Беседа со старшеклассниками о смысле жизни
план-конспект занятия по психологии (9, 10, 11 класс)
Для уч-ся старших классов (9 - 11кл.) становятся интересными темы смысла жизни, беседы о ценностях в жизни, о своем месте в жизни общества и многие другие духовно-нравственные темы. Прежде всего это связано с возрасными особенностями, с расширением представлений о самом себе, развитием общего кругозора и приобретением личностью старшеклассника психологической зрелости. Представленное психолгическое занятие - это классный час с элементами тренига, которое имеет цель профилактики рискованного поведения посредством формирования системы духовно-нравственных ориентиров. Поэтому данный материал считаем актуальным и полезным в психологической работе со старшеклассниками в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
beseda_o_smysle_zhizni_dlya_starsheklassnikov_9_-_11_kl.docx | 22.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие с элементами тренинга: «Ценности 21 века» 8кл.
Цель: профилактика рискованного поведения, посредством формирования системы духовно- нравственных ориентиров.
2 мозговой штурм «Что такое ценности?»(3 минуты)
Ценности – это представления человека о самом важном в жизни; это то, что задает вектор его существованию.
Психологическое понятие «система ценностей» подразумевает под ценностями то, что человек ценит в окружающем его мире.
- Какие ценности вы знаете? Как их можно классифицировать?
Виды ценностей:
- Духовные - нужны людям для формирования и дальнейшего развития их мироощущений, а также мировосприятия. Они способствуют духовному обогащению личности.
- Материальные – - это простейшие блага (жилье, пища, предметы быта, одежда и т. д.) и блага более высокого порядка (средства производства)
Упражнение «Необитаемый остров»(10 минут)
Цель: создание условий для понимания того, что за любым поступком стоят ценности, исповедуемые человеком, ориентации в спектре возможных ценностей.
Описание: Упражнение проводится в несколько этапов.
1). На первом этапе участники группы работают индивидуально. Задается игровая ситуация: «Представьте, что через несколько часов неведомые силы отправят вас на необитаемый остров, где вам предстоит провести всю оставшуюся жизнь. Там есть достаточное количество простой еды и воды (вы не умрете от голода и жажды), минимум одежды и постельных принадлежностей (вы не замерзнете), необходимые лекарства. К сожалению, там нет мобильной связи. Вам разрешают взять с собой только семь объектов, среди которых могут оказаться как вещи, так и люди. Условие – это только те вещи или люди, которые вы можете реально привезти в аэропорт в течение нескольких часов (привести свою квартиру или любимую собаку не удастся)». Выбранные объекты записываются на листе бумаги.
2). Второй этап упражнения таков: «Все течет, все меняется, и к вам на остров решили поселить сотоварища. У него тоже есть семь объектов. Итого, вместе с вашими, 14. Но остаться могут только семь». Организуется работа в парах. Их задача – из двух своих списков составить один, включающий семь пунктов.
3). На третьем этапе аналогичная работа проводится в малых группах из 5-6 человек.
Затем группы представляют в кругу свои списки. Ведущий интерпретирует услышанное с позиции ценностей: зачем это нужно(например, книга – для личностного развития, приемник – для получения информации о мире и других людях).
Обсуждаются вопросы:
- Какие чувства возникали по ходу упражнения?
- Как проходило обсуждение в вашей группе?
- Что оказалось самым ценным для нашей группы?
- Что удивило, а что оказалось предсказуемым?
Дискуссия - обсуждение истории «Богатство»(5 минут)
Цель: создание условий для разделения материальных и духовных ценностей, осознание приоритета духовного над материальным
Описание: вниманию группы предлагается притча:
За дверью стояли два ребенка, оба в рваных пальто, из которых давно выросли.
- Купите газету, леди?
Она была занята, и уже собиралась сказать нет, но случайно опустила глаза и увидела их сандалии. Маленькие сандалии, промокшие под дождем.
- Проходите, я приготовлю вам горячего какао.
Они оба, не сказав ни слова, последовали за ней. Их мокрые сандалии оставляли на полу следы.
Она приготовила какао и тосты с джемом. Затем вернулась на кухню и занялась прерванным делом – разбирала счета.
Ее поразила тишина в соседней комнате. Она заглянула туда.
Девочка держала в руках пустую чашку и смотрела на нее. Мальчик смущенно спросил:
Леди, вы богаты?
- Богата ли я? Нет! – она взглянула на свой потрепанный коврик.
Девочка очень аккуратно поставила чашку на блюдце и сказала:
- Ваши чашки подходят к блюдцам, - и в ее голосе звучали нотки голода, но не того, от которого болит живот, а какого-то другого.
Затем они ушли.
Незамысловатые голубые чашки и блюдца… Но они подходят друг другу. Она почистила картофель и приготовила грибной соус. Картофель и грибной соус, крыша над головой, ее надежный муж с хорошей работой, дети – все эти вещи тоже подходили друг к другу.
Она убралась в гостиной, но грязные отпечатки маленьких сандалий остались в ее сердце. Она захотела оставить их там, на тот случай, если когда-нибудь забудет, как на самом деле она богата.
Обсуждаются вопросы:
- О чем эта притча?
- Какие виды ценностей можно назвать на основе услышанного? (материальные, духовные)
- Что вам кажется более ценным? Почему?
Резюме ведущего: Иногда в погоне за накоплением материальных благ человек забывает о том, что является по-настоящему ценным. Материальное – преходяще. Истинные ценности связаны с духовными ориентациями человека.
Методика «Мой личный герб».(10 минут)
Цель: развить навыки самопознания, самовыражения, самопрезентации, творческие способности, гармонизация внутреннего мира. Оптимизировать самооценку.
Содержание: Ученикам раздаются бланки с заготовками гербов или они рисуют свой вариант. Ребятам предлагается нарисовать свой личный герб и попытаться изобразить на нем свои важные жизненные ценности (внутренне содержание жизненных сфер). Детям, кто не хочет рисовать по каким-либо причинам предлагается с помощью старых журналов, клея и ножниц выполнить герб в технике коллажа на уже готовом шаблоне. Можно предложить учащимся уже готовые контуры гербов, состоящих из щита и ленты, или придумать форму щита самим.
По окончанию выполнения упражнения можно предложить ребятам по-очереди рассказать о своем гербе и ответить на вопросы: что он изобразил на своем гербе и почему именно эти ценности для него важны.
Мотиваторы (7минут)
Цель: выявить мотивы, формирующие позицию счастья, удачи, достижения успеха.
Перед вами 8 составляющих смысла нашей жизни:
ОБРАЗОВАНИЕ, ДЕНЬГИ, СЧАСТЬЕ, ЛЮБОВЬ, ЗДОРОВЬЕ, СЕМЬЯ, ЖИЗНЬ, РОДИТЕЛИ
Отметьте на них цифрами степень важности этих составляющих для вас.
Вы идёте к достижению своей цели, Представьте, что ваша цель находится на высоком холме далекой страны. И вам придётся потрудиться, чтобы попасть туда. Что бы осилить первое препятствие получить карту вам необходимо отдать одно из составляющих смысл вашей жизни, что это будет? Отложите это.
Вы идёте дальше, у вас заканчиваются силы, и что бы пополнить запас сил вы должны отдать ещё одно составляющее смысл вашей жизни, что это будет? Отложите это.
Ваш путь продолжается, но перед вами новое препятствие. Бурная глубокая река и что бы её переплыть вы должны отдать ещё одно составляющее смысл вашей жизни, что это будет? Отложите это.
Ваш путь продолжается, но перед вами новое препятствие. Огромная крутая скала и что бы её преодолеть вы должны отдать ещё одно составляющее смысл вашей жизни, что это будет? Отложите это.
Ваш путь продолжается, но перед вами новое препятствие. Дремучий тёмный лес и что бы его перейти вы должны отдать ещё одно составляющее смысл вашей жизни, что это будет? Отложите это.
Вы уже совсем близко к достижению своей цели. Но перед вами новое испытание. Бескрайняя пустыня и что бы её перейти вы должны отдать ещё одно составляющее смысл вашей жизни, что это будет? Отложите это…
На каком этапе вы остановились? Или вы дошли до конца? То, что у вас осталось и есть действительный смысл вашей жизни.
Итоговая рефлексия занятия.(5 минут)
Притча про сосуд.
Профессор философии перед лекцией заходит в зал и раскладывает на столе несколько предметов.
В начале лекции он молча берёт большую пустую банку, и заполняет её большими камнями.
Затем спрашивает:
- Банка полна?
-Да! – соглашаются студенты.
Тогда профессор достаёт коробку с галькой и высыпает её в эту же банку. Он слегка потряс банку и галька, конечно, заполнила открытые области между камнями.
Он снова спросил студентов:
- Банка полна?
Они рассмеялись и согласились, что банка полная.
Тогда профессор достаёт коробку песка и высыпает его в банку. Естественно, песок заполняет всё остальное пространство.
Ещё раз профессор спросил студентов, полна ли банка? Да, ответили студенты, теперь она точно полна!
- Теперь, - сказал профессор, - я хочу, чтобы вы поняли что это - ваша жизнь. Камни - важные вещи – ваша семья, ваши друзья, ваше здоровье, ваши дети. Если бы всё остальное было потеряно, и только они остались, ваша жизнь была бы всё ещё полна. Галька – другие вещи, которые имеют значение подобно вашей работе, вашему дому, вашему автомобилю. Песок – всё остальное, это просто мелочи жизни. Если вы сначала насыплете песок в банку, то не будет места для вещей, которые являются важными для Вас. Обратите внимание на вещи, которые являются действительно важными для вас.
Заботьтесь сначала о камнях – это действительно имеет значение. Установите ваши приоритеты. Остальное – только песок.
Итак, что же из перечисленного важнее всего?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Беседа для старшеклассников
Презентация предозначена для просмотра на классных часах с целью профилактики в борьбе против наркотиков.Материал содержит текст. убедительные аргументы и фото ....
Метепредметный урок. Тема: Вера. Смысл жизни. (Философский смысл рассказа А.П.Чехова "Студент")
Конспект метапредметного урока по теме: Вера. Смысл жизни. (философский смысл рассказа А.П.Чехова "Студент")...
Беседа для старшеклассников о сквернословии "Слово не воробей, вылетит - не поймаешь."
Беседа на тему сквернословия для подростков с нарушением в поведении....
Интерактивная беседа со старшеклассниками "Подростковый алкоголизм".
Мероприятие построено в форме диалога с учащимися 9-11 классов, предполагает откровенный разговор о причинах и последствиях подросткового алкоголизма. Педагогическая ситуация смоделирована так, чтобы ...
Беседа "О профессии и смысл жизни".
О профессии и смысле жизниМне сейчас скажут, что на все нужны деньги. Да, в этом нет сомнений. Но меру денег для «спокойной жизни при физическом здоровье» определяет человек разумный, т. е...
Беседа с учащимися 5–6-х классов на тему «Смысл жизни», тренинговые упражнения
БЕСЕДЫ С УЧЕНИКАМИ О СМЫСЛЕ ЖИЗНИ ВАЖНЫ ДЛЯ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ...
Беседа: "Смысл жизни"
Воспитание ценностного отношения к своей жизни и к жизни других....