тренинговое занятие "Наш класс единый коллектив"
классный час по психологии (5 класс)

Шарапова Светлана Александровна

Цель: сплочение классного коллектива и построение эффективного взаимодействия учащихся друг с другом.

Задачи:

  1. Создание благоприятного психологического климата.
  2. Преодоление барьера в межличностных отношениях, развитие коммуникативных навыков.
  3. Развитие умения адекватно выражать свои чувства и понимать выражения чувств других людей.
  4. Сплочение коллектива, формирование взаимного доверия.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Занятие-тренинг на сплочение классного коллектива

«Когда мы едины – мы коллектив»

Подготовила:

Педагог-психолог

ОГКОУ «Шуйская коррекционная школа-интернат»

Шарапова С.А.

Цель: сплочение классного коллектива и построение эффективного взаимодействия учащихся друг с другом.

Задачи: 

  1. Создание благоприятного психологического климата.
  2. Преодоление барьера в межличностных отношениях, развитие коммуникативных навыков.
  3. Развитие умения адекватно выражать свои чувства и понимать выражения чувств других людей.
  4. Сплочение коллектива, формирование взаимного доверия.

Класс: 5

Состав участников: 12 человек.

Материалы и оборудование: ручки, листы A4, оформление на доске (название, картинки), маркеры, игрушка, презентация к занятию.

Режим работы: 35 минут.

Актуальность: невозможно сделать всю работу одному время от времени все равно приходится прибегать к помощи другого человека. В сплоченном коллективе взаимопомощь – это залог успеха.

Структура тренинга:

  1. Приветствие – 2 минуты
  2. Разминка – погружение – 2 минуты
  3. Цель, задачи – 3 минуты
  4. Основная часть -  30 минут
  5. Рефлексия – 5 минут
  6. Итог занятия – 3 минуты

Ход тренингового занятия:

  1. Приветствие.
  2. Принятие правил работы в группе.
  3. Разминка – погружение.
  4. Основная часть:
  1. Упражнение «Дерево достижений».
  2. Упражнение в кругу «Импульс».
  3. Упражнение «Счет до десяти».
  4. Беседа «Мир общения». Упражнение «Угадай меня».
  5. Упражнение «Ладошки».
  6. Игра «Комплименты».
  1. Рефлексия.
  2. Итог занятия.

Структура: ученики рассаживаются на места в круге, когда все успокоятся и готовы будут слушать, начинается тренинг.

Слайд 2

Ход занятия

1. Приветствие.

Цель: Установление контакта с детьми. 

Упражнение «Плечо к плечу»

Психолог: «Добрый день, ребята! Я рада видеть вас. Давайте встанем с вами в один общий круг. Вы сегодня, конечно, уже приветствовали друг друга. Я же предлагаю вам поздороваться ещё раз, но на этот раз без слов, одними прикосновениями.

-Поприветствуйте сейчас своего соседа, соприкоснувшись с ним локтями.

-Поздоровайтесь со своим соседом плечами, мизинцами рук, пятками, коленями и т.п.

-А теперь присаживайтесь на места.

Слайд 3.

2. Принятие правил работы в группе.

Наше с вами занятие отличается от обычных уроков, к которым вы привыкли. Поэтому давайте обозначим основные правила работы в группе.


Ведущим устанавливается определенные правила работы в группе, которые необходимы для того, чтобы все участники чувствовали себя комфортно и безопасно. 
Список правил: (Каждый пункт правил поясняться ведущим.) 

1.Слушать друг друга. 

2.Обращаться к друг другу по имени.
3.Не перебивать говорящего. 

4.Говорить спокойно, ясно и по делу.

5. Говорить по очереди.
6.Уважать мнение друг друга.

7.Возражая или соглашаясь, смотреть на говорящего.

8.Избегать критики при выполнении упражнений.
9.Проявлять активность.
10. Не распространять и не обсуждать за пределами тренинга то, что происходит на занятиях.

Слайд 5

3. Разминка – погружение
Цель:  поднять настроение, и настроится на дальнейшие упражнения, выравнивание эмоционального фона, сплочение участников группы в единую команду для достижения конечного результата работы.

В начале нашего занятия хотелось бы узнать:

  • У кого сейчас хорошее настроение, похлопайте в ладоши;
  • Поменяйтесь местами те, у кого в классе есть друзья;
  • Поменяйтесь местами те, кто уверен в себе;
  • Похлопайте в ладоши те, кто хорошо знает своих одноклассников;
  • Поменяйтесь местами те, кто любит смеяться;
  • Похлопайте в ладоши те, кто любит смотреть мультфильмы;
  • Потопайте те, кто согласен с пословицей: «Один в поле не воин».

Слайд 6.

- Как вы понимаете эту пословицу? (когда люди помогают друг другу, то им легче справиться с делом или трудностью, чем одному. Один человек без помощи друзей, товарищей редко добивается успеха)     

- Как вы считаете на что будет направлен наш тренинг?

Слайд 7.

4.Основная часть.

Вступительное слово, определение темы, целей тренинга.

Сегодня я проведу для вас тренинг на сплочение «Когда мы едины – мы коллектив». На данном занятии мы поговорим о вашем классе, о взаимоотношениях друг с другом, речь пойдет о единстве коллектива.  

     А теперь давайте все вместе сформулируем цель нашего тренинга:

Слайд 8.

   Цель нашего тренинга – это сплочение коллектива и построение эффективного к взаимодействия друг с другом.

- А что такое «коллектив»?

Слайд 9-10.- Коллектив – это группа лиц, работающих в одной организации, или учащихся в одном учреждении, объединенных совместной деятельностью в рамках какой-либо организации, цели, интересов.

- Подумайте и назовите синонимы (слова близкие по значению) слову единство? (согласие, общность, сплоченность)

- Что же такое сплоченность? Как вы думаете?

Слайд 11.  Сплочение – это возможность для команды стать единым целым для достижений конкретных целей и задач. Ведь как хорошо, когда тебя понимает и поддерживает твой товарищ, услышать и помочь, когда необходима эта помощь, и понимать друг друга даже без слов. Сплоченный коллектив добивается многих вершин и побед.

-  Какой коллектив называют сплоченным?

- Дружный, единодушный, организованный коллектив называют сплоченным.

Слайд 12.

Упражнение «Дерево достижений»

Цель: установление комфортной атмосферы, эмоциональный заряд.

Обратите внимание на наше одинокое дерево. У каждого из вас есть листочки разного цвета. Я попрошу вас взять один из них (любого цвета) и помочь нашему дереву покрыться разноцветной листвой.

Те, кто выбрал

Красный лепесток — тот желает общаться на занятии.

Желтый лепесток  — проявят активность на занятии.

Зеленый лепесток — будут успешны и настойчивы.

Помните, что красота дерева зависит от вас, ваших стремлений и ожиданий.

Слайд 13.

Упражнение в кругу «Импульс»

Цель: сплочение группы, развитие способности к сосредоточению и чувства ответственности.

«А теперь вспомните ситуацию, когда каждый из вас испытывал чувство обиды и разочарования. Я предлагаю вам вернуться в это состояние, прочувствовать его, вспомнить, как вам было неприятно, как хотелось, чтобы кто-то поддержал вас, помог. Давайте поддержим, друг друга, поможем избавиться от этого чувства. Для этого возьмемся за руки и через рукопожатие по кругу передадим друг другу поддержку и сочувствие.  Постарайтесь, чтобы этот «огонек поддержки» пришел ко всем. Эта поддержка адресована каждому и исходит от всех». Я начинаю упражнение, сжимая руку соседа справа, далее тот передаёт импульс поддержки следующему участнику вправо  и  так  до тех пор, пока импульс не вернется ко мне.

Слайд 14.    Обсуждение:

- Поделитесь вашими впечатлениями от упражнения?

- Какие трудности возникали?

- Какое значение выполнение данного упражнения имело для вас?

Слайд 15.

Упражнение «Счёт до десяти»

Цель: почувствовать друг друга, понять без слов и мимики.

 «Сейчас по сигналу «начали» вы закроете глаза и попытаетесь посчитать от одного до двенадцати. Но хитрость состоит в том, что считать вы будете вместе. Кто-то скажет «один», другой человек скажет «два», третий скажет «три» и так далее. Однако в игре есть одно правило: слово должен произнести только один человек. Если два голоса скажут «четыре», счёт начинается сначала. Попробуйте понять друг друга без слов.

Слайд 16.    Обсуждение:

  • Что с вами происходило в ходе выполнения данного упражнения?
  • Какие трудности испытывали?
  • Какую стратегию выполнения упражнения вы выбрали?
  • Какое правило сплоченного коллектива можно сформулировать из выполненного упражнения? (для полноценного функционирования группы все ее участники должны учитывать не только свои желания и возможности, но и желания/возможности других членов).

- Ребята, чему мы учились выполняя это упражнение? (учились чувствовать друг друга, понимать друг друга без слов)

Беседа «Мир общения»

Человек взаимодействует с окружающим миром, посредством общения. Умение эффективно общаться - это уникальная способность, которая делает человека успешной и интересной личностью и позволяет добиваться в жизни своих целей и взаимопонимания.

Умение общаться - это искусство слушать и слышать, искусство видеть и чувствовать, умение понять собеседника и донести до него свои мысли.

- К нам в гости пришел заяц. Сейчас вы будите его передавать друг другу под музыку. Тот, у кого он окажется, будет участвовать в игре «Угадай меня».

Слайд 17.

Упражнение «Угадай меня» 

Цель: развитие коммуникативных навыков, установление взаимопонимания.

 На спины участников я буду приклеивать скотчем карточки с фамилиями известных людей и мультипликационных героев. Задача участников отгадать, кем они являются, посредством задавания вопросов.

-Чему мы учились выполняя это упражнение? (учились понимать друг друга, учились задавать вопросы, учились слушать и слышать друг друга)

Слайд 18.

Упражнение «Ладошки» 

Цель: формирование чувства эмпатии, развитие хороших взаимоотношений между детьми.

Сейчас каждому из вас я раздам листы А4. Что необходимо сделать: на этих листах необходимо обвести свою ладонь. Затем на ладошках других участников вам необходимо записать по 3 положительных качества.

Слайд 19.     Далее обсуждение:

- Что вам понравилось в этом упражнении?

- Что для вас было неожиданным?

- Что нового узнали о себе?

Слайд 20.

Игра «Радуга»

-А теперь, ребята встаньте в круг и возьмитесь за руки……см.слайд.

Слайд 21.                                     Процедура «Спасибо за приятное занятие»

- Пожалуйста, встаньте в общий круг. Я хочу предложить вам поучаствовать в небольшой церемонии, которая поможет нам выразить дружеские чувства и благодарность друг другу. Игра проходит следующим образом: один из вас становится в центр, другой подходит к нему, пожимает руку и произносит: «Спасибо за приятное занятие!». Оба остаются в центре, по-прежнему держась за руки. Затем подходит третий участник, берет за свободную руку либо первого, либо второго, пожимает ее и говорит: «Спасибо за приятное занятие! Таким образом, группа в центре круга постоянно увеличивается. Все держат друг друга за руки. Когда к вашей группе присоединится последний участник, замкните круг и завершите церемонию безмолвным крепким троекратным пожатием рук.

Слайд 22.

А теперь давайте оценим наши достижения и знания на занятии? Я предлагаю каждому из вас высказать свое мнение о сегодняшнем занятии.

  1. Рефлексия:

Цель: получить обратную связь от учеников, подвести итог занятия.

  • Какие чувства испытывали?
  • Что нового узнали о себе, о группе?
  • Чему научились?
  • Как это пригодиться в будущем?
  • Что было важным?
  • Над чем вы задумались?
  • Что происходило с вами?
  • Что нужно развивать на будущее?

Слайд 23.

6. Итог занятия и ритуал прощания.

- Я хочу призвать вас к тому, чтобы вы не забывали своих одноклассников, чтобы ваш класс всегда был сплоченным коллективом, говорите друг другу чаще комплименты, улыбайтесь друг другу, уважайте друг друга, относитесь к друг другу с пониманием, цените друг друга.

Спасибо вам за работу на занятии, надеюсь, что что-то вам пригодится и, что над чем-то вы задумались, и будете работать в этом направлении.

А теперь давайте поаплодируем друг другу за работу на занятии!

        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка внеклассного мероприятия по информатике для 9-11 классов "Единички-нолики"

Мероприятие по информатике "Единички-нолики" проводится в виде игры, которая проходит по правилам игры "Крестики-нолики". В игре участвуют 2 команды, они могут быть из разных классов, параллелей, или ...

Рабочая программа по литературе 10-11 классы(единая) по Г.С.Меркину.

Рабочая программа по литературе для 10-11 классов на основе ФКГОС-2004 по программе Г.С.меркину, С.А.Зинину.Учебник В.И.Сахарова для 10 и 11 класса.В программе содержится планируемые результаты, содер...

классный час - тренинг "Наш класс - единый коллектив"

Данный классный час готовился к конкурсу Педагог года - 2017. Разработан для 6-7 класса....

Конспект урока по истории 5 класс " Единое государство в Китае"

Конспект урока истории 5 класс  построен с учетом ФГОС-2...

Презентация занятия-тренинга по профилактике буллинга в подростковой среде и сплочению классного коллектива по теме: "Наш класс-единое целое!"

Создание  и наличие в школе и классе благоприятного микроклимата в образовательной организации является  важным условием благополучного развития личности школьников, преодоления трудностей в...

Мастер-класс "Классный коллектив=классная семья"

Мастер-класс был проведен в рамках регионального этапа конкурса "Учитель года" в номинации "Классным быть классно" в 2020 году....