Мастер-класс "Классный коллектив=классная семья"
статья

Ирина Гладышева

Мастер-класс был проведен в рамках регионального этапа конкурса "Учитель года" в номинации "Классным быть классно" в 2020 году.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass.docx18.26 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс

Классный коллектив = классная семья

Здравствуйте! Меня зовут Гладышева Ирина Александровна, я работаю учителем английского языка в МБОУ «Классическая школа» г. Гурьевска. Из 20 отработанных лет 19 являюсь классным руководителем. Честно говоря, без классного руководства я свою педагогическую жизнь не представляю.

Я построю свое выступление таким образом: я поделюсь с вами некоторыми наблюдениями и идеями, а кое-что мы попробуем сделать вместе с вами.

По моему мнению, у классного руководителя есть 2 основные задачи: 1) создать условия для формирования классного коллектива (учить детей работать в команде); 2) создать пространства, где комфортно каждому ученику (учить детей принимать друг друга, помогать, поддерживать).

К сожалению, в современном мире люди все больше становятся индивидуалистами. Я считаю, что нет детей, которые не хотели бы быть частью коллектива, многие просто не знают, как. Многие дети вообще остаются наедине со своими проблемами, даже в семье. И иногда именно класс, КР становятся по-настоящему близкими людьми.

Высшей целью для себя я считаю создание классной семьи. Чтобы это получилось, нужно ориентироваться на критерии счастливой семьи:

1)любовь и уважение

2)честность (быть, а не казаться), принятие друг друга.

3)доверие, поддержка

4)забота (позволять детям заботиться о себе)

Что же помогает созданию классной семьи?

Чтобы этого достичь, классный руководитель сам должен быть членом этого коллектива (как бы странно это не звучало). Не руководить детьми, как марионетками, а проживать с ними классную жизнь.

Вся прелесть нашей работы состоит в том, что нет однозначных рецептов. В каждом классе, на разных этапах нужно что-то свое.

Я расскажу о тех приемах, которые помогли мне в определенные этапы жизни.

В 5-7 классах для сплочения детей очень помогают совместные дела. К счастью, все дети, с которыми я работаю, обожают чаепития. А это отличная возможность поближе познакомиться, провести какие-нибудь игры (сначала готовит классный руководитель, потом дети). У меня был класс, с которым мы участвовали в смотре строя и песни (готовились с сентября по февраль), потом с ними мы участвовали в разных этапах Зарницы. Подготовка и участие очень объединили нас.

В 8-9 классах мне помогают игры на сплочение коллектива.  (Я работаю в КШ 5 лет, интересно получилось, что каждые два года у меня меняется коллектив, при том, что остается та же параллель. 6,7 классы мы прожили в одном коллективе, а 8 класс сформировался совсем новый коллектив) Помню, родители очень переживали, поладят ли дети, как сложится их жизнь. Нам помогли традиционные чаепития, на которых мы проводили игры на сплочение коллектива. Детям очень понравились некоторые игры.

1)«Веселый счет»

Цель: снятие внутреннего напряжения и психологического дискомфорта.

Участники сидят, говорить нельзя. Ведущий называет любое число, не превышающее количество участников в группе. Согласно этому числу (например, 7) должны синхронно встать 7 человек. Упражнение вынуждает участников предугадать мысли и действия друг друга, привлекает повышенное внимание к жестам, взглядам. Учат думать в одном направлении.

2) «Перестроение»

Цель: близкое знакомство

Участники встают в ряд по росту. По команде ведущего все перестраиваются в заданном порядке. ВСЕ движения осуществляются МОЛЧА.

Перестановка происходит по следующим параметрам: - по первой букве имени или фамилии (в алфавитном порядке); - по цвету волос; по дате рождения и т.п

3) «Говорящие руки»

Цель: эмоционально-психологическое сближение участников.

Участники встают в два круга: ВНУТРЕННИЙ и ВНЕШНИЙ, стоя лицом друг к другу. Ведущий дает команды, которые учащиеся выполняют МОЛЧА в образовавшихся парах.

Команды: выразить поддержку руками, пожалеть руками, побороться руками, помириться, пожелать удачи, попрощаться и т.п.

После выполнения команд внешний круг на шаг смещается и во вновь образовавшихся парах команды выполняются заново. В конце обязательно обсуждение.

Что вы почувствовали? Как изменилось мироощущение?

4) Театр-экспромт.

Распределяются роли. Ведущий читает сказку, ученики выполняют.

Детям так понравилась эта форма развлечения, что они теперь каждое чаепитие просят повторить. Показала видео родителям. Родители успокоились, когда увидели, как их дети взаимодействуют друг с другом.

Стараюсь на род. собраниях готовить небольшие презентации, чтобы родители видели, чем мы занимаемся, что делаем.

В 10-11 классах, как правило, формируется новый коллектив.

На первом классном часу, 1 сентября мы устроили день рождения класса. Мы описали идеального 10-классника.

Ребята написали на листочках свои ожидания (цели, планы) и опасения (тревоги).

«Самолетики пожеланий»

На следующем классном часу, через несколько дней мы вернулись к ожиданиям и опасениям.

Ожидания я наклеила на лист бумаги и вывесила на доску. Еще раз озвучила основные наши цели.

Затем мы перешли к опасениям. Опасения, связанные с тем, получится ли коллектив, было самым популярным. Я их сгруппировала (получилось 3 основных опасения: отсутствие коллектива, трудности, связанные с учебой, отношения с представителями школьного коллектива) и мы проговорили каждую ситуацию: что сделать, чтобы она не возникла, и как поступить, если уже случилось. Таким образом, сняли некоторое количество страхов и тревог.

На собрании я показала ожидания детей, они с интересом читали, находили написанное своими детьми.

К нашим ожиданиям и опасениям мы возвращались в январе. На финальном классном часу, в дискорде мы вновь вернулись к этому вопросу. К счастью, дети отметили, что их опасения по поводу сплочения коллектива не оправдались, мы смогли за год стать семьей.

Подводя итог, хочется отметить, что для достижения цели главными в работе классного руководителя являются ВЕРА, НАДЕЖДА и ЛЮБОВЬ.

Вера в детей, в их силы и способности, свои силы и способности.

Надежда в дни тревог и не удач, не всегда все получается, бывают дни, когда опускаются руки. Эти дни нужно просто пережить и идти дальше с надеждой и верой.

И любовь к своему делу, к детям, к миру, к жизни.

Я убеждена, что только счастливый учитель, классный руководитель может помочь детям стать счастливыми, поверить в себя и прожить интересную жизнь в классной семье.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-мастерская "Две семьи. Семья Ростовых в романе-эпопее Л.Н. Толстого "Война и мир" и семья Мармеладовых в романе Ф.Н. Достоевского "Преступление и наказание."

Учителям словесности на современном этапе обучения литературе особенно при подготовке к новым формам аттестации (ЕГЭ) нужно отойти от традиционного репродуктивного метода преподавания, от вопросно-отв...

Проект областной профильной смены лагеря-похода с круглосуточным пребыванием для многодетных семей, семей с детьми – инвалидами и приемных семей "Лето с рюкзаком"

Семейный лагерь-поход - это эффективная форма организации летнего отдыха, способствующего развитию творческих способностей взрослых и детей, формированию толерантного сознания членов семей и социально...

«Служба содействия семейному устройству детей, оставшихся без попечения родителей и сопровождению замещающих семей в рамках деятельности Центра помощи семье и детям в МКУ «Детский дом «Семья» г. Ноябрьска

О работе службы содействия семейному устройству детей, оставшихся без попечения родителей и сопровождению замещающих семей в рамках деятельности Центра помощи семье и детям в МКУ «Детский дом «Семья» ...

Программа работы с неблагополучными семьями"СЕМЬЯ- это семь Я"

краткая характеристика и способы работы с неблагополучными семьями....

«Служба содействия семейному устройству детей, оставшихся без попечения родителей и сопровождению замещающих семей в рамках деятельности Центра помощи семье и детям в МКУ «Детский дом «Семья».

Жизнеустройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – один из основных вызовов нашего времени и является как никогда актуальным для нашего учреждения. Предметом деятельн...