покушение. Подросток будет искать способы решения конфликта, если не найдет — возможен рецидив, но уже с высокой вероятностью летального исхода. Суицидально-фиксированный. Конфликт актуален, причем характерно сохранение суицидальных тенденций. Отношение к суициду положительное. Это самый опасный тип, при котором необходимы тесное взаимодействие с суицидентом и жесткий контроль.
ВАЖНО! При организации третичных профилактических мероприятий в школе, училище, др. учебных заведения, после совершения фатального суицида большое значение имеет помощь знакомым самоубийцы в преодолении боли и для предотвращения подражания и имитации. Социальное окружение подростка-суицидента как правило, испытывает вину после случившегося, считая, что не услышали зов о помощи, не смогли предотвратить самоубийство.
ВАЖНО! По мнению К. Лукаса и Г. Сейдена , обращение к несовершеннолетнему другу самоубийцы - это разговор со следующей жертвой суицида. Цель подобных диалогов — дать возможность юношам и девушкам (педагогам, включенным в ситуацию) поговорить об умершем, снять запрет на обсуждение причин самоубийства, предотвратить его последующую идеализацию и романтизацию.
ВАЖНО! Если самоубийство официально признается причиной смерти учащегося, тогда в уведомлении о причине смерти в среде учащихся (особенно задающих вопросы) должно звучать слово «самоубийство», а не «несчастный случай» или «неизвестная причина смерти». Однако ни в коем случае не должно быть упоминания средств совершения самоубийства . Друзьям и учащимся должно быть разрешено посещение похорон, но они не должны нести гроб во избежание вторичной травматизации .
ВАЖНО! Недопустимо уверять в причастности к самоубийству окружающих подростков. Продолжать работу с друзьями суицидента на протяжении всего срока, пока они нуждаются в помощи, поддерживая в них надежду на облегчение в будущем. Недопустимо принятие каких-либо мер наказания по отношению к друзьям суицидента (отчисление из учебного заведения, выгонять из общежития и др.) в период переживания горя.
Спасибо за внимание!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профилактика суицидального поведения среди детей и подростков
доклад по теме "Профилактика суицидального поведения среди детей и подростков" в рамках районного семинара "Профилактика суицидального поведения. Опыт реализации курса Г.К. Селевко "Самосовершенствова...
«Профилактика суицидального поведения среди детей и подростков»
В данной статье ставится задача определения наличия риска суицидального поведения у подростков перед всеми участниками образовательного процесса. Рассмотрены проблемы предупреждения побуждений подрост...
Программа по профилактике суицидального поведения среди детей и подростков
Программа по профилактике суицидального поведения среди детей и подростков...
План работы по профилактике суицидального поведения среди детей и подростков
План работы по профилактике суицидального поведения среди детей и подростков...
Проективная диагностика в профилактике суицидального поведения среди детей и подростков.
Сказки - это и мощное психотерапевтическое средство и одновременно психологическая диагностика. Сочинение собственных сказок открывают знания, которые живут в душе учащегося и активизированы в данный ...
Доклад по теме: " Профилактика суицидального поведения среди детей и подростков".
Аннотация (резюме): В данной статье ставится задача определения наличия риска суицидального поведения у подростков перед всеми участниками образовательного процесса. Рассмотрены проблемы предупр...
Девиантное поведение детей и подростков, причины, профилактика и меры коррекции. Профилактика суицидального поведения среди детей и подростков.
В данной лекции кратко раскрыта практика работы с девиантными детьми, причины, профилактики и меры коррекции девиантног...