тренинговое занятие "Наш класс единый коллектив"
классный час по психологии (5 класс)
Цель: сплочение классного коллектива и построение эффективного взаимодействия учащихся друг с другом.
Задачи:
- Создание благоприятного психологического климата.
- Преодоление барьера в межличностных отношениях, развитие коммуникативных навыков.
- Развитие умения адекватно выражать свои чувства и понимать выражения чувств других людей.
- Сплочение коллектива, формирование взаимного доверия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trening_5_kl._nash_klass_edinyy_kol-vv.pdf | 1.74 МБ |
trening_5_kl._nash_klass_edinyy_kol-v.docx | 32.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Занятие-тренинг на сплочение классного коллектива
«Когда мы едины – мы коллектив»
Подготовила:
Педагог-психолог
ОГКОУ «Шуйская коррекционная школа-интернат»
Шарапова С.А.
Цель: сплочение классного коллектива и построение эффективного взаимодействия учащихся друг с другом.
Задачи:
- Создание благоприятного психологического климата.
- Преодоление барьера в межличностных отношениях, развитие коммуникативных навыков.
- Развитие умения адекватно выражать свои чувства и понимать выражения чувств других людей.
- Сплочение коллектива, формирование взаимного доверия.
Класс: 5
Состав участников: 12 человек.
Материалы и оборудование: ручки, листы A4, оформление на доске (название, картинки), маркеры, игрушка, презентация к занятию.
Режим работы: 35 минут.
Актуальность: невозможно сделать всю работу одному время от времени все равно приходится прибегать к помощи другого человека. В сплоченном коллективе взаимопомощь – это залог успеха.
Структура тренинга:
- Приветствие – 2 минуты
- Разминка – погружение – 2 минуты
- Цель, задачи – 3 минуты
- Основная часть - 30 минут
- Рефлексия – 5 минут
- Итог занятия – 3 минуты
Ход тренингового занятия:
- Приветствие.
- Принятие правил работы в группе.
- Разминка – погружение.
- Основная часть:
- Упражнение «Дерево достижений».
- Упражнение в кругу «Импульс».
- Упражнение «Счет до десяти».
- Беседа «Мир общения». Упражнение «Угадай меня».
- Упражнение «Ладошки».
- Игра «Комплименты».
- Рефлексия.
- Итог занятия.
Структура: ученики рассаживаются на места в круге, когда все успокоятся и готовы будут слушать, начинается тренинг.
Слайд 2
Ход занятия
1. Приветствие.
Цель: Установление контакта с детьми.
Упражнение «Плечо к плечу»
Психолог: «Добрый день, ребята! Я рада видеть вас. Давайте встанем с вами в один общий круг. Вы сегодня, конечно, уже приветствовали друг друга. Я же предлагаю вам поздороваться ещё раз, но на этот раз без слов, одними прикосновениями.
-Поприветствуйте сейчас своего соседа, соприкоснувшись с ним локтями.
-Поздоровайтесь со своим соседом плечами, мизинцами рук, пятками, коленями и т.п.
-А теперь присаживайтесь на места.
Слайд 3.
2. Принятие правил работы в группе.
Наше с вами занятие отличается от обычных уроков, к которым вы привыкли. Поэтому давайте обозначим основные правила работы в группе.
Ведущим устанавливается определенные правила работы в группе, которые необходимы для того, чтобы все участники чувствовали себя комфортно и безопасно.
Список правил: (Каждый пункт правил поясняться ведущим.)
1.Слушать друг друга.
2.Обращаться к друг другу по имени.
3.Не перебивать говорящего.
4.Говорить спокойно, ясно и по делу.
5. Говорить по очереди.
6.Уважать мнение друг друга.
7.Возражая или соглашаясь, смотреть на говорящего.
8.Избегать критики при выполнении упражнений.
9.Проявлять активность.
10. Не распространять и не обсуждать за пределами тренинга то, что происходит на занятиях.
Слайд 5
3. Разминка – погружение
Цель: поднять настроение, и настроится на дальнейшие упражнения, выравнивание эмоционального фона, сплочение участников группы в единую команду для достижения конечного результата работы.
В начале нашего занятия хотелось бы узнать:
- У кого сейчас хорошее настроение, похлопайте в ладоши;
- Поменяйтесь местами те, у кого в классе есть друзья;
- Поменяйтесь местами те, кто уверен в себе;
- Похлопайте в ладоши те, кто хорошо знает своих одноклассников;
- Поменяйтесь местами те, кто любит смеяться;
- Похлопайте в ладоши те, кто любит смотреть мультфильмы;
- Потопайте те, кто согласен с пословицей: «Один в поле не воин».
Слайд 6.
- Как вы понимаете эту пословицу? (когда люди помогают друг другу, то им легче справиться с делом или трудностью, чем одному. Один человек без помощи друзей, товарищей редко добивается успеха)
- Как вы считаете на что будет направлен наш тренинг?
Слайд 7.
4.Основная часть.
Вступительное слово, определение темы, целей тренинга.
Сегодня я проведу для вас тренинг на сплочение «Когда мы едины – мы коллектив». На данном занятии мы поговорим о вашем классе, о взаимоотношениях друг с другом, речь пойдет о единстве коллектива.
А теперь давайте все вместе сформулируем цель нашего тренинга:
Слайд 8.
Цель нашего тренинга – это сплочение коллектива и построение эффективного к взаимодействия друг с другом.
- А что такое «коллектив»?
Слайд 9-10.- Коллектив – это группа лиц, работающих в одной организации, или учащихся в одном учреждении, объединенных совместной деятельностью в рамках какой-либо организации, цели, интересов.
- Подумайте и назовите синонимы (слова близкие по значению) слову единство? (согласие, общность, сплоченность)
- Что же такое сплоченность? Как вы думаете?
Слайд 11. Сплочение – это возможность для команды стать единым целым для достижений конкретных целей и задач. Ведь как хорошо, когда тебя понимает и поддерживает твой товарищ, услышать и помочь, когда необходима эта помощь, и понимать друг друга даже без слов. Сплоченный коллектив добивается многих вершин и побед.
- Какой коллектив называют сплоченным?
- Дружный, единодушный, организованный коллектив называют сплоченным.
Слайд 12.
Упражнение «Дерево достижений»
Цель: установление комфортной атмосферы, эмоциональный заряд.
Обратите внимание на наше одинокое дерево. У каждого из вас есть листочки разного цвета. Я попрошу вас взять один из них (любого цвета) и помочь нашему дереву покрыться разноцветной листвой.
Те, кто выбрал
Красный лепесток — тот желает общаться на занятии.
Желтый лепесток — проявят активность на занятии.
Зеленый лепесток — будут успешны и настойчивы.
Помните, что красота дерева зависит от вас, ваших стремлений и ожиданий.
Слайд 13.
Упражнение в кругу «Импульс»
Цель: сплочение группы, развитие способности к сосредоточению и чувства ответственности.
«А теперь вспомните ситуацию, когда каждый из вас испытывал чувство обиды и разочарования. Я предлагаю вам вернуться в это состояние, прочувствовать его, вспомнить, как вам было неприятно, как хотелось, чтобы кто-то поддержал вас, помог. Давайте поддержим, друг друга, поможем избавиться от этого чувства. Для этого возьмемся за руки и через рукопожатие по кругу передадим друг другу поддержку и сочувствие. Постарайтесь, чтобы этот «огонек поддержки» пришел ко всем. Эта поддержка адресована каждому и исходит от всех». Я начинаю упражнение, сжимая руку соседа справа, далее тот передаёт импульс поддержки следующему участнику вправо и так до тех пор, пока импульс не вернется ко мне.
Слайд 14. Обсуждение:
- Поделитесь вашими впечатлениями от упражнения?
- Какие трудности возникали?
- Какое значение выполнение данного упражнения имело для вас?
Слайд 15.
Упражнение «Счёт до десяти»
Цель: почувствовать друг друга, понять без слов и мимики.
«Сейчас по сигналу «начали» вы закроете глаза и попытаетесь посчитать от одного до двенадцати. Но хитрость состоит в том, что считать вы будете вместе. Кто-то скажет «один», другой человек скажет «два», третий скажет «три» и так далее. Однако в игре есть одно правило: слово должен произнести только один человек. Если два голоса скажут «четыре», счёт начинается сначала. Попробуйте понять друг друга без слов.
Слайд 16. Обсуждение:
- Что с вами происходило в ходе выполнения данного упражнения?
- Какие трудности испытывали?
- Какую стратегию выполнения упражнения вы выбрали?
- Какое правило сплоченного коллектива можно сформулировать из выполненного упражнения? (для полноценного функционирования группы все ее участники должны учитывать не только свои желания и возможности, но и желания/возможности других членов).
- Ребята, чему мы учились выполняя это упражнение? (учились чувствовать друг друга, понимать друг друга без слов)
Беседа «Мир общения»
Человек взаимодействует с окружающим миром, посредством общения. Умение эффективно общаться - это уникальная способность, которая делает человека успешной и интересной личностью и позволяет добиваться в жизни своих целей и взаимопонимания.
Умение общаться - это искусство слушать и слышать, искусство видеть и чувствовать, умение понять собеседника и донести до него свои мысли.
- К нам в гости пришел заяц. Сейчас вы будите его передавать друг другу под музыку. Тот, у кого он окажется, будет участвовать в игре «Угадай меня».
Слайд 17.
Упражнение «Угадай меня»
Цель: развитие коммуникативных навыков, установление взаимопонимания.
На спины участников я буду приклеивать скотчем карточки с фамилиями известных людей и мультипликационных героев. Задача участников отгадать, кем они являются, посредством задавания вопросов.
-Чему мы учились выполняя это упражнение? (учились понимать друг друга, учились задавать вопросы, учились слушать и слышать друг друга)
Слайд 18.
Упражнение «Ладошки»
Цель: формирование чувства эмпатии, развитие хороших взаимоотношений между детьми.
Сейчас каждому из вас я раздам листы А4. Что необходимо сделать: на этих листах необходимо обвести свою ладонь. Затем на ладошках других участников вам необходимо записать по 3 положительных качества.
Слайд 19. Далее обсуждение:
- Что вам понравилось в этом упражнении?
- Что для вас было неожиданным?
- Что нового узнали о себе?
Слайд 20.
Игра «Радуга»
-А теперь, ребята встаньте в круг и возьмитесь за руки……см.слайд.
Слайд 21. Процедура «Спасибо за приятное занятие»
- Пожалуйста, встаньте в общий круг. Я хочу предложить вам поучаствовать в небольшой церемонии, которая поможет нам выразить дружеские чувства и благодарность друг другу. Игра проходит следующим образом: один из вас становится в центр, другой подходит к нему, пожимает руку и произносит: «Спасибо за приятное занятие!». Оба остаются в центре, по-прежнему держась за руки. Затем подходит третий участник, берет за свободную руку либо первого, либо второго, пожимает ее и говорит: «Спасибо за приятное занятие! Таким образом, группа в центре круга постоянно увеличивается. Все держат друг друга за руки. Когда к вашей группе присоединится последний участник, замкните круг и завершите церемонию безмолвным крепким троекратным пожатием рук.
Слайд 22.
А теперь давайте оценим наши достижения и знания на занятии? Я предлагаю каждому из вас высказать свое мнение о сегодняшнем занятии.
Рефлексия:
Цель: получить обратную связь от учеников, подвести итог занятия.
- Какие чувства испытывали?
- Что нового узнали о себе, о группе?
- Чему научились?
- Как это пригодиться в будущем?
- Что было важным?
- Над чем вы задумались?
- Что происходило с вами?
- Что нужно развивать на будущее?
Слайд 23.
6. Итог занятия и ритуал прощания.
- Я хочу призвать вас к тому, чтобы вы не забывали своих одноклассников, чтобы ваш класс всегда был сплоченным коллективом, говорите друг другу чаще комплименты, улыбайтесь друг другу, уважайте друг друга, относитесь к друг другу с пониманием, цените друг друга.
Спасибо вам за работу на занятии, надеюсь, что что-то вам пригодится и, что над чем-то вы задумались, и будете работать в этом направлении.
А теперь давайте поаплодируем друг другу за работу на занятии!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическая разработка внеклассного мероприятия по информатике для 9-11 классов "Единички-нолики"
Мероприятие по информатике "Единички-нолики" проводится в виде игры, которая проходит по правилам игры "Крестики-нолики". В игре участвуют 2 команды, они могут быть из разных классов, параллелей, или ...
План – конспект общешкольного спортивного мероприятия для 2-11 классов "Единый День здоровья"
"Единый День здоровья"...
Рабочая программа по литературе 10-11 классы(единая) по Г.С.Меркину.
Рабочая программа по литературе для 10-11 классов на основе ФКГОС-2004 по программе Г.С.меркину, С.А.Зинину.Учебник В.И.Сахарова для 10 и 11 класса.В программе содержится планируемые результаты, содер...
классный час - тренинг "Наш класс - единый коллектив"
Данный классный час готовился к конкурсу Педагог года - 2017. Разработан для 6-7 класса....
Конспект урока по истории 5 класс " Единое государство в Китае"
Конспект урока истории 5 класс построен с учетом ФГОС-2...
Презентация занятия-тренинга по профилактике буллинга в подростковой среде и сплочению классного коллектива по теме: "Наш класс-единое целое!"
Создание и наличие в школе и классе благоприятного микроклимата в образовательной организации является важным условием благополучного развития личности школьников, преодоления трудностей в...
Мастер-класс "Классный коллектив=классная семья"
Мастер-класс был проведен в рамках регионального этапа конкурса "Учитель года" в номинации "Классным быть классно" в 2020 году....